Индивидуальный и дифференцированный подход обучения детей со сложной структурой дефекта.
статья

Растяпина Виктория Владиславовна

Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность(использование физкультминуток);
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подход обучения детей со сложной структурой дефекта.

Психофизическое развитие детей со сложной структурой дефекта имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций.

Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность(использование физкультминуток);
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.

Для успешного усвоения знаний и умений нужно организовать процесс обучения таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность. Причем, каждый ученик принимал бы самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил.

Самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.

Своеобразными принципами работы с данной категорией детей могут быть следующие: вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей ученика.

Основной особенностью учебной деятельности учащихся со сложной структурой дефектом является несформированность необходимых  предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей: быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость. Благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы. Учащиеся со сложной структурой дефекта нуждаются в особых способах подачи информации. В работе с такими детьми на уроке должна всегда присутствовать наглядность, чтобы дети могли доступно рассмотреть предмет, потрогать, понюхать его и т.д.

На уроках используются различные типы выполнения заданий:

- частичное выполнение данного задания;

- вместо письменного – устное (при устных ответах учитываются, что некоторые учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя, не могут сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать);

- практические работы и опыты, которые позволяют наглядно увидеть происходящее. Затем нужно добиться того, чтобы ученик самостоятельно сделал вывод с помощью наводящих вопросов;

- использование ИКТ, занимательных заданий инсценированные занятия, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

На классе ССД я работаю недавно, но хочу рассказать, как у нас выстраивается структура урока:

  1. Сначала объясняю новый материал более сохранным учащимся, а другие в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Не сразу все учащиеся включаются в активную познавательную деятельность. Большенству необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.
  2. Далее для закрепления вновь изученного материала даю классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих тяжелые нарушения в развитии, организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование моей деятельности продолжается в течение всего урока. Также учитываю разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя или совместные с учителем действия.
  3. Первых (более сильных) нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых (слабых) нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организую на разных уровнях и в разном объеме. При необходимости дополнительно использую карточки, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Использую много наглядности, часто обыгрываем различные ситуации, например: поведение, поход в магазин, сервировка стола и т.д.   Слабые ученики также получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом.
  4. Особая роль отвожу домашнему заданию. Индивидуализация домашних заданий происходит, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению. Использую карточки с выбором правильного ответа (иногда ответы записываю учащиеся себе в тетрадь) карточки с заданиями, чтение доп. Литературы.

Для детей со сложной структурой дефекта особенно важно добиваться развития адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней тревожности  и нервозности. Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Нормы оценок учащихся носят качественный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ учитываю не только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития важно отметить, что в индивидуальном и дифференцированном подходе нуждается каждый ребёнок.

Уроки, которые проводятся с детьми данной категории, делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяются из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

В образовании детей со сложной структурой дефекта из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. При планировании уроков важно учитывать значимость формируемых компетенций, нужно стремится к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта

Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем  с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы обр...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Доклад «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Развитие логического мышления у детей со сложной структурой дефекта  – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, системностью и целенаправленностью.Для мышления детей с ССД хар...

Реферат: Особенности индивидуального и группового музыкального обучения детей

Современный урок музыки является частью целостного образовательного процесса в начальной школе и поэтому требует особого внимания. Для лучшей организации уроков музыки нужно умело использовать группов...

Статья по теме: "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ"

Статья посвящена теме индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ....

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках математики в обучении детьми с ОВЗ.

Статья посвящена обучению математики  детей ОВЗ. В статье на перввый план выдвигается вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе. Достаточно подробно рассмотрены этапы овладения знани...