ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»
статья

Становление и развитие художественной культуры студентовв системе СПО является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Это также одна из главных целей учебного курса по дисциплине «Рисунок», разработанного в Российском колледже традиционной культуры. Рисунок играет важную роль в формировании у студентов знаний и умений в их будущей специальности. На уроках данной дисциплины студенты учатся не только композиции, построению, рисованию птиц и животных, рисунку головы и фигуры человека, а также овладевают навыками самоанализа, усидчивости, аккуратности, внимательности и ответственности.

Основными задачами для педагога при организации учебной познавательной деятельности студентов по данной дисциплине является не только разработка системы заданий, а создание такой ситуации, которая может быть учебной, образовательной и культурной. Для того чтобы деятельность обучающихся была разнообразной и направленной на достижении как предметных, так и личных результатов в проектировании занятий, важно использовать метод проблемных ситуаций.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии преподавателяили самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Суть проблемного изложения в том, что педагог ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных обучающимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крецул Т.А.

Российский колледж традиционных культур

 +7(967) 432-78-44

 j.pandora@mail.ru 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»

Становление и развитие художественной культуры студентовв системе СПО является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Это также одна из главных целей учебного курса по дисциплине «Рисунок», разработанного в Российском колледже традиционной культуры. Рисунок играет важную роль в формировании у студентов знаний и умений в их будущей специальности. На уроках данной дисциплины студенты учатся не только композиции, построению, рисованию птиц и животных, рисунку головы и фигуры человека, а также овладевают навыками самоанализа, усидчивости, аккуратности, внимательности и ответственности.

Основными задачами для педагога при организации учебной познавательной деятельности студентов по данной дисциплине является не только разработка системы заданий, а создание такой ситуации, которая может быть учебной, образовательной и культурной. Для того чтобы деятельность обучающихся была разнообразной и направленной на достижении как предметных, так и личных результатов в проектировании занятий, важно использовать метод проблемных ситуаций.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии преподавателяили самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Суть проблемного изложения в том, что педагог ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных обучающимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения.

Рассмотрим пример № 1.

Тема урока. Композиционное размещение на формате листа.

2 курс. 1 семестр.

1 этап. Рассматриваем ситуацию. 

Преподаватель задает вопрос: «Является ли композиция важным элементом в работе над натюрмортом?» И выдвигает ложную гипотезу: Нет, не является.

Студенты предлагают свои варианты ответов: «Не так важна, как построение», «Важнее передача объема в рисунке»

2 этап. Поиск решения.

Преподаватель, на примере, как фундамент важен для дома, объясняет важность композиции в любой работе. «Как бы прекрасен не был дом, с красивыми фасадами, панорамными окнами, с хорошим ремонтом, если нет устойчивого фундамента, или он выполнен недобросовестно, то в таком доме жить нельзя будет. Так и в работе над рисунком, если нет композиции, то каким бы ни было построение и передача объема, характера и фактуры, то без композиции работа будет не верна, не качественна, безграмотна».

3 этап. Вывод.

Студенты приходят к выводу, что композиция занимает немало важное место в изобразительном искусстве.

Метод, при котором преподаватель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие студентов в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи) получил название частично-поискового или эвристического.

Рассмотрим пример №2.

Тема урока: Определение пропорций в работе над рисунком гипсовой античной головы.

3 курс. 1 семестр.

1 этап. Рассматриваем ситуацию.

Перед студентами ставиться гипсовая античная голова Аполлона и пример работы выполненный заранее с неверными пропорционнальными соотношениями. Студенты должны определить (выявить) в чем ошибка между натурой и рисунком (неправильные пропорции).

2 этап. Поиск решения.

Студенты путем исследования, анализирования находят способ решения проблемы – метод визирования, определение пропорций, то есть соотношение одних частей головы с другими с натуры и рисунком.

3 этап. Вывод.

Чтобы верно построить натуру, передать характер, форму головы Аполлона, необходимо воспользоваться методом визирования для правильного определения пропорций.

Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск студентом решения проблемы.

Рассмотрим пример № 3.

Тема урока. Работа над рефлексами.

1 курс. 1 семестр.

1 этап. Рассматриваем ситуацию.

Студентам предоставляется наглядное пособие, три рисунка куба. Первый с правильным рефлексом, второй без рефлекса, третий с ярким рефлексом, пересвеченным. Педагог задает вопрос: «Можно ли сказать, что все три варианта похожи и верны?»

2 этап. Поиск решения.

Студенты, анализируя, сравнивая, ищут связь и отличия между рисунками. Путем размышления и обсуждения с преподавателем находят разницу между ними. Для решения проблемы студенты перебирают варианты, подходящие к теме урока.

3 этап. Вывод.

Чтобы правильно изобразить рефлексы в рисунке, необходимо проследить связь предметов с окружающими его предметами и поверхностью, проследить за световыми лучами и за их отражением на предметы.

Практика показывает, что технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся.

При проблемном обучении педагог объясняет содержание наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает студентам факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определенные понятия, законы. Используя технологию проблемного обучения, необходимо с первых минут урока завладеть вниманием студентов, дать возможность им совершить открытие самим, ведь лучше всего запоминаются знания не услышанные, а добытые в поиске. У студентов укрепляется вера в себя, в свои способности и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Применение технологии проблемного обучения на практических занятиях по дисциплине "Строительство зелёных объектов в интерьере" (проектирование)

краткое описание технологии проблемного обучения и опыта применения её на практических занятиях по дисциплине проектированию объектов озеленения (дисциплина "Строительство зелёных объектов в интерьере...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...