ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект

Сильверстова Инна Анатольевна

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» 

(В. А. Сухомлинский).

 

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
(К. С. Станиславский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedagogicheskie_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии   ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой чтения литературы на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом такой современной тенденции является нарушение речевого развития у дошкольников. Плохо говорящие  дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.

Педагогический опыт работы показывает, что, игра-драматизация оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Игры-драматизации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.

Важным условием в драматизации является индивидуальный подход к детям, учет их особенностейВажно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого котенка или находчивую Машу. 

Важна и сама подготовка к драматизации.

1. Необходимо привлекать детей к участию в играх – упражнениях на развитие дыхания. Эти упражнения необходимы для формирования умения на одном дыхании проговаривать скороговорки, реплики персонажей:

 Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи

 «Кто загонит мяч в ворота»

 «Горячий чай»

 «Снег кружится, летает, летает»

2. Подобранные упражнения на эмоционально-смысловые оттенки, помогут детям понимать свое эмоциональное состояние, разовью способность управлять своими чувствами и эмоциями:

 мне грустно

 тепло - холодно

 съешьте кислый лимон

 волк крадется за зайцем

 лампочка потухла, зажглась

 обиделись

 показать, как кошка выпрашивает колбасу.

3. Ежедневно детям необходимо выполнять комплекс упражнений на развитие дикции  - артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Это позволит укрепить мышцы речевого аппарата.

4. Упражнения на правильное произношение звуков при звукоподражании позволят детям закрепить произношение определенного звука, разовьют голосовой аппарат, выработают у ребенка умение произносить звукоподражание громко и тихо, научит различать высоту, тембр, силу голоса:

 Курочка и цыплята

 Часы тикают

 Дождик: Кап! Кап!

 Шум ветра

 Шипение змеи

 Покажи, как гудит пароход, самолет

 «Далеко и близко»

 «Была тишина»

 «Лесенка»

 «Большой и маленький»

5. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц позволят детям упражняться в выполнении заданных действий, научат как можно точнее изобразить образ выбранного персонажа:

 Дети проснулись-потянулись

 Воробышки машут крыльями

 Маша садится на большой стул

 Мишутка увидел Машу

 Как ходит принцесса?

 Как серый волк по лесу рыщет?

 Как заяц прижав уши убегает от него?

6. Упражнения на развитие выразительной мимики, игра-пантомима помогут детям развить выразительность движения и жестов, быстроту реакции, память:

 Плечи говорят: Я горжусь (расправить плечи)

 Солнечный свет слепит глаза

 На улице мороз

 Как вы чистите зубы

 Как вы стучите в дверь

 Как вы показываете кому-то «Стоять!»

 Как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»

 Как вы ругаете балующегося ребёнка

 Как вы прощаетесь

 Как вы надуваете воздушный шар

 Как вы расчёсываетесь

 Как вы вдеваете в иголку нить

 Как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй

 Медведи удивились

 Сонная Машенька

 Внучка удивилась

 Маша испугалась

 Мышка хитрая

 Злой

 Добрый

Участие в играх драматизациях, несомненно, создают благоприятные условия для развития у детей чувства сплоченности в коллективе, зарождают первоначальные формы позитивного взаимодействия между сверстниками. Увиденное и пережитое в драматизациях существенно расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать об этом своим друзьям и близким.

Планируя работу над игрой драматизацией, не нужно ставить перед собой цель обучить детей актерскому мастерству. Важно создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Дети будут более эмоционально раскрепощены, если к непосредственному участию в драматизациях привлекать их родителей. В итоге сыгранные совместно роли вызовут у детей и их родителей обоюдный эмоциональный восторг и надолго оставят яркие впечатления. Дети почувствуют себя настоящим артистами сцены. Полученный детьми полезный опыт игры драматизации в дошкольном возрасте, сформирует неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.  

Список литературы

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада -М., «КНОРУС», 2003г.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений - М., «Сфера», 2001г.

Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре - М., «А.П.О.», 2004г.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет - М., «Линка-Пресс», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...

Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста...

Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста

В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)....