Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка

предлагаю материал для учителей,  работающих в классах или индивидуально с детьми, имеющими глубокую интеллектуальную недостаточность (глубоко умственно отсталые дети) по обучению их чтению. методическая разработка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание материала: предлагаю материал для учителей,  работающих в классах или индивидуально с детьми, имеющими глубокую интеллектуальную недостаточность (глубоко умственно отсталые дети) по обучению их чтению. методическая разработка

Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Содержание:

1.Значение обучения чтению ГУОД.

2.Использование основных  принципов  коррекционного обучения.

3.Программное обеспечение.

4. Задачи основного периода обучения.

5. Формирование навыка чтения у глубоко умственно отсталых детей (букварный период).  

а) Приемы работы со звуком и буквой.

 б) Чтение слогов и приёмы работы со слогом.

в) Чтение слов и приёмы работы со словом.

 г) Образование и чтение предложений, коротких текстов.

6.  Особенности  коррекционной работы в классе по обучению грамоте детей с глубокой умственной отсталостью. 

7. Выводы.

                        1. Значение обучения чтению ГУОД.

 Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процесе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович).
Обучение детей с глубокой умственной отсталостью  стало возможно в нашем городе и районе в 2007-2008 году.  Я, одна из педагогов ,кто начал обучение глубоко умственно отсталых детей в нашем городе.

Количество детей со сложными дефектами постоянно растет, отсюда вытекают актуальные проблемы осуществления обучения и воспитания таких детей. Содержание образования детей с тяжелой умственной отсталостью должно полностью строится согласно принципам обучения и отвечать целям и задачам педагогической работы с этой категорией детей.

Имея огромный опыт работы с детьми 8 вида, хочется поделиться опытом  работы и наблюдениями  за глубоко умственно отсталыми детьми т.к. не так много литературы  по обучению таких  детей.

Последнее время  стали  больше внимания уделять коррекционному развитию детей с глубокой умственной отсталостью и их адаптации в обществе. Для их развития и адаптации открываются коррекционные  классы при психоневрологических  интернатах. В таком классе я и  работаю.

Одним из необходимых предметов для коррекционного общего развития этих детей  и для адаптации их  в обществе я считаю чтение. Почему? Большинству детей с ГУО (  глубокая  умственная отсталость) недоступны отвлеченные вычисления, письмо по памяти и многие другие процессы , требующие  отвлеченного мышления. Чтение является таким предметом, которое даёт возможность этому ребенку-подростку-взрослому

-познавать окружающий мир

-ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло-  вход, выход и др.)

-прочитать программу для просмотра телевизора

-почитать самому (небольшой рассказ, сказку) или прочитать что-то не читающим, младшим воспитанникам

-во время экскурсий и  поездок по городу, в поликлинику и др. прочитать вывески, ориентировочные названия

-пользоваться компьютером  

-помогать     овладевать навыками чтения сверстникам  и младшим обучающимся

-прочитать распространенные  знаки безопасности и информации

-прочитать инструкцию по выполнению определенного задания

---/-----/------/-------/------/---- пользования определенным прибором, рецепт кулинарии, лечения болезни и т.д.

 2.Использование основных принципов коррекционного обучения.

В процессе обучения чтению ГУОД стараюсь соблюдать общие дидактические и специальные  коррекционные принципы обучения:

-принцип доступности (любая инструкция, задание должны быть расчленены на части и отработаны учителем с учащимися  до его полного понимания как части , так и всего целого; словарная работа должна быть необходимым компонентом каждого урока или даже его части)

-принцип наглядно-предметного  обучения ( различные средства наглядности применяются на уроках чтения: предметы или их изображения-картинки, практическое использование этих предметов в жизни , знакомство с их назначением; экскурсии с ознакомлением с различными явлениями в природе и т.д.) При этом предлагаемый детям наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Все лишнее следует убирать или закрывать от взглядов учащихся. Внимание детей должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.

-при обучении чтению детей с глубоко умственной отсталостью следует широко использовать игровой и занимательный материал, предлагать задания в игровой форме

-принцип воспитывающего обучения ( урок чтения даёт возможность влиять на воспитание ученика средством словарной работы, чтения коротких рассказов, стихов ,статей, заметок поучающего характера; ход урока, разнообразие приемов и заданий дисциплинирует и организует  ученика)

-принцип систематичности и интегрирующего обучения (почти все темы , разделы программы перекликаются, повторяются из класса в класс на уроках чтения, на уроках развития речи и других  предметах, что позволяет лучше изучить эту тему),  происходит поэтапное усложнение материала, что обеспечивает реализацию принципа концентризма и позволяет более прочно усвоить программный материал.

-принцип здоровье - сберегающего  обучения ( программное обеспечение, насыщенность урока , методы и приёмы работы на уроке должны строиться с учетом здоровье - сберегающих технологий),задания ,части урока не должны быть затянутыми, урок не должен включать в себя обилие заданий (задания должны быть посильны, конкретизированы, разнообразны, поданы ребёнку в интересной форме, чтобы не пропала мотивация к уроку и урок достиг своей цели);физкультурные паузы, тренинг для глаз- необходимые компоненты урока

-принцип индивидуально – дифференцированного подхода (дифференцированный подход к учащимся — один и путей индивидуализации обучения  с  учётом  психофизических  особенностей детей с глубокой умственной отсталостью). Дифференциация включает работу учителя с разными клиническими группами тяжело умственно отсталых детей, что обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения. Учитывая различную структуру сложных нарушений у учащихся, их интеллектуальные и речевые возможности учащимся следует предлагать только те задания, которые они могут выполнить самостоятельно или с помощью педагога. В зависимости от возможностей учащихся темп прохождения программного материала может быть изменен  (замедлен или даже расчленен на маленькие дозы или же несколько ускорен).

-принцип практической направленности обучения ( известно, что отдельная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению знаний и навыков в окружающей жизни, т. е. к разумному действию: прочитать отдельные  ориентировочные слова, указания по выполнению  действий, короткие стихи, сказки, поучающие тексты, режим дня, телепрограмму, задания и др. ).

                           3. Программное обеспечение.

 Обучение в наших классах ведется по программе для глубоко умственно отсталых детей , разработанной научно-исследовательским институтом дефектологии  АПН  СССР и утвержденной И.М. Косоножкиным от 1983 года с некоторой её коррекцией.

 Целью работы в букварный период является формирование навыка правильного и осмысленного чтения на основе аналитико-синтетического, слогового и глобального методов обучения чтению.  С учетом психофизического состояния здоровья учащихся,  используя принцип коррекционного индивидуально-дифференцированного  подхода при обучении грамоте, составляю к  данному классу  или отдельному ученику своё программное обеспечение, с учётом того ( после глубокой диагностики каждого ребёнка, состояния его психических функций и познавательных возможностей) , что он сможет усвоить данную программу.


                   4.   Задачи основного периода обучения:

  1. Обогащение словарного запаса, повышение речевой мотивации учащихся.
  2. Развитие навыков правильной артикуляции и произношения звуков речи.
  3. Последовательное изучение звуков и букв.
  4. Формирование операций звукового анализа и синтеза как основы для овладения навыками чтения и письма.
  5. Формирование умения читать буквы, слоги, простые слова, предложения и букварные тексты. Понимать смысл прочитанного.
  6. Формирование и развитие графических умений и навыков.
  7. Овладение навыками слогового и глобального чтения.

  5. Формирование навыка чтения у глубоко умственно отсталых детей

 а)   Приемы работы со звуком и буквой.

Навыки работы со звуком, слогом, словом и предложением полученные в подготовительный период, совершенствуются и закрепляются.

Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей – олигофренов. Обучение чтению ведется аналитико-синтетическим методом, наряду с которым широко используются элементы слогового метода, что создает оптимальные условия для восприятия слогов, узнавания их «в лицо». данный метод, как и метод глобального чтения, основан на процессах механической памяти, которая у глубоко умственно отсталых детей наиболее сохранна.

По программе обучающийся должен овладеть грамотой , в том числе и научиться читать по слогам. На практике не все дети( по состоянию здоровья)   освоить грамоту . Основная цель уроков чтения –научить осознанно читать.  Для достижения этой цели стараюсь использовать все действенные приемы и формы работы при изучении и закреплении
звука и  буквы.

Это :

-изучая звук, учимся правильно его произносить, находить его место среди других звуков, соотношу  его с артикуляцией и буквой, провожу на каждом уроке артикуляционную зарядку или упражнения для лучшего проговаривания звука

-изучая букву , для её лучшего запоминания использую не только зрительно-слуховые анализаторы ,но и тактильные

-для запоминания начертания буквы использую различные коррекционные задания ( назови части буквы, какой части не хватает, убери лишнюю часть буквы, найди знакомую букву среди других букв и предметов, сложи букву из палочек, нитки , проволоки, полосок разной длины , найди в кассе букв ,назови знакомых соседей буквы  в кассе ,слепи из пластилина, проведи пальцем по букве, вырезанной из нождачной или бархатной  бумаги
-знакомство с буквами, сделанными из различных видов материалов, ощупывание, проговаривание
-чередование букв, резко отличных по начертанию, показ их в определённой последовательности
-обводка букв пальцами, карандашом, ручкой, звуко – буквенный анализ слов
-выяснение графического вида букв
-складывание изученных букв из элементов конструктора
-рисование изученных букв
-обводка букв по трафарету, раскрашивание
-наклеивание иллюстрации, изображающей предмет, название которого начинается с изученной буквы рядом с обведённой и раскрашенной буквой
-рисование букв палочкой, пальцами на песке, земле
-работа с букварём, цветной азбукой, кубиками
-обводка буквы пальцем, рисование её в воздухе, мелом на доске
-составление слогов, слов из букв с помощью магнитной доски, разрезной азбуки

Самое трудное для ГУОД  это слияние звуков в слоги, особенно со стечением согласных.

 

       б) Чтение слогов и приёмы работы со слогом.

1.Образование закрытых слогов путем протяжного наращивания и слияния.  Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц; игры с буквами.

2.Открытые двухбуквенные слоги. Сравнение с закрытыми двухбуквенными слогами. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа, по подобию; чтение слоговых таблиц, игры с буквами

 -«Найди свой домик (слог)»

-«Выбери картинку, предмет» (где есть такой слог)

-«Выбери друга» (для образования  определенного слога)

-«Вставь гласную» (для получения слога к данной картинке)

3.Закрытые трехбуквенные слоги, составляющие слово. Задания для закрепления:

-добавь букву к слогу (путём наращивания ), чтобы получилось слово

-выбери недостающую букву для получения слова

-составь слово из 3-х букв

-игры:

 «Сад и огород»  (выбрать слова на эту тему), «Почтальон»(разнести по домам письма с нужной буквой), «Дорисуй к картинке нужную часть, чтобы получилось слово (мак-лук)»

4.Слоги с мягкими согласными. Артикуляционные упражнения для проговаривания мягких согласных.

5.Слоги со стечением согласных. Здесь использую при чтении слогов графическую символику ( например, слово

*__*          **_ _       __**

 Слон .    Стрела.   Мост.)

Образование новых слогов со стечением согласных путём наращивания

по таблице-табло со съёмными слогами, буквами

ра-тра-стра

ре-тре-стре-встре

Образование с этими слогами слов

«Печатание» слогов в тетради по образцу, под диктовку, по следам анализа. Составление их в кассе букв.

Большую роль при работе со слогами  имеют тренировочные упражнения по чтению слогов (особенно простых без стечения согласных), чтение которых должно дойти почти до автоматизма. На каждом уроке чтения и развития речи я несколько минут уделяю в игровой форме чтению слогов.

          в)  Чтение слов и приёмы работы со словом.

Знакомство с напечатанным словом начинается  с первых дней при изучении букв (1-2). Использую следующие приемы и формы работы:

  1. Практическое знакомство со словом как единицей речи.  Звуко-буквенный  анализ слова. Деление слова на слоги. Большую роль в работе над словом я уделяю словарной работе ( так как словарный запас этих детей ограничен),значению слова ,употреблению его в речи, используем,  по возможности ,это слово на других предметах.

Чтение слов, состоящих из изученных слоговых структур, по следам анализа, по подобию, изолированно с опорой на картинку. Нахождение картинки  по данному слову. Здесь использую различные вариации со слогами, деление слов на слоги с использованием дополнительных анализаторов  ( тактильные и слуховые).

  1. Составление слов из данных слогов с опорой на картинку и условно-графическое изображение слова в виде схем

О  О

О  О

 

О  О   О

О  О

С. С. Г .

С. Г.

 

  1. Дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку или слуховое восприятие слова).

Картинка  мышки

  мыш

?

ха,  ка

  1. Упражнения в послоговом  проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями.
  2. Выделение заданного слова в ряду других слов, в предложениях по заданию.
  3.  Работа на уроках чтения тесно связывается с тематикой урока «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии». Поэтому, последовательность изучения звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, чтение слов, предложений, коротких текстов носит нетрадиционный характер и включает элементы глобального чтения.

7. Глобальное чтение слов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни ( особенно со слабыми детьми).  Тренировочные упражнения в глобальном чтении слов:

 вход, выход, столовая, мастерская, спортивный зал, медпункт, магазин, аптека, почта, больница и др..

 Глобальное чтение своего имени, фамилии.

8.Рисование предметов на изученную букву (иногда с использованием трафаретов)  и подписывание ( печатным и письменным текстом, иногда подписываем только букву или слог к данному рисунку ) рисунков, черчение схем к этим словам, печатание слов из изученных слоговых структур или букв.

9.Называние слов по заданию (с опорой на наглядность).

     10. Игровые задания со словами:

«Одень  Машу» (выбрать подходящие слова из ряда слов)

«Накрой на стол», «Убери класс», «Приведи себя в порядок», «Школа» и др.

11.Называние слова по описанию предмета, действия, признака.

12. Слова – отгадки.

13.Иммитация  действия  ( дети выполняют действие, прочитав глагол).

14.Опиши Диму. Какой он  (дети подбирают слова прилагательные- умный, злой, добрый, бумажный, сильный , слабый, золотой и др. по мере прохождения букв)?

г) Чтение предложений и коротких текстов.

Для составления предложений  пользуюсь картинками, пиктограммами. При работе над предложением широко использую  цветные полоски из бумаги,  движения рук, звуковые сигналы, для составления схемы предложения. Большое значение имеет словарная  работа, работа над смысловым значением прочитанного, совместные выводы по содержанию.

Виды работы над предложением.

 1.Практическое знакомство с предложением: повторение их за педагогом.

Чтение предложений ,состоящих из двух-трех слов вместе  с педагогом

– хором-цепочкой индивидуально под контролем учителя или сильного ученика

 -повторное чтение предложения  самостоятельно с последующей проверкой прочитанного (ответ на вопрос по данному предложению).

  2. Составление предложений:

- по наблюдаемому действию

-по ситуационной картинке

-  по предметной картинке

-по определённой теме ( Школа. Огород. Сад. Мастерская.  …..)

-с опорой на личный опыт.

Подражание ритму, темпу, интонации речи педагога при чтении.

    3.Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку):

-распространение данного предложения с помощью учителя по наводящему вопросу

Мама ушла.

Мама ушла (когда) рано.

Мама ушла рано (за  чем?) за молоком.

-вставка недостающего слова в предложение

Маша мыла  (картинка)   .

Рома пилил (картинка)

   4.Составление предложений из слов, прочитанных ранее (с опорой на картинку).

а) Даны картинки  и слова таблички:

Миша , роза,  сорвал,

Составить предложение.

 б) Составить предложения по пиктограмме (хорошо им знакомой)

5.Чтение небольших текстов из 2-3-4 предложений.:

-соотнесение их с картинками

-ответы на вопросы об информационном содержании  прочитанного

-составление связного текста из предложений , данных  в нарушенном порядке

-добавление текста 1-2 предложениями по смыслу  ( после чтения  и разбора предыдущего текста)

 6. Деление коротких предложений на слова.

Составление схем к предложению с использованием

-цветных полосок из бумаги и картона

-подражательных движений

-звуковых сигналов

7. Для проверки содержания прочитанного текста использую в игровой форме тесты

а) выбери из имён  только героев текста (существительные, местоимения)

б) какое слово по тексту будет первым (глаголы)

-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/последним

в) какие описания подходят к герою рассказа (имя или фамилия)-прилагательные

г) восстанови последовательность событий из слов, обозначающих действия предмета.

6.  Особенности  коррекционной работы в классе по обучению грамоте детей с глубокой умственной отсталостью.


Обучение грамоте, порядок прохождения  звуков и букв осуществляется с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей с ГУО. На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им  при проведении линий  и т.д.), так и умения в изображении элементов букв. Печатанье и  письмо букв проводится параллельно с изучением алфавита. С первых лет обучения практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений.

В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника коррекционной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста.
Глубоко умственно отсталые дети старшего возраста обучаются чтению печатных инструкций. Кроме этого, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с занятиями по социально- бытовой ориентировке), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся  распознаванию распространённых знаков безопасности и информации.
При обучении чтению и письму учитывается неоднородность состава обучающихся, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Так, например, если отдельные ученики  класса не могут печатать, писать  под диктовку короткие предложения, то можно ограничиться печатанием и написанием слов (упрощённым предложением) , глобальным чтением.

 Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают  короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей, но при помощи учителя все дети пересказывают содержание коротких текстов , только с меньшей или большей помощью педагога. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Вот здесь и нужна коррекция. На данном этапе я часто для слабых учеников использую пиктограммы . Некоторые дети усваивают материал неосознанно, механически. Здесь тоже нужна дополнительная коррекционная  работа над содержанием  текста (использую мини постановки с копированием действий героев для осознания их действий ). 

Обучение чтению один из самых трудных учебных процессов. Навык чтения легко утрачивается без постоянного подкрепления. Поэтому, на всех предметах, как составная часть урока, дублируется методика урока чтения.

                                           7. Выводы.

  Обучение чтению глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность.
Конечная цель обучения грамоте  заключается в том, чтобы научить более способных детей  прочесть несложный текст , вывески, ориентировочные знаки, ответить на вопросы; писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать своё имя, фамилию, адрес ,короткое письмо, написать поздравительную открытку. Кроме того,(при постоянном использовании) дети могут прочитать написанное ими слово, предложение, короткий текст.

Все обучение чтению провожу методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и направляю на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

 К концу обучения почти все дети осваивают чтение всех букв алфавита, усваивают чтение простых слоговых структур, чтение слов, предложений, коротких текстов. Но наиболее слабые  дети со сложной структурой дефекта  осваивают   глобальное  чтение , чтение пиктограмм.  Обучение чтению проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Выступление на педсовете. Доклад «Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями»

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять е...

Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"

В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.Правильное разв...

Презентация " Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"

Отчетная работа по курсу " Основы дефектологии. методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"...