Методическая разработка кураторского часа на тему: "Психология здоровья"
методическая разработка

Данная методическая разработка посвящена результатам проведения воспитательного мероприятия со студентами колледжа, которое было посвящено актуальной в настоящее время проблеме здоровьесбережения, а именно её аспектам, связанным с психическим здоровьем.

Методическая разработка включает теоретическое и практическое обоснование необходимости проведения воспитательных мероприятий, посвященных теме сбережения психического здоровья в воспитательном процессе среднего профессионального образования. Теоретическое обоснование описано во введении разработки, практическое обоснование заключается в представленном плане-конспекте внеучебного мероприятия.

Методическая разработка может быть полезной для кураторов учебных групп техникумов и колледжей, классных руководителей старших классов, студентов, аспирантов и всех интересующихся технологиями воспитания и теорией сбережения психического здоровья.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx449.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КУРАТОРСКОГО ЧАСА

НА ТЕМУ

Психология

здоровья…

Разработчики:

О. В. Титова – куратор 141 группы

г. Алексеевка

2017


РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

физико-математических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 230401 / 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

протокол № _________

«____»  _____________ 20____ г.

Председатель: ___________ И.В. Косинова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

___________ Власова В.Н.

« ____ » ___________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО кураторов: __________ Мякота Ю.В.

СОСТАВИТЕЛЬ:

_____________ Титова О.В., куратор 141 группы

Данная методическая разработка посвящена результатам проведения воспитательного мероприятия со студентами колледжа, которое было посвящено актуальной в настоящее время проблеме здоровьесбережения, а именно её аспектам, связанным с психическим здоровьем.

Методическая разработка включает теоретическое и практическое обоснование необходимости проведения воспитательных мероприятий, посвященных теме сбережения психического здоровья в воспитательном процессе среднего профессионального образования. Теоретическое обоснование описано во введении разработки, практическое обоснование заключается в представленном плане-конспекте внеучебного мероприятия.

Методическая разработка может быть полезной для кураторов учебных групп техникумов и колледжей, классных руководителей старших классов, студентов, аспирантов и всех интересующихся технологиями воспитания и теорией сбережения психического здоровья.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

4

2.

План-конспект кураторского часа

7

3.

Заключение

17

4.

Список использованных источников

19

5.

Приложения

20


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследований психического здоровья студентов ПОО нашей страны определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде. К таким факторам относятся период социальной адаптации в начале обучения, ситуации экзаменов, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и другие.

Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью личности. К молодежному и студенческому периоду жизни это относится особенно, так как в этот период личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нём. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студентов возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса. Студенческий возраст также характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная».

В это время ограничены и способности студентов к эффективной релаксации в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов.

Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь и другие). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания. Это в большей степени касается студентов ПОО, обучающихся на первых курсах.

Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок.

Несомненно, в студенческой среде эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал своего дела, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность его деятельности и формируемый стиль жизни и, таким образом, приобретает высокое общественное значение.

Кроме того, в период острых социально-экономических перемен, с которыми так часто сталкивается наша страна, со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья студента – социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Эти переживания больше касаются обучающихся старших курсов.

Таким образом, совершенно очевидно, что проблеме сбережения психического здоровья студентов нужно находить место на всех этапах обучения студентов в ПОО. Однако многообразие форм воспитательной работы ставят педагога перед проблемой выбора наиболее оптимальной формы, а так же её содержательного наполнения.

В данной методической разработке предложен вариант формы и содержания кураторского часа, посвященного проблеме сбережения психического здоровья студентов.

В связи с этим, практическая значимость данной методической разработки связана с представленным планом-конспектом кураторского часа в форме актуального разговора, цель которого заключается в пропаганде правильного отношения студентов к своему психическому здоровью.


ПЛАН-КОНСПЕКТ КУРАТОРСКОГО ЧАСА

Тема кураторского часа:«Психология здоровья…»

Цели: пропаганда правильного отношения студентов к психическому здоровью.

Тип, вид: кураторский час.

Форма: актуальный разговор.

Междисциплинарные связи: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Информатика и Информационные технологии в профессиональной деятельности (подготовка видеоролика), Педагогика, Психология.

Методы обучения и воспитания: дискуссия, метод иллюстраций, проектная деятельность, частично-поисковый, исследовательский.

Технологии: информационные технологии, элементы технологии проблемного обучения, элементы педагогики сотрудничества.

Оборудование и программное обеспечение:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Интерактивная доска или демонстрационный экран.
  3. Программное обеспечение: ОС семейства Windows, Офисный пакет MS Office версии не ранее 2003, в том числе Средства демонстрации мультимедийной презентации, Видеоплеер.
  4. Акустическая система.
  5. Стеклянная баночка и материалы для её наполнения (галька, горох, песок).

Электронные наглядные пособия и другие материалы:

  • Видеоролик «Что такое стресс?»;
  • Видеоролик «Мнение алексеевцев о психическом здоровье»;
  • Мультимедийная презентация «Психология здоровья…»;
  • Буклет «Психология здоровья…».

Литература:

  1. Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента: учебное пособие для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура и спорт». Гончарук Светлана Викторовна. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. – 109 с.
  2. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. Митяева Анна Михайловна. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  3. Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие. Юрий Жилов, Елена Назарова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  4. Психическое здоровье студентов. Информационная статья на сайте «Главсовет.Ру». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glavsovet.ru/abc-dop-lib/101zdo/a19/

Структура кураторского часа

  1. Организационный момент: вступительное слово преподавателей, постановка темы и цели мероприятия, определение актуальности темы – 1-3 минуты.
  2. Основная часть: определение содержания понятий «психическое здоровье», «Что важнее физическое или психическое здоровье?», «Как бороться со стрессом?».  ~ 30 минут.
  3. Рефлексия ~5 минут.
  4. Завершающее слово преподавателей – 1-2 минуты.

ХОД КУРАТОРСКОГО ЧАСА

  1. Организационный момент.
  1. Постановка темы и цели кураторского часа.

Преподаватель.  Добрый день, уважаемые гости и  студенты! Мы рады приветствовать вас на кураторском часе, который проведем в форме актуального разговора с целью пропаганды правильного отношения студентов к своему психическому здоровью. Участниками его являются студенты – старшекурсники: студенты 141 группы специальность  050139 Изобразительное искусство и черчение и студенты 731 группы специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Преподаватель. Мы надеемся, что каждый из присутствующих четко выразит свою позицию по теме и получит рекомендации, которые предложены в буклетах. Итак, мы начинаем.

Преподаватель. Тема сегодняшнего кураторского часа  - «Психология здоровья», над формулировкой которой задумывался каждый человек хотя бы один раз в своей жизни…

  1. Определение актуальности темы.

Студент 1: Да,  в XXI веке становится актуальным задуматься о том, что же такое здоровье человека? Мы много говорим о правильном питании, негативных последствиях вредных привычек, здоровом образе жизни.… И не всегда задумываемся над тем, что неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья является именно здоровье психическое. Чтобы поразмыслить над этой не простой темой, мы сегодняздесь и собрались.

  1. Основная часть.
  1. Определение содержания понятий «психическое здоровье».

Студент 2. 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Он празднуется с 1992 года по решению всемирной организации здравоохранения.В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Таким образом, психическое здоровье– это состояние, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

Студент 3. Сегодня по данным этой организации психическими заболеваниями страдают более 450 миллионов человек на планете. Специалисты предсказывают, что к 2020 году психические расстройства войдут в мировую пятерку болезней лидеров.

  1. Что важнее психическое или физическое здоровье?

Студент 4. Как остаться здоровым психически, не знает, к сожалению,  практически никто. Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы. А что по этому поводу думают студенты нашего колледжа?

Преподаватель. Мы предлагаем познакомиться с результатами небольшого социологического опроса, который был проведен среди студентов выпускных групп в количестве 50 человек. Результаты представлены на слайде.

(результаты опроса)

Вопрос № 1. Что важнее, здоровье физическое или здоровье психическое?

47%  - физическое

35%- психическое

18 % - оба компонента одинаково значимы

Вопрос № 2. Что является основными причинами психических расстройств у человека?

38% - стрессовые ситуации

22% - перегрузки человека (в том числе и информационные, СМИ, компьютерные игры)

16% -отсутствие  близких друзей

14% -  неприятные ситуации

7%- нехватка денег

3% -   другие причины

Вопрос № 3. Как вы считаете, кто больше подвержен стрессу, мужчины или женщины?

53% - женщины

35% - мужчины

12 % - затруднились с ответом

Вопрос № 4.Заботитесь ли вы о здоровье психическом?

48 %- да

37 % - нет

15% - не всегда

(анализ результатов опроса)

Студент 5.А как вы считаете, является ли проблема психического здоровья актуальной  для жителей нашего города? Что они думают по этому поводу?

(просмотр видеоролика с мини – интервью жителей нашего города)

Преподаватель. Да, действительно стрессы стали составляющей частью жизни современного человека. Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их. А вот мнение ученых по этому поводу….

 (Просмотр ролика «Что такое стресс?»)

Преподаватель. Вспомним  слова А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и душа, и мысли». Это означает, что в человеке важно гармоничное развитие. Одним из компонентов психического здоровья являются  именно мысли человека… Точнее, его умение мыслить позитивно и мыслить негативно….

     Перед вами силуэты человека с мыслями позитивными и мыслями негативными. Ваша задача определить, что характерно, на ваш взгляд, для каждой из этих личностей.

(Студенты выполняют задание…)

  1. Как бороться со стрессом?

Преподаватель. Сохранить психическое здоровье в жестких и переменчивых условиях современной жизни – задача непростая. Избежать истощения нервной системы нам могут помочь способы, придуманные в разных странах и на протяжении многих лет позволяющие людям разных национальностей сохранять душевный комфорт и внутреннее равновесие.

Студент 6. Индия дала миру такое древнее и могучее оружие против стресса, как йога: по сей день миллионы людей используют медитативные техники для расслабления и достижения душевного равновесия.

Студент 7. Совсем по-другому избавляются от стресса в Бразилии: здесь для этого используют танцы. Яркие и горячие карнавалы, громкая музыка и обилие танцоров и танцовщиц – вот лучшее средство от напряжения для заводных бразильцев.

Студент 8. Сдержанные жители холодной Финляндии ищут лекарство от стресса в жаркой финской бане – сауне. Вдумчивое и размеренное пребывание в сауне не только очищает тело, но и снимает напряжение.

Студент 9. В Китае знают: чтобы снять стресс, важно устранить напряжение, скопившееся в мышцах. Для этого существовуют особые массажные техники, которые известны во всем мире.

Студент 10. Такое незамысловатое средство, как сон, очень полезно для снятия стресса, считают испанцы. Отчасти поэтому и существует в Испании сиеста – ежедневный послеобеденный сон. Пока на улице жарко, лучше никуда не ходить, а вздремнуть, восстановить силы и успокоить нервы.

Преподаватель. Жители нашей страны вполне могут позаимствовать некоторые из этих способов расслабиться, тем более что многие из них вполне реально попробовать и в домашних условиях.

А как наши студенты борются со стрессом?

(ответы студентов)

Преподаватель. Как мы видим, существует множество способов снятия  психического напряжения. Какие конкретно из антистрессовых приемов взять на вооружение, зависит только от нас и от нашего желания. Все это представлено в буклетах, находящихся на ваших столах.

  1. Рефлексия.

Преподаватель. Конечно, самой главной ценностью в нашей жизни является здоровье….Будь оно физическим или психическим.

Притча «Банка жизни»

«Был обычный учебный день. Студенты заполнили аудиторию и ждали начало лекции. Вот появился преподаватель, и поставил на стол большую стеклянную банку. Студенты очень удивись, к чему бы это?

– Сегодня я хотел бы поговорить с вами о смысле жизни. Для начала: что вы можете сказать об этой банке? – спросил преподаватель.

– Ну, она пустая, – сказал кто-то.

– Совершенно верно, – подтвердил преподаватель.

Затем он достал из-под стола мешок с камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха.

– А теперь что вы можете сказать об этой банке? – снова спросил преподаватель.

– Ну, а теперь банка полная, – снова сказал кто-то.

Преподаватель достал пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох стал заполнять пространство между камнями.

– А теперь?

– Теперь банка еще полнее! – крикнули студенты.

Преподаватель вынул пакет с песком и начал засыпать его в банку, и спустя какое-то время в банке совсем не осталось свободного места.

– Вот теперь банка действительно полная, – сказал преподаватель, и я объясню вам, к чему все это. Банка – это наша жизнь. Камни – это самое важное, что есть в нашей жизни: семья, любимые, дети, то есть все то, что имеет для нас огромное значение.

Горох – это те вещи, которые не так значимы для нас: квартира, дача, машина, деньги.

Песок – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас постоянно.

Так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее уже нельзя было бы поместить ни камни, ни горох. Поэтому, никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, засорять ее, закрывать вам глаза на что-то более важное.

У меня все. Лекция окончена».

Представляем, как были удивлены студенты!… Наверное, многие из них в первый раз серьезно задумались о своих жизненных ценностях…

А нам же, православным людям, ясно видны истинные ценности, которые и должны заполнять нашу душу, нашу жизнь.

  1. Завершающее слово преподавателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка является попыткой описания опыта использования традиционных формв воспитательной работе ОГАПОУ «Алексеевский колледж», направленной на формированиеправильного отношения студентов к своему психическому здоровью. Эффективность и результативность внедрения в образовательный процесс данной методической разработки будет зависеть от соблюдения следующих рекомендаций, выделенных авторами:

  • пропагандируя здоровый образ жизни важно ориентироваться не на передачу собственного опыта и знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни, в который входит понятие «психическое здоровье», может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни;
  • нужно создавать для студентов такие условия, которые бы обеспечивали возможность переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных видов деятельности, связанных с необходимостью соблюдения правил здоровьесбережения;
  • при проведении воспитательной работы, направленной на формирование правильного отношения студентов к какому-либо аспекту своего здоровья, необходимо иметь в виду, что в воспитательном процессе критериями эффективности работы педагога является не усвоение обучающимися тех или иных знаний или демонстрация определенного отношения к какой-либо проблеме здоровья, а реальное изменение поведения студентов, которое должно наблюдаться через систему мониторинга, осуществляемую куратором учебной группы.

Представленная методическая разработка была реализована на практике в виде открытого кураторского часа. Дальнейшее наблюдение за поведением студентов показало, что роль этого кураторского часа в воспитательной работе со студентами колледжа в данных группах, была положительной.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента: учебное пособие для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура и спорт». Гончарук Светлана Викторовна. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. – 109 с.
  2. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учебное пособие. Митяева Анна Михайловна. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  3. Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие. Юрий Жилов, Елена Назарова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  4. Психическое здоровье студентов. Информационная статья на сайте «Главсовет.Ру». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glavsovet.ru/abc-dop-lib/101zdo/a19/
  5. Психическое состояние – составляющая здоровья студентов. Информационная статья на сайте «РЕФ.РФ». [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://referatwork.ru/category/sport/view/450480_psihicheskoe_sostoyanie___sostavlyayuschaya_zdorov_ya_studentov


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Видеоролик «Что такое стресс?».

Приложение 2. Видеоролик «Мнение алексеевцев о психическом здоровье».

Приложение 3. Презентация «Психическое здоровье».

Приложение 4. Буклет «Психология  здоровья…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"

Цель кураторского часа -  воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...

Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии

Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...

Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"

Кураторский час посвящен  Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью  данного  кураторского часа  является воспитание у студентов ...

Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны

Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...

Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя

Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя...

Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни

Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....