ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект
Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(В. А. Сухомлинский).
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
(К. С. Станиславский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskie_chteniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой чтения литературы на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом такой современной тенденции является нарушение речевого развития у дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.
Педагогический опыт работы показывает, что, игра-драматизация оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Игры-драматизации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.
Важным условием в драматизации является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого котенка или находчивую Машу.
Важна и сама подготовка к драматизации.
1. Необходимо привлекать детей к участию в играх – упражнениях на развитие дыхания. Эти упражнения необходимы для формирования умения на одном дыхании проговаривать скороговорки, реплики персонажей:
Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи
«Кто загонит мяч в ворота»
«Горячий чай»
«Снег кружится, летает, летает»
2. Подобранные упражнения на эмоционально-смысловые оттенки, помогут детям понимать свое эмоциональное состояние, разовью способность управлять своими чувствами и эмоциями:
мне грустно
тепло - холодно
съешьте кислый лимон
волк крадется за зайцем
лампочка потухла, зажглась
обиделись
показать, как кошка выпрашивает колбасу.
3. Ежедневно детям необходимо выполнять комплекс упражнений на развитие дикции - артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Это позволит укрепить мышцы речевого аппарата.
4. Упражнения на правильное произношение звуков при звукоподражании позволят детям закрепить произношение определенного звука, разовьют голосовой аппарат, выработают у ребенка умение произносить звукоподражание громко и тихо, научит различать высоту, тембр, силу голоса:
Курочка и цыплята
Часы тикают
Дождик: Кап! Кап!
Шум ветра
Шипение змеи
Покажи, как гудит пароход, самолет
«Далеко и близко»
«Была тишина»
«Лесенка»
«Большой и маленький»
5. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц позволят детям упражняться в выполнении заданных действий, научат как можно точнее изобразить образ выбранного персонажа:
Дети проснулись-потянулись
Воробышки машут крыльями
Маша садится на большой стул
Мишутка увидел Машу
Как ходит принцесса?
Как серый волк по лесу рыщет?
Как заяц прижав уши убегает от него?
6. Упражнения на развитие выразительной мимики, игра-пантомима помогут детям развить выразительность движения и жестов, быстроту реакции, память:
Плечи говорят: Я горжусь (расправить плечи)
Солнечный свет слепит глаза
На улице мороз
Как вы чистите зубы
Как вы стучите в дверь
Как вы показываете кому-то «Стоять!»
Как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»
Как вы ругаете балующегося ребёнка
Как вы прощаетесь
Как вы надуваете воздушный шар
Как вы расчёсываетесь
Как вы вдеваете в иголку нить
Как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй
Медведи удивились
Сонная Машенька
Внучка удивилась
Маша испугалась
Мышка хитрая
Злой
Добрый
Участие в играх драматизациях, несомненно, создают благоприятные условия для развития у детей чувства сплоченности в коллективе, зарождают первоначальные формы позитивного взаимодействия между сверстниками. Увиденное и пережитое в драматизациях существенно расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать об этом своим друзьям и близким.
Планируя работу над игрой драматизацией, не нужно ставить перед собой цель обучить детей актерскому мастерству. Важно создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Дети будут более эмоционально раскрепощены, если к непосредственному участию в драматизациях привлекать их родителей. В итоге сыгранные совместно роли вызовут у детей и их родителей обоюдный эмоциональный восторг и надолго оставят яркие впечатления. Дети почувствуют себя настоящим артистами сцены. Полученный детьми полезный опыт игры драматизации в дошкольном возрасте, сформирует неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.
Список литературы
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада -М., «КНОРУС», 2003г.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений - М., «Сфера», 2001г.
Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре - М., «А.П.О.», 2004г.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет - М., «Линка-Пресс», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе"
квалификационный экзамен...
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста
Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста...
Картотека игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Занимательная сенсорика» ( 2 младшая группа)
Картотека игр по сенсорному развитию детей....
Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста
В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....
КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...
"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)....