статья Школа вожатых ГБОУ «Балтийский Берег»
статья

Екатерина Николаевна Ульданова

Вопрос подготовки кадров для системы отдыха и оздоровления является одним из приоритетов государственной политики в вопросах модернизации системы. Впервые актуальность этой темы была поднята Президентом РФ В.В. Путиным на совещании, посвящен-ном детскому отдыху в ВДЦ «Зеркальный» 07.08.12 на котором он отметил, что «Завоевать авторитет у современного подростка непросто. Здесь нужны не только знания – характер нужен! Подготовка нужна всесторонняя. Нужно быть авторитетом у подростка. Это непросто сделать».

Тогда же было принято решение о возобновлении обязательной педагогической практики студентов педагогических колледжей и ВУЗов в ДОЛ. Несколько позже была поставлена задача об унифицированные системы подготовки вожатых и эта работа велась на протяжении ряда лет в МГПУ, Союзе СПО. Но до принятия министерством труда и социальной защиты профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива», 25.12.2018. №8404 требования к вожатым в ДОЛ были не стандартизированы. С января 2019 года «вожатый» стал профессией, требующей специальной профессиональной подготовки и сдачи квалифицированного экзамена.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shkola_vozhatyh_gbou_baltiyskiy_bereg.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Школа вожатых ГБОУ «Балтийский Берег»

Ожиганова Ю.М.,
начальник отдела образовательных программ

Леонов В.В.,
педагог-организатор отдела образовательных программ

Ульданова Е.Н.,
методист отдела образовательных программ

Вопрос подготовки кадров для системы отдыха и оздоровления является одним из приоритетов государственной политики в вопросах модернизации системы. Впервые актуальность этой темы была поднята Президентом РФ В.В. Путиным на совещании, посвящен-ном детскому отдыху в ВДЦ «Зеркальный» 07.08.12 на котором он отметил, что «Завоевать авторитет у современного подростка непросто. Здесь нужны не только знания – характер нужен! Подготовка нужна всесторонняя. Нужно быть авторитетом у подростка. Это непросто сделать».

Тогда же было принято решение о возобновлении обязательной педагогической практики студентов педагогических колледжей и ВУЗов в ДОЛ. Несколько позже была поставлена задача об унифицированные системы подготовки вожатых и эта работа велась на протяжении ряда лет в МГПУ, Союзе СПО. Но до принятия министерством труда и социальной защиты профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива», 25.12.2018. №8404 требования к вожатым в ДОЛ были не стандартизированы. С января 2019 года «вожатый» стал профессией, требующей специальной профессиональной подготовки и сдачи квалифицированного экзамена.
Опыт ГБОУ «Балтийский Берег» по подготовке вожатых насчитывает уже более 15 лет. За это время было апробировано несколько форм подготовки вожатых. Изначально под-готовка проводилась в форме спецкурса в ВУЗе, где читались лекции студентам 3 курса в течение всего весеннего семестра и далее студенты участвовали в выездных семинарах на базе своих лагерей. Такая форма позволяла дать студентам достаточно большой объем теоретических знаний, но не позволяла отработать практические навыки, связанные с организацией режимных моментов, отрядной работы, решение проблемных ситуаций. Двyx-тpёxднeвный выездной семинар был посвящен, в основном, работе психолога по выявлению психологической совместимости в парах, формированию коллектива. Системная работа по выработке практических навыков работы с отрядом в формате краткосрочного выезда не представилась возможной. После введения новых ФГОС и прекращения обязательной практики студентов, спецкурс в ВУЗе был отменен, и обучение проходило в формате двyx-тpёxднeвного семинара. Акцент также делался на знакомство с территорией ДООЛ, традициями лагеря, программой смены и не предполагал серьезной, вдумчивой работы по теоретической и практической подготовке вожатого для работы с отрядом. Фактически обучающая составляющая такого семинара была сведена к минимуму, а целью было знакомство руководителей программы и администрации ДООЛ с вожатыми.
Новый этап начался с 2015 года, когда администрацией ГБОУ «Балтийский Берег» было принято решение проведения своей «Школы вожатых» для всех молодых специалистов, выезжающих для работы в ДООЛ, будь то практиканты РГПУ им. Герцена, педагогических колледжей, бойцы педагогических отрядов или студенты непрофильных ВУЗов, же-лающие работать с детьми в ДООЛ. Для обучения будущих вожатых была разработана модульная программа подготовки педагогических кадров для работы в ДООЛ. Идея программы заключается в том, что весь материал преподается на четырех выездных семинарах, которые предполагают полное погружение в обстановку лагеря, теоретические знания сразу отрабатываются на практических занятиях, будь то решение кейсов с проблемными ситуациями, разработка отрядного дела или оказание первой медицинской помощи. Четыре модуля программы предполагают последовательное знакомство с материалом.
I модуль – «Дети» — посвящен возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников в ДООЛ, профилактике вредных привычек, в том числе и употребления психоактивных веществ, медиации межличностных, конфликтов которые могут возникать между воспитанниками.
II модуль – «Вожатый» — раскрывает обучающимся темы связанные с разными социально – психологическими ролями вожатого, способами достижения авторитета, акцентирует внимание на внешнем виде, культуре речи вожатого. Большое внимание на этом модуле уделяется способам взаимодействия с напарниками, будь – то вожатые или тренеры и руководители спортивных и творческих коллективов.
III модуль – «Отряд» – позволяет будущим вожатым познакомиться с динамикой развития временного детского коллектива, периодизацией смены и особенностями работы педагога в каждый из этапов, проанализировать и проработать в форме деловой игры максимально комфортное проживание режимных моментов, познакомиться с алгоритмом проведения отрядного дела и в формате проектной «лаборатории» разработать, провести и проанализировать отрядные дела разные по форме и адаптированные на ту или иную возрастную группу.
Самый продолжительный IV модуль, носящий условное название «Лагерь», направлен на формирование вожатских отрядов ДООЛ по сменам, отработку парного взаимодействия с разными потенциальными напарниками, знакомство с тематикой всех смен и их особенностями.
На протяжении всех четырех модулей идет знакомство будущих вожатых с разнообразными формами работы с детьми, будь то интеллектуальные, танцевальные или музыкальные конкурсы или вечера знакомства и прощальные свечки, веревочные курсы, концерты, презентации отрядов и дискуссионные клубы. Большое внимание уделяется игротехнике, которая не только позволяет организаторам решать обучающие и развивающие задачи на модуле, но и предлагает обучающимся картотеку различных игр на знакомство, развитие коммуникативной культуры, выявление лидера, принятие командного решения. Так же в процессе обучения, вожатые осваивают технологии активного слушания, ведения эффективных переговоров.
В поддержку данной программы в 2018 году была издана «Рабочая тетрадь отрядного вожатого», которую получает каждый слушатель Школы вожатых ГБОУ «Балтийский Берег», прошедший обучение и успешно сдавший зачет. В 2018 году программа подготовки вожатых и Рабочая тетрадь отрядного вожатого были направлены на V Всероссийский кон-курс программ и методических материалов организаций отдыха и оздоровления, и стала победителем.
В 2019 году в связи с введением Профессионального стандарта и отсутствия у ГБОУ «Балтийский Берег» лицензии на профессиональную подготовку, обучение было организовано совместно с педагогическим колледжем №6.
Изначально, при обучении на первом модульном семинаре у обучающихся часто возникает вопрос о целесообразности обучения в лагере, а не в городе на площадке учебного заведения, в котором они учатся. Но достаточно быстро приходит понимание того, что не только форма проведения занятий, которая носит выраженный интерактивный характер и сочетает в себе мини лекции, элементы психологического тренинга, деловые игры и проектные лаборатории, но и сама социокультурная среда детского оздоровительного лагеря является незаменимым компонентом обучающего воздействия. Проведя занятия различных модулей в разных ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег», мы знакомим слушателей с территорией, условиями проживания, инфраструктурой каждого из лагерей, что позволяет в дальнейшем нашим вожатым быстрее адаптироваться к новым для них условиям работы. Это же способствует тому, что возможна взаимозаменяемость вожатых в связи с производственной необходимостью. Ведь каждый из них побывал во всех ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег» позна-комился с программами всех трех лагерей, взаимодействовал в процессе обучения со всеми коллегами. Еще одной особенностью Школы вожатых ГБОУ «Балтийский Берег» является кадровое обеспечение ее педагогами. Занятия проводят специалисты отдела образовательных программ, часть из которых имеют высшее психологическое образование и опыт ведения тренингов и все без исключения многолетний опыт работы в качестве вожатых на отрядах. Но вряд ли возможно было бы достигнуть той атмосферы и той эффективности работы, если бы не вожатые которые обучались по данной программе 4,3,2 года назад и приезжают снова и снова не только, чтобы отточить свое мастерство, но и что бы передать свой опыт новичкам.
Современные образовательные технологии, такие как деловые игры, проектная деятельность, тренинги, кейсы, отрабатываемые с педагогами и вожатыми прошлых лет, разработанные на реальных жизненных ситуациях, также способствуют получению профессиональных навыков, которые в будущем могут пригодиться вожатым в работе с детьми.
2020 год – год новых вызовов организаторам обучения вожатых. Получена лицензия на профессиональное обучение, написана новая программа, которая с одной стороны полностью соответствует всем требованиям к разработке программ профессионального образования, а с другой сохранила все лучшее, что было наработано авторами за предыдущие годы.
Но ситуация заставляет переходить на дистанционное обучение. Много взаимодействуя с регионами в рамках опытно – экспериментальной деятельности, преподаватели Школы накопили опыт дистанционного преподавания не только теоретического материала, но и проведения практических, в том числе тренинговых упражнений пользуясь различными интернет платформами.
Дистанционное обучение по данной программе предполагают лекции в режиме on-line с возможностью диалога с преподавателем, выполнение практических заданий, тренинговых упражнений и их обсуждение в режиме видеоконференции, тестирование после каждой темы с использованием технологии Google – class.
Какова будет эффективность таких занятий, покажет время. Мы же надеемся на то, что когда дети снова приедут в наши лагеря, их встретят самые лучшие вожатые, которые будут знать, что делать с детьми, будут уметь это делать, а главное — будут очень хотеть сделать смену для ребенка незабываемой и яркой.

Опубликовано 17 Апр 2020 в 13:00. В рубрике: Детский отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация подростков к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа"

Участие педагога-психолога совместно с кадетом 8 "А" класса ГБОУ кадетской школы-интерната "Навигацкая школа - Шемякиным Никитой Борисовичем в VII международной научно-практической конференции "Девиац...

Статья. Внедрение дуального обучения в производственную практику студентов СПб ГБПОУ КСиПТ на предприятии ООО «Балтийский завод – Судостроение».

Наш колледж, СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», готовит рабочих для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга по таким востребованным профессиям, как «Судостроитель-судор...

Занятие школы вожатого "Имидж отряда"

Задачи:·  формировать адекватную самооценку·   способствовать формирова­нию позитивного образа «Я»·  создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности·...

К вопросу организации on-line смен в ГБОУ «Балтийский берег»…

К написанию этой статьи, так же как я понимаю, и всех моих коллег, представивших материалы в этот сборник, меня подтолкнули реалии этого года, когда из-за сохранения риска распространения новой короно...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...

Практическое занятие в Школе вожатых по организации в отряде режимного момента - отбой.

В данном материале учащимся Школы вожатого предоставляется возможность продумать, а потом представить (в очном варианте - мини-теаральная зарисовка, в он-лайн формате - описание мыслей каждого участни...