К вопросу организации on-line смен в ГБОУ «Балтийский берег»…
статья

Екатерина Николаевна Ульданова

К написанию этой статьи, так же как я понимаю, и всех моих коллег, представивших материалы в этот сборник, меня подтолкнули реалии этого года, когда из-за сохранения риска распространения новой короновирусной инфекции не только учебный процесс общеобразовательных организаций, но и дополнительное образование были переведены на дистанционную форму обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_online_smeny.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу организации on-line смен

 в ГБОУ «Балтийский берег»…

Методист отдела

образовательных программ

ГБОУ «Балтийский Берег»

Ульданова Е.Н.

К написанию этой статьи, так же как я понимаю, и всех моих коллег, представивших материалы в этот сборник, меня подтолкнули реалии этого года, когда из-за сохранения риска распространения новой короновирусной инфекции не только учебный процесс общеобразовательных организаций, но и дополнительное образование были переведены на дистанционную форму обучения.

Тогда, в конце марта, мало кто мог предположить, что система отдыха и оздоровления детей так же будет задействовать интернет-ресурсы для работы с детьми. Но почти сразу, на весенних каникулах, многие, прежде всего коммерческие структуры, начали проводить on-line лагеря или on-line смены.

Прежде всего хочется присоединиться к экспертному мнению Андрея Анатольевича Данилкова, кандидата психологических наук, доцента Новосибирского государственного педагогического института, считающего, что «онлайн-лагеря не имеют никакого отношения к детскому отдыху и оздоровлению…»

Мы рассматриваем on-line смены, как форму занятости детей. Согласимся с тем, что в начале лета, когда большинство родителей вышли на работу после периода самоизоляции, а дети не смогли выехать не только на море, в другие регионы, но даже в детские оздоровительные лагеря в пригородной зоне, да и лагеря дневного пребывания, которые традиционно открывались при школах и других образовательных организациях, не работали и остались дома без присмотра, такая форма организации досуга детей стала не только актуальной, но и теоретически должна была бы быть востребована родителями.

Именно к этому периоду времени относится разработка четырех on-line  смен в отделе образовательных программ: смены «Лидер – 2030 on-line», ориентированной на подростков с активной гражданской позицией, «Юный предприниматель» для подростков, интересующихся экономикой и планирующих открывать в дальнейшем свой бизнес, программы «В здоровом теле здоровый дух», ориентированной на широкий возрастной диапазон участников, заинтересованных в знакомстве с правилами и подходами здорового образа жизни, будь то правильное сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и систематические занятия физкультурой и спортом, программы «Сказки on-line», ориентированной на детей, прежде всего, младшего школьного возраста и использующей технологии сказка-терапии, арт терапии для развития мышления ребенка, в том числе восприятия, воображения, а также развития памяти, внимания и мелкой моторики.

Для всех программ были созданы аннотации, позволяющие проинформировать в социальных сетях заказчиков потенциальных образовательных услуг об их наличии и содержании, а также календарные графики, анкеты на первоначальном и заключительном этапе, анкеты удовлетворенности родителей по итогам смены и методические разработки конкретных занятий, мероприятий, мастер-классов.

Надо сказать, что к моменту разработки данных программ и УМК к ним, все педагоги прошли обучение на on-line вожатого, организованное Ульяновским педагогическим университетом совместно с ВДЦ «Орленок».

Где-то к этому же времени относится появление «Методических рекомендаций по ведению on-line смен», разработанное по поручению Министерства просвещения специалистами ФЦДЮТиК (Федеральный центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения), в которых даны некоторые методические рекомендации по организации смен в режиме on-line. Идея проведения таких смен стала очень популярна прежде всего у представителей Министерства просвещения и других чиновников, понимающих, что off-line смен летом скорее всего не будет и существует необходимость снизить уровень социальной напряженности как среди специалистов сферы отдыха и оздоровления, предложив им новое, неизвестное поле приложения их сил, так и родительской общественности, с нетерпением ждавшей начала организованного отдыха детей.

Следует отметить, что у on-line смен есть как у каждого явления, как положительные, так и отрицательные стороны.

Интернет и гаджеты упростили нашу жизнь. С другой стороны, социальные сети и гаджеты – это источники постоянного стресса современного человека. Особенно это касается детей.

Известные российские психиатры Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриева в монографии «Психосоциальная аддиктология» выделяют несколько новых аддикций – все они связаны с цифровизацией:

- интернет-аддикция;

- гаджето-зависимость;

- компьютерная аддикция;

- игровая зависимость (компьютерные и сетевые игры).

Неконтролируемое использование интернета и гаджетов приводит к развитию особой формы психологической зависимости. Совершенно очевидно, что в зоне риска в данной ситуации находятся дети. Наиболее уязвимая возрастная группа от 9-17 лет – период становления личности. В силу неполной её сформированности дети наименее критичны в оценке последствий влияния данных явлений на свое психическое и соматическое здоровье. Психологи отмечают, что за последние пять лет резко возросло число обращений родителей детей, которые имеют жесткую симптоматику данных зависимостей. Эти зависимости сопровождаются:

- личностными изменениями;

- ухудшением соматического здоровья;

- деформацией межличностной сферы;

- деформацией личности;

- деструктивным поведением.

Дети очень быстро научаются псевдо-общению и онлайн формат наших лагерных смен – им в помощь!.. Нарушение живых связей в общении приводит к изменениям в психике человека: психологический дискомфорт, эмоциональная нестабильность, невротизация - все это последствия возникновения глобальной тревоги, вызванной вышеперечисленными явлениями.

Андрей Анатольевич Данилков отмечает, что сами онлайн-смены не так страшны, как страшны последствия длительного пребывания детей перед монитором или экраном гаджета – формирующийся мозг рано или поздно повернет на путь деструктивного недоразвития своих функций. У ребенка младшего школьного возраста, младших подростков ещё нет сформированной и закреплённой волевой регуляции и вместе с информацией от своих онлайн-вожатых они «по пути» зайдут на сайты, которые им в силу возраста посещать ещё не нужно. Выйти из них уже трудно – одно цепляет другое, ребенок регистрируется на сомнительных ресурсах. И делается это тогда, когда родителей нет дома – они на работе, а ребенок в интернет-лагере.

Также понятно, что новое направление деятельности требует не только новых технологий и методик проведения мероприятий, инновационных подходов как мониторингу результативности, так и к системе мотивации и стимулирования, но прежде всего к продвижению, рекламе в социальных сетях.

К сожалению, возможность разместить информацию на сайте ГБОУ «Балтийский берег» и в официальных группах ДООЛ в социальной сети «В контакте», без активной, я бы сказала, агрессивной компании привело к тому, что группы, необходимые для запуска программы собрать не удалось.

Наверное, этому способствовало то, что и дети, и родители изрядно устали за два месяца от дистанционного обучения и были ориентированы на пребывание на свежем воздухе и реальное живое общение со сверстниками, а также тем, что на каком-то этапе рынок on-line смен стал перенасыщен за счет образовательных учреждений, которых обязали проводить on-line лагеря, а также ВУЗов, которые в формате on-line смены организовывали практику студентов.

В этих условиях без активной рекламной компании, или мощного административного ресурса набрать группу стало непосильной задачей.

Еще одной прогнозируемой сложностью, которую невозможно точно спланировать, но возможно именно она станет одним камнем преткновения на пути реализации on-line смен, реализуемых в ГБОУ «Балтийский берег», - низкая скорость передачи информации. С этой проблемой столкнулись коллеги, реализовывающие программу дистанционного обучения вожатых. Платформа часто зависала, пропадало изображение, чаще всего возможно было одностороннее видео, когда только спикер был виден слушателям, а сами участники присутствовали на экране в виде имен или никнеймов. И если при обучении студентов,которые были мотивированы пройти обучение, сдать экзамен, и поэтому сколько то, хотя и не без оговорок готовы были мириться с подобными техническими сложностями, то дети и подростки, для которых общение с on-line вожатым и участие в on-line мероприятиях, это прежде всего форма досуга, от которой он ожидает получить удовольствие, то конечно при постоянных технических проблемах, прогнозируется резкое сокращение количества участников смен.

По данным Фонда развития детских лагерей лето состоялось далеко не во всех регионах. По их подсчётам лагерные смены были открыты в том или ином формате почти в 30 субъектах РФ. «Остальные регионы делали слабые попытки организовать у себя различные формы занятости детей и подростков, включая проведение онлайн-смен. К большому счастью, дети, уставшие от онлайн-обучения за три весенних месяца, очень слабо «велись» на эти предложения – нечего плодить массовую гаджето и интернет-зависимость».

Как отмечают специалисты Фонда «ДЕТИ ВХОДЯТ В НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД НЕ ОТДОХНУВШИМИ! Они не получили заряда бодрости, своей законной порции «солнца-воздуха-воды», витаминов, эмоций, впечатлений, воспоминаний, новых друзей… И много чего не получили (не станцевали свой первый медленный танец, не посидели у костра под ночным небом, не выиграли свой первый победный забег или матч, не познакомились с новыми друзьями – далее каждый может продолжить сам... Следствие всего этого – просаженный иммунитет и новые болезни в учебном году, очереди к психологам и психотерапевтам из гаджетозависимых детей и их родителей, семейные и школьные конфликты – в общем, ничего хорошего».

Вместе с тем, on-line смены имеют и несомненный потенциал. Прежде всего, это поддержание во вне каникулярное время постоянной связи с потенциальными клиентами, мотивирование их к приобретению путевок, для дальнейшего общения с любимыми вожатыми и педагогами off-line.

Вторым плюсом при внедрении краткосрочных онлайн смен, становится возможность апробации тем, новых форм работы и диагностика их эффективности, заинтересованности детей, определение возрастного диапазона, проявившего мотивацию к участи. В той или иной программе.

И конечно работа on-line вожатым требует специальной подготовки, ведь эти смены должны быть еще более клиентоориентированы для сохранения контингента. Ведь если путевка в лагерь куплена, и ребенок уже приехал, даже если ему не очень интересно, не очень понравилось. Он скорее всего останется до конца смены, ведь деньги уже заплачены.

В on-line смене, где участие бесплатное, если участнику не интересно, он скорее всего выключит компьютер и больше просто не будет выходить на связь. Поэтому on-line смены должны быть не только полезны, но и суперинтересны, они должны захватывать внимание с первой минуты on-line общения, создавать ощущение, захватывающего приключения, которое нельзя отложить, а если прервать, то с нетерпением ждать следующего сеанса, чтобы опять погрузиться в волшебный мир игры и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сотрудничество колледжей с медицинскими организациями в вопросах организации учебных и производственных практик студентов"

14.04.2016 г. – состоялась областная научно-практическая конференция для главных медицинских сестёр ЛПУ г. Саратова и Саратовской области на тему «Отдельные вопросы управления сестринской деятельность...

Организация процесса обучения в ГБОУ

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему:"Путешествие к зайке в зимний лес" ....

Некоторые вопросы организации пианистического аппарата

Преподаватель фортепиано Карпенко Марианна Михайловна в данном методическом пособии рассматривает некоторые вопросы организации пианистического аппарата на основе этюдов Черни, Лемуана, Беренса...

Мастер-класс "Организация воспитательной работы в ГБОУ СПО БКТиС в условиях реализации ФГОС"

Данный мастер-класс проводился для воспитателей общежития разных учреждений СПО...

МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии. Тема: «Общие вопросы организации офтальмологической службы»

Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием. 63. Информационный материал. 73.1. Краткий исторический очерк развития офтальмологии. 73.2. Организация системы офтальмологической службы. 83.3...

статья Школа вожатых ГБОУ «Балтийский Берег»

Вопрос подготовки кадров для системы отдыха и оздоровления является одним из приоритетов государственной политики в вопросах модернизации системы. Впервые актуальность этой темы была поднята Президент...

Отчет об участии в Юбилейной Научно - практической конференции "Актуальные вопросы организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"

Обучающиеся ГБУЗ ДЗМ "МК №1" группы Сд 31-2  и Ф41-2 посетили  Юбилейную Научно - практическую конференцию "Актуальные вопросы организации скорой, в том числе скорой спец...