Главные вкладки

    Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
    статья на тему

    Аверина Айгуль Иштугановна

    О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья26.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аверина А. И., воспитатель

    КГУ «Центр социального обслуживания

     «Нұрлы жүрек» акимата г. Астаны

    Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через  театрализованную деятельность.

    Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах.

    Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники коррекционных учреждений испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате и специфика первичной социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование навыков общения в социуме. Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию подрастающего поколения является создание в коррекционном учреждении условий, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

    Дети, поступающие в наше учреждение,  совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Они отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности.  

      В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, приобщая детей к занятиям творческой деятельностью и участию в различных конкурсах, фестивалях, выставках я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.      

    Цель моей работы способствовать успешной адаптации и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства.

    Для достижения поставленной цели, мною были выделены следующие задачи:

    • воспитательные – направленные на воспитание качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию в социуме.
    • образовательные - связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений;
    • коррекционные - создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника, а также развитие коммуникативных особенностей ребёнка.

    Мы стараемся  создать для наших детей комфортную развивающую среду. Формы и методы работы в учреждении разнообразны, что позволяет добиться  хороших результатов в области общения, контакта не только с сотрудниками, но и со здоровыми сверстниками, гостями.

    Важным условием социальной адаптации наших воспитанников является интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. Они участвуют в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках вместе со здоровыми детьми. Это помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

    Работая над проблемой повышения уровня самооценки детей, очень важно сформировать у них уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Разрабатывая сценарии для тематических утренников, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности и возможности  каждого ребенка, что дает детям равные  возможности для участия в постановках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

    Элементы театрализованной игры я применяю  на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Репка»- диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия). Это положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса,  формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

    На занятиях по развитию речи мы с ребятами инсценируем сказки или небольшие отрывки из детских произведений. Участвуя в инсценировке, дети приобретают  опыт  взаимоотношения друг с другом. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

    Занимаясь постановкой танцев к утренникам, я замечаю, как дети устанавливают визуальный (зрительный) контакт не только со мной, но и с другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, мои воспитанники могут исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

    Участвуя в театрализованных постановках, играх-драматизациях, тематических утренниках «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского дома. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

    Мы надеемся, что организованная нами театрализованная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.

    Литература:

    •        Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.

    •        Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. М.: Глобус, 2009.- 190 с.

    •        3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29

    •        Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск, 2010.

    Интернет- ресурсы:

    •        http://urist-edu.ru/akts/2009/index.html

    http://www.myshared.ru/slide/733436/

    •        http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

    Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

    Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

    В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

    Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

    Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

    ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

             На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

    «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»

    Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...