"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
статья

Сильверстова Инна Анатольевна

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ped_chteniya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

    ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сильверстова И.А.

МБДОУ детский сад № 136 города Иркутска

  В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии   ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье. Современные дети часто предпочитают заменять игры и живое общение со сверстниками компьютерными играми посредством сети Интернет. А ведь игра в жизни дошкольника занимает особое место, именно игра является самым интересным и доступным видом деятельности. В игре нет никаких рамок и запретов для воображения. Полет фантазии может переместить ребенка куда угодно, стоит только хорошо себе все представить.

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Одной из разновидностей игровой деятельности является игра - драматизация. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития». Игра-драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения [1, с. 43].

Педагогический опыт работы показал, что, игры-драматизации оказывают положительное влияние на речевое развитие детей. Стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Игры-драматизации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети стараются говорить четко, чтобы все их поняли.

В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети стали лучше усваивать содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация обогатила детей новыми впечатлениями, развила интерес к художественной литературе, поспособствовала нравственно-эстетическому воспитанию.

Важным условием в драматизации является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей Плохо говорящие дети, выступая наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, перевоплощаются, отвлекаются от речевого дефекта, обретают веру в себя.

Важна и сама подготовка к драматизации.

1. Дети принимали участие в играх – упражнениях на развитие дыхания. Эти упражнения необходимы для формирования умения на одном дыхании проговаривать скороговорки, реплики персонажей:

 Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи

 «Кто загонит мяч в ворота»

 «Горячий чай»

 «Снег кружится, летает, летает»

2. Подобранные упражнения на эмоционально-смысловые оттенки, помогли детям понять свое эмоциональное состояние, развило способность управлять своими чувствами и эмоциями:

 мне грустно

 тепло - холодно

 съешьте кислый лимон

 волк крадется за зайцем

 лампочка потухла, зажглась

 обиделись

 показать, как кошка выпрашивает колбасу.

3. Ежедневно дети выполняли комплекс упражнений на развитие дикции  - артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Это позволило укрепить мышцы речевого аппарата.

4. Упражнения на правильное произношение звуков при звукоподражании позволило детям закрепить произношение определенного звука, развило голосовой аппарат, выработало у детей умение произносить звукоподражание громко и тихо, научило различать высоту, тембр, силу голоса:

 Курочка и цыплята

 Часы тикают

 Дождик: Кап! Кап!

 Шум ветра

 Шипение змеи

 Покажи, как гудит пароход, самолет

 «Далеко и близко»

 «Была тишина»

 «Лесенка»

 «Большой и маленький»

5. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц позволили детям упражняться в выполнении заданных действий, научили как можно точнее изобразить образ выбранного персонажа:

 Дети проснулись-потянулись

 Воробышки машут крыльями

 Маша садится на большой стул

 Мишутка увидел Машу

 Как ходит принцесса?

 Как серый волк по лесу рыщет?

 Как заяц прижав уши убегает от него?

6. Упражнения на развитие выразительной мимики, игра-пантомима помогли детям развить выразительность движения и жестов, быстроту реакции, память:

 Плечи говорят: Я горжусь (расправить плечи)

 Солнечный свет слепит глаза

 На улице мороз

 Как вы чистите зубы

 Как вы стучите в дверь

 Как вы показываете кому-то «Стоять!»

 Как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»

 Как вы ругаете балующегося ребёнка

 Как вы прощаетесь

 Как вы надуваете воздушный шар

 Как вы расчёсываетесь

 Как вы вдеваете в иголку нить

 Как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй

 Медведи удивились

 Сонная Машенька

 Внучка удивилась

 Маша испугалась

 Мышка хитрая

 Злой

 Добрый

Участие в играх драматизациях, несомненно, создали благоприятные условия для развития у детей чувства сплоченности в коллективе, зародило первоначальные формы позитивного взаимодействия между сверстниками. Увиденное и пережитое в драматизациях существенно расширило кругозор детей, что впоследствии вызвало потребность рассказать об этом своим друзьям и близким.

Я не ставила перед собой цели обучить детей актерскому мастерству, а создавала не принужденную, радостную обстановку, которая расположила детей к творческой игре и свободной речи.

Дети  эмоционально раскрепостились, когда я к непосредственному участию в драматизациях привлекла их родителей. В итоге сыгранные совместно роли вызвали у детей и их родителей обоюдный эмоциональный восторг и надолго оставили яркие впечатления. Дети почувствовали себя настоящим артистами сцены. Полученный детьми полезный опыт игры драматизации в дошкольном возрасте, сформировал  неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.

В дальнейшем, я планирую продолжать работу в заданном творческом направлении. Впереди у нас еще много работы, будущие драматизации в детском саду, дадут возможность нашим маленьким артистам выступить со своими творческими ролями.

Список литературы

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада -М., «КНОРУС», 2003г.
  2. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования– Мозырь, «Белый Ветер», 2014. – 111 с.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений - М., «Сфера», 2001г.
  4. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре - М., «А.П.О.», 2004г.
  5. Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: Пособие педагогу учреждения дошк. образования– Минск, «Нац. ин-т образования», 2012. – 184 с.
  6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет - М., «Линка-Пресс», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты  нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста

Подробно описано использование логопедического пособия "Игры для Тигры"...

Консультация для родителей. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн...

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...