Организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей первого года жизни
статья

Шистер Тамара Иосифовна

 Правильная организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей,  позволит избежать тяжелых поствакцинальных осложнений и реакций., способствует снижению частоты заболеваемости инфекционными болезнями среди детей    

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _provedenie_profilakticheskih_privivok._2.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация специфической профилактики инфекционных болезней

у детей первого года жизни

Иммунопрофилактика инфекционных болезней – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем введения вакцин в организм человека[[1]].

Профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням[[2]]. Они способствуют более легкому течению болезни, уменьшению риска осложнений после перенесенного заболевания, против которого был привит человек.

Целями проведения профилактических прививок являются профилактика заболеваемости, укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности [[3]].  

С помощью вакцин в организм человека попадают убитые или ослабленные возбудители инфекционных заболеваний, то есть чужеродный антиген (Аг). В ответ на это происходит активация иммунной системы, которая приводит к выработке антител (Ат). Благодаря данной реакции образуется защита от инфекций, которые могут попасть в организм человека, но при их попадании заболевание будет протекать со слабой клинической картиной или же вообще не возникнет.

В настоящее время проведение профилактических прививок является одной из важных проблем современной медицины. В средствах массовой информации часто публикуется противоречивая информация о воздействии вакцин на организм детей первого года жизни, что в итоге приводит к формированию негативного отношения родителей к прививкам и частым отказам от них. Поэтому становится актуальным проведение среди родителей санитарно-просветительских работ на тему необходимости вакцинации детей.

Основанием для проведения профилактических прививок детям являются данные, согласно которым показатели инфекционной заболеваемости в детском возрасте в 3 раза выше, чем у взрослых. Особенно часто болеют дети, посещающие или воспитывающиеся в образовательных или интернатных учреждениях. Они переносят острые инфекционные заболевания (часто ОРЗ и грипп) на первом году жизни в среднем 8 раз, на втором году – 4-6 раз, на третьем – 3-4 раза. Около 10% детей болеют чаще; они составляют группу часто болеющих. Инфекции являются главными в структуре внутрибольничной летальности – до 90%[[4]].

Необходимо знать, что проведение всех профилактических прививок реализуются в рамках Российского национального календаря профилактических прививок.

Национальный календарь профилактических прививок – основной документ, с помощью которого осуществляется программа иммунизации населения РФ, в соответствии с постановлениями ФЗ РФ №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в нем прописаны дозы вводимых вакцин, кратность и сроки их введения, возможность совмещения нескольких вакцин.

К проведению профилактических прививок допускаются все здоровые дети, не имеющие противопоказаний к вакцинации.

Противопоказания к проведению профилактических прививок бывают временные и постоянные.

Временные противопоказания: острые заболевания или хронические в период обострения. В таких случаях прививку откладывают на срок не меньше, чем на 1 месяц после выздоровления/ремиссии, но по эпидемическим показаниям эти состояния игнорируются[[5]]. 

К постоянным противопоказаниям относятся следующие состояния[[6]]:

  1. Масса тела при рождении меньше 2кг (противопоказана вакцинация БЦЖ);
  2. Прогрессирующие заболевания нервной системы, судороги в анамнезе (противопоказано введение АКДС);
  3. Аллергическая реакция на мучные продукты (противопоказана вакцина против гепатита В);
  4. Аллергическая реакция на аминогликозиды (противопоказано введение всех живых вакцин);
  5. Аллергическая реакция на куриный белок (противопоказаны живые вакцины);
  6. Иммунодефицитные состояния (противопоказаны живые вакцины);
  7. Злокачественные новообразования (противопоказаны к введению живые вакцины);
  8. Сильные реакции и осложнения на предыдущее введение вакцины (противопоказано введение всех вакцин).

После профилактических прививок могут возникать поствакцинальные осложнения и поствакцинальные реакции.

 Выделяют uруппы риска детей по поствакцинальным осложнениям

По определению ВОЗ от 1991 г. поствакцинальные осложнения – это патологические процессы, возникающие после прививки с установленной причинно-следственной связью [[7]].

По рекомендации ВОЗ подлежат регистрации как поствакцинальные осложнения следующие состояния [[8]]:

  1. Все тяжелые реакции на введение вакцин;
  2. Все случаи госпитализации после проведения вакцинации;
  3. Все летальные исходы;
  4. Абсцессы в месте введения;
  5. Лимфадениты после введения БЦЖ.

В России существует своя классификация поствакцинальных осложнений, которая была разработана в Санкт-Петербургском Научно-Исследовательском Институте Детских Инфекций (НИИДИ) и утверждена Министерством Здравоохранения РФ. Согласно ей все состояния в поствакцинальном периоде делятся на[[9]]:

  • Поствакцинальные осложнения, которые в свою очередь могут быть токсические, аллергические, с вовлечением нервной системы и редкие;
  • Осложненное течение поствакцинального периода в данное понятие ходят заболевания, которые совпали с моментом проведения вакцинации, но не имеющие этиологической связи с ней.

Для поствакцинальных осложнений характерно типичное проявление клинических симптомов и сроков развития их.

Поствакцинальные реакции – это нормальный ответ организма человека на введение чужеродного Аг посредством проведения профилактической вакцинации. Они носят кратковременный характер, длятся 3-4 дня и развиваются: на живые вакцины на 12-14 сутки, на убитые - 1-3сутки.

Поствакцинальные реакции принято разделять на две группы [[10]]:

  • Местные реакции – уплотнение, гиперемия до 8см в диаметре в месте инъекции вакцины. Они развиваются из-за присутствия в вакцинах балластных веществ;
  • Общие реакции характеризуются повышением температуры тела и симптомами интоксикации, разделяются по выраженности:
  1. Слабые. Температура до 37,5ºC, нет симптомов интоксикации;
  2. Средние. Температура от 37,5ºС до 38,5ºС, умеренно выраженные признаки интоксикации;
  3. Сильные. Температура выше 38,5ºС, выраженные симптомы интоксикации.

На живые вакцины у детей возможно развитие поражений тропных органов, характерных для того инфекционного заболевания против которого проводилось прививание.

На поликлиническом участке существует диспансерная группа детей, относящихся в группу риска развития поствакцинальных осложнений (форма №030/у диспансерного учета). Вакцинация таких детей должна осуществляться с осторожностью, поэтому они прививаются по индивидуальному плану прививок, который разрабатывается иммунологической комиссией и отражается в карте истории развития ребенка (форма №112/у), в прививочной карте (форма №63/у)[[11]].

Выделяют 4 группы риска [[12]]:

  1. Дети с подозрением поражения центральной нервной системы или с имеющимся поражением центральной нервной системы;
  2. Дети, склонные к аллергическим реакциям, имеющие в анамнезе отек Квинке, крапивницу, развитие ложного крупа и т.д.;
  3. Часто и длительно болеющие дети, отстающие в прибавке веса, находящиеся на иммунодепрессивной терапии;
  4. Дети с местными и общими патологическими реакциями на прививки, поствакцинальными осложнениями в анамнезе.

Правильная организация проведения профилактических прививок позволит избежать поствакцинальных осложнений.

Осуществление профилактических прививок проводится только в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Проводят вакцинацию лица, имеющие медицинское образование и получившие сертификат, позволяющий им работать в прививочном кабинете, помимо этого такие работники обязаны проходить курс семинарных занятий 1 раз в год, для повышения своего уровня знаний. Не допускаются к работе больные работники, с признаками пиодермии и т.д. [[13]].

Для проведения профилактических прививок должен быть организован «прививочный» кабинет, оснащенный холодильником, шкафом для хранения инструментария и медикаментов, биксами со стерильным материалом, кушетками, столиками для подготовки препаратов к введению, столом для хранения документации, емкостями с дезинфицирующими растворами, противошоковыми укладками.

 Введение вакцин производится с соблюдением всех правил асептики и антисептики.

Прививки против туберкулеза и туберкулиновые пробы должны проводиться в отдельном кабинете и в специально выделенные дни. Для хранения вакцины БЦЖ должны быть организованы отдельные шкафы. В день проведения вакцинации БЦЖ недопустимо проводить какие-либо другие манипуляции [[14]].

Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет [[15]].

Вакцинация  проводятся детям, не имеющим медицинских противопоказаний.

В детской поликлинике составляется ежемесячный план проведения профилактических прививок. Медицинская сестра посещает ребенка на первом году жизни с целью патронажа и приглашения на вакцинацию. Если во время патронажа она обнаруживает какие-либо патологические изменения здоровья ребенка, то она сообщает об этом участковому педиатру, для того, чтобы он дал медицинский отвод от проведения прививок. Если же ребенок здоров, то медицинская сестра приглашает его  на прием в поликлинику, в определенный день для проведения плановой вакцинации. И проводит обязательную беседу с родителями по подготовке ребенка к вакцинации, дает советы, которым необходимо следовать[[16]]:

  1. До прививки[[17]]:
  • Вспомнить, болел ли ребенок в последние 14 дней,  есть ли контакт  с инфекционными больными. Если же у ребенка имеются аллергические проявления, то необходимо провести профилактику поствакцинальных осложнений (прием препаратов по назначению врача),  за два дня до прививки и три дня после;
  • Не следует вводить новый прикорм или новые виды пищи. Если на грудном вскармливании, то матери не следует вводить в свой рацион новые продукты;
  • Не начинать прием новых лекарственных средств за неделю до прививки
  1. В день прививки:
  • Измерить температуру тела ребенка до выхода из дома;

На приеме у участкового педиатра перед вакцинацией проводится тщательный осмотр ребенка, проводится термометрия. Если есть необходимость, то педиатр отправляет его на консультацию к врачам-специалистам.  Необходимо уточнить наличие инфекционных заболеваний у ребенка и его окружения, какие реакции были на предыдущие прививки, наличие аллергических реакций в анамнезе. Это важно, так как инфекция может повлечь за собой осложнения после вакцинации.

Родители ребенка, которому будут проводить вакцинацию, обязательно предупреждаются о том, что это за прививка, какие реакции и какие возможные поствакцинальные осложнения могут возникнуть. После чего они подписывают добровольное информированное согласие на проведение профилактической прививки.

После подписания информированного согласия медицинская сестра отводит родителей с ребенком Далее в прививочном кабинете процедурная медицинская сестра проводит вакцинацию и еще раз рассказывает про прививку, поствакцинальные реакции и осложнения. После чего медицинская сестра делает соответствующие записи о проведенной вакцинации в прививочный сертификат ребенка, карту истории развития, в журнал фиксации выполненных прививок, журнал участка к которому относится данный ребенок, а также в компьютерную базу данных. Туда вносят серию, номер, название вакцины, дозировку, кем введен и когда.

 Затем в течение 20-30 минут родители с ребенком не должны покидать поликлинику, так как медицинская сестра должна понаблюдать за ребенком в целях предупреждения поствакцинальных осложнений. При отсутствии реакций – родители с ребенком отпускаются домой и ставится соответствующая печать в карте истории развития.

 Далее участковая медицинская сестра обязана посетить ребенка с целью патронажа для выявления поствакцинальных реакций на прививочные компоненты, в зависимости от того какая вакцина вводилась: на убитые вакцины реакции появляются на 1-3 сутки, на живые – 12-14 сутки. Все полученные данные фиксируются в карте истории развития ребенка и в прививочном сертификате  

            Правильная организация вакцинации детей, способствует снижению частоты заболеваемости инфекционными болезнями. Индивидуальный  подход позволяет избежать тяжелых поствакцинальных реакций и поствакцинальных осложнений. Соответственно от качества подготовки кадров и будет зависеть эффективность и правильность проводимой специфической профилактики инфекционных заболеваний среди детей    

 

.


Национальный календарь профилактических прививок Российской Федерации

Возраст

Наименование прививки

Новорожденные (первые 24часа жизни)

V1 против гепатита В

Новорожденные (3-7сутки)

БЦЖ

1 месяц

V2 против гепатита В

2 месяца

V1 против пневмококка

3 месяца

V1 коклюш, дифтерия, столбняк

V1 Полиомиелит

V1 гемофильная инфекция

4,5 месяцев

V2 коклюш, дифтерия, столбняк

V2 полиомиелит

V2 гемофильная инфекция

V2 против пневмококка

6 месяцев

V3 против гепатита В

V3 коклюш, дифтерия, столбняк

V3 полиомиелит

V3 гемофильная инфекция

12 месяцев

V1 корь, краснуха, эпидемический паротит


[1] ФЗ РФ №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 1998г.

[2] ФЗ РФ №157от 17 сентября 1998года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

[3] http://ria.ru/society/20090512/170852739.html

[4] Информационное письмо Минздрава РФ №13-131\16-49 от 28 ноября 2012 «О профилактике инфекционных заболеваний у детей, в том числе воспитывающихся в образовательных, интернатных учреждениях»

[5]Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок./Методические указания МУ 3.3.1.1095 – 02 от 9.01.2002г. – 24с.

[6]Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок./Методические указания МУ 3.3.1.1095 – 02 от 9.01.2002г. – 24с.

[7] Е.А. Лакоткин, С.М. Харит, Т.В. Черняева, Н.К. Брусов – Под редакцией В.В. Ивановой -  Поствакцинальные осложнения (клиника, диагностика, лечение, профилактика).-пособие для практического врача – СПб.: Санкт-Петербургский медицинский информационно-аналитический цент, 2008 – 17с..

[8] Е.А. Лакоткин, С.М. Харит, Т.В. Черняева, Н.К. Брусов – Под редакцией В.В. Ивановой -  Поствакцинальные осложнения (клиника, диагностика, лечение, профилактика).-пособие для практического врача – СПб.: Санкт-Петербургский медицинский информационно-аналитический цент, 2008 – 17с..

[9] http://docs.cntd.ru/document/1200121687

[10] Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебное пособие. - Под ред. Г.Н.Чистенко – Мн.: БГМУ, 2009. – 127 с.

[11] Приказ Минздрава РФ от 15 декабря 2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению"

[12] Е.А. Лакоткин, С.М. Харит, Т.В. Черняева, Н.К. Брусов – Под редакцией В.В. Ивановой -  Поствакцинальные осложнения (клиника, диагностика, лечение, профилактика).-пособие для практического врача – СПб.: Санкт-Петербургский медицинский информационно-аналитический цент, 2008 – 17с..

[13] Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2014 г. №252н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

[14]http://docs.cntd.ru/document/499056594

[15]ФЗ РФ №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от17 сентября 1998г.

[16] Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад / Методические указания МЗ РФ МУ 3.3.1891-04. – 19 с.

[17] http://www.rosmedinform.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вскармливание детей первого года жизни

Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Теория. Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни

Теоретический материал по теме Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни для специальности Фармация...

Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"

Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни...