"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
статья
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ped_chteniya.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сильверстова И.А.
МБДОУ детский сад № 136 города Иркутска
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье. Современные дети часто предпочитают заменять игры и живое общение со сверстниками компьютерными играми посредством сети Интернет. А ведь игра в жизни дошкольника занимает особое место, именно игра является самым интересным и доступным видом деятельности. В игре нет никаких рамок и запретов для воображения. Полет фантазии может переместить ребенка куда угодно, стоит только хорошо себе все представить.
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Одной из разновидностей игровой деятельности является игра - драматизация. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития». Игра-драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения [1, с. 43].
Педагогический опыт работы показал, что, игры-драматизации оказывают положительное влияние на речевое развитие детей. Стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Игры-драматизации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети стараются говорить четко, чтобы все их поняли.
В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети стали лучше усваивать содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация обогатила детей новыми впечатлениями, развила интерес к художественной литературе, поспособствовала нравственно-эстетическому воспитанию.
Важным условием в драматизации является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Плохо говорящие дети, выступая наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, перевоплощаются, отвлекаются от речевого дефекта, обретают веру в себя.
Важна и сама подготовка к драматизации.
1. Дети принимали участие в играх – упражнениях на развитие дыхания. Эти упражнения необходимы для формирования умения на одном дыхании проговаривать скороговорки, реплики персонажей:
Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи
«Кто загонит мяч в ворота»
«Горячий чай»
«Снег кружится, летает, летает»
2. Подобранные упражнения на эмоционально-смысловые оттенки, помогли детям понять свое эмоциональное состояние, развило способность управлять своими чувствами и эмоциями:
мне грустно
тепло - холодно
съешьте кислый лимон
волк крадется за зайцем
лампочка потухла, зажглась
обиделись
показать, как кошка выпрашивает колбасу.
3. Ежедневно дети выполняли комплекс упражнений на развитие дикции - артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Это позволило укрепить мышцы речевого аппарата.
4. Упражнения на правильное произношение звуков при звукоподражании позволило детям закрепить произношение определенного звука, развило голосовой аппарат, выработало у детей умение произносить звукоподражание громко и тихо, научило различать высоту, тембр, силу голоса:
Курочка и цыплята
Часы тикают
Дождик: Кап! Кап!
Шум ветра
Шипение змеи
Покажи, как гудит пароход, самолет
«Далеко и близко»
«Была тишина»
«Лесенка»
«Большой и маленький»
5. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц позволили детям упражняться в выполнении заданных действий, научили как можно точнее изобразить образ выбранного персонажа:
Дети проснулись-потянулись
Воробышки машут крыльями
Маша садится на большой стул
Мишутка увидел Машу
Как ходит принцесса?
Как серый волк по лесу рыщет?
Как заяц прижав уши убегает от него?
6. Упражнения на развитие выразительной мимики, игра-пантомима помогли детям развить выразительность движения и жестов, быстроту реакции, память:
Плечи говорят: Я горжусь (расправить плечи)
Солнечный свет слепит глаза
На улице мороз
Как вы чистите зубы
Как вы стучите в дверь
Как вы показываете кому-то «Стоять!»
Как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»
Как вы ругаете балующегося ребёнка
Как вы прощаетесь
Как вы надуваете воздушный шар
Как вы расчёсываетесь
Как вы вдеваете в иголку нить
Как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй
Медведи удивились
Сонная Машенька
Внучка удивилась
Маша испугалась
Мышка хитрая
Злой
Добрый
Участие в играх драматизациях, несомненно, создали благоприятные условия для развития у детей чувства сплоченности в коллективе, зародило первоначальные формы позитивного взаимодействия между сверстниками. Увиденное и пережитое в драматизациях существенно расширило кругозор детей, что впоследствии вызвало потребность рассказать об этом своим друзьям и близким.
Я не ставила перед собой цели обучить детей актерскому мастерству, а создавала не принужденную, радостную обстановку, которая расположила детей к творческой игре и свободной речи.
Дети эмоционально раскрепостились, когда я к непосредственному участию в драматизациях привлекла их родителей. В итоге сыгранные совместно роли вызвали у детей и их родителей обоюдный эмоциональный восторг и надолго оставили яркие впечатления. Дети почувствовали себя настоящим артистами сцены. Полученный детьми полезный опыт игры драматизации в дошкольном возрасте, сформировал неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.
В дальнейшем, я планирую продолжать работу в заданном творческом направлении. Впереди у нас еще много работы, будущие драматизации в детском саду, дадут возможность нашим маленьким артистам выступить со своими творческими ролями.
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада -М., «КНОРУС», 2003г.
- Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования– Мозырь, «Белый Ветер», 2014. – 111 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений - М., «Сфера», 2001г.
- Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре - М., «А.П.О.», 2004г.
- Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: Пособие педагогу учреждения дошк. образования– Минск, «Нац. ин-т образования», 2012. – 184 с.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет - М., «Линка-Пресс», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе"
квалификационный экзамен...
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста
Подробно описано использование логопедического пособия "Игры для Тигры"...
Консультация для родителей. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн...
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....
КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...