Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов
статья

Коныштарова Анна Олеговна

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки
к государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавателей профессионального цикла,
и мастеров производственного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов
к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена
как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов профессионального образования.

Основная идея инновационной образовательной программы Ресурсного центра (далее — ИОП РЦ) заключается в создании условий для обеспечения соответствия квалификации выпускников системы среднего профессионального образования требованиям современной экономики за счет модернизации образовательных программ подготовки рабочих в соответствии с  требованиями профессиональных стандартов, запросами работодателей и регламентом WorldSkills Russia (WSR).

Одним из важнейших этапов реализации основной идеи ИОП РЦ является определение уровня компетенций мастеров производственного обучения
и преподавателей профессионального цикла, реализующих образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих с учетом запросов работодателей и регламента WorldSkills.

В ходе проведённого анализа уровня компетенций  педагогов была определена одна из задач, решение которой является важным в процессе повышения квалификации педагогов профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки
к государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавателей профессионального цикла,
и мастеров производственного обучения.

На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА в форме демонстрационного экзамена.

Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников, но не способствуют формированию психологической готовности к испытанию.

Между тем, при отсутствии психолого-педагогической  подготовки, нередко бывает так, что у выпускника прекрасно сформированы профессиональные компетенции, но в итоге он не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку
не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать
и регулировать свою деятельность.

Ситуацию с введением в процедуру ГИА демонстрационного экзамена в формате WorldSkills и подготовкой к ним можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний, сопровождающих любую ситуацию контроля или проверки, характеризуется и другими особенностями, которые выступают, как стрессоры.

Непривычность и новизна ситуации, неизвестность, отсутствие возможности влиять на события и выбирать, присутствие на демонстрационном экзамене только незнакомых лиц – экспертов, отсутствие на ДЭ знакомых педагогов, мастеров п/о, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.*

Под психологической готовностью к прохождению ГИА  подразумевается сформированность у выпускника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача любых экзаменов и которые, безусловно, необходимы в будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

 В рамках реализации основной деятельности по направлению ИОП РЦ дополнительно была разработана программа модуля для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников «Формирование психологической готовности студентов к сдаче демонстрационного экзамена» и составлены Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подготовки студентов к государственной итоговой аттестации
в форме демонстрационного экзамена.
Методические рекомендации представлены
в разделе
«Образовательная и методическая деятельность»

*требование регламента проведения демонстрационного экзамена в формате WorldSkills
в соответствии с Методикой организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, Приложение №1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от «30» ноября 2016 г.
№ ПО/19)

А.О. Коныштарова
заведующий Ресурсным центром/методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ...

Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения

Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ) Нормативные правовые акты и основные понятия ГИА

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ)Норм...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих По профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» код и наименование специальности (профессии) базовой подготовки

Фонд оценочных средств (далее ФОС) Государственной итоговой аттестации (далее ГИА) предназначен для оценки умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций обучающихся, освоивщих  обра...

Актуальность психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена

В статье описываются способы и методы, которые можно использовать для обеспечения психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ГИА. Также содержаться рекомендации для родителей обучающихся...