Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"
статья

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения проблем. Необходимо отметить, что интересен опыт одного из колледжей, где было предложено провести комплексную бонус-игру «Банка Колледжа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  В УСЛОВИЯХ  КОЛЛЕДЖА

        

Мастер п/о Смирнова Е.В.

            Реформа образования требует новых   подходов к процессу обучения студентов в условиях работы колледжа. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение у них интереса  к учебной деятельности, побуждение активности, успешность профессиональной  деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией понимается процесс привыкания, приспособления личности к новым условиям среды. Рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать несколько аспектов:

        - психолого-педагогический  (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);

        - социально -психологический  (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);

        - мотивационно -личностный ( определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);

        - психо-физический (предполагающий приспособление  функций и реакций организма человека к требованиям новой среды).

        Конечно, процесс адаптации первокурсников  длительный  и не всегда успешный, и у большей части студентов первого курса возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков  к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения.

В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения в мастерами ,преподавателями и однокурсниками.

В основном  студенты на базе основной школы выбирают обучение в колледже, т.к. хотят самостоятельности или были неспешны в школе, боятся ЕГЕ, не хотят терять время на обучение в школе.

Студенты  на базе 11 класса поступают в колледж в основном потому, что не поступили в ВУЗ или имеют слабые знания и только незначительная часть хотели поступить именно в тот или иной колледж.

Разрабатывается программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения проблем. Необходимо отметить, что интересен опыт одного из колледжей, где было предложено провести комплексную бонус-игру «Банка Колледжа». Бонус-игра позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия педагогического коллектива и студентов при организации образовательного процесса. Банк имеет своего генерального директора. Его функция-

отслеживать « денежные потоки и предупреждать инфляцию». Заместители директора становятся директорами отделений банка, отвечающими за каждое направление, т.е. за организацию направлений игры. Студенты становятся вкладчиками банка. Для оценки эффективности игры  выбирается обобщенный показатель адаптации, который состоит из суммарных показателей его компонентов:

        - самостоятельность студентов в принятии решений, выборе способов, достижений результатов;

        - мотивация к образовательному процессу;

        - коммуникативные умения;

        - удовлетворенность средой.

Каждый из компонентов оценивается по уровню проявления ( высокий, средний, низкий).

Для  возможности проведения мониторинга каждому из уровней присвоено  значение- высокий-2,средний-1,инзкий-0. При получении значения обобщенного показателя адаптации данные по каждому суммируются. Таким образом, макс.значение обобщенного показателя может равен-10, а минимальное -0.Студент считается полностью адаптирован к профессионально-образовательной среде колледжа, если его обобщенный показатель адаптивности будет не менее 5.Целью программы « Адаптация  студентов к обучению в колледже» является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности.

        Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:

1.Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

2.Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

3.Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

4.Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

        Работа рассчитана на 1 год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

        - 1 этап ( сентябрь, октябрь)- предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду;

        - 2  этап ( ноябрь, декабрь)-заключается в комплексном психологическом обследовании студентов, выработке  рекомендаций и разработке индивидуальных программ  дл адекватного усвоения рабочего материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде;

        - 3 этап ( второй семестр)-предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов и мастеров для предотвращения возникновения проблемных ситуаций  в учебном процессе; коррекционно-профилактическую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам.

        Показателями  адаптации первокурсников в новой среде является из приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной системой.

        На 1 –ом,  профилактическом, этапе со студентами проводятся тренинги знакомства с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп; комплексная  бонус-игра с целью разработки студентом личной стратегии успешной адаптации, диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации.

        Для родителей проводятся общеколледжные и групповые собрания с целью знакомства с психофизиологическими особенностями студентов 15-17 лет и роли родителей в процессе адаптации студентов.

        На 2-ом этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами и мастерами ,удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе, а также с группой в целом. Определяются мотивы обучения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, кроме того диагностика ценностных ориентаций и особенностей самооценки.

        Поэтому по результатам диагностики каждой группы первокурсников мастерам даются  рекомендации и составляются программы работы по формированию мотивации производственного обучения, адекватному усвоению программы производственного обучения всеми учащимися. Родители неадаптированных студентов консультируются по выявленным проблемам.

        На 3-ем этапе для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги.

В январе – проводятся консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества.
        Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает  следующие результаты:  число не адаптировавшихся к новой образовательной среде снижается с 20—25%   до  6 - 5%.

Предусматривается ввести план мероприятий на период  адаптации

Задачи работы

Содержание деятельности

Срок

Ответственные

1.Подготовка первокурсника к учебной деятельности

Диагностика личностных характеристик  первокурсников

Сентябрь

Психолог мастер

Классные и общеколледжные родительские собрания на тему « Адаптация первокурсников к обучению»

Сентябрь

Мастер

Оказание помощи родителям по адаптации студентов на первом курсе

В течение года

Психолог

Мастер

Оказание  индивидуальной помощи студентам в период адаптации

В течение года

Психолог

Мастер

Посещение занятий с целью организации коллектива, адаптации первокурсников к учебному процессу

ежемесячно

Психолог

мастер

Определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой в целом

Ноябрь,

апрель

психолог

2.Установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе

Социально-психологический тренинг знакомства

Ноябрь,

апрель

психолог

Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе

Ноябрь,

апрель

психолог

Социально-психологический тренинг общения

декабрь

3.Формирование у студентов позитивных учебных мотивов

Изучение уровня мотивации учебной деятельности

Ноябрь

Психологический тренинг уверенности в себе

Декабрь

Январь

Профориентационные классные часы в группах нового набора

Октябрь

Консилиумумы по выявленным проблемам

Январь-апрель

Бонус – игра « Банк Колледжа»

Сентябрь-декабрь

4.Предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта

Индивидуальная работа

с дезадаптированными

 первокурсниками

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока учебной практики Тема урока: "Выполнение технологических операций по сортированию рыбы, морепродуктов по видам, размерам, и качеству в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ, ТУ. Изучение изменения рыбы-сырца"

План урока учебной практикив группе № ОР 1720 по профессии «Обработчик рыбы и морепродуктов»ПК 01 « Производство охлажденной и мороженой  продукции»МДК 01.01   Т...

План урока учебной практики ТЕМА УРОКА : « Приготовление без дрожжевого теста»

ПЛАНурока  учебной практики  ТЕМА УРОКА :  « Приготовление без дрожжевого теста»ТИП УРОКА : изучение трудовых приемов и операций при приготовлении пресного теста для пе...

РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «Маляр» (группа специального коррекционного обучения) Тема урока: «Отделка по трафарету»

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при  проведении урока учебной практики по теме: «Отделка по трафарету»Урок разработан с э...

Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»

Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...