профессионально ориентированные уроки по математике в средних и старших классах детей с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект урока

Дутова Елена Ивановна

 Авторская методика преподавания математики по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Е. И. Дутова, учитель математики

ГБОУ школа №91 г. Краснодар

Методическая разработка

профессионально ориентированные уроки по математике в средних и старших классах детей с ограниченными возможностями здоровья

(авторская методика преподавания математики по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Я работаю в ГБОУ школе №91 г. Краснодара. Эта школа является коррекционной. В моей школе обучаются слабовидящие и слепые, дети с ОВЗ. Учащиеся с ОВЗ, как и все остальные дети должны в полной мере получать направленность-ориентир и понятия на формирование профессионально-трудовых приемов и навыков в формирующейся личности. Учащиеся с ОВЗ имеют свои особенности, как физические так психологические. Им гораздо сложнее выбрать свое определение в жизни. Их способность самовыражения и самореализации очень ограничены. В связи с плохим зрением или полностью его отсутствием ориентировка в пространстве затруднена. Поэтому исходя из этого, чтоб что-то прочувствовать, определить им надо испробовать это на себе. Почувствовать это тактильно. Побывать в роли и попробовать научиться принимать свои решения в связи с поставленными задачами. Свою работу я строю в рамках Национального проекта "Образование". Так как он охватил все то, что мне было необходимо при обучении математики детей с ОВЗ. Одна из целей которого заключается в воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Исходя из нее выведена одна из задач, которая меня заинтересовала: - "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. На эту основу я накладываю свои дополнительные уроки мо математике которые направлены на проф. ориентированный результат. С помощью этих дополнительных уроков я могу показать различные профессии в основе которых лежит предмет математика. Могу помочь учащимся побывать на месте человека, который работает по этой профессии. Дать возможность прочувствовать себя в этом состоянии. Для детей с ОВЗ это очень важно. Когда они всё примеряют на себя. Жизнь современных детей тесно связана  с  интернетом, они любят легкость и понимание той или иной задачи. Они должны быть замотевированы той профессией которую они хотят получить в итоге и прочувствовать ее изнутри. Уроки проходят в виде профессиональной - игры. Приведем пример одной из таких игр.

"Я- бухгалтер"

Дети заранее оповещаются о том, что они будут бухгалтерами. Им дается задание найти в сети интернета ,  что такое:

1. Номенклатура;

2. Товары, материалы, продукция, услуги. ТМЦ.

3. Кто такие контрагенты.

Что такое НДС, счет - фактура, журналы - ордера объясняет на уроке учитель в виде главного бухгалтера.

Как было отслежено, дети очень ждут этого занятия, и готовятся к нему. Родители, также любят участвовать в такой подготовке, в какой-то степени они могут тоже для себя найти что то интересное.  Посещаемость таких занятий 100%.

Заранее подготавливается рабочее место для каждого ребенка. На столе должны лежать ручки (обязательно черного цвета, т. к. для детей слабовидящих нужен именно такой цвет), калькулятор (большой, с большой раскладкой - это обязательно для слабовидящих детей). Учитель раскладывает раздаточный материал на столы каждому ребенку в одинаковом количестве. Даже если есть в группе не успевающие дети, они тоже должны получить задание в полном объеме, и уже сейчас оценивать уровень работы и дел, которые  получает бухгалтер. Урок начинается со слов главного бухгалтера (учителя) - :"Добрый день, коллеги, сегодня у нас на склад поступили, в большом объеме товарно-материальные ценности (ТМЦ) нам нужно оприходовать их по накладным и счетам фактурам, и пожалуйста, делайте все побыстрее в 14.00 ТМЦ будут отгружены на склад!" каждому ученику раздается по 10 накладных и к ним счета-фактуры. В каждой накладной не менее 5-10 позиций. Первое, что должен сделать бухгалтер - это сверить номера счетов - фактур с номерами накладных. (они специально, заранее учителем подготавливаются с ошибкой), по закону о бухгалтерском учете они должны совпадать. Тут учитель проверяет внимательность детей и их усидчивость. Как тщательно будет идти сверка. Затем ученики должны занеси данные о поступивших документах в журнал прихода ТМЦ (в порядке живой очереди).  Журнал прихода ТМЦ выглядит следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Журнал прихода ТМЦ

№ (по порядку)

Дата

Номер накладной

Номер счета - фактуры

Сумма

1

28.10.2019

1245

1245

15235

2

....

....

....

2351

Итого

-

-

-

17586

После чего ученики должны посчитать по накладным полученным от поставщиков общую сумму приходных документов.  Выверить ее по счетам - фактуры. Журналы- ордера находятся в количестве - 1 шт. на каждый вид деятельности. Занести данные о поступивших вместе с ТМЦ НДС по счетам - фактурам (табл. 2).

Таблица 2

Журнал прихода счетов - фактур

№ (по порядку)

Дата

Номер счета - фактуры

Сумма по счету - фактуры

Роспись

1

28.10.2019

1245

1253

2

29.10.2019

1246

2303,5.

...

Итого

итог

Дети в порядке очереди начинают заносить данные по журналам (это метод коллективной работы). Далее под конец урока, ученики пишут справку о движении ТМЦ на предприятие. В этой справке они отражают какие накладные поступили, какие суммы были отражены в документах и их итог.  Какой налог по НДС был удержан. Эту справку ученики пишут в произвольной форме и сдают главному бухгалтеру (учителю). В этом приеме прослеживается аккуратность и внимательность выполнения заданий.  Сразу можно заметить как работает каждый ученик, у кого по всему столу разбросаны бумаги, где он сам путается и не знает, что где у него лежит,  или наоборот все точно разложено листок к листку, аккуратно старается заносить данные. Почерк аккуратный, нету исправлений или грязи в документах. Также нужно обращать внимание на исправления, как он исправляет, зачеркивает или замалевывает, исправляет корректором или переписывает заново. Это индивидуальность каждого ребенка (ученика). На этом уроке ученик почувствует на себе необходимость знаний получаемых на уроках математики. Это самое главное, когда ученики видят взаимосвязь предмета с разыми областями социальной жизни людей.

По итогам урока ученики обязательно, каждый, должен проговорить о прошедшем уроке. Задать свои вопросы, рассказать свои ощущения, понравилось ему или нет. Как он чувствовал себя в роли бухгалтера на большом предприятии где находились и другие бухгалтера (ученики). Где им нужно было в один журнал заносить данные о приходе накладных, о счетах - фактуры. Ведь это коллективная работа. Как он чувствовал себя когда он занимал очередь к журналу. Что его раздражало.  

Все накладные и счета - фактуры логичнее взять из программы 1С: предприятие  версия 8.0 - учебная версия, которая продается в свободном доступе.

Данный урок направляется на профориентацию ребенка, дает возможность развиваться самому учителю, а также помогает родителям в выборе профессии для ребенка. Такие уроки проводятся у нас в школе не менее 1 раза в неделю. Каждый дополнительный урок должен быть профориентирован на профессию в основе которой лежит знание о математике.  

С помощью уроков геометрии мы учим детей доказывать и отстаивать свою точку зрения опираясь на доказательства и теоремы. Следовательно для демонстрации связи этого предмета с профессией, следует выбрать направления - адвокат, юрист. Рассказать об этой профессии ученикам, дать ключевые слова для запоминания и построить урок на тему "защиты в суде человека", которая будет строиться на доказательствах и фактах.

Игра - урок "Я - адвокат" строиться на защите с помощью доказательств, теорем и признаков. Или наоборот, нам нужно не оправдать, а осудить. Для этого учителю необходимо тщательно готовиться, вникать в сущность этой профессии и находить взаимосвязь между предметами.

Такие уроки прививают ученикам усидчивость, ответственность, понимание предмета и профессий в основе которых лежит математика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...