ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
материал по теме

Социальная адаптация выпускников сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_spo_shapt_mezenceva_i.yu_._tezisy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)

И. Ю. Мезенцева, педагог-психолог ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум», г.Шахунья

 

Происходящие в российском обществе изменения предъявляют повышенные требования к системе профессионального образования, т.к. специалист среднего звена должен быть не только профессионально грамотным, но и мобильным, готовым к быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства.

В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в учреждениях среднего профессионального образования, сложность которого заключается в перестройке всей системы ценностных ориентаций личности студентов, в освоении ими новых способов познавательной деятельности, форм межличностных связей и др. Особенно актуальным при этом становится процесс адаптации первокурсников – выпускников сельских школ,   к воспитательно-образовательному пространству учебного заведения.

  Сегодняшние выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении в учреждения Ни СПО, они должны быстро адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим условиям, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в различных сферах общественного производства.

В связи с реформой профессионального образования изменилось содержание обучения для студентов.  

Внедрение стандартов третьего поколения стало осуществляться на основе модульно - компетентностного подхода, который определяет, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной образовательной программы. До 80 % основного времени урока стала занимать самостоятельная работа с модульными учебными материалами. Усилилась и  учебная нагрузка, которая требует все большей мобилизации деятельности студента, повышенной активности, инициативы, самостоятельности уже с первых минут поступления его в учебное заведение.

Выпускники сельских школ, обучаются по традиционной системе, ориентированной на получение теоретических знаний. С переходом в профессиональную систему, ориентированную на результат освоения профессиональных и общих компетенций, выпускники школ испытывают определенные сложности, особенно на первом курсе.    

Степень социальной адаптации выпускника сельской школы в учреждениях среднего профессионального образования определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.

Адаптироваться первокурсникам – выпускникам школ к новым условиям обучения в Шахунском техникуме помогают различные категории специалистов: преподаватели, мастера производственного обучения и, конечно, педагоги-психологи.

 Психолого-педагогическое   сопровождение в ГБОУ СПО ШАПТ – это целостная, системно организованная деятельность, охватывающая все направления работы техникума и всех участников взаимодействия.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения в техникуме является создание условий для индивидуального формирования и развития личности, обладающей социальной, коммуникативной, информационной, специальной и когнитивной компетенциями и способной успешно функционировать в различных социально-профессиональных сообществах.

 В связи с этим актуальность данной темы очевидна.

Объект исследования –  процесс адаптации студентов в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный  техникум»

Предмет – психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в  техникуме

Цель исследования – установить  влияние мер психологического сопровождения на успешность протекания процессов адаптации

Гипотеза: 

 Целенаправленная работа, с использованием разнообразных форм и методов обучения, способствует успешной адаптации студентов в техникуме и оптимизирует процессы адаптации

 Для подтверждения выдвинутой гипотезы и достижения общей цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ исследований процесса адаптации студентов;

2.Обосновать психолого-педагогические условия, технологию сопровождения адаптации студентов, в том числе выпускников сельских школ, в техникуме.

3.Разработать  для педагогов практические рекомендации по обеспечению процесса сопровождения адаптации студентов в техникуме.

Методы исследования:

1.Наблюдение;

2.Эмпирико-познавательные (анализ документации, анализ продуктов деятельности);

3.Тестирование, анкетирование, опрос, интервью.

Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.

 Анализу трудностей адаптации в учреждениях Ни СПО посвящены многочисленные работы, великолепно обозначающие круг проблем, которые студенты не могут решить самостоятельно (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Сластенин и др.).

Термин психолого-педагогическое сопровождение совсем недавно начал активно употребляться педагогами, психологами, социальными работниками, хотя идея сопровождения личности появилась очень давно. Согласно «Словарю русского языка», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Социальная адаптация выпускников сельских школ становится значимой проблемой жизни современного общества и, соответственно, социально-педагогической науки.

Адаптация студентов в учреждениях Ни СПО имеет свою специфику, где в принципиально иных условиях, чем в школе, проходит становление, самоопределение выпускников сельских школ.

На начальном этапе обучения в среднем профессиональном учреждении студенты (юноши и девушки) испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность.

Важность проблемы адаптации выпускника сельской школы к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.

 Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (см. Новые педагогические исследования» № 1. Профессиональное образование. Приложение к журналу.- М., 2007 год, стр.105).

Успешность социально-психологической адаптации студентов мотивирует познавательную активность, повышает работоспособность студентов, предупреждает «отсев» студенческого контингента, способствует более полному представлению о будущей профессии, во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.

Создание благоприятных педагогических условий для преодоления студентами из сельской местности трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивает единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.

Профессиональное обучение является важнейшим фактором адаптации первокурсников – выпускников сельских школ. Именно профессиональная деятельность определяет сущность нашей жизни, способствует развитию личности.

Проблемам адаптации уделяется огромное внимание в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» (ГБОУ СПО ШАПТ).

ШАПТ –  ресурсный центр по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих и специалистов для АПК Нижегородской области, один из крупных центров профессионального образования в Нижегородской области. Выпускники имеют реальную возможность продолжать свое профессиональное обучение по программам высшего образования  в университете имени Лобачевского или НГСХА, филиалы  которых находятся в техникуме.

Основной контингент абитуриентов нашего техникума – выпускники сельских школ. Как правило, это дети, испытывающие затруднения на начальном этапе своего обучения в техникуме. Имеют слабую базовую учебную подготовку и испытывают на основе этого не только учебные, но и психологические проблемы. Следует учитывать  особенности психологии сельского ребенка, обусловленные малокомплектностью школ, ограниченным кругом общения, более медленным темпом культурного развития и, как следствие, меньшим уровнем развития коммуникативных навыков. К сильным сторонам можно отнести раннее включение в трудовую деятельность, коллективизм, доброжелательность, усидчивость и внимательность, особенно на практических занятиях. Эти качества и усилия педагогов позволяют вчерашним школьникам быстрее адаптироваться к новым условиям обучения.

Поэтому очень важным является эффективность взаимодействия субъектов образовательного пространства Шахунского техникума для успешности адаптации выпускников из сельской местности к новым условиям обучения и воспитания, взаимодействию с новым для них социумом.

Психологической службой техникума с момента своего возникновения осуществляется психолого-педагогическое сопровождение первокурсников – выпускников сельских школ. В систему сопровождения входит этап социально-психологической адаптации юношей и девушек, который включает в себя овладение профессией, начало трудовой деятельности, профессиональный рост, осмысление профессионального выбора на дальнейшую жизнь.

Обучение в техникуме – один из этапов становления личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям обучения, была разработана программа «Социально-психологическая адаптация учащихся и студентов в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум».

Программа предполагает следующие направления работы:

Психологическая адаптация;

Социальная адаптация;

Педагогическая адаптация.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

В связи с этим применяются следующие формы и методы работы: экскурсии, совместная работа классных руководителей и специалистов социально-психологической службы. Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся, организация предметных недель, олимпиад по предметам, стали традиционными. Чтобы первокурсники – выпускники сельских школ могли получить более полное представление о выбранной профессии и учебном заведении, проводятся классные часы  «Я и мой техникум», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума, преподавателями, студентами, со своей группой и классным руководителем.

Студенты под руководством психолога проходят через систему адаптационных тренингов в самом начале года (сентябрь) с целью профилактики учебной дезадаптации и создания благоприятного психологического климата в группе. Эти занятия носят развивающий характер с элементами тренинга.    

Психодиагностические исследования позволяют выявить проблемы в адаптации отдельных студентов, что позволяет определить «группу риска» и начать с такими учащимися индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с целью коррекции психологических проблем, выявленных в ходе исследования. Проведение такой работы преследует определенные задачи: развитие у студентов социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции» студентов, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.

Решение этих задач должно осуществляться в комплексе, так как только целостное воздействие на личность студента может привести к устойчивому позитивному изменению и формированию определенных психологических феноменов.

Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий показывает положительную динамику основных показателей адаптации: возросла удовлетворенность специальностью в 2009 г. – 83%,  в 2011 г. – 94%; процессом обучения   с 70% до 81%; удовлетворенность положением в группе с 69% до  92%; желание продолжить обучение  с 88% до  95%; увеличились показатели коммуникативного потенциала с 70% до 88%, снизилась тревожность с 29% до 12%.

Социально-психологическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Получая в техникуме профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе является составной частью специальной системы учебно-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.

Список литературы:

Андреева, Д. А. О понятии адаптация / Д. А. Андреева //Человек и общество: ЛГУ, 1973. - С. 62-69.

Аболенцева,  Р. А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся / Р. А. Аболенцева // Журнал Завуч. - № 8. - 2004. – С.  67-76.

Бабанский,  Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса

/ Ю. К. Бабанский // Просвещение, 1982. –  С. 192.

Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский // – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. – (Серия «Мир психологии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпускная работа: «Адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

В данной работе раскрывается адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный ...

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

Выступление на педагогическом совете, посвященном адаптации студентов первого курса

Темой моего выступления является влияние внеурочной деятельности на адаптацию студентов первого курса в колледже. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с м...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...