Обобщающий урок по Букварю 1 класс
методическая разработка

Болонкина Евгения Николаевна

Данный конспект предназанчен для обобщения изученного в букварный период в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_bukvaryu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по курсу "Обучение грамоте"

"Прощай, букварь". 1-й класс

Цели:

обобщить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;

развивать умение сравнивать и группировать звуки;

закреплять навыки звукового анализа слов;

развивать умения творчески подходить к решению различных задач;

прививать навыки культурного общения;

развивать умение работать в парах и группах;

воспитывать дисциплинированность и коллективизм.

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель:

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, т.к. мы сегодня прощаемся с нашей первой школьной книгой – с «Букварем».

Я приглашаю всех в город Буквоград. Но чтобы открыть ворота, нужно ответить на несколько вопросов. (БЛИЦ-ОПРОС)

-Что такое буквы? (Буквы – это значки, которые обозначают звуки.)

-Сколько в русском языке букв?

-В чём отличие букв от звуков? (Буквы мы пишем, а звуки произносим. При помощи букв можно записывать слова.)

-Молодцы! Мы входим город Буквоград.

 На улицах этого волшебного города живут замечательные граждане-буквы.

(Учитель открывает  карту города Буквограда – презентация)

ГОРОД  БУКВОГРАД

- Ах! Что же случилось? В городе беспорядок! Все буквы перепутались! Смотрите, здесь какое-то письмо. Узнаем, от кого оно.

Учитель открывает конверт и читает письмо:

«Детишки-шалунишки! Ленивые детишки! Радуйтесь, теперь вам можно не учиться в школе, можно  никаких книг не читать, потому что я, Королева Ленивия, прогнала буквы из их домиков и всё перепутала в городе Буквограде!»

Бедные буквы! Ребята, давайте наведём порядок в городе Буквограде.

-На какие группы можно разбить это множество букв? Во время беседы помещают буквы в свои домики.)

На буквы гласных звуков и буквы согласных звуков. Есть еще две буквы, которые звуков не обозначают.

-А чем гласные звуки отличаются от согласных?

При произношении гласных звуков воздух свободно проходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки произносятся голосом, их можно петь.

А при произношении согласных звуков воздух встречает преграду: зубы, губы, язык. Эти звуки сложно петь или совсем нельзя. Они произносятся с шумом и голосом.

- На какие группы можно поделить это множество букв гласный звуков?

Это буквы гласных звуков, которые обозначают твердость согласного звука: а, о, у, ы, э.

И буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость предшествующего согласного: ё, ю, я, е, и.

- Некоторые буквы гласных звуков загадочно улыбаются. Они думают, что вы знаете, почему на их лицах улыбки.

Это йотированные гласные. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука (согласный [Й] и гласные звуки [Э], [О], [У], [А]) в следующих случаях: а) в начале слова; б) после гласного; в) после разделительного мягкого и твердого знаков. А могут обозначать и один звук, когда стоят после мягкого согласного.

- Мы отправляемся на самый шумный проспект, где живут буквы согласных звуков. Буквы каких звуков подружились и ходят по городу парами? (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с  и их мягкие пары)

-Есть такие согласные, которые гуляют в одиночку. Какие это буквы?

Это буквы сонорных звуков: Л, М, Н, Р, Й. У них нет пары по глухости-звонкости. И ещё группа букв согласных звуков, которые не имеют пары по глухости-звонкости:  ч, щ, х, ц

- На какие еще группы можно поделить все согласные?

Твердые и мягкие согласные. Большинство имеют пару по твердости-мягкости. Есть такие, которые обозначают всегда твердые звуки: ж,ш, ц. А еще есть такие, которые обозначают всегда мягкие звуки: ч, щ, й.

- А вот Тупик беззвучных букв.  Какие буквы там проживают? Там проживают Ъ и Ь .

- Какую работу они выполняют?

Ь обозначает вместе с предшествующей буквой  согласного звука мягкий соглас-ный звук. А еще Ь и Ъ  могут выполнять разделительную работу.

-Мы прошли по городу, вспомнили про особенности букв нашего «Букваря». Сегодня праздник и буквы должны построиться на парад. Буквы должны встать по порядку. Как называется такой порядок?  Алфавит.

Учитель: Кто может объяснить название?

Название пришло из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая  – ВИТА. Из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

- Давайте назовем  буквы по порядку. Стихотворение «Господин учитель Жук» К.Льдов

-Посмотрите, к нам навстречу спешит профессор Алфавит. Он позволит нам заглянуть в тайники и разгадать секреты, которые он в них хранит.

Вот первый тайник:

-Что пропало?

На слайде: АБДЕК,  ЧШЩ

Второй тайник

Расположите слова в алфавитном порядке (на слайде картинки).

волк     заяц     лиса    жираф     слон

-Профессор Алфавит живет не один, у него есть помощницы-феи: Фея Фонетика и Фея Грамматика. Каждая из них приготовила вам задания.

Фея Грамматика дружит с буквами, поэтому задание такое:

1.Поставьте буквы в правильном порядке, чтобы получились слова

(на слайде):

К Л О Ш А (школа)                       М У И Н Ч И К (умнички)

2. Составьте предложение из слов. (на слайде)

Дети устно составляют предложение (Слова: классе, умные, учатся, ребята, хорошо, в.)

Учитель: А если нам будет нужно  записать предложение, то  как   на письме оформляем предложение?

Дети (Начало предложения пишем с заглавной буквы, а в конце ставим точку.)

-Назовите опасные места в этом предложении.

- Молодцы!

Задания Феи Фонетики выглядит так:

1. Составь звуковые схемы слов и запиши эти слова.

(Дети получают карточки, на которых  изображены  ПРЕДМЕТЫ,  размещены пустые клеточки – «домики» для звуков и «окошки» для букв).

ЛИСА     ЗАЯЦ     ЧАСЫ    ЁЖИК      ЖИРАФ

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково их поставить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.

2. «Напиши буквами»:  |вйуга|, |йож|.

На слайде и у каждого ребенка.

Учитель: Хорошо! А теперь нужно отдохнуть… Физминутка

А это задание общее от профессора и его помощниц.

 (Составление загадок)

Послушайте загадку-образец:

-Эта буква обозначает  согласный, глухой, всегда твердый звук. У нее два соседа по алфавиту, которые обозначают согласные глухие звуки. Что это за буква? (24 по счету)

-Составьте похожую загадку для ребят.

Третий тайник профессора

Профессор Алфавит очень любит играть в игру «Расколдуйте слово». 

Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. (вместе, но по группам)

(удостоверение) 21, 5, 16,19, 20, 16, 3, 6, 18, 6, 15, 10, 6

Мы прочли Букварь до корки

Нам по чтению - пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

У-ДОС-ТО-ВЕ-РЕ-НИ-Я!

Ах! Забыл совсем, друзья, что представить должен Я,
Кто на смену Букварю придёт, дальше вас учить начнёт.

Учитель достает  книгу по литературному чтению.

Вам моё почтение, я – книга для чтения,
Полистай мои страницы: здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки, поговорки, даже шутки.
Я от Букваря слыхал, что вы знаете немало.
Любознательных люблю, щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать, хорошо надо читать.

Итог урока

А кто мне скажет, почему так говорят: «Азбука к мудрости ступенька»?

Те люди, которые знают буквы и умеют читать, могут получать знания из книг.

-Ребята, спасибо  и за активную работу! Ребята, вам понравился урок? Какое настроение он вызвал?  Раскрасьте смайлик в цвета, которое отражает ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок игра проводится как обобщающий урок по курсу "Слесарное дело". Участники самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость....

Аналитическая статья по итогам обобщающего урока "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

В декабре 1917 года в 5-х классах проведен итоговый урок по теме "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Дети писали ра...

Открытый урок "Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" "

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны" разработан в форме групповой работы с элементами игры "Счастливый случай"....

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....