Теория. Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни
учебно-методический материал

Сухова Людмила Павловна

Теоретический материал по теме Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни для специальности Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lf_dlya_novorozhdennyh.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема: « Лекарственные формы для новорожденных и детей 1 – го года жизни»

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01. « Фармация»

                                                                                            Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                            преподаватель технологии

                                                                                            изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2015 г.

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни .

Продолжительность занятия:  90мин.

Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о лекарственных формах для новорожденных и детей первого года жизни.

Задачи:

- Дать представление о лекарственных формах для новорожденных и детей первого года жизни, правилах их изготовления

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Особенности детского организма

- Правила приема рецептов на препараты для новорожденных и их отпуска

- Особенности изготовления лекарственных форм для новорожденных

Студент должен уметь:

- Проводить необходимые расчеты

- Подбирать оптимальную технологию изготовления лекарственной формы

- Подбирать средства упаковки и укупорки лекарственных форм

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2004г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Асептика

- Изготовление твердых, жидких, мягких лекарственных форм

- Контроль качества лекарственных средств

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия:

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Повторение пройденного материала – 5 мин

4. Изложение нового материала    - 75 мин.

5. Закрепление материала              -  3 мин.

6. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия:

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.

  1. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает тему, цель занятия, предлагает записать план:

- Особенности детского организма

- Правила приема рецептов на препараты для новорожденных и их отпуска

- Характеристика лекарственных форм для новорожденных

- Пути совершенствования лекарственных форм для новорожденных

 По данной теме будет проводиться практическое занятие, поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.

                                        3. Повторение пройденного материала:

Преподаватель проводит опрос по ранее изученной теме (приложение № 1)

4. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 2) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания об изготовлении твердых, жидких, мягких  лекарственных форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

5. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)

6. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения  и подготовки к следующему занятию (приложение № 4)

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни                                      

                                                                                                                         Приложение № 1                                                                                                        

Повторение пройденного материала:

1. Почему лекарственные формы с антибиотиками должны готовиться в асептических условиях?

2. Каковы особенности антибиотиков как веществ?

3. В чем особенность изготовления лекарственных форм с пенициллином?

4. В чем особенность изготовления лекарственных форм с левомицетином?

5. Каковы пути совершенствования лекарственных форм с антибиотиками в аптечных условиях?

Тема: Лекарственные формы  для новорожденных и детей 1-го года жизни                                                                            

                                                                                                                            Приложение № 2  

                                                                                                                                                                                                         

Изложение нового материала:

С момента рождения и до 14-18 лет в организме происходят резкие изменения, связанные с его ростом и развитием. Они и обусловливают анатомо-физиологические особенности растущего организма ребенка. Наиболее выражены эти особенности у новорожденных и детей первого года жизни. Именно поэтому лекарственная терапия детей этого периода развития имеет существенные отличия от таковой у взрослых людей.

Каковы же особенности детского организма? У новорожденных и детей 1-го года жизни не все системы достаточно развиты. Например, содержание воды у взрослого человека около 58, 5 %,  у новорожденного – 74,7 %. Суточный обмен внеклеточной жидкости у взрослого составляет 14 %,  у младенца – 5,6 %. Это способствует быстрому попаданию лекарственного вещества во внеклеточную жидкость и быстрому его выведению из нее. У новорожденных отмечают проницаемость ряда лекарственных веществ через гематоэнцефалический барьер. У детей этого возраста другие уровни всасывания, метаболизма и выведения лекарственных веществ. Печень новорожденного извлекает меньше лекарственных веществ из кровяного русла и в меньшей степени задерживает их в своих клетках, к тому же в этом возрасте окисляющие ферменты печени имеют крайне низкую активность, выделение лекарственных веществ происходит значительно медленнее, понижена степень связывания лекарственных веществ белками плазмы крови, поэтому высокая их концентрация в крови, органах и тканях сохраняется на высоком уровне длительное время.

При лечении больного ребенка различие между низкими неэффективными дозами и токсическими незначительна. Детский организм в силу незаконченного формирования очень чувствителен к микроорганизмам, которые могут быть и в лекарственных препаратах. Нередко возникает пирогенная реакция организма в ответ на введение препаратов, обсемененных микроорганизмами. Кожа новорожденного обладает высокой всасывающей способностью, ранима. Защитная реакция значительно ниже, чем у взрослого.

В связи с вышесказанным, все лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни готовят в асептических условиях независимо от способа их применения, а растворы для внутреннего и наружного применения, глазные капли, масла для обработки кожи должны быть кроме того стерильными.

Игнорирование специфических особенностей детского организма приводит к проявлению токсических свойств лекарственных веществ, вторичному инфицированию, тяжелым осложнениям и даже к летальному исходу.

Все эти факты не остались без внимания со стороны МЗ РФ. Были разработаны документы: Приказ МЗ РФ № 1026 «Об усилении контроля за качеством состояния родильных домов, детских ЛПУ и аптек»

«Методические указания по правилам изготовления, хранения и отпуска лекарственных форм для новорожденных» № 42.

Особое внимание аптек, обслуживающих родильные дома и детские ЛПУ обращается на безусловное соблюдение технологического режима и установленного порядка контроля качества (приказ № 214).

Рецепты для новорожденных и детей 1-го года жизни выписывают с указанием точного возраста ребенка.

При приеме рецепта или требования на индивидуальное изготовление препарата нужно помнить о том, что некоторые лекарственные вещества:

- не назначают вообще до 1 года – морфина гидрохлорид, промедол, кодеин, кофеин, левомицетин, теофиллин

- детям до 6 мес. не назначают – бутадион, кодеина фосфат, эуфиллин, папаверина гидрохлорид

- только при неотложных показаниях назначают – атропина сульфат, аминазин, эуфиллин, сульфаниламиды

Требования на ЛФ для новорожденных должны выписываться на отдельных бланках с обозначением «Для новорожденных». При фармацевтической зкспертизе прописи рецепта следует особое внимание обращать на выписанный объем или массу препарата, т.к. их единовременный отпуск строго регламентирован. В отделения больницы аптеки растворы для внутреннего применения отпускают в объеме для индивидуального использования 10 – 20 мл для одноразового приема. Допускается объем до 200 мл, рассчитанный на нескольких детей, но из расчета 10-20 мл на одного ребенка при условии одномоментного использования.

Препараты наружного применения отпускают в объемах (массах) для индивидуального применения 5 – 30 мл (гр) или для нескольких детей - массой не более 20 – 100 мл (гр).

Содержимое флакона должно использоваться немедленно и хранению не подлежит.

По рецептам для амбулаторного лечения растворы внутреннего применения отпускают из аптек в объемах, рассчитанных на хранение не более 3-х суток и не более 100 мл (гр).

Согласно методическим указаниям, все предлагаемые растворы для новорожденных и детей первого года жизни готовят в асептических условиях, массообъемным методом, на воде очищенной или апирогенной, без добавления консервантов и стабилизаторов. Растворы стерилизуют в автоклавах при 119 – 121 0С. Для растворов термолабильных веществ используют стерильную фильтрацию.

Для хранения ЛФ для новорожденных в аптеках и ЛПУ должны быть отведены отдельные шкафы, которые подвергаются ежедневной влажной уборке и дезинфекции. Доставку препаратов из аптеки в ЛПУ производят в стерильной, продезинфицированной и промаркированной таре.

                  Особенности изготовления лекарственных форм для новорожденных.

Порошки для внутреннего употребления. В нарушение нормативной документации иногда в аптеках порошки готовят из таблеток (кавинтон, панангин, тавегил), что недопустимо из-за наличия в них наполнителей, красителей, стабилизаторов и других добавок.

В соответствие с требованиями ГФ готовят порошки с эуфиллином и сахаром. Замена сахара на глюкозу запрещена ввиду того, что эуфиллин с глюкозой не подлежит длительному хранению, отсыревание порошков начинается уже через 2-6 дней после изготовления и сопровождается пожелтением. А вот порошки эуфиллина с сахаром можно хранить до 20 дней в темном месте. Часто в аптеках готовят порошки с фенобарбиталом, витаминами и др.

Часто родители в порошки добавляют подсластители (варенье, сироп, сок), что нежелательно, т.к это может привести к изменению фармакологического эффекта. Поэтому изыскиваются возможности замены порошков стерильными растворами и др. лекарственными формами, обеспечивающими высокую скорость всасывания веществ, стерильность , увеличение срока хранения.

Порошки для наружного применения (присыпки). Термостабильные вещества стерилизуют воздушным методом в открытых биксах, а затем в асептических условиях укупоривают. Хранятся до 15 дней.

Растворы внутреннего употребления (глюкозы, аскорбиновой кислоты, димедрола). Готовят без стабилизаторов.(сл.) Раствор димедрола – 0,02 %, фасовка по 10 мл, что связано с его ВРД = 0,002 (для новорожденных).

Растворы наружного применения – бриллиантового зеленого, перманганата калия, перекиси водорода и др. Готовят согласно приказу  № 214.

Глазные лекарственные формы – раствор сульфацила натрия 10 %, 20 % и 30 %, раствор колларгола 2 % и 3 %.

Масла для обработки кожи (подсолнечное, оливковое, вазелиновое) – стерилизуют в воздушных стерилизаторах при 180 о С, хранят в темном месте до 30 дней.

Мази дерматологические – готовят на стерильной мазевой основе, хранят до 15 дней.

Суппозитории – одна из перспективных форм, могут содержать анальгетики, спазмолитики, антибиотики, седативные, противоаллергические и др.средства. Форма и размер суппозиториев должны быть указаны в рецепте (0,5 – 1,0).

 Преимуществом использования суппозиториев в педиатрии является возможность введения в тяжелом или бессознательном состоянии, более быстрое действие по сравнению с таблетками и порошками.

Однако, при их применении возможны и осложнения:

- в зависимости от высоты введения в прямую кишку может быть разный фармакологический эффект, т.к. всасывание веществ в прямой кишке детей непостоянно, что сопровождается изменением биодоступности;

- возможно раздражение  слизистой оболочки прямой кишки лекарственными веществами или компонентами основы из-за небольшой поверхности слизистой с последующим ухудшением всасывания

 Растворы для инъекций – готовят по общим правилам, но применяют в меньшей дозировке, которая регулируется медперсоналом при введении. Особенно важна чистота растворов.

          В настоящее время ведутся исследования, направленные на создание лекарственных препаратов, которые минимально травмируют психику детей, ориентированы на физиологические особенности возраста, имеют приятный вкус, запах, цвет, вид, обеспечивают оптимальный фармакологический эффект.

Разработка и создание лекарственных препаратов для детей ведется по 2 направлениям:

  1. уменьшение до детских дозировок уже известных лекарственных препаратов для взрослых в традиционных лекарственных формах
  2. создание специальных лекарственных форм для детей

Пути решения проблемы введения лекарственных препаратов детям:

- более широкое использование ингаляционного введения препаратов общего действия, особенно в условиях стационара, внедрение ректальных лекарственных форм;

- создание корригированных, стабильных, стерильных препаратов перорального применения с жидкой дисперсной средой или «сухих» суспензий

В настоящее время уже разрешены к промышленному производству корригированные растворы натрия бромида, калия бромида, кальция хлорида с фруктовыми сиропами.

Самостоятельную научную проблему представляет разработка упаковки препаратов для детей. Она должна трудно открываться, быть одноразовой, обеспечивать точность дозировки и полное использование препарата, стерильность, быть красивой.

Тема: Лекарственные формы  для новорожденных и детей 1-го года жизни                                                                                                              

                                                                                                                        Приложение № 3   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Закрепление материала:

  1. Почему лекарственные формы для новорожденных должны готовиться в асептических условиях?
  2. Почему нужно учитывать специфические особенности детского организма?
  3. Каким образом должно быть обеспечено хранение препаратов для новорожденных в аптеках и ЛПУ и их отпуск?
  4. Почему не готовят порошки эуфиллина с глюкозой?
  5. Какие лекарственные формы можно считать перспективными  в педиатрии?

Тема:  Лекарственные формы  для новорожденных и детей 1-го года жизни                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                    Приложение № 4   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                        Задание на дом:

  1. Каковы особенности детского организма?
  2. На что нужно обращать внимание при приеме рецептов на индивидуальное изготовление препаратов для новорожденных и детей 1-го года жизни?
  3. В каких объемах готовят и отпускают лекарственные формы для детей до года?
  4. Какие лекарственные формы для новорожденных можно готовить в аптеках и в чем особенность их изготовления?
  5. Какая работа ведется по созданию лекарственных форм для детей?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вскармливание детей первого года жизни

Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей первого года жизни

Правильная организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей,  позволит избежать тяжелых поствакцинальных осложнений и реакций., способствует снижению частоты заболеваемо...

Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"

Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни...