Консультации по речевому развитию детей для кандидатов на Школе приемных родителей (ШПР).
учебно-методический материал

Колеватова Лариса Валериевна

Консультации для кандидатов на Школе приемных родителей в Службе замещающих семей. Информация об особенностях развития речи у детей, воспитывающихся в учреждениях ЦССУ. Нормы развития речи у детей. Нарушения речи. Логопедические диагнозы. Развитие речи детей в соотвествии с возрастными нормами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_v_detskom_dome.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации по речевому развитию детей для кандидатов на

 Школе приемных родителей (ШПР).

Каждому ребенку нужна хорошая семья. Но в жизни часто бывает по-другому. В силу разных обстоятельств достаточно много детей воспитывается в интернатных учреждениях. Педагоги детского дома не могут в полной мере заменить семейное воспитание, но правильная организация педагогического процесса способствует предотвращению негативных последствий психической депривации. Одной из основных задач в детском доме является повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов, необходимых для формирования личности ребенка.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, не имеют возможности удовлетворить основные жизненные потребности: необходимость в достаточном количестве разнообразных стимулов, в определенных условиях для действенного учения, в первичных общественных связях (особенно с матерью), в общественной самореализации, в овладении различными общественными ролями. Неудовлетворение указанных жизненных потребностей приводит к различным формам психической депривации. В силу психической депривации дети, воспитывающиеся вне семьи, обладают рядом особенностей психического и речевого развития.

Вследствие неблагоприятных бытовых условий, социальной и педагогической запущенности у детей отсутствует опыт межиндивидуального общения и крайне ограничены возможности усвоения социальных ролей, которые в нормальных условиях воспитания формируются у детей в процессе подражания взрослым.

Выявляются особенности в общении ребенка со взрослыми и детьми, где центральное место занимают ориентировочные действия, инициативные действия стоят на втором месте. Воспитанники детского дома проявляют большой ннтерес ко взрослому, общение с которым остается наиболее значимой  и важной сферой их жизнедеятельности, но речь их бедна по содержанию и  лексико-грамматическому составу. Контакты со сверстниками примитивны.

Дети плохо владеют своим поведением, не могут сами найти средства управления им, что говорит о недостаточном развитии их самосознания, неспособности оценивать собственные действия.

В эмоционально-волевой сфере доминируют реакции самозащиты, жесткая привязанность к ситуации, неумение выйти из конфликта.

У большинства детей, воспитывающихся в детских домах, слабая познавательная активность, отмечается дисгармоничность интеллектуального развития. При относительно развитом вербальном мышлении у них наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления у таких детей скудость, ограниченность их конкретно-чувственного опыта.

Дети, воспитывающиеся вне семьи с раннего возраста, имеют  явное запаздывание развития речи: нарушение звукопроизношения, лексическое и грамматическое недоразвитие, испытывают трудности в социальном использовании речевых средств.

Однако отклонения в развитии ребенка в учреждениях закрытого типа не являются неизбежными, и возможны весьма действенные мероприятия по их предотвращению. Комплексная и целенаправленная работа по коррекции неречевых и речевых расстройств способствует в значительной мере преодолению различных видов психической депривации и подготовке детей к жизни в окружающем мире.

Детский дом становится для ребенка первой социальной ячейкой, заменяющей семью. Поэтому социализация условий жизни в детском доме  позволяет накопить ему необходимый жизненный опыт.  Усилия логопеда в детском доме направлены не только на обучение ребенка правильной речи, но и на то, чтобы правильная речь способствовала воспитанию его личности, служила орудием познания и средством адаптации к окружающей среде. Для дальнейшего совершенствования личностного, интеллектуального и речевого развития ребенка логопед вместе со всем педагогическим коллективом детского дома должен способствовать созданию условий, в которых может сформироваться свободное, эмоциональное, партнерское общение.

Целенаправленное использование методики психолого-логопедической коррекции в дошкольном детстве, дальнейшее правильно организованное воспитание и обучение в школьные годы позволит воспитаннику в будущей жизни самостоятельно и осмысленно выбирать себе друзей,  быть устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.

Детские впечатления самые яркие и сохраняются на всю жизнь. Слова, обращенные к ребенку с любовью, не пропадают даром. Через много лет после выпуска наши воспитанники, уже ставшие родителями, применят в воспитании своих детей многое из того, чему их научили педагоги детского дома.

Нормы развития речи у детей.

Этапы нормального речевого развития

 ребёнка от 0 до 3 лет.

Слайдовая презентация «Развитие речи от 0 до 3 лет»

Возраст до 1 года  

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни - гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

9-10 месяцев - очень активный лепет, состоящий из 4-5 слов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».

11-12 - время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Возраст от 1 года до 2 лет

Несмотря на то, что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени  не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.

Возраст от 2 до 3 лет

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.

Как правило, если в 2 — 2,5 года ребенок произносит мало слов или не говорит совсем, это настораживает родителей и заставляет их обратиться к врачу. А если в 3 — 4 года ребенок говорит много слов, но неразборчиво или заменяет одни звуки другими, у него нарушен темп или ритм речи, то такие нарушения, как правило, не вызывают у родителей беспокойства. Они убеждены в том, что все дети в этом возрасте так разговаривают, что это норма. И это действительно норма, но для детей не старше трех лет.

Специалист знает, как научить ребенка правильно произносить звуки, научить его составлять рассказы, писать, читать, справиться с проблемой нарушения письма и чтения, безболезненно растянуть уздечку и др.

Важно знать, что чем старше становится ребенок, тем труднее исправлять то или иное нарушение речи. Поэтому логопедам, психологам, педагогам необходимо как можно раньше начинать работать с детьми.

И так, мы рассмотрели некоторые приемы обучения и воспитания, которые позволяют развить несформированные функции, а также нарушения речи, которые могут возникнуть у детей в возрасте до семи лет.  Если в речи своего ребенка вы заметили хотя бы одну из перечисленных особенностей речи, то лучше всего поскорее обратиться за консультацией к логопеду.

 Слайдовая презентация «Нормы развития речи от года до 7 лет»

Возраст от 3 до 4 лет

Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Возраст от 4 до 5 лет

Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.

Возраст от 5 до 7 лет

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

Проблемы речевого развития

      Причин, по которым у ребенка могут возникать различные речевые нарушения, может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Все эти факторы необязательно приведут к отставанию развития речи у ребенка, однако наличие одного или нескольких из них должно заставить родителей более внимательно следить за появлением в речи малыша новых слов, особенностями произношения звуков, уделять больше времени занятиям и упражнениям, нацеленным на развитие речи. 
     Своевременное
развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его.  Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитии речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое  косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. 
     Можно выделить четыре основные проблемы
речевого развития:
     Прежде всего, - это проблема артикуляции отдельных звуков. Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л».  До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно.  Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома  - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего,  можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи. 
      Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.

Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. 

     Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.
    Логоневроз или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога.  Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. 
    При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя. При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.
Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии.
 

КОГДА СТОИТ БИТЬ ТРЕВОГУ?

Нарушения речи – достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Необходимый объём помощи ребенку зависит от диагноза. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с ребёнком и родителями, в детской поликлинике или обычном дошкольном учреждении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда, в речевых группах детских садов. Чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа.

Тревожные признаки:

  • Не называет полностью имя и фамилию
  • Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина)
  • Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса
  • Не использует больше одного слова за один раз
  • Указывает на предмет, раньше, чем называют его
  • Не может назвать каждый предмет на картинке.

Что должен уметь ребенок от 0 до 3 лет

В столь раннем возрасте ребенок учится воспринимать речь, ему важно внимание со стороны обоих родителей, общение будет знаком этого внимания. Как можно больше разговаривайте со своим ребенком, говорите ласково, шутите, не употребляйте грубых слов и не повышайте голос. Показывайте ребенку картинки и одновременно давайте определения изображениям. Общение - главный источник информации на данном этапе.
Трёхлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице( «Я»,»Мне», «Меня» и т.д), выражает с помощью речи свои желания («Я хочу, Мне надо»…). Если родители уделяли должное внимание развитию связной речи своих детей, то трёхлетний ребенок вполне сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения (он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме).

Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи.

При красочной, выразительной речи взрослых, дети включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь представлен названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок (рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д..В его речи уже представлены наречия… Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко. Звукопроизношение еще не совсем чистое. Не стоит волноваться, если в этом возрасте ребенок не произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р. Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам "прочитать" наизусть всю "Муху-цокотуху", расскажут "Репку", споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки "Три медведя".

Признаки нарушения в развитии речи детей

Если к концу: 
1-го месяца - ребенок никогда не кричит перед кормлением;
4-го месяца - не улыбается, когда с ним заговаривают;
5-го месяца - не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках, отыскивать глазами те предметы, которые ему называют ( Где папа?);
7-го месяца - не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
9-го месяца - не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов;
10-го месяца - не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания;
1 год - не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
1 год 3 месяца - не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа";
1 год 8 месяцев - не может произнести 6 осмысленных слов;
1 год 11 месяцев - не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
2 года 5 месяцев - не понимает разницу между словами "большой" и "маленький" ;
3 года - не может показать, какая линия из 3 самая длинная; не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

Ребенок употребляет в активной речи слова-названия частей предметов, пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Использует в речи приставочные глаголы, различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук), произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р. Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

Тревожные признаки

  • Позднее (в сравнении с другими детьми) начало речи: малыш начинает говорить первые слова к 3-4 годам, а иногда и позже
  • Импрессивная речь опережает экспрессивную, то есть ребенок понимает то, что ему говорят, но сам не может выразить свои мысли
  • Речь ребенка страдает множеством грамматических ошибок, ее фонетическое оформление недостаточно
  • Трудно понять то, что говорит ребенок

Речевое развитие дете от 4 до 5 лет

К 4 году жизни ребенок овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется, должен внятно говорить, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, не коверкая звуки, исключения – сложные слова, например, элеватор; правильно произносит не только шипящие, но и свистящие и сонорные звуки, хотя звук р может все еще представлять сложность; его речь связная и достаточно грамотная.Так же в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок самостоятельно может составить рассказ по картинке или серии картинок.

У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью. 

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

 У большинства воспитанников интернатных учреждений психическое и речевое развитие в той или иной степени запаздывают относительно возрастной нормы.  Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд особенностей, которые отмечаются на всех возрастных этапах развития ребенка. У многих дошкольников из детских домов выявляются бедная речь, слабое внимание, снижение памяти.   Недостаток речевого общения   с ребенком существенно отражается  на его развитии не только речевом, но и общем психическом.  

  Непременным условием для всестороннего, полноценного  развития  ребенка  является  общение его с взрослым. Взрослые  -  хранители  опыта,  накопленного  человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе  как  с  помощью языка.  Жизненная обстановка  играет  большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она  должна  быть  создана  в соответствии с его возрастом. Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка  с взрослым.                

   Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию, взаимодействие с взрослым. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им почти не занимается, этот стимул работает плохо: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? По-разному или никак.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении - от того, что написано в распорядке дня. У воспитателя в группе может быть много детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что по первому требованию взрослый не всегда сможет подойти и обратить внимание. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

 Отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма плохо понимают обращённую к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы.

На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребёнок начинает говорить, но не на нашем языке, а на каком-то своём. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». Считается, что период автономной детской речи есть у каждого ребёнка. И воспитанники домов ребёнка часто минуют этот период. Если автономная речь не похожа на обычную ни по своему звучанию, ни по своему значению, то понять её сможет только тот, кто хорошо знает ребёнка, кто может разгадать его шифр. Близкие люди без труда понимают малыша, потому что они ориентируются не только на его слово, но и на ту ситуацию, в которой находится ребёнок. Взрослых в окружении воспитанников слишком много, они постоянно меняются, заняты своими проблемами, не внимательны к высказываниям малыша. Не связывают такие слова с предметом или ситуацией. Ребёнок, не видя понимания со стороны взрослого, перестаёт говорить.

В появлении у детей активной речи, когда они умеют  произносить  много слов и донести до взрослого свои мысли, свою просьбу,  решающую, важную роль играют установление эмоциональных контактов взрослого с ребёнком,  организация взрослым взаимодействия с ребёнком, в ходе которого он усваивает способы и средства общения, учится «умению говорить».  Для ребёнка, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слово. Ведь только благодаря обращённому к нему слову он может стать человеком в истинном смысле слова. Причём, в первую очередь, здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение–взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность.

Однако отклонения в развитии ребенка в учреждениях закрытого типа не являются неизбежными, и возможны весьма действенные мероприятия по их предотвращению. Комплексная и целенаправленная работа способствует в значительной мере преодолению задержки в психическом и речевом развитии ребенка и подготовке детей к жизни в окружающем мире. 

Слайдовая презентация «Речевое развитие, проблемы?»     

Воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия.

Детский дом – островок, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. С детьми  своя специфика работы. Дети с тяжелыми диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой нелегкая, обучающая  работа будет идти  очень сложно, медленно. Вместе с детьми необходимо научиться  выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте. И иногда кажется странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а таким детям - нет. Терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день. И только так  можно будет увидеть приятный результат ежедневной, кропотливой работы.  А как радуются сами дети своим маленьким победам! 

Детские впечатления самые яркие и сохраняются на всю жизнь. Слова, обращенные к ребенку с любовью, не пропадают даром.

Советы родителям по профилактике нарушений речи ребенка:

  • Не создавайте дома напряженную и тревожную атмосферу, в которой ребенок чувствует себя неуверенно.
  • Когда ребенок начинает заикаться, мягко помогите ему преодолеть трудности языка. Не кричите, не делайте замечания авторитарным тоном.
  • Когда ребенок говорит, важно, чтобы его понимали. Его ошибки и оговорки не следует повторять, особенно родителям.
  • Постарайтесь говорить с ребенком четко и внятно, чтобы у него был образец для подражания звукам и словам. Отвечая ребенку, постарайтесь сами произнести те слова, которые он выговаривает неправильно, чтобы ребенок еще раз услышал их.
  • Если недостатки речи очень заметны, полезно определить и предложить ребенку заняться деятельностью, которая способствует развитию психомоторных навыков. Например, пусть попробует петь самые простые песни, поскольку в пении задействованы иные нейропсихологические механизмы, чем в речи. Вы сами заметите, что ребенок перестает заикаться, когда поет и даже когда кому-то подражает и разговаривает сам с собой.
  • В жизни ребенка должно быть как можно меньше радикальных перемен. К примеру, ему не стоит начинать учебу в школе как раз в то время, когда он начал заикаться, или у него появились дефекты речи, а если ребенок начинает привыкать к одной школе, не следует менять ее.
  • Для семейных поездок и походов на каникулах и в праздники выбирайте тихие малолюдные места, где ребенок не будет нервничать или чувствовать себя неуверенно.
  • Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Необходимо также проследить, чтобы ребенок не оказался под дестабилизирующим влиянием — к примеру, бабушек, дедушек и других родственников. Теперь мы знаем, как влияет определение нарушения речи у ребенка на развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей".

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей"....

Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...

Су-Джок терапия как средство речевого развития детей

Все мы знаем, что хорошо развитая речь – важна для всестороннего полноценного развития детей. Еще В.А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...