Конструирование технологической карты занятия
учебно-методический материал

При ежедневной работе не обязательно переходить на составление технологических карт, но при участии в профессиональных конкурсах, открытых мероприятиях умение конструировать технологическую карту играет немаловажную роль, имеет большое значение для профессионального роста педагога, позволит развивать собственную компетентность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

Ростовский государственный университет путей сообщения

(ФГБОУ ВО РГУПС)

ЛиТЖТ – филиал РГУПС

          

 

 

Методическая разработка

Конструирование технологической карты занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск – Шахтинский

2020

УДК 001.92

 

 

Методическая разработка для преподавателей, мастеров производственного обучения технических специальностей СПО

 

 

Автор

        Демьянчук А.В., преподаватель Лиховского техникума железнодорожного

транспорта – филиала РГУПС

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии ОПД и ПМ специальности 23.02.06


Сегодня перед педагогами стоит вопрос: как правильно спроектировать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?

Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа. Способом выхода из данной ситуации является создание технологической карты занятия, в которой обязательно указываются цели, задачи и предполагаемый результат.

Понятие «технологическая карта» заимствовано из промышленности. Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку. Процесс производства в данном документе подразделяется на операции и таким образом, отображает постепенную и полную картину производства того или иного изделия.

В образовательной организации технологическая карта является особой формой планирования учебного занятия, тем инструментом, который может помочь преподавателю с наибольшей эффективностью управлять учебной деятельностью, обеспечить реализацию предметных, межпредметных и личностных умений, в соответствии с требованиями ФГОС.

Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время, решить многие другие задачи, что благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки, содержать базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы обучающихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов.

В структуру технологической карты могут входить различные блоки:

  1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  2. Цель освоения учебного содержания
  3. Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные, информационно-интеллектуальная компетентность)
  4. Межпредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы)
  5. Основные понятия темы
  6. Технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта может дополняться вопросами для самоконтроля по той или иной дисциплине, МДК, разнообразными тестовыми заданиями, примерными текстами для самостоятельных и контрольных работ.

Технологическая карта занятия позволяет преподавателю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов занятия, приводящих к намеченному результату;

- корректировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия педагога и обучающегося;

- организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения.

При ежедневной работе не обязательно переходить на составление технологических карт, но при участии в профессиональных конкурсах, открытых мероприятиях умение конструировать технологическую карту играет немаловажную роль. Польза этого умения очевидна: преподавателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию. Все это имеет большое значение для профессионального роста педагога, позволит развивать собственную компетентность.

Пример технологической карты учебного занятия применения полученных знаний на практике

Дисциплина, курс, специальность

УП.01.01 – СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ 2 курс специальность 23.02.06

Тема учебного занятия, № занятия  по теме

Измерения. Разметка

ФИО  преподавателя

А.В. Демьянчук

Тип  учебного занятия

Изучения трудовых приемов и операций

Используемые педагогические технологии

традиционное обучение

Планируемы результаты

Обучающиеся должны

знать: разновидности инструментов, правила и приемы измерений, последовательность выполнения работ, наименование и назначение измерительных инструментов и приспособлений, требования к ним, правила техники безопасности, требования к качеству выполненных работ.

уметь: производить измерения наружных, внутренних размеров штангенциркулем, микрометром, проводить контроль качества выполняемых работ, использовать измерительный инструмент для разметки заготовок согласно чертежу, считывать размеры, устранять мелкие неполадки инструментов и ухаживать за ними после работы

Цель учебного занятия

Приобретение первичных навыков по использованию измерительного инструмента, правилам работы со штангенинструментами, микрометрическими инструментами

Задачи учебного занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

сформировать первичные умения пользования измерительным и разметочным инструментом в производственной работе, научить технике измерений

развитие технически грамотной речи обучающихся, умения оперировать терминологией, развитие самостоятельного принятия решений, находить пути повышения эффективности своего труда

привить бережное отношение к инструменту, научить аккуратности и внимательности в работе, соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментом

Оборудование

  • Штангенциркули, микрометры, образцы для измерений, контрольно-измерительные и разметочные инструменты, приспособления, точильно-шлифовальный станок, заготовки для разметки
  • Дидактический материал (опорные конспекты, инструкционные карты)

Используемые источники информации

  1. Москаленко, Н.И. Общий курс слесарного дела / Н.И. Москаленко. – М.: Высшая школа, 2004

2 Космачев, А.А. Основы слесарного дела в инструментальном производстве / А.А. Космачев. – М.: Машиностроение, 1965.

3 Круницкий, А.И. Слесарное дело / А.И. Круницкий. – М.: Высшая школа, 1976

Организационная структура учебного занятия

ЭТАП 1

Оргмомент

Длительность этапа

10 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Проверка посещаемости

Проверка спецодежды

Проверка наличия конспектов

Функции преподавателя на данном этапе

Проверка явки обучающихся.

Проверка готовности мастерской (рабочих мест) и обучающихся к занятию

Приемы и формы работы

Групповая

ЭТАП 2

Вводный инструктаж  

Цель

Повторение ранее изученного. Актуализация знаний и постановка проблемы; формирование новых знаний, профессиональных компетенций

Длительность этапа

80 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Раздаточный материал: контрольно – измерительные инструменты (рисунки ф. А3)

Форма организации деятельности обучающихся

Разбор технологических требований и предстоящих учебно-производственных работ

Функции преподавателя на данном этапе

Проводится повторение ранее изученного материала в форме фронтального опроса. Изложение нового материала осуществляется методом объяснения с элементами беседы и использованием показа мастером отдельных трудовых приемов

Приемы и формы работы

Обучающимся раздаются инструкционные карты

Форма контроля

В процессе беседы эффективно выявляются и используются знания и опыт обучающихся, полнее контролируется процесс усвоения материала; знания полученные обучающимися

ЭТАП 3

Текущий инструктаж  

Цель

Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа: формирование умений и навыков

Длительность этапа

160 мин.

Форма организации деятельности обучающихся

Самостоятельная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Целевые обходы рабочих мест обучающихся:

Первый обход - проверить организацию рабочих мест

Второй обход - проверить качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил ТБ

Третий обход -  проверить правильность ведения самоконтроля, выяснить причины затруднений в работе и

оказать помощь

Четвертый обход -  произвести приемку и оценку работ

Пятый обход -  дать  указания по уборке рабочих мест

ЭТАП 4

Заключительный инструктаж

Цель

Подведение итогов работы

Длительность этапа

20 мин.

Форма организации деятельности обучающихся

Уборка рабочих мест

Функции преподавателя на данном этапе

Определение лучших работ

Выставление оценок

Подведения итога занятия

Приемы и формы работы

Анализ ошибок обучающихся, допущенных при организации рабочего места, соблюдении технологической последовательности, выполнении рабочих приёмов, соблюдении требований безопасности труда

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 1

Измерения штангенциркулем и микрометром

Цель: ознакомление с измерительными инструментами и техникой измерения линейных величин.

Оборудование, инструмент, приспособления: штангенциркули, микрометры, образцы для измерений (трехступенчатые валики, втулки с глухими отверстиями).

Задание.

1 Ознакомиться с устройством и приемами измерения штангенциркулями. Обмерить втулку с глухим отверстием.

2 Ознакомиться с устройством и приемами измерения микрометрами. Обмерить трехступенчатый валик.

3 Данные измерений свести в таблицу, где указать номер образца, инструмент и результат измерения.

Указания к работе.

Техника измерений штангенциркулем:

1) при измерении наружного диаметра: ослабляют зажимной винт рамки; разводят губки на размер, несколько больший диаметра измеряемой детали; помещают деталь между губками и передвигают подвижную рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали, закрепляют рамку с зажимным винтом; вынимают деталь из промежутка между губками и считывают показания;

2) при измерении внутреннего диаметра: ослабляют зажимной винт; устанавливают губки на размер, несколько меньший измеряемого диаметра; вводят губки в отверстие и передвигают подвижную рамку до соприкосновения губок с поверхностью отверстия, закрепляют рамку зажимным винтом; вынимают губки из отверстия и прочитывают результат;

3) при измерении глубины отверстия (уступа): ослабляют зажимной винт; упирают торец штанги в верхний край измеряемого отверстия и, перемещая подвижную рамку, вводят линейку глубиномера в отверстие до упора, закрепляют рамку зажимным винтом; вынимают глубиномер из отверстия и прочитывают результат.

Техника измерений микрометром:

Перед измерением проверяют нулевое положение микрометра вращением микрометрического винта за трещотку, сводят измерительные поверхности до соприкосновения между собой или с установочной мерой при пределах измерения не от нуля, вращение прекращают после появления щелчков трещотки; проверяют показания микрометра: если нулевые штрихи на шкалах стебля и барабана не совпадают, то устанавливают инструмент на нуль, для чего при сведенных измерительных плоскостях стопорят микрометрический винт, отворачивают колпачок (гайку), прикрепляющий барабан к микрометрическому винту, освобождают барабан от сцепления с винтом, поворачивают его до совпадения нулевого штриха с продольным штрихом стебля и снова закрепляют барабан.

При работе инструмент берут левой рукой за скобу, а большим и указательным пальцами правой руки вращают головку барабана до тех пор, пока измерительные поверхности микрометра не будут охватывать измеряемую часть детали. Затем вращением винта трещотки сводят измерительные поверхности до плотного соприкосновения их с измеряемой деталью и появления щелчков. После этого считывают показания: целые миллиметры и полумиллиметры отсчитывают на шкале стебля, а десятые и сотые доли миллиметра — на шкале скоса барабана (рисунок 1(д)).

Рисунок 1 - Микрометрические инструменты:

а — микрометр 1 — скобэ; 2—пятка; 3 _ микрометрический винт; 4 — стопор; 5 — стебель; 6 — барабан; 7 — трещотка; 8 — установочные меры); б — микрометр резьбовой со вставками; в — микрометрический глубиномер; г — микрометрический нутромер (8 — измерительные наконечники; 2 —гайка; 3 — стебель; 4 — стопор; 5 — микрометрический винт; 6 — барабан; 7 — трещетка); д — пример отсчета

Вопросы и задания:

1. Что называется измерением?

2. Чем характеризуется точность измерения?

3. Какие инструменты используют для измерения линейных величин?

4. Где применяют штангенинструменты?

5. Расскажите об устройстве нониуса штангенциркуля.

6. Как производится измерение штангенциркулем наружных и внутренних размеров деталей, а также глубин глухих отверстий и уступов?

7. Какие правила надо соблюдать при обращении со штангенинструментом?

8. Где применяются микрометрические инструменты? Какой принцип заложен в основу их конструкции?

9. Объясните устройство наиболее распространенного микрометра.

10. Как производится установка микрометра на нуль?

11. Как измеряют детали с помощью микрометра?

12. Какие правила надо соблюдать при обращении с микрометрическими инструментами?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 2

Разметка заготовок

Цель: ознакомление с основными видами разметки и применяемым при ее выполнении оборудованием и инструментами. Формирование первичных умений заточки разметочного инструмента и выполнения разметки.

Оборудование, инструмент, приспособления: контрольно-измерительные и разметочные инструменты, приспособления, точильно-шлифовальный станок, заготовки для разметки.

Задание 1

Заточить необходимый разметочный инструмент.

Указания к работе. Перед заточкой инструмента проверить исправность точильно-шлифовального станка: состояние ограждений, местного освещения, прочность и точность установки абразивного круга (зазор между кругом и подручником должен составлять 2.. .3 мм), надежность крепления подручника, наличие экранчика и т. п.

Приемы заточки чертилки (рисунок 2):

- опустив экранчик точильно-шлифовального станка или надев защитные очки, включают станок;

- чертилку берут левой рукой за середину, а правой рукой за конец, противоположный затачиваемому;

- затачиваемый конец чертилки располагают под углом 15. ..20° к периферии абразивного круга и с легким нажимом равномерно вращают ее пальцами правой руки; во избежание перегрева острия чертилки его периодически охлаждают в воде.

Длина заточенного острия чертилки должна составлять примерно 20 мм.

Приемы заточки кернера (рисунок 2, б) аналогичны приемам заточки чертилки. Разница лишь в том, что острие кернера располагают под углом 30° к периферии абразивного круга. Угол заточки кернера проверяют специальным шаблоном. При этом обращают внимание на то, нет ли смещения центра заточенной части.

Приемы заточки ножек циркуля (рисунок 2, в):

сводят ножки циркуля так, чтобы они находились в плотном соприкосновении;

циркуль берут левой рукой за середину, ниже дуги со стопорным винтом, а правой — за шарнирное соединение ножек; располагают ножки циркуля под необходимым углом (примерно 25.. .30°) по отношению к абразивному кругу;

затачивают конец одной ножки, а затем, изменив положение ножек, — второй; углы ножек должны быть симметричными при одинаковой длине ножек и плотном соприкосновении их плоскостей;

острые концы ножек доводят на абразивном бруске и снимают заусенцы на боковых гранях и внутренних плоскостях.

При заточке разметочного инструмента на точильно-шлифовальном станке необходимо строго соблюдать правила безопасности труда. Нельзя работать на неисправном станке, при отсутствии ограждающего абразивный круг кожуха, неисправном подручнике, при зазоре между кругом и подручником более 3 мм, при биении круга, а также без защитных очков или без защитного экранчика на станке.

Рисунок 2 - Приемы заточки разметочных инструментов:

а — заточка  чертилки; б — заточка кернера;  о — заточка  ножек циркуля

Задание 2

Разметить предложенные заготовки.

Указания к работе. Прежде чем выполнять разметку, заготовку тщательно осматривают, проверяя, нет ли на ней раковин, трещин или других дефектов. Определяют возможность изготовления из нее детали требуемых размеров и качества.

Поверхности заготовки, подлежащие разметке, окрашивают меловой краской или раствором медного купороса, быстросохнущими лаками и красками.

Меловую краску готовят из порошка мела, разведенного в воде, с добавлением небольшого количества льняного масла и столярного клея. Для получения раствора медного купороса берут три чайные ложки купороса на стакан воды.

Меловым раствором покрывают черновые необработанные поверхности. Раствором медного купороса окрашивают только стальные и чугунные заготовки с предварительно обработанными поверхностями небольшой площади. Разметочные риски хорошо наносятся на тонкий слой меди, который осаждается на поверхности заготовки после покрытия ее медным купоросом.

Быстросохнущие лаки и краски применяют для покрытия обработанных поверхностей большой площади стальных и чугунных отливок. (Необходимо помнить, что цветные металлы, горячекатаный листовой и профильный стальной материал лаками и красками не окрашивают.)

Сначала определяют базы для разметки, т. е. те линии или поверхности, от которых откладывают размеры для нанесения остальных линий разметки. Базы выбирают с учетом конструктивных особенностей детали и условий ее работы в составе целого изделия.

При плоскостной разметке за базы принимают наружные обработанные кромки заготовок, оси симметрии и центровые линии, которые наносят в первую очередь.

Определив базовую линию, на поверхность заготовки чертилкой с помощью линейки или угольника наносят остальные линии разметки. Сначала проводят продольную осевую линию примерно посередине заготовки, параллельно ее боковой стороне. Затем циркулем или чертилкой с помощью линейки или угольника наносят характерные точки контура детали согласно чертежу, откладывая размеры от осевой линии по перпендикуляру, и соединяют эти точки прямыми контурными рисками.

При нанесении прямых рисок разметки линейку или угольник плотно прижимают к заготовке тремя пальцами левой руки так, чтобы между поверхностями не было просвета. Чертилку берут в правую руку, как карандаш, и, не прерывая движения, наносят риску необходимой длины. Проводя риски, острие чертилки плотно прижимают к линейке (угольнику), отклоняя стержень инструмента на небольшой угол. Не рекомендуется наносить риску несколько раз по одному и тому же месту, так как это может привести к ее раздваиванию.

Разметочные линии наносят в такой последовательности: сначала проводят горизонтальные, затем вертикальные, после чего наклонные и, наконец, окружности, дуги и закругления. Вычерчивание дуг в последнюю очередь дает возможность проконтролировать точность расположения прямых линий: если они нанесены точно, дуга замкнет их и сопряжения получатся плавными. Линии окружностей и дуг проводят разметочным циркулем.

Линии, по которым будет вестись обработка, накернивают. Острие кернера ставится точно на риску с небольшим наклоном от себя. Перед нанесением удара по бойку кернера он переводится в вертикальное положение. Для накернивания используют молотки небольших размеров массой 100. ..150 г. Расстояния между кернами могут быть различными (5. ..150 мм) в зависимости от формы риски и размеров деталей: на прямых линиях керны ставятся реже, а на кривых и ломаных – чаще.

При изготовлении больших партий одинаковых деталей проводят разметку по шаблонам. Целесообразность ее применения заключается в том, что трудоемкая и требующая много времени разметка по чертежу выполняется один раз — при изготовлении шаблона. Все последующие операции разметки заготовок представляют собой копирование очертаний шаблона.

При малых размерах заготовки накладываемый шаблон не должен выступать за ее края. Разметка листового металла большой площади должна проводиться наиболее экономным способом. Прижав шаблон к заготовке левой рукой или струбциной, чертилкой обводят его контур. По полученным рискам наносят керны. С помощью шаблона можно размечать центры будущих отверстий.

Основным возможным видом брака при разметке является несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа. Причиной этому могут быть неточность измерительного инструмента, неточность установки заготовки на плите или невнимательность работающего.

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать общие правила безопасности труда. Быть внимательным и аккуратным. Работать только исправным и хорошо налаженным инструментом. Во время работы на свободные (не используемые) острозаточенные концы чертилок надевать предохранительные пробки или специальные колпачки.

Вопросы:

1. Что такое разметка?

2. Для чего применяется разметка заготовок?

3. Какие различают виды разметки и каково их применение?

4. Какие инструменты применяют при разметке заготовок?

5. Что представляет собой чертилка и для чего она служит?

6. Какие бывают разновидности кернеров?

7. Как устроен разметочный циркуль?

8. Какие приспособления и оборудование применяются при разметке?

9. Как устроен точильно-шлифовальный станок?

10. Как затачивают разметочный инструмент?

11. В чем заключается подготовка заготовки к разметке?

12. В каком порядке проводят разметку?

13. В каких случаях применяют разметку по шаблону?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...