Доклад «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
учебно-методический материал

Сычева Юлия Сергеевна

Развитие логического мышления у детей со сложной структурой дефекта  – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, системностью и целенаправленностью.

Для мышления детей с ССД характерно:

  1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);
  2. снижение активности мыслительных процессов;
  3. наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
  4. неосознанность и хаотичность действий в процессе решения, непоследовательность мышления;
  5. не критичность мышления;
  6. слабая регулирующая роль мышления;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                                

2016-2017 учебный год

Развитие логического мышления у детей со сложной структурой дефекта  – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, системностью и целенаправленностью.

Для мышления детей с ССД характерно:

  1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);
  2. снижение активности мыслительных процессов;
  3. наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
  4. неосознанность и хаотичность действий в процессе решения, непоследовательность мышления;
  5. не критичность мышления;
  6. слабая регулирующая роль мышления;

Развитие логического мышления у детей не является врожденным даром. Умение мыслить логично достигается при помощи специальных средств, методик, игр и регулярных упражнений.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт испытать, ситуацию успеха.

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям со сложной структурой дефекта. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества. Обучающиеся со сложной структурой дефекта ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача специальных (коррекционных) школ VIII вида – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут интегрированию выпускников в социуме.

            Дидактическая игра является ведущим видом деятельности у детей со сложной структурой дефекта. Именно внутри игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, был спланирован образовательный процесс в классе со сложной структурой дефекта. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими.

             Главная задача - научить детей играть. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре.

            Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

             Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

             Дидактическая игра хороша еще и тем, что дети сразу видят конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

           Умелое использование дидактической игры облегчает учебный процесс, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

                Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной.

                 Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Занимаясь дидактической игрой, дети учатся.

В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимых дидактических средств и др.

Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом развития логического мышления.

Таким образом, формирование логического мышления у детей со ССД при помощи дидактических игр, возможно, если соблюдать следующие условия:

  • Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.
  • Целенаправленное развитие логического мышления должно осуществляться на протяжении всего школьного периода.
  • Совместная деятельность педагога-психолога, учителя, воспитателя, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.
  •  Игры, направленные на формирование логического мышления должны быть разнообразны.
  •  Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности

      В своей работе  с детьми со сложной структурой дефекта мы используем  дидактические  игры и упражнения на развитие мышления типа:

  • дидактическая игра «Четвертый лишний» (на обобщение и исключение лишнего предмета);
  • дидактическая игра «Картинки – половинки» (на составление предмета из двух частей);
  • дидактическая игра «Предметы и контуры» (на соотнесение предмета с его контуром);
  • упражнение на установление правильной последовательности событий «Что было сначала, а что потом?»;
  • упражнение «Найди соответствующие заплатки для каждого контура»;
  • «Что напутал художник?»;
  • «Продолжи рисунок при помощи деталей мозаики» и другие.

Развитие логического мышления детей - процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей - уровень мышления каждого ребенка со ССД очень специфичен.  К таким детям необходим особый, индивидуальный подход, а также необходимо учитывать их психические и физические особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта

Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем  с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Индивидуальный и дифференцированный подход обучения детей со сложной структурой дефекта.

Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;• объем нагрузки, след...

Методический доклад «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»

Хореография для детей - это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышеч...

Педагогический проект «Развитие логического мышления детей 5-6 лет посредством логико-математических игр»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения детьми, на формирование у них общелогических мысли...

дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

ВведениеВ период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления &m...