Примерная учебная программа для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Гудкова Светлана Борисовна

Учебная документация предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Художник росписи по дереву» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_no3.docx67.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище п.Вербилки Московской области


 
 

 
 
 
 

Проектная работа

Тема проекта:

«Примерная учебная программа для профессиональной подготовки рабочих

               из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья»


Составила:

Гудкова С.Б.  мастер п/о

ГБОУ НПО ПУ №79 пос. Вербилки

Москва 2013 год.

                                                                                                                          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЛЕКТ

Учебно-программной документации

Для профессиональной подготовки рабочих

из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессия –художник росписи по дереву

Шифр:

Код профессии:

                                                Допущено Министерством образования

                    Российской Федерации в качестве

                   примерной учебно-программной

                          документации для профессиональной

                                                подготовки рабочих

                                                Протокол №  ___ от « ____» ____________ 2013 г

                                               Москва 2013

  Учебная документация предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Художник росписи по дереву» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

                  Комплект учебной документации по профессии «Художник росписи по дереву» подготовлен Ивановой Г.П., заместителем директора по учебной работе ГБОУ НПО ПУ № 79  Московской области п. Вербилки, Гудковой С.Б., мастером производственного обучения ГБОУ НПО ПУ № 79  Московской области  п. Вербилки.  Гудковой С.Б.

Научный консультант :

Рецензент:

 Иванова Г.П.,  Гудкова С.Б.

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                Стр.

1. Пояснительная записка   …………………………………………………………         5

2. Профессиональная характеристика …………………………………………….          6 - 7

3. Примерный учебный план …………………………………………………………..    8 - 9  

4. Программа предмета «Материаловедение» ………………………………………      10 - 11

5. Программа предмета « Разработка эскизов» …………………………………….        12

6. Программа предмета «Основы цветоведения»…………………………………..        13 - 14

7. Программа предмета «Технология художественной росписи по дереву» ……         15- 21

8. Программа предмета «Основы изобразительного искусства» …………………         22 - 24

9. Программа производственного обучения …………………………………………      25 - 31

10. Литература ……………………………………………………………………………  32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Учебный план для подготовки учащихся по профессии «Художник росписи по дереву» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, срок обучения – 2 года.

                За два года обучения выпускники училища получают профессию художник росписи по дереву. Уровень квалификации: 2 разряд.

                Учебный план разработан на основе государственного стандарта НПО для групп без получения общего (полного) образования.

                Начало учебного процесса с 1-го сентября по 30-е июня.

                Графиком учебного процесса регламентируется чередование теоретического и производственного обучения. Обязательная нагрузка в неделю на теоретических занятиях – 36 часов  и на практических занятиях - 36 часов. Учебным планом предусмотрены факультативные занятия на первом и втором курсе один – два часа в неделю. Консультации запланированы в количестве 60 часов на весь период обучения, экзамены – 36 часов.

                 По предметам и дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, формой контроля является зачет в устной или письменной форме, тестирование или другие формы зачетов по решению МК. Зачет проводится за счет времени,  отведенного на предмет.

                 Производственное обучение проводится на протяжении всего времени обучения. Итоговая аттестация по профессии «Художник росписи по дереву» включает:

                 1. Выполнение практической выпускной квалификационной работы;

                 2. Экзамены по предметам профессиональной подготовки: «Технология художественной росписи по дереву», « Основы изобразительного искусства»

                 Училище имеет право вносить коррективы в учебную программу в течение всех лет обучения.

                               ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

1. Профессия: ХУДОЖНИК РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ

Профессия по классификатору: художник росписи по дереву.

2. Назначение профессии.

          Предлагаемый комплект учебной документации дает возможность приобрести подросткам с ограниченными возможностями здоровья теоретические и практические умения, необходимые для правомерной деятельности на профессиональном  уровне, обеспечивающей производственную компетентность работника.

3. Квалификация

           В системе непрерывного образования профессия «ХУДОЖНИК РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ» относится к третьей группе квалификации.

          Уровень образования, требуемый для получения профессии и специальностей в ее рамках – начальное профессиональное.

         Квалификация работ (разряд) устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

1

2

ОБЩЕПОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

        Знать нормативные документы, действующие на предприятиях по изготовлению художественных изделий, основы законодательства, безопасные условия труда, рационально и экономично использовать материалы, предупреждать дефекты, следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований на рабочем месте.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Профессия: «Художник росписи по дереву»

1. Подготавливает к работе изделия для декорирования.

2. Подготавливает к работе краски и препараты, связующие вещества

3.Декорирует художественные изделия из дерева:

- по образцам;

- по эскизам;

- деревянных пластин;

- точечных изделий;

-объемных изделий;

- элементов интерьера

4. Определяет качество изделий для декорирования

5. Выполнять роспись изделий из дерева несложных форм Городецкой, Хохломской росписью.

6. Определять качество расписанных изделий

1. Способы приготовления грунтов к работе.

2.Способы нанесения грунтов на поверхность изделий

1. Способы приготовления красок и требования к ним.

2. Свойства художественных красок и требования к ним.

1. Виды и способы росписи дерева.

2. Приемы нанесения красящих препаратов различного состава на поверхность изделий из дерева.

3. Подбор инструмента и приспособлений в соответствии с образцом, эскизом.

4. Дефекты росписи изделий их дерева, их причины, меры предупреждения и устранения.

5. Приемы рисования отдельных элементов и групп предметов.

6. Приемы рисования изделий из дерева.

7. Приемы рисования орнаментов различных видов.

1.Породы деревьев и их декоративные качества.

2. Пороки древесины.

3. Виды дефектов продукции из дерева

1. Приемы и особенности художественной росписи по дереву в стиле Городецкой, Хохломской росписей.

1. Приемы и особенности росписи по дереву по образцу.

5. Специфические требования

Минимальный возраст приема на работу – 18 лет. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ.

Примечание:  Профессиональные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  стандартизированы на уровне обобщенных алгоритмов деятельности и ее теоретических основ. Критеризация требований к знаниям, умениям,  и навыкам учащихся по видам выполняемых работ осуществляется на региональном и местном уровне.

РАССМОТРЕНО   :                                                                                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Структура учебного года

Шифр по профессии

Продолжительность учебного года: 52 недели, в т.ч. 1 полугодие – 17 недель, зимние каникулы – 2 недели, 2 полугодие – 22 недели, экзамены  -1 неделя, летние каникулы – 9 недель, праздничные дни – 1 неделя.

Профессия

Художник росписи по дереву

Профессия по классификатору

Художник росписи по дереву

Срок обучения

2 года

№ п.п.

Циклы, курсы, предметы

Экза

мены

Всего

1 курс

Всего

2 курс

Всего

1 п\г

2п\г

1п\г

2 п\г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

1.

1.1

1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.1.4

1.1.5

Обязательное обучение

Общеобразовательная подготовка

Гуманитарный цикл

История родного края

Основы правоведения

Физическая культура

Резерв времени  на гуманитарный цикл

Этика и культура общения

Основы безопасности жизнедеятельности

2738

543

469

62

25

248

10

62

62

1

4

1

1

1

4

1

1

37

148

37

37

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

25

30

100

25

25

1.2

1.2.1.

1.2.2

Естественный цикл

Математика

Основы экологии

84

50

34

2

2

2

50

34

2

2.1

2.1.1.

2.2

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.3

2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.4.1

2.4.2

Профессиональная подготовка

Общетехнический цикл

Разработка эскизов

Общепрофессиональный цикл

Материаловедение

Основы экономики

Охрана труда

Профессиональный цикл

Базовый курс

Основы цветоведения

Технология художественной росписи по дереву

Основы изобразительного искусства

Специальный курс

Производственное обучение

Производственная практика

Консультации

Экзамены

Резерв времени на профессиональную подготовку

1

2

2

2209

37

37

142

74

34

34

2009

349

71

204

74

1660

1170

490

150

36

24

1

2

2

3

5

2

12

1

2

1

3

2

18-36

37

108

74

34

290

71

145

74

672

672

50

2

3

18

24-36

36

34

34

59

59

988

498

490

100

Б

3

3.1

3.2

3.3

Факультативные занятия

Правила дорожного движения

Русский язык

Народные промыслы

100

37

37

35

66

32

34

34

34

ИТОГО (А+Б)

2924

34

34

1425

35

35

1489

                                     

                                                ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Материаловедение»

Тематический план

п/п

Тема

Лекции

Лаб.-практ. работы

Всего часов

1 курс - 74 часа

 1 полугодие - 34 часа, 2 полугодие – 40 часов

1

Введение

1

-

1

2

Грунты для росписи

11

2

13

3

Красящие вещества

16

2

18

4

Связующие вещества

10

2

12

5

Художественные краски

14

6

20

6

Лаки и растворители

8

2

10

Всего за 1 полугодие

60

14

74

Всего по предмету

60

14

74

ПРОГРАММА

Тема № 1. Введение

Содержание предмета «Материаловедение». Связь его с программами производственного обучения и «Технологией росписи дерева».

Применение различных художественных материалов в росписи по дереву.

Тема № 2. Красящие вещества

Происхождение пигментов. Основные свойства пигментов и требования к ним. Естественные пигменты, получение.

Характеристика отдельных пигментов: - охра светлая, золотистая, красная; - сиена натуральная, жженая; - умбра натуральная, жженая; - марс коричневый и т.д.

Искусственные минеральные пигменты, получение.

Характеристика отдельных пигментов: - белила цинковые и свинцовые; - кадмиевые пигменты; - кобальтовые; - хромовые и т.д.

Искусственные органические пигменты и их особенности: краплаки.      Черные пигменты, получение, особенности: виноградная, персиковая, кость жженая, шунгит, сажа.

Нежелательные смеси с другими пигментами.

Лабораторно-практическая работа: определение пигментов по внешним признакам, определение красящей способности пигментов.

                                   Тема № 3. Грунты для росписи

               Назначение грунтов и требования к ним.

Материалы для основы: дерево (фанера), картон, бумага, линолеум, стекло, металл. Виды грунтов: масляный, полумасляный, клеевой, эмульсионный, синтетический, левкасный, тонированный. Их состав, свойства.

Тема № 4. Связующие вещества Масла. Виды и применение масел.

Материалы, входящие в связующие клеевых красок. Сиккативы и пластификаторы. Их свойства, назначение и требования к ним. Эмульсии, их виды и свойства. Применение эмульсии. Виды клеев, их свойства и применение.

Сиккативы и пластификаторы. Их свойства, назначение и требования к ним. Эмульсии, их виды и свойства. Применение эмульсии. Виды клеев, их свойства и применение.

Тема № 5. Художественные краски

Свойства художественных красок и требований к ним. Технология производства художественных красок.

          Лабораторно-практическая работа: изучение всех видов красок по образцам.

Тема №6. Лаки и разбавители.

 Виды и назначение лаков. Лаки для живописи, покрывные лаки. Виды и состав. Требования к лакам. Разбавители: виды, состав и свойства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

Предмета «Разработка эскизов»

Тематический план

№ п.п.

Название темы

Количество часов на тему

1

Общие сведения об орнаменте

7

2

Мезенская роспись

15

3

Пермогорская роспись

15

ИТОГО:

37

                                        ПРОГРАММА

Тема 1. Общие сведения об орнаменте.

Виды орнамента. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Зооморфный орнамент. Комбинированный орнамент.

Тема 2. Мезенская роспись

Элементы росписи мезенской прялки. Рисование геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи. Последовательность выполнения фигуры мезенского коня. Последовательность рисования фигуры мезенского оленя. Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи. Последовательность рисования мезенского лебедя. Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи. Композиция в полосе, квадрате и круге.

Тема 3. Пермогорская роспись.

Пермогорские бордюры. Последовательность выполнения трехлопастного цветка, тюльпановидного цветка. Последовательность выполнения пермогорских птиц. Последовательность выполнения птицы «Сирин». Жанровые сценки пермогорской росписи. Композиции в полосе, круге, квадрате.

                                                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

                                           предмета «Основы цветоведения»

Тематический план

№ п.п.

Наименование темы

Количество часов на тему

1

Введение

4

2

Основные свойства цвета

12

3

Цветовой круг

10

4

Изменение цветов от освещения

12

5

Смешение красок

16

6

Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве

17

ИТОГО:

71

ПРОГРАММА

Тема 1.        Введение

Значение предмета в профессиональной подготовке учащихся. Связь предмета с производственным обучением и другими предметами.

Что такое цвет? Цвет как физическое явление. Цвет как химическое явление. Цвет как физиологическое явление. Цвет как психологическое явление.

Тема 2.        Основные свойства цвета

Светлота, цветовой тон, насыщенность. Неизбирательное и избирательное поглощение цвета.

Лабораторно-практическая работа

Анализ таблиц, иллюстративного материала для определения основных свойств цвета. Выполнение упражнений.

Тема 3.        Цветовой круг

Цветовой спектр, крайние цвета спектра. Теплые и холодные цвета. Лабораторно-практическая работа Выполнение цветового круга

Тема 4.        Изменение цветов от освещения

Естественное освещение, искусственное освещение. Зависимость цвета предметов от времени для и освещенности. Светотень. Изменение цветов на расстоянии.

Лабораторно-практическая работа

Анализ таблиц, иллюстративного материала для определения изменения цветов от освещения. Выполнение упражнений.

Тема 5.        Смешение красок

Механическое смешение красок. Оптическое смешение цветов. Контраст цветов. Отношение цветов.

Лабораторно-практическая работа

Выполнение упражнений на смешение красок

Тема 6. Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве

Уравновешенность цвета. Цветовое пятно, активность цвета для выявления композиции в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Лабораторно-практическая работа

Анализ таблиц, иллюстративного материала для определения значения цвета в композиции различных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

Предмета «Технология художественной росписи по дереву»

                      Тематический план

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов на тему

1

 Введение

   

    4

2

Гигиена труда и производственная санитария

   3

3

Породы деревьев и их декоративные качества

    9

4

Виды художественной обработки дерева

10

5

Виды росписи

14

6

Оборудование, инструменты, приспособления для художественной росписи по дереву

7

7

Технология и техника северодвинских росписей

8

8

Технология и техника городецкой росписи

16

9

Технология и техника хохломской росписи

28

10

Технология и техника украинских росписей

14

11

Технология и техника урало-сибирских росписей

18

12

Технология и техника карельской росписи

6

13

Технология и техника волховской росписи

6

14

Технология и техника национальной росписи «Лубок»

8

15

Технология и техника загорской росписи

8

16

Технология и техника семеновской росписи

6

17

Технология и техника полхов-майдановской росписи

6

18

Виды отделки изделий

6

19

Современные технологии в росписи  дерева

8

20

Стандартизация и контроль качества продукции

4

21

Прогрессивные формы организации и стимулирования труда

4

22

Охрана труда и пожарная безопасность на предприятии

6

23

Экология деревообрабтывающего производства

5

                      Итого:

204 ч.

                                                   

Программа

1.        . Введение

Содержание предмета «Технология росписи дерева». Связь предмета с программами производственного обучения, курсом «Материаловедение» и другими предметами. Ознакомление с квалификационными характеристиками. Литература по предмету. Ступени профессионального обучения.

2.Гигиена труда и производственная санитария

Значение рационального режима труда и отдыха. Понятие об утомляемости. Рабочая поза. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.

Физиолого-гигиеническая основа трудового процесса.

Краткая санитарная характеристика условий труда. Производственный травматизм.

3.Породы деревьев и их декоративные качества

Хвойные и лиственные породы деревьев. Их использование при создании художественных изделий из дерева.

Декоративные качества дерева. Подготовка и обработка древесины. Требования к качеству художественных изделий из дерева.

Лабораторно-практическая работа.

Изучение различных пород древесины по образцам. Анализ декоративных качеств древесины.

4.Виды художественной обработки дерева

Резьба, точение, мозаика, выжигание и декоративная роспись. Виды резьбы. Различные виды мозаики по дереву. Выжигание по дереву.

Лабораторно-практическая работа

Рассмотрение образцов изделий всех видов художественной обработки дерева.

5.Виды росписи

Роспись изделий из гуашью, темперой, масляными красками. Техника работы гуашью, темперой, масляными красками.

Лабораторно-практическая работа

Изучение изделий из дерева, расписанных гуашью, темперой, масляными красками по образцам.

6.Оборудование.  инструменты, приспособления  для       художественной росписи по  дереву.

Рабочий стол художника росписи по дереву. Освещение, требования к нему. Емкости для красок и растворители, другие принадлежности. Кисти, их виды. Назначение и применение кистей, материалы для изготовления кистей. Общие сведения об изготовлении кистей, ассортимент кистей, их номера и назначение. подготовке красок к работе. Мастихины, их виды, форма и назначение, материалы, применяемые для изготовления мастихинов. Требования к качеству, правила пользования и хранения мастихинов.

 Лабораторно-практическая работа 

Требования к кистям, правила пользования и хранения кистей. Палитры, их назначение, размеры и материалы для изготовления. Требования к палитре при

Изучение оборудования, инструментов для художественной росписи по дереву по образцам.

7. Технология и техника северодвинских росписей.

Особенности северодвинских росписей. Виды изделий под роспись, требования к их качеству.

Подготовка деревянной основы под роспись. Способы подбора и подготовки красок и инструмента к работе. Техника выполнения росписи. Виды брака и меры предупреждения. Приемы окончательной отделки изделий.

                                            Лабораторно- практическая работа

Изучение северодвинских изделий по образцам. Ознакомление с техникой росписи, с особенностями письма, подбором цвета

.

8. Технология и техника городецкой росписи

                                                                                           

Особенности городецкой росписи. Виды изделий. Правила подготовки деревянной основы под роспись. Способы подбора и подготовки красок и инструмента к работе. Особенности выполнения городецкой росписи. Виды брака и меры предупреждения. Приемы окончательной отделки изделий.

Ознакомление с образцами различных видов изделий городецкой росписи. Освоение техники многослойного письма.

9.Технология и техника хохломской росписи.

Особенности хохломской росписи. Виды изделий под роспись, требования к их качеству. Подготовка деревянной основы под роспись. Технология приготовления и нанесения грунта под роспись. Способы подбора и составления красок. Техника выполнения хохломской росписи - «верховое», «фоновое» письмо. Лакирование изделий, их сушка, контроль качества.

                                                Лабораторно-практическая работа

Изучение хохломских изделий по образцам. Ознакомление с техникой росписи, особенностями письма, подбором цвета.

10. Технология и техника украинских росписей.

Особенности украинских росписей. Виды изделий. Правила подготовки деревянной основы под роспись. Способы подбора и подготовки красок и инструмента к работе. Особенности выполнения украинских росписей. Виды брака и меры предупреждения. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Изучение по образцам различных видов изделий с украинскими росписями. Ознакомление с особенностями свободной кистевой росписи.      

 11. Технология и техника урало-сибирских росписей.


 Особенности урало-сибирской росписи - свободная кистевая, имитацияпод другие материалы. Виды изделий. Правила подготовки деревянной основы под роспись. Техника кистевой росписи - набор краски на одну сторону кисти. Техника имитации изделий под камень. Способы подбора и составления красок. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно- практическая работа.

Ознакомление с образцами различных видов урало-сибирской росписи. Ознакомление с техникой росписи, особенностями письма, подбором цвета.

12.    Технология и техника карельской росписи.

Особенности карельской росписи - многослойное письмо с набором краски на одну сторону кисти. Виды изделий. Правила подготовки деревянной основы под роспись. Способы подбора и составления красок. Техника выполнения росписи. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Ознакомление с образцами различных видов изделий с карельской росписью. Ознакомление с техникой росписи.

13.   Технология и техника волховской росписи.


Особенности волховской росписи. Выполнение условного объема.
Особенность набора краски на кисть. Виды изделий. Правила подготовкидеревянной основы под роспись. Способы подбора и составление красок. Техника выполнения росписи. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Ознакомление с образцами различных видов изделий с волховской росписью. Ознакомление с техникой росписи.

14.  Технология и техника национальной росписи «Лубок».


Особенности национальной росписи «Лубок». Виды изделий. ПравилаПравила подготовки деревянной основы под роспись. Способы подбора и составления красок. Техника выполнения росписи. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Изучение образцов различных видов изделий с национальной росписью. Ознакомление с особенностями их росписи. Роспись различных видами красок.

15.Технология и техника загорской росписи.
Технологический процесс выжигания деревянных изделий в г.Загорске(Троице-Сергиевский Посад). Последовательность операций и приемов выжигания. Виды выжигательных работ. Особенности выполнения росписи по выжженному контуру. Способы подбора и составления красок. Техника выполнения росписи. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Изучение различных видов изделий с загорской росписью. Ознакомление с особенностями выжигания и росписью.

16.  Технология и техника семеновской росписи.

Особенности росписи деревянных игрушек г.Семенова. Виды изделий под роспись. Способы росписи. Техника выполнения росписи. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа

Изучение различных видов семеновских игрушек по образцам. Ознакомление с особенностями их росписи.

17. Технология и техника Полхов - Майданской росписи.


Особенности Полхов-Майданской росписи.  Виды  изделий.  Подготовкадеревянной основы под роспись. Подбор красочных материалов для росписи. Особенности росписи. Роспись по контуру рисунка. Приемы окончательной отделки изделий.

Лабораторно-практическая работа.

Изучение по образцам различных видов изделий села Полхов-Майдана. Ознакомление с особенностями данной росписи.

18..Виды отделки изделий.

 Последовательность операций. Особенности отделки изделий под роспись.                          Окончательная отделка  изделий.  Анализ качества изделий.

Лабораторно-практическая работа

Анализ качества выполнения отделки изделий. Выполнение упражнений по окончательной отделке изделий.

19.. Современные технологии в росписи дерева.

Технология и особенности применения трафаретов в росписи дерева. Виды трафаретов, требования к ним, правила работы с трафаретами.

Применение в росписи дерева различных имитационных пленок и металлической фольги. Виды и способы работы с ними.

Лабораторно-практическая работа

Изучение по образцам р£1зличных видов трафаретов, имитационных пленок, фольги. Ознакомление с особенностями работы с ними.

20.Стандартизация и контроль качества продукции.


Стандартизация и качество изделий художественных промыслов.
Термины и определения в области качества. Формы и методы контроля качества.

Организация технического контроля на предприятиях художественных промыслов. Оценка уровня качества продукции.

21.Прогрессивные формы организации и стимулирования труда
рабочих.

Бригадная форма организации труда. Условия комплектования бригад рабочих по профессии. Специализированные и комплексные бригады. Организация оплаты труда в бригаде.                                                                                                             22.        Охрана труда и пожарная безопасность на предприятии.

Система стандартов по безопасности труда. Контроль за соблюдением требований безопасности труда. Ответственность рабочих за выполнение инструкций по безопасности труда.

 Меры предупреждения травматизма.Требования техники безопасности при работе с легковоспламеняющимися материалами, пожарная безопасность.Электробезопасность. Общие правила безопасной работы с электроинструментами, приборам, переносными светильниками.

23.Экология деревообрабатывающего производства.

Организация охраны природы в России. Значение охраны природы для народного хозяйства. Источники загрязнения природной среды, меры предотвращения. Критерии и нормы предельно-допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах, в    воздушной среде.Утилизация отходов при художественной обработке дерева.

                                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Основы изобразительного искусства»

Тематический план

№ п.п.

Название темы

Количество часов

1

Введение

3

2

Основные сведения о рисунке

5

3

Рисунок простых геометрических тел

14

4

Зарисовки цветов, растений, овощей и фруктов

14

5

Рисунок драпировки

14

6

Рисунок простого натюрморта

18

7

Основные сведения о композиции. Виды и построение орнамента

6

                                                          ПРОГРАММА

Тема  1. Введение

Основные понятия о рисунке живописи, композиции. Роль предмета ИЗО в подготовке художников росписи по
дереву.

Ознакомление с материалами и оборудованием по предмету. Правила пользования ими.
Ознакомление с программой предмета ИЗО. Демонстрация лучших работ учащихся.

Тема  2. Основные сведения о рисунке. Понятие о перспективе
Основные сведения о рисунке.

Правила выбора точки наблюдения, положения корпуса, головы, рук при рисовании. Линии чертежа и рисунка,
их различие. Первоначальные упражнения по постановке руки и глаза.

Общие сведения о перспективном сокращении предметов, линии горизонта, точке схода, точке наблюдения и -t
других законах перспективы. Понятие о композиционном расположении рисунка на листе бумаги, о пропорциях.

Тема З. Рисунок простых геометрических тел


Рисунок гипсовых геометрических тел - призмы, цилиндра, конуса, шара.

Предварительный набросок рисунка на листе, объемно-конструктивное построение формы. Рисунок линейный
с легкой прокладкой основных теней.  

Тема 4. Зарисовки цветов, растений, овощей и фруктов
Рисование отдельных листьев, цветов, веток. Изучение различных видов растений.
Характерные формы овощей и фруктов.

Рисунок отдельных овощей и фруктов. Задача рисунка - правильно передать форму овощей и фруктов при
помощи светотени.

Основные законы света и тени (свет, блик, собственная и падающая тень, рефлекс). Зависимость тени от формы
предмета.

 

  Тема  5. Рисунок драпировки
Рисунок гладкой однотонной ткани с простыми складками.

Рисунок светотеневой.

 Тема 6. Рисунок простого натюрморта

Рисунок двух - трех предметов разной формы и размеров из дерева, гипса, глины без сильных бликов и
рельефов и без орнамента на фоне из гладкой серой ткани с двумя простыми складками. Рисунок светотеневой.

7. Основные сведения о композиции. Виды и построение орнамента Показ произведений станкового и декоративного искусства и анализ их композиции.

Построение композиции для лучшего выявления идеи произведения. Основные закономерности композиции - симметрия, равновесие, ритм, раппорт и др. Их характеристика.

Взаимодействие отдельных элементов композиции. Зависимость композиции от назначения изделия, материалов и техники выполнения.
Понятие об орнаменте. Виды орнамента, их особенности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Большое значение в правильной подготовке преподавания ИЗО имеет хорошо налаженный учет
знаний и оценка достигнутых учащимися навыков.

Повседневный текущий учет дает возможность своевременно выявить слабых, отстающих учеников,
изучить причины их отставания и организовать им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, с анализа работы на
предыдущих занятиях, что необходимо для понимания новых заданий.

Текущий учет умений и навыков можно проводить и совместно с учащимися, привлекая их к просмотру
И обсуждению работ своих товарищей.

Периодический учет - оценка успеваемости учащихся по отдельным большим темам и за полугодие. По
итогам работы за полугодие проводится контрольная работа. Тема контрольной работы определяется
преподавателем, согласуется с мастерами п/о и утверждается на заседании методической комиссии
преподавателей ИЗО. Контрольная работа за полугодие должна включать в себя комплексное задание по
рисунку, живописи, композиции и учитывать умения и навыки, полученные учащимися на предыдущих
уроках. Итогом работы по всем разделам программы является выпускной экзамен по предметам ИЗО.
Задание на экзамен определяется методической комиссией преподавателей ИЗО и объявляется
учащимся за месяц до его проведения.

Для объективной оценки, помимо частных требований преподавателя (специальных заданий на
усвоение правил перспективы, конструктивного построения, композиции и т.д.), необходимо выработать
определенные критерии и систему оценки. Такая система может быть выражена в последовательных
оценках заданий:

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предмета: степень сходства изображения с предметами или умение подметить и
передать в изображении характерные детали. Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций,
пропорциональным отношением отдельных частей к целому.

З. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная форма предмета, как связаны
детали предмета между собой и общей формой.

4. Перспектива: как усвоены правила перспективы, как они используются в построении изображения,
как переданы явления линейности и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как используются изобразительные средства рисунка, живописи для передачи
объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, рефлекс на
предметах, какова объемно-пластическая выразительность изображения.

  1. Владение техникой: как учащийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок.
  2. Колористическое решение задания, соблюдение законов цветоведения.
  1. Соответствие композиции росписи форме предмета, правильное конструктивное и стилистическое
    построение орнамента, аккуратность работы.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы учащегося.

По итогам полугодия или курса можно устраивать выставки контрольных и экзаменационных работ
учащихся для оценки всеми преподавателями ИЗО и для ознакомления с ними учащихся других групп.
Это также обеспечивает объективную оценку деятельности учащихся.

                     

                          ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  И   ПРОГРАММА  

   предмета «Производственное обучение»

1. ОБУЧЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ

Тематический план

                      Тема урока

Кол-во часов на тему

1

I.ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

1КУРС,1 ПОЛУГОДИЕ

Введение

4

2

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

10

3

Упражнения в росписи кистью на бумаге

120

4

Роспись плоских деревянных изделий в технике северодвинских росписей по образцам и собственным композициям

Проверочные работы

58

12

Итого за 1 полугодие

204

4

1КУРС,2 ПОЛУГОДИЕ

Роспись плоских деревянных изделий в технике северодвинских росписей по образцам и собственным композициям

70

5

Роспись плоских и объемных изделий из дерева технике городецкой росписи по образцам и собственным композициям

123

6

Роспись плоских и объемных изделий из дерева технике хохломской росписи по образцам и собственным композициям

Проверочные работы

260

12

Итого за 2 полугодие

465

ИТОГО ЗА 1 КУРС

669

2 КУРС,1 ПОЛУГОДИЕ

6

Роспись плоских и объемных изделий из дерева в традициях хохломской росписи по образцам и собственным композициям.

190

7

Роспись деревянных изделий различных форм в традициях украинских росписей по образцам и собственным композициям

Проверочная работа

104

12

Итого за 1 полугодие

306

8

Роспись деревянных изделий различных форм в традициях урало-сибирских росписей по образцам и собственным композициям

90

9

Роспись деревянных изделий различных форм в традициях северодвинской, городецкой, хохломской, украинской, урало-сибирской росписей

Проверочные работы

90

12

Итого:

192

10

11

12

II. ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2 КУРС, 2 ПОЛУГОДИЕ

Ознакомление с предприятием

Предвыпускная производственная практика

Проверочные работы

6

472

12

ИТОГО ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

682

ВСЕГО ЗА КУРС ОБУЧЕНИЯ

1657

                               ПРОГРАММА

 по предмету «Производственное обучение»

                                  Первая ступень обучения.

                 1. ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

Тема 1.Введение.

Краткая история профессии. Учебно-производственные и воспитательные задачи курса производственного обучения. Сфера применения приобретаемых по курсу знаний и умений. Этапы профессионального роста.

Продукция . Демонстрация лучших работ учащихся.

Ознакомление с учебной мастерской, с правилами внутреннего распорядка, режимом работы. Организация рабочих мест.

 Тема 2. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Требования безопасности в учебных мастерских и на рабочем месте. Причины травматизма. Виды травм. Меры предупреждения травматизма.

Основные правила и инструкции по безопасности труда художника росписи по дереву.

Основные правила электробезопасности. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Основные правила пожарной безопасности. Причины пожаров. Меры предупреждения пожаров в учебной мастерской. Оказание первой помощи при ожогах. Ответственность учащихся за несоблюдение инструкций и требований по безопасности труда.

Тема 3. Упражнения в росписи  кистью на бумаге.

Организация рабочего места. Безопасность труда.Правила подбора и подготовки кистей и красок к работе.

Обучение приёмам выполнения кистью на бумаге графических элементов росписи (точка, линия, заливка цветом).

Правила нанесения красочного слоя, его толщина, равномерность. Правила набора краски на кисть.

Закрепление приёмов выполнения различных элементов росписи в простых композициях по образцам.

Тема 4. Роспись плоских деревянных изделий в технике северодвинских росписей по образцам и собственным композициям.

Организация рабочего места. Безопасность труда.

Ознакомление с цветовыми особенностями северодвинских росписей. Подбор и приготовление красок. Подбор инструментов.

Изучение элементов геометрического и растительного орнаментов. Виды орнаментов, их построение. Обучение приёмам росписи геометрического и растительного орнаментов, последовательность их выполнения.

Изучение особенностей изображения птиц, животных, людей, архитектуры и пейзажа. Обучение приёмам их выполнения. Создание условного объёма элементов. Последовательность выполнения росписи.

Изучение композиционных особенностей. Многоярусные композиции. Повествовательность изображений. Жанровые сцены.

Выполнение простых композиций на бумаге по образцам.

Технология северодвинских росписей. Особенности подготовки деревянной основы под роспись. Обучение приёмам ошкуривания, нанесения грунтов, клея, шпаклёвки. Материалы и инструменты.

Перевод рисунка с эскиза на деревянную основу.

Роспись деревянных пластин по образам и собственным композициям. Закрепление приёмов выполнения различных элементов росписи.

Окончательная отделка изделий. Обучение приёмам лакирования изделий различными способами. Подготовка материалов и инструментов к лакированию.

Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

Проверочные работы.

Тема 5. Роспись плоских и объёмных изделий из дерева в технике городецкой росписи по образцам и собственным композициям.

Организация рабочего места. Безопасность труда.

Материалы и инструменты. Технологический процесс изготовления городецких изделий. Особенности подготовки изделия под роспись. Цветные грунты.

Овладение приёмами многослойной живописи. Изучение особенностей изображения растительных орнаментов, птиц, коня, всадников, людей, пейзажа, архитектуры и интерьера в городецкой росписи. Создание условного объема элементов. Последовательность выполнения росписи.

Изучение композиционных и цветовых особенностей. Сложные жанровые композиции. Роспись плоских и объёмных деревянных изделий по образцам и собственным композициям.

Окончательная отделка изделий. Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

Проверочная работа.

Тема 6. Роспись плоских и объемных изделий из дерева в традициях хохломской росписи по образцам и собственным композициям.

Организация рабочего места. Безопасность труда.

Материалы и инструменты. Особенности технологического процесса хохломской росписи. Подготовка изделий под роспись. Полуда. Окончательная отделка изделий. Термическая обработка. Подбор термостойких красок.

Изучение композиционных и цветовых особенностей всех видов хохломской росписи.

Верховое письмо. Технологический процесс. Традиционные элементы росписи травного орнамента: стебель, травки, кустики, приписки.

Постановка руки. Овладение приемами выполнения одноцветного мазка различных форм и направлений. Упражнения в выполнении травных орнаментов по образцам.

Последовательность выполнения верхового письма «под листок», и «под ягодку».

Особенности этих росписей. Приемы выполнения элементов «листья», «цветы», «плоды». Роспись простых композиций по образцам и собственным эскизам.

Фоновое письмо. Последовательность выполнения росписи «под фон». Овладение приемами росписи. Изучение особенностей элементов. Цветные фоны. Приписки. Роспись композиций различной сложности по образцами собственным композициям.

Последовательность и приемы росписи «кудрина». Овладение приемами росписи. Выполнение росписи плоских и объемных изделий по образцам и собственным композициям.

Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

Проверочная работа.

Тема 7. Роспись деревянных изделий различных форм в традициях украинских росписей по образцам и собственным композициям.

Организация рабочего места. Безопасность труда.

Материалы и инструменты. Технологический процесс изготовления изделий с украинскими росписями. Особенности подготовки изделий под роспись.

Ознакомление с композиционными и цветовыми особенностями украинских росписей. Изучение традиционных элементов: «зернышко», «орешек», «лист», «цветы», «птицы».

Овладение приемами выполнения многоцветного мазка различных форм и направлений. Приемы набора краски на кисть. Условный объем элементов. Оживки и приписки.

Последовательность выполнения росписи. Выполнение тренировочных упражнений в росписи различных элементов и простых композиций по образцам.

Роспись изделий с использованием анималистического сюжета и растительного орнамента по образцам и собственным композициям.

Окончательная отделка изделий. Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

Тема 8. Роспись деревянных изделий различных форм в традициях урало-сибирских росписей по образцам и собственным композициям.

Организация рабочего места. Безопасность труда.

Материалы и инструменты. Технологический процесс изготовления изделий с урало-сибирскими росписями. Подготовка изделий под роспись.

Ознакомление с композиционными  и цветовыми особенностями. Изучение традиционных элементов росписи: «ягодка», «листья», «цветы», «птицы». Составление простых орнаментов «бордюров» и простых растительных композиций.

Овладение приемами выполнения мазка с набором краски на одну сторону кисти. Создание условного объема элементов. Оживки и приписки. Последовательность росписи. Выполнение тренировочных упражнений в росписи различных элементов по образцам.

Роспись плоских и объемных деревянных изделий в традициях урало-сибирских росписей по образцам и собственным композициям.

Окончательная отделка изделий. Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

Тема 9 . Роспись деревянных изделий различных форм в традициях северодвинской, городецкой, хохломской, украинской, урало-сибирской росписей

Совершенствование  работы  по образцам в традициях  северодвинской, городецкой, хохломской, украинской и урало- сибирской росписей .

Роспись плоских и объемных деревянных изделий в традициях северодвинской, городецкой, хохломской, украинской и урало- сибирской росписей  по образцам и собственным композициям.

Окончательная отделка изделий. Виды браков и требования к качеству изделия на различных этапах его изготовления.

                              2. ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Тема 10. Ознакомление с предприятием.

 Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии. Структура производства и организация труда на предприятии. Основные цеха предприятия, технологический процесс изготовления продукции, оборудование, продукция.                            Комплексная система управления качеством труда и продукции на предприятии.

Планирование труда и контроль качества работ на производственном участке, в бригаде, на рабочем месте.

Система управления охраной труда. Организация службы безопасности труда на предприятии.

 Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии.

Тема 11. Предвыпускная производственная практика

За время производственной практики учащиеся должны научиться самостоятельно выполнять работу по профессии в условиях производства, в соответствии с квалификационной характеристикой, применяя передовую технологию и научную организацию труда.

В ходе производственной практики учащиеся должны:

- выполнять работы на основе технологической документации, применяемой на производстве;

- изучать и применять передовые высокопроизводительные приемы и способы труда, а также инструменты, приспособления;

- самостоятельно разрабатывать и осуществлять мероприятия по наиболее эффективному использованию рабочего времени, повышению качества продукции, экономному использованию сырья и материалов;

- выявлять технические неполадки оборудования и применять меры для их устранения;

- строго соблюдать нормы и правила безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности;

- осуществлять подготовку к выпускным квалификационным экзаменам.    

             ВЫПУСКНОЙ (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ЭКЗАМЕН

Примечание:

 Детальная программа предвыпускной производственной практики учитывающая конкретные условия базового предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологиями, приемами и способами работы, разрабатывается в училище с участием предприятия, рассматривается методической комиссией и утверждается руководителем училища.

                               

                                                 ЛИТЕРАТУРА

1.  Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования». Для начального  профессионального образования, М.,   «Академия» 2012 г  

2.      Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: «Просвещение» , 1977 г.

3. Полежаев Ю.О. «Художник росписи по дереву». Для начального профессионального образования ,  М. « Академия», 2012 г.  

               
4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: «Просвещение».1981 г.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: «Просвещение», 1980 г.

6. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: «Просвещение», 1981 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (с нарушением слуха)

Слухоречевая и коммуникативная (на основе устной речи) недостаточность лицс нарушениями слуха обусловливают наличие одного из важнейших препятствий процесса их профессионального образования - коммуник...

Рабочая программа08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по профессии рабочего (должности служащего) 19727 «Штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего

Рабочая программа производственной  практики разработана на основе ФГОС СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по  профессии рабочего (должности служащего) 19727 «Штукатур&r...

УМК по профессиональной подготовке рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии ОК 016-94: 16675 Повар

Учебно-методический комплекс по   профессиональной подготовке рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии ОК 016-94:  16675  Повар...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа составлена для занятий с детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В программе подобраны упражнения для коррекции осанки у младших школьников.Программы направлена н...