Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

Игнатова Мария Николаевна

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение. Своевременное устранение недостатков устной речи, поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Настоящая программа предназначена для проведения комплексной коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними младшего и среднего школьного возраста. Данная программа рассчитана для детей в возрасте 3-14 лет.

Программа реализуется в учреждении социального обслуживания, осуществляющего образовательную деятельность, логопедом при взаимодействии с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете и актовом зале.

 Содержание программы включает четыре основных модуля:

Модуль I «Произносительная сторона речи» (М I);

Модуль II «Лексико-грамматический строй речи» (М II);

Модуль III «Связная речь» (M III);

Модуль IV «Логопедическая ритмика» (M IV).

Для реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

- групповые, в том числе с родителями;

- индивидуальные, в том числе в присутствии родителей.

Количество занятий определяется уровнем речевого развития ребенка (одно, два занятия в неделю), длительность, которых зависит от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей (30-45 мин). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2021-22g.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

«Рассмотрено»

на заседании Методического

совета (объединения).

Протокол №______________

от «___»___________20____г 

«Утверждаю»

Директор ГБУСО МО

«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»

__________________И.В. Анищенко

«____»____________________2021 г.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"Подольский городской центр социальной по помощи семье и детям"

отделение реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 ПРОГРАММА

Логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

          Составитель логопед:                     Игнатова М.Н.  _______________  

                                                       

                                                                                      Дата  « ___»  ___________      2021 г.

2021 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Логопедическая реабилитация детей-инвалидов и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья -  создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. Таким образом, субъектами логопедической реабилитации являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, их семьи.

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение.

Актуальность программы: своевременное устранение недостатков устной речи, поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Логопед осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

В процессе реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии происходит коррекция и компенсация имеющихся у них нарушений, развиваются их личностные качества, способности и возможности с учетом уровня их реабилитационного потенциала.

Настоящая программа предназначена для проведения комплексной коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними младшего и среднего школьного возраста.

Данная программа рассчитана для детей в возрасте 3-14 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Программа реализуется в учреждении социального обслуживания, осуществляющего образовательную деятельность, логопедом при взаимодействии с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете и актовом зале.

Формы и режим проведения занятий

Для реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

- групповые, в том числе с родителями;

- индивидуальные, в том числе в присутствии родителей.

Количество занятий определяется уровнем речевого развития ребенка (одно, два занятия в неделю), длительность, которых зависит от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей (30-45 мин). Динамическая пауза проводится в середине занятия. Перерыв между занятиями 10-15 минут.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью программы является преодоление и коррекция нарушений в развитии устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Обучающие:

- Вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

- Вырабатывать правильное речевое дыхание;

- Формировать звукослоговой анализ и синтез;

- Обогатить словарный запас по лексическим темам;

- Корректировать грамматический строй речи;

Развивающие:

- Развивать слухоречевое внимание;

- Развивать интонационную выразительность речи;

- Развивать психические процессы речи;

- Развивать фонематическое восприятие;  

- Стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные:

-Содействовать реализации навыков общения детей со сверстниками в процессе совместной деятельности;

- Формировать у детей правила поведения на занятии, в группе сверстников.

  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Несовершеннолетние нуждаются в специальной коррекционной работе. В процессе этой работы ребенок знакомится с окружающим миром, расширяется его кругозор, активно развивается его кругозор, активно развиваются основные психологические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), обогащается активный и пассивный словарь, стимулируется познавательная и творческая активность, формируются графические и изобразительные навыки, развивается тонкая моторика.

Характер, результативность, цели логопедической программы определяются следующими принципами:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
  • Принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
  • Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  • Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
  • Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  • Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  • Принцип сотрудничества  семьи и педагогов – осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей.

     

Вся индивидуально-коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

Этапы

Содержание

Диагностическая работа

1.

Подготовительный этап

Этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования, планирование деятельности специалистов в момент обследования детей.

2.

Основной этап

Получение информации о знаниях, умениях, навыках; учет особенностей поведения ребенка в момент обследования, учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления, артикуляционного аппарата.

3.

Заключительный этап

Установление речевого диагноза, разработка индивидуальной программы по коррекции.

Коррекционно – развивающая работа  

4.

Подготовительный этап

 Мотивирование обучаемого; устранение анатомических дефектов органов артикуляции, развитие подвижности артикуляторных органов, развитие мелкой моторики.

5.

Основной этап

Развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация, закрепление); развитие речевой активности (лексико – грамматический строй, связная речь).

6.

Заключительный этап

 Применение полученных знаний, умений, навыков  в жизни, рекомендации родителям.

Воспитательная работа

7.

Целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

Аналитическая работа

8.

Анализ достигнутого уровня развития

Выявление динамики роста и уровня сформированности речевой деятельности путем сравнительных и дифференцированных методов диагностики.

9.

Оценка личностных изменений

Анализ результатов деятельности детей.

10.

Формирование у родителей адекватного отношения к выявлению у детей нарушений.

Прогноз их развития в соответствии с потенциальными возможностями и необходимостью дальнейших видов обучения.

  1. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Контроль освоения содержания программы детьми осуществляется в процессе специально организованных,  диагностических занятий.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

Знания могут усваиваться на разных уровнях:

  • репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
  • продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или не стереотипность, оригинальность. Выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения (по В.П. Беспалько):

Уровень усвоения

Название уровня

Характеристика уровня

0 (нулевой)

Понимание

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности.

 Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации,

 т.е. о наличии обучаемости

I

Узнавание

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности,

опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)

II

Воспроизведение

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной

III

Применение

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

IV

Творчество

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях

 создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию;

 такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной целью коррекционных занятий является преодоление и коррекция нарушений в развитии устной речи детей.

Для этого на занятиях создаются:

- благоприятные условия для развития всех компонентов речевой системы;

- атмосфера доброжелательности и ситуация успеха для каждого ребенка.

Результат реализации программы отслеживается при помощи речевой карты, которая используется при обследовании. Для проведения индивидуального логопедического обследования устной речи используется «Альбом для логопеда О.Б. Иншакова».

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает четыре основных модуля:

Модуль I «Произносительная сторона речи» (М I);

Модуль II «Лексико-грамматический строй речи» (М II);

Модуль III «Связная речь» (M III);

Модуль IV «Логопедическая ритмика» (M IV).

Рабочая программа I модуля «Произносительная сторона речи».

  1. Пояснительная записка

Содержание модуля направлено на формирование и коррекцию произносительной стороны речи детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение устной речи. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, и возникновения трудностей в овладении навыками чтения и письма.

Во время освоения данного модуля, у детей развивается подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание, восприятие, дети учатся правильно произносить нарушенные звуки в связной речи.

Модуль «Произносительная сторона речи»  реализуется при 2-х -летнем сроке обучения возраст детей от 3 до 14 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

  1. Задачи модуля:

- Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- Развивать речевое дыхание;

- Устранить дефектное звукопроизношение;

- Автоматизировать поставленные звуки и дифференцировать звуки (сходные артикуляционно и акустически) в речи;

  1. Содержание программы

  1. Артикуляционная моторика.

3.1.1. Беседа «Органы артикуляции».

Знакомство с органами артикуляции. Название и их роль в коррекции звукопроизношения.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды.

3.1.2. Логопедический массаж – с учётом индивидуальных особенностей ребенка и состояния мышц артикуляционного аппарата:

  • Классический ручной – поглаживание, растирание, разминание, вибрация;
  • Зондовый – нормализация речевой моторики, с использованием комплекта зондов Е. В. Новиковой.

Оборудование: комплект зондов Е.В. Новиковой, стерилизатор.

3.1.3. Беседа «Артикуляционная гимнастика».

Знакомство с артикуляционными упражнениями (статические, динамические), причинами, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.

Выполнение артикуляционной гимнастики для нарушенной группы звуков.

Оборудование: иллюстрационный материал из альбома логопеда, артикуляционные упражнения, фотографии, зеркало, слайды.

  1. Речевое дыхание

3.2.1 Беседа «Правильное дыхание».

Что такое дыхание? Для чего мы дышим? Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.

Оборудование: иллюстрации, презентация.

3.2.2. Игры и упражнения для развития плавного речевого выдоха. 

Знакомство с компьютерной программой  Дельфа. Обучение правилам пользования микрофоном. Выполнение упражнений: «Костер», «Мельница», «Насос», «Помоги бабушке остудить чай», «Жучок», «Цветок», «Порхает желтый лист»,  «Игра с мячом», «Кормим птиц».

Оборудование: альбом по развитию речевого дыхания, компьютерная программа Дельфа, микрофон, игры, ватные шарики, кораблики, воздушный шар, мыльные пузыри и т.д.

  1. Постановка нарушенных звуков

3.3.1 Беседа «Исправление нарушенного звукопроизношения». Формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи.

3.3.2.Постановка звука по подражанию.

 Подготовительные упражнения для свистящих, шипящих, сонорных звуков. Работа с зеркалом, с ширмой.

Оборудование: иллюстрации, зеркало, ширма, магнитофон, аудиокассеты.

3.3.3. Постановка звука механическим способом.

Беседа «Логопедические инструменты-помощники». Знакомство с зондами, и их заменителями. Комплекс упражнений с логопедическими инструментами.

Оборудование: логопедический альбом, логопедические зонды и их заменители, стерилизатор.

3.4. Автоматизация поставленного звука

3.4.1. Автоматизация поставленного звука в слогах

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Оборудование: логопедические тетради на закрепление звука в слогах, речевое лото, кассы букв.

3.4.2. Автоматизация поставленного звука в словах

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Оборудование: иллюстрации, логопедические тетради, презентации с слайдами, муляжи.

3.4.3. Автоматизация поставленного звука в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

Оборудование: логопедические тетради, сборники детских стихов, потешек.

3.5. Дифференциация поставленных звуков

Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

в данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций:

- активизация слухового внимания;

- выделение звука на фоне других звуков;

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова;

 - вычленение звука;

- определение места звука в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове;

 - определение порядка следования звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

 - составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);

- операции фонематических представлений

Оборудование: логопедические пособия для дифференциации звуков, логопедическое лото, иллюстрации, сборники стихов, рассказов.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

  1. Ожидаемые результаты логопедической работы:

-уметь правильно артикулировать и произносить все звуки речи в различных

фонетических позициях и формах речи;

-уметь четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

 - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

 - различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

 - производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Рабочая программа II модуля «Лексико-грамматический строй речи».

  1. Пояснительная записка

Содержание модуля направлено на формирование и коррекцию лексической и грамматической стороны речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

         Основная работа данного модуля направлена на преодоление речевой патологии у ребёнка и профилактику вторичных речевых отклонений. Это позволяет в определённой мере предотвратить их отрицательные последствия, как в личностном, так и в психологическом плане.

Во время освоения данного модуля, у детей развивается импрессивный и экспрессивный словарь, ребенок овладевает навыками словообразования и словоизменения.

Модуль  «Лексико-грамматический строй»  реализуется при 2-х -летнем сроке обучения возраст детей от 3 до 14 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

  1. Задачи модуля:

- Обогатить словарный запас (импрессивный, экспрессивный)  по лексическим темам;

- Обогатить словарный запас антонимами, синонимами;

- Обучить навыкам словоизменения (учить согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут), существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои)

- Научить навыкам словообразования (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательные и относительные прилагательные; глаголы движений с приставками);

        Программа предусматривает обучение детей навыкам словообразования и словоизменения в ходе изучения лексической темы согласно календарно-тематическому планированию, используя пособия Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» альбом №1,2,3,4; С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова «Альбом по развитию речи», С.И. Карпанова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников», Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей с ОНР». Система упражнений, предложенная в данных пособиях, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносить их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.

  1. Содержание программы

3.1. Лексический строй речи.

3.1.1. Формирование импрессивного словаря (понимание) речи.

        На данном этапе проводится ряд бесед по конкретной лексической теме. Происходит знакомство ребенка с предметами, действиями, признаками с их словесным обозначением, вводятся обобщающие понятия, учат различать предметы, действия по числам, родам, падежам. происходит  рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, муляжей;

Оборудование: книги с иллюстрациями, набор тематических картин, игры с вкладышами, муляжи овощей, фруктов, животных и т.д.

3.1.2. Формирование экспрессивного словаря речи.

         На данном этапе проводится работа по расширению словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти направления словарной работы прослеживаются на лексических темах:

Бытовой словарь:  названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.

Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Проводятся игры: Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец - овощ, ромашка). Назови части. Отгадай предмет по названию его частей. Объясни, что общего у предметов. Скажи наоборот. На что похоже. Закончи предложение. Кто что умеет делать. Составление загадок - описания по определённому плану.

Оборудование: набор тематических картин, игры с вкладышами, муляжи овощей, фруктов, животных, речевой материал и т.д

3.2. Формирование словообразования

3.2.1. Беседа " Образование новых слов". Как образуются новые слова?

Оборудование:  мольберт, маркеры.

3.2.2. Формирование словообразования существительных.

Беседа "Понятие существительное-предмет".

В процессе коррекционно-логопедической работы формирование словообразования существительных проводится в следующей последовательности:

- словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом –ик-(с существительными мужского рода; дом- домик, нос- носик).В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса –чик- ( с существительными мужского рода);

– образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды: суп-супница);

- образование существительных с помощью суффикса –инк-(бусы-бусинка);

- образование названий детёнышей животных и птиц (волк-волчонок-волчата, ворон-воронёнок-воронята);

- образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. 

Оборудование: иллюстрации, логопедическое лото, презентации.

3.2.3. Формирование словообразования прилагательных.

Беседа " Понятие прилагательное-признак".

 С учётом семантики, частотности употребления и времени проявления в онтогенезе формирование словообразование прилагательных следует проводить в такой последовательности:

- образование притяжательных прилагательных;

- образование качественных прилагательных;

- образование относительных прилагательных. 

Оборудование: логопедические тетради, иллюстрации, логопедические пазлы.

3.2.4. Формирование словообразования глаголов.

Беседа "Понятие глагол-действие".

Формирование словообразования глаголов у детей осуществляется в следующей последовательности:

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Предложить ребёнку показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается (мыла- вымыла, рисует- нарисовал, умывается- умылся и т.д.)

- дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-,вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, на-. Показать соответствующую картинку (входит- выходит, наливает- выливает, залезает- слезает, подходит- отходит). 

Оборудование: логопедические книги, картины.

3.2.5. Работа над родственными словами.

Беседа "Родственные слова".

Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Оборудование: иллюстрации.

3.3. Формирование словоизменения

3.3.1 Беседа " Изменение слов". Как изменяются слова и получаются новые?

Оборудование: картины.

 3.3.2. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

1) Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) Отработка беспредложных конструкции единственного числа.

Глаголы:

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Оборудование: иллюстрации, логопедические тетради.

3.3.3. Формирование  средних формам словоизменения.

Существительные:

1) Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2) Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

1) Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;

2) Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование: логопедические пазлы, лото, иллюстрации.

3.3.4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Согласование числительных с существительными.

Прилагательные:

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее и связанной речи.

Оборудование: логопедические тетради, муляжи, иллюстрации.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

4. Ожидаемые  результаты:

1. Уметь образовывать существительные Им.п. множественного числа.

2. Уметь образовывать существительные Р.п.  множественного числа.

3. Уметь образовывать существительные в косвенных падежах.

4. Овладеть навыками правильно согласовывать существительное с числительным и прилагательным.

5 . Уметь образовывать названия детёнышей.

6. Овладеть навыком образования уменьшительно – ласкательные формы.

7. Уметь образовывать относительные прилагательные от существительных.

8. Уметь образовывать притяжательные прилагательные.

9.  Уметь образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенно вида

11. Уметь продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных, глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных.

12. Уметь грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться чётко.

13. Ребёнок правильно использует в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений и т.д.)

Рабочая программа III модуля «Связная речь».

  1. Пояснительная записка

Содержание модуля направлено на формирование и коррекцию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Развитие связной речи происходит в процессе изучения сказок.

Во время освоения данного модуля, у детей развивается навык ведения диалога и монолога.

Модуль «Связная речь» реализуется при 2-х -летнем сроке обучения возраст детей от 3 до 14 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

 

  1. Задачи модуля:

- Овладеть навыками диалогической речи;

- Овладеть связной монологической речью;

  1. Содержание программы

3.1. Овладение диалогической речью.

3.1.1.   Обучение умению отвечать на вопросы.

Репродуктивные вопросы наиболее лёгкие, требующие простых ответов. (кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?)

Вначале обучения ответы однословные. Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса, тем самым, осуществляя   переход к двухсловным предложениям.

Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений (вначале с прямым дополнением без предлога, затем с  косвенными  как с  предлогом, так  и  без  него)( где? Куда? Откуда? Как? Когда?  Сколько? Какой?)

Проблемные вопросы начинаются вопросительным наречиями почему? Зачем?

Оборудование: сюжетные картины, иллюстрации.

3.1.2. Обучение умению постановке вопросов

        Постановка  вопросов кто? что?

  1. По данному логопедом образцу.
  2.  Закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих занятиях.

Постановка вопроса что делает?

  1. По демонстрации действия.
  2. По элементарной 1- фигурной сюжетной картинке
  3. Закрепление данного вопроса проводится с образцом и без образца.

Постановка серии репродуктивных вопросов  к  парным 1 – фигурным  сюжетным  картинкам, подобранным  по  образцу  противопоставления  действий.

    Постановка серии  репродуктивных  вопросов  к  группе  усложнённых  сюжетных  картинок (предмет – действие – объект) с  одним  изменяющимся  предметом

    Постановка  репродуктивных  вопросов  к  многофигурной  сюжетной  картинке  несколько  субъектов – несколько действий – несколько  объектов.

    Усложнение  сюжетных  картинок  элементами  пейзажа.

   Постановка  вопросов к  предложению  с  опорой  на  предметные  картинки  или  символы  их  заменяющие.

   Работа  по  постановке  вопросов  к  трём  предложениям, связанных  контекстом.

Оборудование: серии сюжетных картин.

3.1.3. Беседа

Проводится  по  содержанию литературного  произведения,

картины  со  сложным  сюжетом, реже  по  пейзажу. Она  носит  тематическую  направленность,   а  так же большой  предварительной подготовительной  работы  логопеда.

Оборудование: иллюстрации, муляжи.

3.2. Формирование монологической речи

3.2.1    Обучение   пересказу.

        Это  более  лёгкий  вид  монологической  речи,  так  как  он  придерживается  авторской  композиции произведения, в  нём  используются готовые  авторские сюжеты  и готовые  речевые  формы  и  приёмы.

Знакомство  с  материалом. Рассматривание  картин по  данной  теме. Наблюдение  в природе  и  окружающей  жизни. Рисование, аппликация, лепка. Заучивание  наизусть потешек, пословиц, способствующих  пониманию  содержания рассказа.

Непосредственное обучение  пересказу.

А) первое  чтение без  установки  на  запоминание и  пересказ;

Б) второе  чтение с  установкой  на  запоминание и  пересказ;

В) беседа  по  содержанию;

Приёмы  работы  над  текстом произведения:

- рассматривание  иллюстраций;

- выстраивание  в  логической  последовательности  серии  сюжетных   картинок;

- придумывание  дополнительной  или недостающей  картинки;

- выделение  из  текста  фраз  к  каждой  картинке;

- выделение,  проговаривание  отдельных  фрагментов;

- лексико – грамматические  упражнения;

- выбор  наилучших  вариантов.

Г) Третье  чтение  текста  произведения  проводится  после  беседы  по  содержанию  и  работы  над  текстом;

Д) Работа  с  планом:

- Логопед  предлагает  готовый  план;

- план  составляют  на  занятии  коллективно;

- используются  серии  сюжетных  картин, символы, пиктограммы;

- даётся  установка  на запоминание;

- план  воспроизводится  детьми  по  цепочке.

Е) Пересказ  по  плану  с  опорой  или  без  опоры.

Оборудование: книга с рассказами, иллюстрации, план.

3.2.2.Рассказывание по восприятию

3.2.2.1. Описание игрушек – сказочных героев.  

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.

Даётся образец и план рассказа. Ребенок рассматривает игрушку, ощупывает, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

 В процессе занятия предлагается задания для классификации предметов по цвету, назначению и т. д. Эти задания подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Оборудование: игрушки, муляжи, план рассказа.

3.2.2.2. Описание натуральных предметов. 

Большое образовательно-развивающее значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др.

Рассказывая, дети тут же объясняют назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

Умения описывать предметы закрепляются на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, прогулках.

Оборудование: натуральные предметы, овощи, фрукты.

3.2.2.3. Обучение рассказам по картинам. 

Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.

Главная задача, стоящая перед ребенком, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и детьми: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.

Полезный наглядный материал для описания — рисунки и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.

Первая задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).

Описание аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).

Оборудование: рисунки, аппликации, пейзажные картины, слайды.

Ожидаемый результат:

Дети овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, рассказов (описательных, сравнительных).

Тематическое планирование

Лексические темы

Содержание  

Итог занятия

 

Ранняя осень

М I. Вводное занятие. Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Улыбка», «Трубочка».  

М II. Обогащение предметного словаря по теме: «Ранняя осень».

Закрепление осенних месяцев, примет ранней осени.    

Согласование прилагательного с существительными в роде.(зелёный лист, вкусный гриб).

Игра «Исправь ошибку».

М III. Прослушивание рассказа «Осень». Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением.

Игра «Доскажи словечко».

-Сказка «Семь цветных карандашей».

- «Знакомство с органами артикуляции и понятием «звук»».

М I. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений «Улыбка - Трубочка».

М II. Проведение викторины  «Приметы осени».

М III. Составление рассказа « Ранняя осень».

Овощи

М I. Повторение названий органов артикуляции.  Артикуляционная гимнастика  «Лопаточка», «Иголочка».

М II. Обогащение предметного словаря по теме. Формирование обобщающего понятия «овощи». Назвать цвет овощей по образцу: помидор красный.

Игра «Жадина». «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?»

М III. Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

-Сказка «Репка».

- Стихотворение Ю.Тувим «Овощи»

М I. Выполнение артикуляционных движений под счет.

М II. Игра « Расскажи-ка».

М III. Упражнение «Что купила белка в магазине?»

Фрукты

М I. Знакомство с неречевыми звуками (звучащие игрушки).  Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».

М II. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия «фрукты». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Употребление имен собственных в форме единственного числа Р.п с предлогом.

М III. Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

- сказка «У страха глаза велики».

М I. Игра «Угадай что звучит».

М II. Упражнение «Назови правильно».

М III. Составь рассказ о фруктах по предложенному плану.

Ягоды

М I. Знакомство с программой Дельфа. Развитие плавного речевого выдоха.

М II.Знакомство с названиями ягод. Закрепить обобщающее понятие. «Ягода лесная, ягода садовая». Игра «Какой сок? Какое варенье?»

М III. Игра «Доскажи словечко».

Учить составлять рассказ по картинно-графическому плану.

- Сказка о веселом язычке

М I. Работа с программой Дельфа  « Задуй свечи».

М II. Упражнение «Из чего-какой?»

М III. Упражнение «Расскажи-ка». Составь рассказ о ягодах по предложенной наглядной схеме».

Грибы

М I. Закрепить понятие «гласный звук». Развитие фонематического слуха. Артикуляционная гимнастика

«Грибок», «Маляр», «Барабанщик».

М II.Знакомство с съедобными и ядовитыми грибами, особенностями строения, местом произрастания. Закрепление обобщающего понятия «Грибы». Упражнение «Жадина». «Скажи наоборот».

Знакомство с многозначными словами, объяснить разницу в значении этих слов.

М III. Составление словосочетаний по образцу. Сказка «Под грибом»

М I. Выполнение артикуляционных упражнений по символу.

М II. Викторина «Подбирай, называй, запоминай».

М III. Упражнение «Ёж-грибник».

Одежда,

обувь

М I. Формирование фонематических процессов. Изучение звуков по символам. Постановка нарушенного звука.

М II. Уточнить словарь по теме, расширить и активировать его. Закрепить обобщающие понятия. Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х.  Использовать глаголы «обуть-снять».

М III. Сказка о жадном кармашке. Дать представление о частях и функциях одежды.

М I. Закрепление артикуляционного уклада звука.

М II. Игра «Назови ласково», отгадай загадки.

М III. Пересказ сказки о жадном кармашке.

Игрушки

М I. Выделение звука в словах. Формирование фонематического восприятия.  Постановка звука.

М II. Уточнение и расширения словаря по теме. Согласование существительных с местоимениями в роде, числе (притяжательные местоимения).

М III. Составление рассказа об игрушках, о предложенному наглядному плану.

Сказка «Курочка Ряба»

М I. Закрепление артикуляционного уклада звука.

М II. Игра «Жадина». «Чья игрушка?».

М III. Игра « Расскажи-ка».

Поздняя осень

М I. Постановка нарушенного звука.

Формировать подвижность органов артикуляции. Развитие слухового внимания.

М II.Знакомство с временем года, названиями осенних месяцев, их последовательностью.  Осенние изменения, приметы.

М III. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».Развитие диалогической речи.

М I. Выполнения комплекса упражнений в динамике.

М II. Игра «Сравни между собой осенние месяца».

М III. Учить отвечать на вопрос полным предложением.

Птицы перелётные

М I. Закрепление произношения гласных звуков. Работа над слоговой структурой слова.

М II.Формирование обобщающего понятия «Птицы». Расширить словать глаголов по теме. Согласование имен сущ-х ед. и мн. Числ Им.п с глаголом наст времени.

М III. Прослушивание сказки

« Гуси-лебеди», рассмотрение иллюстраций, расположи по порядку, составление рассказа по сюжетным картинам.

М I. Закрепление звуков по символам.

М II. Игра «Побдирай, называй, запоминай».

М III. Пересказ сказки «Птицы».

Птицы домашние

М I. Работа над слоговой структурой слова.

М II. Знакомство с названиями домашних птиц. Польза птиц. Как человек ухаживает за птицами, чем кормит и где содержит. Закрепить обобщающее понятие «Домашние птицы». Закрепление названий мамы, папы, детеныша.

М III. Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса». Познакомить с эмоциональным состоянием героев.  Совершенствовать связную речь.

М I. Игра «Какое слово короче?»

М II. Игра « Назови правильно», «Кто как голос подает?» «Расскажи-ка».

М III. Составление рассказа по одной из сюжетных картин.

Зима

М I. Работа над просодической стороной речи. Выделение ударных звуков «А», «О», «У».

М II. Знакомство с зимними месяцами, их последовательностью. Уточнить и расширить словарь признаков, примет зимы. Образование сложного слова «снегопад». Образование мн.числ от един. Согласование сущ. с прил в роде и числе.

М III. Закрепление сюжета сказки «Заюшкина избушка». Составление рассказа по цепочке.

М I. Работа с программой Дельфа.

М II. Упражнение «Доскажи словечко».

М III. Пересказ сказки.

Домашние животные

М I.  Выполнение артикуляционных упражнений. Автоматизация поставленного звука.

М II. Рассмотрение иллюстраций, закрепление названий животных и их детёнышей. Знать чем кормят, какую пользу приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные». Игра «Что у кого?», «Назови ласково».

М III. Знакомство со сказкой «Как коза избушку строила». Работа с мнемокартинками, разгадывание загадок.

М I. Выполнение упражнений в динамике.

М II. Упражнение « Праздник поросенка».

Закрепление названий животных, жилище, корма.

М III. Пересказ сказки « Как коза избушку строила».

Дикие животные

М I. Знакомство с понятием «согласный звук». Формирование слухового восприятия.

М II. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие « дикие животные». Образование уменьшительно-ласкательной форм сущ-х. Согласование сущ-х с прил. в роде и числе. Упражнение «Угадай-ка», «Прятки», «Подскажи словечко».

М III. Прослушивание сказки «Заяц-хваст». Обыгрывание сказки по ролям. Обучение диалогу.

М I. Дифференциация звуков «гласных-согласных».

М II. Упражнение «Нелепицы», закрепление животных.

М III. Пересказ сказки.

Детёныши животных

М I. Автоматизация поставленного звука в слогах. Работа с кассой букв.

М II. Уточнение и расширение словаря по теме. Учить находить детеныша к маме, папе. Знать названия. Знать как голос подают. Учить различать и употреблять в речи им. Сущ. в ед. и мн. числе.

М III. Знакомство со сказкой «Три медведя». Формирование диалогической речи на фрагменте сказки.

М I. Проговаривание слоговых цепочек.

М II. Игра-пазлы «Собери семью».

М III. Пересказ сказки «Три медведя».

Новый год

М I. Автоматизация поставленного звука в слогах. Работа над качествами голоса: сила.

М II.Активизировать словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Ёлочные игрушки». Закреплять использование в речи предлога «С».Учить использовать форму Т.п имен сущ-х в ед.ч.

М III. Знакомство со сказкой «Смолиной бычок». Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Игра «Доскажи словечко». «Нет хвоста»

М I. Проговаривание слоговых цепочек. Работа по программе Дельфа.

М II. Игра-викторина «Украсим ёлочку».

М III.Пересказ сказки.

Дом и его части

М I. Автоматизация поставленного звука в слогах. Работа над качествами голоса: высота.

М II.Уточнить и расширить словарь по теме. Дифференциация Больщой-Маленький, Высокий-Низкий. Учить согласовывать числительные с именем сущ-м.Учить строить сложноподчиненные предложения.

М III. Знакомство со сказкой «Теремок».Игра «Назови ласково», «Доскажи словечко», составь предложение по картине.

М I. Проговаривание слоговых цепочек.

М II. Игра «исправь ошибку».

М III. Пересказ сказки «Теремок»

Мебель

М I. Автоматизация поставленного звука в слогах. Развитие качеств голоса: тембр.

М II.Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «мебель». Формировать умение строить фразу из 3-4 слов с прямым дополнением. Практическое употребление простых предлогов.

М III. Прослушивание сказки «Кот в сапогах?». Активизировать словарь по теме, упражняться в разгадывание загадок, учиться составлять описательные загадки.

М I. Игра «Подражание героям сказки».

М II. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

М III. Викторина «Составление загадок».

Посуда

М I. Автоматизация поставленного звука в словах. Развитие фонематического восприятия.

М II.Активизация словаря по теме. Формирование обобщающего понятия.

Закрепление названий посуды, их предназначенности. Учить использовать в речи предлоги В, НА, ОКОЛО, ЗА,ПОД.

М III. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Учить использовать сложно-сочиненные предложения с союзом А. Учить составлять описательный рассказ посуды.

Игра «Готовим обед», «Кухонный помощник».

М I. Проговаривание слов с поставленным звуком.

М II. Игра «Поможем маме».

М III.Составление описательного рассказа «Посуда».

Продукты

М I. Автоматизация поставленного звука в словах. Совершенствование слоговой структуры.

М II. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Продукты». Классификация продуктов, знать из чего получаются продукты.

М III. Прослушивание сказки «Колобок». Разучивание диалогов.

М I. Разгадывание загадок, в название которых есть поставленный звук.

М II. Игра «Что? Из чего?»

М III. Инсценировка сказки «Колобок».

Транспорт

М I. Автоматизация поставленного звука в словах. Выделение заданного звука из звукового ряда.

М II. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Транспорт». Закрепление видов транспорта. Знать как передвигается. Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ-го.

М III. Прослушивание сказки «Волшебное слово» В.Осеева Разгадывание загадок. Прорисовывание иллюстраций. Составление словосочетаний по картине. Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин. Знать различие приказ-просьба

М I. Закрепление звука в словах. Их проговаривание.

М II. Упражнение «Расскажи-ка».

М III. Игра «Доскажи словечко».

Город, улица

М I. Автоматизация поставленного звука в словосочетаниях. Развитие интонационной стороны речи.

М II.Обогащение словаря предметного, глагольного, признаков  по теме.

Согласование прил с сущ-ми в роде.

М III. Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Прослушивание, составление рассказа по картине. Учить составлять вопросы по картине. Развивать навыки ведения диалога.

М I.Проговаривание словосочетаний.

М II.Викторина «Угадай что?».

М III. Составление рассказа по мнемокарте.

Профессии

М I. Автоматизация поставленного звука в словосочетаниях.

М II. Познакомить с основными профессиями, закрепить обобщающее понятие в речи. Продолжать формировать умение использовать в речи простое распространённое и сложно-подчиненное предложение.

М III. Прослушивание  «Волк и семеро козлят»

М I. Составление из слов с поставленным звуком словосочетаний.

М II. Упражнение» Угадай профессию» . «Нелепицы».

М III. Составление пересказа по опорным схемам»

Весна

М I. Автоматизация поставленного звука в словосочетаниях. Развитие слухового восприятия.

М II. Обогащение словаря предметного и признаков. Заучивание весенних месяцев. Закрепление примет. Расширить знания об окружающем мире.

М III. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

М I. Звук автоматизирован в словосочетаниях.

М II. Закрепление пример весны.

М III. Закончи фразу.

8 марта-женский день

М I. Автоматизация поставленного звука в предложениях. Познакомить с символами для описания звука.

М II. Закрепить и активизировать словарь по теме. Образование сущ. мн.ч от един. Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х. Согласование сущ с прил в роде и числе.

М III. Прослушивание сказки «По щучьему велению»

М I. Составление предложений из слов с поставленным звуком.

М II. Игра «Назови ласково».

М III. Пересказ сказки по цепочке. Инсценировка сказки.

Семья, человек

М I. Автоматизация поставленного звука в предложениях. Учить давать характеристику звукам.

М II.Обогащение словаря по теме. Познакомить со значением обобщающего слова «Семья». Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х. Практическое употребление формы Р.п ед.ч сущ-х.

М III. Закрепление членов семьи, учить отвечать на вопросы, учить вести диалог.

М I.Проговаривание предложений.

М II. Игра «Расскажи-ка по схеме».

М III. Составление семейного древа.

Части тела

М I. Автоматизация поставленного звука в стихотворениях. Учить выделять одинаковый звук из названий двух картинок.

М II.Уточнить и расширять словарь по теме. Познакомить со словами эмоциональной лексики, обозначающих, настроение человека. Учить различать значение слов с суффиксами «ИК, ИЩ». Образование сущ-х мн.ч от единственного.

М III. Составление описательного рассказа «Я человек»  Учить отвечать и составлять вопросы.

М I. Проговаривание и заучивание стихотворений насыщенных поставленным звуком.

М II. Игра «Помаоги художнику».

М III. Составление рассказа.

Насекомые

М I. Автоматизация поставленного звука в тексте.

М II. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие « Насекомые». Учить согласовывать им прил с им сущ-м в числе и падеже.

М III. Прослушивание «Муха-Цокотуха». Актуализировать названия насекомых. Разгадывание загадок.

М I. Проговаривание тестов, насыщенных поставленным звуком.

М II. Упражнение «Приключения муравья».

М III. Составление рассказа по сюжетной картине.

Цветы

М I. Дифференциация поставленного звука в слогах.

М II. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «Цветы». Учить согласовывать им суще д и мн. числа с глаголом наст времени.

М III. Прослушивание сказки «Цветик-семицветик». Составление вопросов к картине.

М I. Проговаривание слоговых цепочек.

М II. Упражнение «Путешествие пчелы». «Расскажи-ка».

М III. Пересказ «Цветик семицветик» по ролям.

Лето

М I. Дифференциация поставленного звука в предложениях. Закрепление пройденного.

М II. Уточнить и расширить словарь. Закрепить название летних месяцев, последовательности, примет. Учить составлять описательные загадки.

М III. Рассмотрение иллюстраций. Ответить на вопросы полным предложением. Составь рассказ по картине. Назови свой рассказ.

«В гостях у сказки».

М I. Проговаривание слов с дифференцированными звуками.

М II. Викторина «Угадай-ка».

М III. Пересказ рассказа по сюжетной картине.

Рабочая программа IV модуля «Логопедическая ритмика»

1. Пояснительная записка.

Содержание модуля направленно на преодоление самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико – фонематического нарушения (нарушение произношения ряда звуков родного языка), до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания(речь-музыка-движение).

Овладение данным модулем положительно влияет на развитие моторики, на формирование у детей чувство ритма и музыкальности, преодоления основных дефектов устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения.

2. Задачи модуля:

- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;

- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

3. Содержание программы.

3.1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

3.2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

3.3 Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

3.4. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

3.5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

3.6. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

3.7. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

3.8. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

3.9. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Ожидаемые результаты:

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Тематическое планирование

неделя

Тема

1

Сбор анамнеза, обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт.

2-3

Ранняя осень

4-5

Овощи

6-7

Фрукты

8

Ягоды

9

Грибы

10

Одежда, обувь

11

Игрушки

12-13

Поздняя осень

14-15

Птицы перелётные

16-17

Птицы домашние

18

Зима

19

Домашние животные

20

Дикие животные

21

Детеныши животных

22-23

Новый год

24

Дом и его части

25-26

Мебель

27

Посуда

28

Продукты

29

Транспорт

30

Город, улица

31

Профессии

32

Весна

33

8 марта – женский день

34

Семья, человек

35

Части тела

36

Насекомые

37

Цветы

38

Лето

39

Контрольное обследование речи

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Сводные данные по учебному времени

Содержание

Сроки

1

Начало занятий по программе

1 сентября

2

Окончание занятий

31 мая

3

Количество учебных недель

39 недель

4

Сроки проведения мониторинга

1-3 сентября, 30-31 мая

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия 1-3 модулей проводятся в оборудованном помещении: кабинете, сенсорной комнате.

Кабинет оснащен техническим оборудованием:

- музыкальный проигрыватель;

- компьютер,

- логопедический тренажёр «Дэльфа»;

- аудиоматериалы.

Материалы и инструменты:

- цветная бумага,

- картон (цветной/белый)

- краски,                                                                                            

- клей,

- ножницы,

- пластилин,

- карандаши (цветные/простые),

- наглядные пособия,

- дидактические и логопедические игры и упражнения.

Реализация программы дополнительного образования 4 модуля «Логоритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. 

Условия реализации программы

Требования к среде:

  • логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • наличие зеркала (желательно), фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные).

Центр коррекционно-развивающей работы:

  • Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
  • Ковер;
  • Мольберт;
  • Столы и стулья;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

  • Бланки с заданиями по темам;
  • Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
  • Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
  • Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
  • Схемы-планы, модели.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут
  • Занятия должны проводиться 2 раза в неделю; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Занятия проводятся в оборудованном кабинете, с использованием разнообразного дидактического материала (игры, пособия, картинки)
  • Не употреблять слово «неправильно», поддерживать все начинания ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.
  • Разговаривать четко, повернувшись к ребенку лицом; пусть он видит и запоминает движения губ.
  • Сезонные тематические занятия проводятся в соответствующее время года.

Родителям не следует забывать о том, что для ребенка очень важно общение с ними, и не только во время занятий, но и каждую минуту совместного пребывания.

  1.  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Альбом для логопеда О.Б. Иншакова.
  2. Альбом по развитию речи. С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова.
  3. Волкова Е.Н. «Логопедия».
  4. Громова О.Е. «Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста».
  5. Забрамная С.Д. и Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми».
  6. Костылёва Н. Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»
  7. Краузе Е. «Артикуляционная гимнастика».
  8. Кузнецова Я. В. «Рабочая тетрадь логопеда коррекционных групп».
  9. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Н.Э. Теремкова.
  10. Нищева Н.В. «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада».
  11. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. С.И. Карпанова, В.В. Мамаева.
  12.  Развиваем связную речь у детей с ОНР. Н.Е. Арбекова.
  13. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет».
  14. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет».
  15. «Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста»/Под ред. Н.В. Серебряковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная учебная программа для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Учебная документация предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Художник росписи по дереву» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Проект рабочей программы кружка “Цветоводство” для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований СФГОС

Содержание и структура курса "Цветоводство" обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни цветочных растений, способствует развитию творческих и натуралистических умений, экологическо...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...

Дополнительная образовательная программа «Волшебная бумага» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других орг...

Методические рекомендации по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и/или с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и/или с ограниченными возможностями здоровья, разработаны для образовательных организаций и работодате...