Главные вкладки

    «Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»
    статья на тему

    Мишина Татьяна Николаевна

    Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.

    Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школьниками, являются трудности, с которыми сталкиваются студенты в адаптационный период. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно- познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов в высшем или среднем учебном заведении, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

    Каждый год тысячи абитуриентов пополняют ряды студенческой молодежи. Бывшие абитуриенты становятся первокурсниками. Какие важные педагогические проблемы возникают в этот период? Одной из первоочередных таких проблем является их адаптация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon aktualnye_problemy_vospitaniya_molodyozhi.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

     «Кинельский государственный техникум»

    Доклад

    «Актуальные проблемы воспитания молодёжи.

    Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного   обучения и профессионального определения личности»

                                                      Автор:

     Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                                  воспитатель ГБПОУ «КГТ»

    2017г.

    Содержание

    Введение

    1. Адаптация - процесс приобщения к учебно-воспитательному процессу

    2. Формы работы

    3. Формы адаптации студентов-первокурсников

    3.1 Адаптация формальная

    3.2 Адаптация общественная

    3.3 Адаптация дидактическая

    4. Адаптация студентов в общежитии

    5.Причины трудностей адаптационного периода

    6.Мероприятия адаптационного периода

    7.Педагогический консилиум как метод работы

    8. Показатели результативности адаптации студентов

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.

    Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школьниками, являются трудности, с которыми сталкиваются студенты в адаптационный период. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно- познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов в высшем или среднем учебном заведении, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

    Каждый год тысячи абитуриентов пополняют ряды студенческой молодежи. Бывшие абитуриенты становятся первокурсниками. Какие важные педагогические проблемы возникают в этот период? Одной из первоочередных таких проблем является их адаптация. 

    1. Адаптация - процесс приобщения к учебно-воспитательному процессу

     Адаптация - процесс приобщения к учебно-воспитательному процессу средне специального учебного заведения, его характеру, содержанию, организации, к различным его компонентам. Для студентов первого курса это означает способность соответствовать требованиям, нормам и ценностям  образовательного учреждения. Они приспосабливаются к новой среде, друг к другу в группе и к новым преподавателям в техникуме, воспитателям в общежитии. Это и есть неизбежный этап для формирования студенческого коллектива, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается режим труда, досуга и быта.

    Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия ответственности за свои решения, правильности сделанного выбора профессии.

       Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в профессиональном учебном заведении и нарушений психических функций (мышление, память, внимание, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации.

    Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

    Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, которая сопровождается нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности и как итог - отчисление из профессионального учебного заведения.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, адаптированный человек - субъект жизнедеятельности способный к дальнейшему развитию. Такой субъект может использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед.

    Адаптироваться нужно:

       - к учебному процессу;

       - к новому коллективу;

      - к осознанию призвания к

          избранной профессии;

      - к новым условиям жизни;

       - к новым отношениям.          

    Прохождение адаптационного периода студентов 1 курса базировалось на основе разработанной нами программы по  психолого - педагогическому сопровождению и адаптации студентов первого года обучения.

        Цель - создание условий для успешной и эффективной адаптации студентов первого курса.

        Задачи:

    1. Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их способностей;

    2. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие групповой сплоченности;

    3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

    4. Снижение уровня случаев девиантного и делинквентного поведения;

    5. Сохранение контингента студентов первого курса.

    2. Формы работы.

    • Беседы,
    • семинары,
    • игровая деятельность,
    • проблемно-ценностное общение (диспут, дискуссия),
    • творческая деятельность (конкурсы,  викторины, соревнования)
    • тренинги,
    • индивидуальное и групповое тестирование, коррекционная работа, индивидуальные консультации,
    • психологическое просвещение…

    Механизмы реализации:

        Процесс адаптации первокурсника протекает по  следующим уровням:

      1. Приспособление к новой системе обучения.

      2. Приспособление к изменению учебного режима.

      3. Обучение в новом коллективе.

      4. Приспособление к условиям проживания в  общежитии

         (для иногородних студентов). 

    3. Формы адаптации студентов-первокурсников

     Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техникуме:

    Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям.

     Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

     Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в техникуме.

        Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель - создавать для этого условия 

    4.Адаптация студентов в общежитии

        Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах.

        Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей

        (в общежитии), протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических , психоневрологических  и патологических состояний.

       Приехавшие в чужой город подростки, а контингент общежитий в значительной степени формируется из сельской молодежи, оказываются в новой социальной роли.

        И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности.

        Новые увлечения и знакомства, друзья, новый уклад жизни, отдаленность от родителей и семьи - все это требует  особого внимания к студентам со стороны педагогов.

         В период адаптации студентов  к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами   в личностном развитии и поведении студентов.

    Процесс адаптации сопровождается:

        - Повышенным уровнем тревоги

         - Агрессивным поведением

         - Неуверенным поведением

         - Соперничеством в коллективе

         - Конфликтным поведением

    5.Причины трудностей адаптационного периода:

     - отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного  коллектива;

     - неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная    психологическая подготовка к ней;

     - неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения, деятельности;

     - поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

     - отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение  конспектировать, работать с книгой;

     - низкая самооценка, конфликты со сверстниками;

     -  неумение находить компромиссное решение;

     -  недостаток общения;

     -  несформированность навыков

        самообслуживания;

     -  слабая база знаний из школьной программы

    6.Мероприятия адаптационного периода

    В течение первичной адаптации проводятся следующие мероприятия:

    1. Ознакомление студентов со структурой техникума, с режимом, требованиями и правилами поведения, с обязанностями студентов.

     2. Анкетирование первокурсников. Определение интересов студентов, выделение «групп риска»

     3. Знакомство студентов с требованиями организации учебного процесса в техникуме.

     4. Введение более строгого контроля посещаемости студентов 1 курса, анализ полученных результатов, выявление причин частых пропусков + работа с родителями.

     5. Организация студенческого самоуправления и рассмотрения вопросов по учебной и воспитательной деятельности, решение текущих проблем.

     6. Проведение экскурсий на предприятия по профессиям.

     7. Тьюторское сопровождения групп 1 курса: консультирование и помощь в первичной адаптации, беседы о учебе в техникуме, проживании в общежитии, советы и рекомендации.

     8. Проведение бесед с кураторами групп 1 курса и ведущими педагогами по выявлению учебных и воспитательных проблем, проведение классных часов.  

    7.Педагогический консилиум как метод работы

    Педагогический консилиум- это один из методов работы, который прочно прижился в нашем коллективе. Он дает полную картину жизнедеятельности групп, их отношений, интеллекта, самое главное, - дает возможность обговорить слабые и сильные стороны каждого студента с педагогами, которые будут с ним работать в течение трёх-четырех лет.      

                Для улучшения изучения студентов следует сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях,  мнений преподавателей группы о студентах и, главное, на разработке мер индивидуального подхода к студентам и группе в целом.

        Поэтому проводится большая работа для проведения данного мероприятия.

    Адаптационные мероприятия

    • День знаний «Возьмемся за руки, друзья»
    • Фестиваль здоровья
    • Посвящение в студенты
    • «Осенний кросс»- ежегодная легкоатлетическая эстафета
    • День учителя
    • Осенний бал
    • Конкурс плакатов ко дню учителя, к осеннему балу

    • Профконсультационное собеседование
    • Педагогический консилиум
    • Семинар кураторов групп
    • Мониторинг «Первый месяц в техникуме»
    • Социальная работа
    • Мониторинг «Вредные привычки»
    • Индивидуальная работа с кураторами и воспитателями общежития
    • Индивидуальная работа со студентами нового набора

    8. Показатели результативности адаптации студентов

    Показателями результативности реализации психолого-педагогического  сопровождения и адаптации студентов первых курсов должны стать следующие критерии:

    - низкий процент «отсева» студентов;

    - академическая успеваемость;

    - сформировавшийся коллектив;

    - активность и мобильность группы;

    - отсутствие конфликтов;

    - осознание правильности сделанного профессионального выбора.

    Социальная защита:

    - оказание студентам социально-информационной, социально-правовой и социально-экономической помощи;

    - социально-педагогическая защита прав и интересов студентов, оказавшихся в трудной ситуации, в различных инстанциях;

    - социальная поддержка студентам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;

    - стипендии академические;

    - стипендии социальные;

    Рекомендации:

    В целях нормализации адаптационного процесса необходимо проводить мероприятия, направленные на сплоченность, организацию командных целей.
    От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

    Заключение

    Опыт работы  со студентами в техникуме  позволяет сделать вывод, что процесс приспособления, то есть уровень адаптации студентов, ее мотивы и направленность бывают различными по длительности, интенсивности и целеустремленности у разных студентов. Одни из них довольно успешно адаптируются в течении первого семестра, другие к концу второго семестра. А кое-кому это вообще не удается, поэтому необходимо учитывать индивидуальность каждого. Подготовка и проведение разноплановых  мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих.

    Список использованной литературы

    1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.
    2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007
    3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006
    4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.
    5. Александровский Ю.А. Состояние психической  дезадаптации и их компенсация. М.. 2009
    6. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.
    7. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - № 1.
    8. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс…канд.психол.наук. - М., 2005.  
    9. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- № 6. - С. 54-58.
    10. Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / Воронеж. гос. ун-т; С. М. Годник, В. С. Листенгартен. – Воронеж, 1997. – 51 с.
    11.  Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с
    12. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.

    http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/aktualnye-problemy-adaptatsii-obuchayushchikhsya-novogo-nabora 

    http://mishinapedmirru.pedmir.ru/

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

    Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

    Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

    Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

    Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»

    «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...

    Выступление на педагогическом совете, посвященном адаптации студентов первого курса

    Темой моего выступления является влияние внеурочной деятельности на адаптацию студентов первого курса в колледже. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с м...

    Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"

    Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...

    Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»

    Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....