Методическое сообщение Интенсивная методика обучения игре на фортепиано Е.Олерской "Ручные пьесы”
методическая разработка

 Галина Владимировна Федорова

Основные направления, новаторство, методы и приемы методики Е.Олерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodsoobshchenie_ruchnye_pesy.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                Городской округ Кашира

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

                «Каширская детская школа искусств»

                        Методическое сообщение

«Интенсивная методика обучения игре на фортепиано Е.Олерской «Ручные пьесы»

                                                                        Подготовила Федорова Г.В.

                                                                        Преподаватель фортепиано

                                     г.Кашира

                                     2018г.

Екатерина  Алвиановна Олерская  - преподаватель ДШИ, колледжа искусств им. П.И. Чайковского г Улан-Удэ, член Союза композиторов РФ, автор методики «Ручные пьесы».Вот ее рассказ о том, как появилась идея создания методики:

«Эта идея появилась неожиданно. Однажды во время просмотра чемпионата мира по фигурному катанию, я начала размышлять, а как вот эти чемпионы впервые в жизни вышли на лёд. Я представила, как их, наверное, держали за маленькую ручку, показывали, как сделать первые шаги, потом они учились просто кататься, затем осваивали какие-то движения и так далее. Потом я вспомнила, как учу ребятишек делать первые шаги в освоении фортепиано. И тут в моём сознании картинка вдруг по аналогии с музыкальными занятиями переключилась на тот вариант, что едва маленький фигурист  научился робко, перемещаться по скользкому льду, неуверенно пока, рискуя в любой момент упасть, как тренер ему  сказал: «Всё, дальше занимаемся так – вот тебе листочек, там знаки. Этот означает такое движение, этот - такое, этот – третье. И малыш, вместо того, чтобы продолжить учиться кататься начинает расшифровывать эти значки, что-то пытается сделать, падает, встаёт, забывает какой знак что обозначает, учитель ему подсказывает и больше кататься ребёнка не учит, а всё расшифровывают и расшифровывают.  Потом постепенно растерянный ученик запоминает значки, которых очень много, и на запоминание уходит уйма времени, происходит постоянно какая-то путаница, но всё равно учитель упорно отказывается учить ребёнка собственно катанию, а в основном - только расшифровке. А потом те движения, которые они кое-как  сумели разобрать, начинают технически прорабатывать – недолго, конечно, потому что некогда, надо расшифровывать дальше. А через пару месяцев два таких листочка уже надо на экзамене откататься, а через следующие два месяца ещё два листочка, а потом снова и снова – и только так, и никак иначе. Скажите, вам такая ситуация не кажется неестественной?И в тот момент я подумала, а мы-то вот таким диким способом учим ребёнка игре на инструменте с самого начала. Ставим ему ноты и начинаем расшифровывать.  А ведь малыш  ещё играть-то не умеет!»

 Эта методика предполагает начинать учиться играть на фортепиано, как и на любом другом инструменте, с довольно длительного безнотного периода. Нотная же грамота должна изучаться  параллельно, по специальным нотным азбукам. В ходе развития игровых навыков и навыков чтения нот, эти два процесса должны частично пересекаться и постепенно полностью объединиться. И объединиться они должны тогда, когда учащийся хорошо освоит нотную грамоту – с одной стороны, а с другой – обретет довольно уверенные пианистические навыки и развитую технику игры. В таком случае медленно развивающееся умение читать нотный текст не будет тормозить становление и развитие исполнительской техники. Начальное обучение чтению нот должно проводиться не хаотично, в ходе разучивания пьес, а по специальной системе.

   Главное правило: на первых этапах обучения нельзя ставить чтение нот и игру на инструменте  в зависимость друг от друга. 

 

Учась по традиционной схеме, человек  теряет несколько первых лет обучения в развитии исполнительских навыков лет из-за того, что тратит 80-90% учебного времени на разбор произведений по нотам вследствие неразвитого навыка чтения нот. К тому же сами эти произведения не настолько сложны, чтобы активно развивать технику, но иного не позволяет уровень сложности нотного текста. В великолепно поставленной на государственном уровне системе отечественных музыкальных школ не приветствуется обучение игре «с показа»! Это считается непрофессиональным подходом. И совершенно напрасно! Почему не дать детям возможность помузицировать? Тогда, кроме того, что они хорошо продвинутся в учёбе, они ещё получат необходимую мотивацию для продолжения занятий! Ведь музыка напрямую связана с эмоциональной сферой. Красивая игра, обогащает человека внутренне, и зажигает желание добиться ещё лучших результатов.  Вероятно, педагоги опасаются, что ученики так и не освоят нотную грамоту, если регулярно поощрять такую практику. Да и не все произведения удобно выучить наглядно. Кроме того, когда умеешь читать ноты, игра по нотам становится удобной, лёгкой, приятной. Даже несмотря на то, что сегодня существуют довольно интересные и эффективные компьютерные программы для разбора музыки, все же учить произведения по нотам – это самый простой  и рациональный способ. Но только не в первые годы обучения, считает Екатерина Олерская.

 

Методика «Ручные пьесы» предлагает   изучения нотной грамоты путём применения специальной системы, изложенной в «Азбуках чтения нот». Параллельно дети учатся игре на инструменте с показа, совершенствуя навыки развития техники и выразительной игры с первых месяцев занятий.

 

Не все произведения традиционного детского репертуара удобно разучивать с показа. Это не удивительно. Ведь они предназначались для игры по нотам. Практика работы по принципу длительного донотного обучения, привела автора методикиа к тому, что часть пьес нужно написать особо – для разучивания без нот.  Тем более, нужен был материал для каждого этапа постановки пианистического аппарата, и который бы стимулировал развитие техники.

Эти идеи воплотились в сборнике «Ручные пьесы».

 Для чего нам будут полезны эти ручные пьесы:

                                                               

          1.ЛЕГКО ВЫУЧИТЬ

           2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  РУК ​

           3.РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ С ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ

           4.ТЕКСТ УЧИТСЯ БЫСТРО, А ТЕХНИКА -   ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЬНО

Даже развёрнутые, сложные ручные пьесы имеют простую конструкцию. Их легко проанализировать и запомнить. Но при этом они достаточно развиты технически. Поэтому их текст быстро запоминается, но чтобы такие пьесы качественно исполнить, ученику потребуются хорошо потренироваться, и как следствие, его технический уровень быстро растет. 

В «Ручных пьесах» МОЖНО видоизменять те или иные элементы текста в зависимости от целесообразности задач, физиологических особенностей руки ученика, свойствах его памяти и индивидуальных интеллектуальных способностей каждого конкретного ребёнка.

- ЛЁГКОСТЬ РАЗБОРА ПЬЕС ОСВОБОЖДАЮТ ВРЕМЯ ДЛЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ, ТЕХНИКИ И РИТМА, 

- НЕПРИНУЖДЕННО УСВАИВАЕТСЯ ТЕОРИЯ.

- К РУЧНЫМ ПЬЕСАМ НАПИСАНО 70 ФОНОГРАММ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПОВЫХ ВАРИАНТАХ

.Уровень сложности «Ручных пьес» весьма разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами до развернутых виртуозных произведений.

Игра «Ручных пьес» невероятно сокращает время, затрачиваемое на разбор произведения, давая возможность педагогу сосредоточить внимание ученика на исполнительских аспектах: правильности движений, качестве звукоизвлечения и т.д. Быстро разобрав пьесу, поработав над её качественным исполнением, ученик получает ощутимый творческий результат. Достижения питают внутреннюю мотивацию. В свою очередь, мотивация стимулирует желание поставить новые цели и достигнуть их.

«Ручные пьесы» - не самоцель. Это в первую очередь - техническая база. Говоря о технике, автор имеет ввиду не только силу и беглость пальцев, но и владение звуком, гибкость туше, разнообразие штриховой палитры, агогику и многие другие составляющие выразительного исполнения. Игра «Ручных пьес» - это подготовка к качественному исполнению классических произведений. Е.Олерская с детьми играет пьесы из этого сборника 3-4 года, со второго года понемногу добавляя в программу произведения классиков. Постепенно пропорции классических пьес увеличиваются и наконец, ребенок переходит на обычный репертуар. Однако  оставленв в программе учащихся несколько этюдов из «Ручных пьес», чтобы обеспечить постоянный интенсивный технический рост.

За четыре года занятий , исканий написала для своей методики несколько книг :

1.Его величество Ритм

2.Азбука чтения нот

3.Тренажер для юного музыканта

4. Сборник Ручные пьесы и фонограммы к ним.

Кратко остановимся на каждой из них.

Концепция, изложенная в пособии «Его величество Ритм», обеспечивает прошедшему курс обучения умение бегло и грамотно читать самые замысловатые ритмические рисунки.

«Азбука чтения нот» в нескольких частях содержит детализированный алгоритм пошагового приобретения умения читать нотный текст , предусматривает систему тренинга.Диапазон трудности очень велик – от простейших одноголосных упражнений до очень сложных построений.

«Тренажер для юного музыканта» предназначен для систематизации теоретических знаний,для умения применить теорию на практике.

И, наконец, «Ручные пьесы» - авторский сборник произведений  Екатерины Олерской. Пьесы, упражнения и этюды предназначены для изучения с показа, логического разбора и запоминания. Чем они лучше обычных, традиционных пьес?

В основе каждой пьесы лежит определенная формула, основанная на конкретных элементах, развернутая по определенному принципу. Как утверждает автор, ни одна из пьес не сочинялась в свободном творческом устремлении. Каждая написана так, чтобы ребенок мог легко выучить ее, поняв и запомнив закономерности. Ясная и простая структура пьес помогает быстро запомнить текст, освобождая время на уроке для формирования основ пианизма. Каждая пьеса решает задачу освоения конкретного исполнительского навыка – игра одним пальцем, соединение двух звуков на легать, постановка 1 и 5 го пальцев, трезвучия и т д.

Большинство пьес 1 года обучения снабжены фонограммами, что очень радует ребенка. Игра с фонограммой формирует метро-ритмическую стабильность, дисциплину исполнения, умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе. Фонограмма не дает расслабиться, развивает концентрацию внимания. И, конечно, дает возможность участвовать в концертах класса совсем юным музыкантам, положительно влияет на мотивацию. Обучение по этой методике экономит время, затрачиваемое на разбор, сделать процесс начального освоения инструмента интенсивным , оживить стартовый период.

Пьесы из классического учебного репертуара предназначены для изучения их по нотам. Автор методики предлагает в первое время тоже учить их с показа, хотя это сложнее.

Сравнивая свой опыт преподавания по традиционной методике и по системе «Ручные пьесы», Олерская отмечет несомненное преимущество последней. Весь материал создан в процессе обучения группы ребят, принятых в класс без вступительных прослушиваний. Дети разные , но играют все.

В методических пояснениях предложено на первом этапе записывать логические схемы словами. Любую пьесу можно видоизменить для конкретного ученика. Есть специальный раздел – пьесы-трансформеры. Есть пьесы очень похожие по технике – это сделано для того, чтобы работая над схожими задачами играть разнообразные произведения.

Материал пьес схематизирован – это база для получения навыков. Наряду с этим необходимо включение классических произведений. По мере приобретения опыта игры на инструменте и изучения нотной азбуки, можно вводить частичный разбор. Например – правую руку- по нотам, левую с показа.

Некоторые дети с большим трудом обретают навык чтения нот, в таком случае автор     методики предлагает проявить терпение, продолжать играть ручные пьесы и  классические произведения с показа, параллельно тренируясь в чтении нот по «Азбуке».

В 2017году Екатерина Олерская разработала  авторскую программу «Ручные пьесы», рассчитанную на восьмилетнее обучение. Первый раздел  четко структурирован, разделен на 4 этапа, каждый на несколько уровней сложности. В каждом этапе четко прописаны технические задачи, качественные степени изучения пьес. Очень четко прописаны контрольные точки – зачеты, экзамены, зачеты по ритму и чтению нот, зачет по грамотности – знания по теории музыки и терминология.

Интересный момент – предлагается фрагментарное изучение музыкальных произведений, с целью ознакомления с различными фактурными и стилевыми особенностями, развития музыкального кругозора.Причем требуется исполнить несколько фрагментов на зачете. Предлагается ввести разный уровень освоения произведений -  от концертного, художественного, до рабочего, технического, по нотам. Предлагается продленная работа над произведением.Так например, некоторые произведения предлагается играть на зачетах дважды – например, виртуозную пьесу или этюд, исполненную в мае., играть еще раз в конце октября, для того чтобы начало года не оставалось без интенсивной технической нагрузки.

Изучение гамм ведется в свободном режиме, максимально приспособленном к индивидуальным особенностям ученика. Со второго класса все учащиеся начинают играть 11 положений от ноты «до», причем начинают не с трезвучий, а с септаккордов с обращением.Естественно, не сразу все 11, уровень сложности повышается постепенно.

Общий принцип перехода на программу, близкую традиционной, заключается в постепенном уменьшении количества ручных пьес и увеличении произведений классического репертуара.

Продолжительность такого перехода занимает от одного до трѐх, а в отдельных случаях даже четырѐх лет. В некоторых случаях ручные пьесы продолжают иметь место в программе наряду с классическими произведениями. Ниже приводятся некоторые общие принципы и методы работы в период постепенного перехода и дальнейшего совершенствования навыка нотного разбора.

 Метод повышенной и пониженной трудности пьес. Метод заключается в изучении фрагментов с повышенным уровнем сложности нотного текста, что расширяет опыт ученика и приводит к тому, что обычный уровень сложности воспринимается, как простая задача. Пьесы пониженного уровня сложности тренируют беглость чтения нот.

 Метод аккомпанемент. Программа предлагает в период изучения «Азбуки чтения нот»  2 часть исполнить аккомпанирующую партию по нотам, что имеет положительное влияние на растущий навык чтения нот.

 Метод изучения фрагментов. Метод позволяет познакомиться с большим разнообразием фактуры, типичными формами записи нотного текста.

Метод неравномерного проучивания. Метод позволяет сфокусировать внимание на главном. То, что на данном этапе является второстепенным изучается на уровне знакомства. Все вышеизложенные методы работы позволяют ускорить и расширить получение опыта чтения нот.

Отсутствие жанровой диктатуры на этапе перехода к классической программе. Выбор пьес, исполняемых учащимися на этапе перехода должен производиться с учѐтом потребности учащегося, а не по привычным репертуарным схемам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...

Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».

При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...

Обучение игре на фортепиано в системе общего музыкального образования

Музыкальное воспитание – это средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное ра...

Проблема постановки рук при обучении игре на фортепиано в позднем возрасте. Из опыта работы с суворовцами МВМУ.

Статья посвящена довольно специфической проблеме постановки рук у обучающихся в позднем возрасте. Читатель может ознакомиться с выводами, сделанными на основании многолетнего опыта работы с суворовцам...

Начальный этап обучения игре на фортепиано. Донотный период

В работе рассматривается начальный этап обучения игре на фортепиано в музыкальной школе, который включает в себя знакомство с инсрументом, постановку рук, слушание музыки, воспитание чувства ритма, ра...