Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"
презентация к уроку на тему

Золотухина Надежда Алексеевна

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_adaptatsii_pervokursnikov.docx34.19 КБ
Office presentation icon pretsentatsiya_po_adaptatsii.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Волжский филиал ГАПОУ " Волгоградский медицинский колледж"

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса

 

Педагог – психолог Золотухина Н.А.

Нам предстоит научиться спокойно работать в коллективе,

 в котором собраны дети не только разных способностей, 
но и с разными жизненными целями – вот что самое трудное
.

С. Соловейчик

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный мир?

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

  • в новую социальную среду;
  • в учебно-познавательный процесс;
  • в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в колледж, – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.

В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но чаще всего – с ослабленным здоровьем и с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Таковы наши студенты – других у нас нет, но мы хотим работать с результатом.

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в ссузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

  • Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
  • Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  • Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.

Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на преподавателя или куратора.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей.

Обучение в колледже – один из этапов становление личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности, педагогом – психологом  колледжа разработаны программы “Адаптация студентов нового набора”,                                     " Организация работы с несовершеннолетними студентами по адаптации", " Профилактика конфликтного поведения", программа адаптационного тренинга "Мы вместе", программа “Работа со студентами, имеющими низкую учебную мотивацию”, " Программа коррекционно – развивающей работы со студентами асоциального поведения". Преподаватели, кураторы осознавая трудности процесса адаптации создают для недавнего абитуриента развивающее образовательное пространство.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и мой колледж”, “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Считаю, что для улучшения изучения студентов надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.

Работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования; собеседование заведующих отделениями, посвященные проблемам учебно-профессиональной перспективы, организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения  учебных занятий, целых учебных дней в группах; совещания,  педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов.

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются: разумная сохранность контингента, гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении, формирование устойчивого интереса к избранной профессии, создание оптимальных условий для развития творческих способностей студентов, например, организация студенческой газеты “ или участие в издании студенческой газеты, выработка учебных умений и навыков и ответственного отношения к учению, организация процессов воспитания и самовоспитания.

В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.

Анализ преодоления студентами трудностей адаптации позволяет выделить следующие ее уровни: полная адаптация, неполная адаптация, затрудненная адаптация и дезадаптация. Установлены два типа протекания затрудненной адаптации: скрытый и открытый. У студентов с затрудненной адаптацией скрытого характера отмечается повышенный, высокий или очень высокий уровень тревожности (несмотря на внешнее благополучие в учебе и общении), скрытые личностные конфликты, противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе, что мешает им правильно оценить результаты деятельности, порождая чувство постоянной неудовлетворенности и напряженности. У студентов с затрудненной адаптацией открытого характера тревожность связана с реальными затруднениями в учебной деятельности, общении, поведении.

В течение первых недель сентября обеспечивается реализация диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью:

  • изучения особенностей личности первокурсников практическим психологом и классными руководителями групп;
  • формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе ссузовского обучения;
  • организация досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями;
  • прогнозирования процесса и результата адаптации.

Учебно-методическое обеспечение этого этапа включает паспорт адаптации первокурсников. Диагностическое обеспечение данного этапа адаптации включает анализ учебной документации, медицинских карт, личных дел студентов; методики изучения мотивов выбора профессии, внеучебных интересов и предпочтения студентов, психологические особенности типа темперамента, уровни самооценки; тест “Шкала реактивной и личностной тревожности” и др.; методики по изучению “желание учиться”, анкеты по изучению удовлетворенности студентов профессиональным выбором, а также удовлетворенности во взаимоотношениях в группе, представлений о нем.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:

  • определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка программ достижения успеха.

На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики, социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы.

Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69

Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.

Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").

Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.

Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35–44.

Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.

Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).– Ереван: АН Арм. ССР, 1988.– 263 с.

Подласый И.П. Педагогика. –М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 574 с.

Потапов С.О. Практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999, – 333 с.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.

Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.

Чурикова И.Э. Кризисы возрастного развития и их влияние на процесс адаптации к учебному процессу // Теория и практика преобразования педагогических систем: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2004. – С.260-262.

Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волжский филиал ГАПОУ « Волгоградский медицинский колледж» Проблемы адаптации в медицинском колледже Педагог-психолог Золотухина Н.А. Волжский 2018

Слайд 2

Адаптация ( от лат. аdaptatio- приспособление) - это процесс привыкания к условиям окружающей среды. Три аспекта адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа: -адаптация к условиям учебной деятельности - усвоение новых форм преподавания, привыкание новому к режиму дня, самостоятельному образу жизни; -адаптация к группе - взаимодействие с коллективом студентов и преподавателей, усвоение правил и традиций в процессе социализации; - адаптация к будущей профессии- усвоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Слайд 3

Процесс адаптации сопровождается: повышенным уровнем тревоги; неуверенным поведением; соперничеством в группе; конфликтным поведением; агрессивным поведением.

Слайд 4

Факторы успешной адаптации: знание студентов о колледже ; знание своих прав и обязанностей; консультативная помощь психолога; помощь кураторов и преподавателей в организации учебной деятельности .

Слайд 5

Проблемы в процессе адаптации: школьный стереотип отношения к процессу обучения; ощущение полной свободы от родительской опеки; незнание прав и обязанностей студента; отсутствие навыков самостоятельной работы; неуверенность в общении с незнакомыми студентами группы и сотрудниками колледжа.

Слайд 6

Мероприятия по адаптации студентов: ознакомление студентов с правилами внутреннего распорядка студентов; анкетирование первокурсников; проведение адаптационных занятий-тренингов; проведение индивидуальных и групповых консультаций; проведение МО, педагогических советов, родительских собраний по проблемам адаптации первокурсников. проведение внеаудиторных уроков по развитию учебно-познавательной деятельности студентов 1 курса; психологическая помощь кураторам и ведущим преподавателям в решении проблем по адаптации.

Слайд 7

В условиях успешной адаптации студент должен: научиться воспринимать лекционный материал; справляться со значительно возросшим, по сравнению со школой, объемом информации; осознать необходимость соблюдения режима дня; осознать необходимость самостоятельной работы с учебником и другой литературой.

Слайд 8

Рекомендации педагогам по адаптации студентов 1. Осуществляйте индивидуальный подход к студентам с учетом психологических и возрастных особенностей. 2. Хвалите их за успехи и достижения! 3. Анализ поведения учащихся не должен носить оценочный характер. 5. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам быстрее адаптироваться. 6. Во время занятий используйте такие методы опроса , которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения у студентов перед публичным выступлением. 7. Обеспечьте возможность студентам занять достойное место в коллективе. 8. Доверяйте студенту! Поручайте ответственное дело, например, выступление от лица коллектива. 9. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

Слайд 9

Список литературы Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II. - Л., 1973. - С. 25-27. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.- С. 92-100. Зотова О.И . Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - С. 220. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./ Д.В.Колесов// - М., 1987. - 176 с. Муратова Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде / Е.И.Муратова, И.Ф.Федоров //Высшее образование в России.-2-9.-№6.-с.91-97. Некипелов Н.И. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. - С. 43-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

Выступление на педагогическом совете, посвященном адаптации студентов первого курса

Темой моего выступления является влияние внеурочной деятельности на адаптацию студентов первого курса в колледже. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с м...

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...

Актуальность психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена

В статье описываются способы и методы, которые можно использовать для обеспечения психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ГИА. Также содержаться рекомендации для родителей обучающихся...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...