«Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «Английский язык».
методическая разработка

Уварова Елена Викторовна

В методической разработке показаны Достоинства технологии критического мышления.  Показаны приёмы её применения на разных стадиях : приёмы стадии вызова, Таблица «Верные – неверные утверждения», кластеры. Приёмы стадии осмысления:  «Инсерт». Приёмы стадии рефлексии: Синквейн, Стратегия «Рамка», или «Статья».

 



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ Word31.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «Английский язык».

Критическое мышление – интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Базовая модель технологии развития критического мышления («вызов – осмысление – рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания технологических приёмов. Технология имеет надпредметный, универсальный характер. Критическое мышление предполагает сформированность следующих рациональных способностей:

  • Умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации
  • Рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных её моментов
  • Выявление проблемы, её чёткое определение, выяснение её причины и последствий, построение логических выводов
  • Выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного.

 Достоинство технологии критического мышления в её открытости. Здесь используются приёмы и разработки, используемые другими технологиями -  дискуссионные, игровые, ТРИЗ, приёмы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.

Приёмы стадии вызова

  1. Таблица «ПМИ» и «ПМ?» (плюс – минус – интересно, плюс – минус – вопрос).

Например, требуется выяснить – насколько полезны занятия спортом. Заносится имеющаяся информация в таблицу. Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят в третью графу.

+

-

?

Помогают поддерживать здоровый образ жизни

Травмы на тренировках и соревнованиях

Какие виды спорта самые опасные/ безопасные?

Помогают заводить друзей, способствуют общению

Недостаточно времени для общения с родными в семье

Какие проблемы в семье могут вызвать регулярные выезды на соревнования?

Какая дружба крепче – по интересам или школьная?

Помогают организовать режим дня.

Недостаточно времени на подготовку к школьным урокам.

Выглядят ли профессиональные спортсмены интеллектуалами? Как стать успешным в жизни, занимаясь спортом?

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа  или прослушивания аудиотекста  новая  информация заносится в таблицу.

Этот приём можно использовать на стадии рефлексии. Это способ активной работы с текстом. Информация не только активно воспринимается (прослушивается, записывается), но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Таблица «Верные – неверные утверждения».

Если в опыте учащихся, например, 5 класса, информации по изучаемой теме «Британский спорт и игры» нет, то началом урока могут быть высказывания, занесённые в таблицу:

Утверждения

До

После

Чтения текста

Британия изобрела многие виды спорта: футбол, крикет, теннис и другие.

Самый старый спорт в Британии – бокс.

Гольф был придуман в Шотландии. В Англии в него не играют.

Шотландцы очень любят лыжный спорт.

Учитель просит учащихся установить. Верны ли данные утверждения (+, -). Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами.

Кластеры.

Приём заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приёмом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Подобный приём используется и в программе www.Prezi.com.(см. приложение)

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Приём используется также на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов и заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Англия» в 6 классе, прошу учеников предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать отдельные части страны. Таким образом, ученики выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. Распределяем заголовки этих блоков вокруг основной темы. На смысловой стадии дети начнут поиск запрошенной информации. Можно организовать работу в группах. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается тест. Продолжается работа и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».На стадии рефлексии это – исправление неверных предположений, заполнение предварительных кластеров новой информацией, установление причинно- следственных связей между блоками.

Приёмы стадии осмысления.

«Инсерт»

Это маркировка текста значками по мере его чтения:

  • - уже знал

+ - новое

- -думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Во время чтения ученики делают на полях пометки, а после прочтения текста заполняют таблицу. Где значки станут заголовками граф таблицы. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Приёмы стадии рефлексии.

Синквейн.

Это стихотвоаение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме:

1-я строка – название стиха, тема (существительное)

2-я строка – описание темы (2 прилагательных)

3-я строка – действие (3 глагола по теме)

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме)

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

Учащиеся учатся писать синквейн в парах, подбирая лексику. Затем пишут индивидуально. Синквейн может помочь организовать итоговое повторение.

Стратегия «Рамка», или «Статья».

Группе даётся тема будущей статьи. На первом этапе работы ученики получают задание составить план будущей статьи и презентовать его (на листе ватмана).

На втором этапе ученики получают разнообразные источники по заданной теме (текст, набор текстов, вырезки из статей, фотографии, рисунки, схемы), ножницы, клей, маркеры. Задача – прочитать и проанализировать все источники, выбрать наиболее значимую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Отобранная информация наклеивается на листе ватмана, недостающую информацию можно дописать. По ходу работы ведётся таблица. 3й этап – презентация работы, дискуссия.

Ценная информация

«Белые пятна»

«Корзина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

грамматический курс английского языка

Данное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих английский язык. Содержит основные темы, необходимые для правильного построения высказывания на английском языке, контрольно- ...

Step-English - Курсы английского языка на ВДНХ

middot;         Эффективное обучение·         Профессиональные преподаватели·...

Курсы английского языка онлайн.

Вы хотите выучить английский язык, но не знаете с чего начать?Приходите в школу EnglishPapa.Наша методика поможет повысить разговорный и письменный уровень языка. Наши учителя – практикующие пре...

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»

laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...

Учебное пособие к практическому курсу Английского языка "Через музыку в английский"

Развитие навыков аудирования через музыкальные произведения...