дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
методическая разработка

Введение

В период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является всестороннее развитие детей.

Почему же нужно развивать логику еще с детства?

На каждом возрастном этапе развития ребенка создается как бы «ступенька», на которой формируются психические функции, важные для перехода на следующий этап. Из этого можно понять, что навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить основой для получения знаний и развития способностей в дальнейшем. Важнейшим из навыков является логическое мышление или способность «действовать в уме». Ребенку, который не овладел логическим мышлением, труднее будет даваться обучение, а на выполнение заданий потребуются большие затраты времени и сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_ivanova.docx874.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»

(ГБПОУ «ВАТТ-ККК»)

Допущен(а) к защите:

Зам.директора по УПР:

Дубровская Н.В. _________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ДЗ

Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Выполнила студентка: Иванова Виктория Вячеславовна

Группы ДО-19кпз

Специальность: #1044;ошкольное образование

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Руководитель: Фролова М.Н. _____________

(подпись)

Рецензент: ___________________ _____________

(подпись)

Верхнеуральск, 2023 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»

(ГБПОУ «ВАТТ-ККК»)

«Утверждаю»_______

зам. директора по

УПР Дубровская Н.В.

«28»12.2022 г.

Задание на дипломную работу

Студента: Иванова Виктория Вячеславовна Группа: ДО-19кпз

Специальность: Дошкольное образование

Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Дата выдачи задания: 2

Срок сдачи работы: 3

1. Содержание пояснительной записки:

Введение

  • перечень используемых сокращений и обозначений
  • разделы и подразделы

Основная часть:

1. Теоретическая часть

2. Опытно-экспериментальная часть.

Выводы и заключения, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;

  • список использованных источников, включая ссылки на литературу,
    Интернет-ресурсы и другие источники;

Приложение (я)

2. График выполнения ПЭР

Разделы

%

Сроки

1.

Введение. Глава 1

40%

2.

Глава 2

30%

3.

Заключение

10%

4.

Доклад, презентация

20%

Итого:

100%

Руководитель: Фролова М.Н.

Задание к исполнению принял «28» 12 2022г. ________________(подпись)

Работа допущена к защите с оценкой «________________________»

Содержание

Страницы

Введение

4

1.

Теоретическое научные исследования влияния дидактических игр на развитие логического мышления

7

Психолого-педагогические исследования в области развития логического мышления у детей

7

Роль дидактической игры в развитии логики

10

Характеристика логического мышления детей старшего дошкольного возраста

18

Выводы по главе 1

23

2.

Практическая работа по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

25

Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

25

Использование дидактических игр в целях развития логического мышления старших дошкольников в МДОУ Кизильский детский сад №2

31

Анализ результатов практической работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

33

Выводы по главе 2

39

Заключение

41

Список литературы

43

Приложение А

46

Приложение Б

48

Приложение В

49

Приложение Г

51

Приложение Д

55

Приложение Е

56

Приложение Ж

58


Введение

В период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является всестороннее развитие детей.

Почему же нужно развивать логику еще с детства?

На каждом возрастном этапе развития ребенка создается как бы «ступенька», на которой формируются психические функции, важные для перехода на следующий этап. Из этого можно понять, что навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить основой для получения знаний и развития способностей в дальнейшем. Важнейшим из навыков является логическое мышление или способность «действовать в уме». Ребенку, который не овладел логическим мышлением, труднее будет даваться обучение, а на выполнение заданий потребуются большие затраты времени и сил.

В дошкольном возрасте результативнее и легче обучать ребенка в игровой форме. Психолог А.В. Запорожец, оценивал роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Именно поэтому для развития логического мышления наилучшим инструментом будет дидактическая игра.

Дидактическая игра — это целенаправленная игровая учебная деятельность, способствующая решению определенной задачи. Дидактические игры является разновидностью игр с правилами, которые имеют готовое содержание и последовательность действий.

Овладение логическим мышлением способствует интеллектуальному и культурному развитию личности.

Цель моего исследования - проверка работы дидактических игр в качестве развивающего материала для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ Кизильский детский сад №2.

Объектом исследования станет процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры в качестве средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — логическое мышление детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно развиваться при реализации следующих психолого-педагогических условий:

  • разработано и апробировано занятие по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • организована развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе.

Исходя из цели и гипотезы можно определись следующие задачи:

  • определить уже имеющийся уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  • рассмотреть методику формирования логики с помощью дидактических игр;
  • разработать и опробовать занятие для развития логического мышления с помощью использования дидактических игр;
  • оценить эффективность проводимого занятия по развитию логического мышления с использованием дидактических игр.

Научными исследованиями многих педагогов и психологов (Л. Ф. Тихомировой, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддъяков и др.) доказана эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей.

База исследования: работа проводилась в МБОУ Кизильский детский сад №2 в старшей группе.

Новизна данной темы заключается в том, что она позволяет расширить и уточнить уже имеющуюся информацию об условиях развития логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактически игры, в комплексном использовании дидактического материала.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.


Глава 1 Теоретическое научные исследования влияния дидактических игр на развитие логического мышления

Психолого-педагогические исследования в области развития логического мышления у детей

Анализ психолого-педагогической литературы дает понимание, что проблеме развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяли внимание многие педагоги и психологи. О возможности и необходимости развития логического мышления ребенка писали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и многие др.

В современном мире данная проблема является чрезвычайно важной, в связи с тем, что уровень объема знаний продолжает возрастать и требования к умственному воспитанию выдвигаются более высокие, чем 40-50 лет назад.

Поддьяков Н.Н. подчеркивал важность познания действительности, а не общей суммы знаний как это было ранее. Все же во многих странах отмечается спад качества знаний и развития детей, но при этом увеличивается потребление информации, что приводит к ее избытку и неумению ей пользоваться.

По мнению Крутецкой В.А. мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку.

Возникновение мышления у детей – новая своеобразная ступень в развитии познания, которая характерна переходом от восприятия внешних признаков и явлений предметов к внутренним связям между ними.

Отличие мышления от остальных психологических процессов в том, что практически всегда оно связано с проблемной ситуацией или задачей, которая требует решения. Имеющийся опыт повышает возможности понимания содержания проблемы разной сложности, а это уже является показателем развития логического мышления. Но о том, что ребенок понял можно сказать только тогда, когда ему удалось найти связь между частями целого или новым предметом и уже имеющимися знаниями у ребенка.

Логическое мышление — это мыслительный процесс, в котором человек оперирует имеющимися знаниями для получения какого-либо вывода. Ему присуща обоснованность, связность и последовательность. Данный процесс можно развивать и тренировать специальными методиками всю жизнь.

В кратком психологическом словаре М.Г. Ярошевского логическое мышление формулируется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются основы будущей личности, а также его умственное, нравственное и физическое развитие. За такой небольшой промежуток времени преодолевается огромный путь познания мира. Ребенок руководствуется не только отдельными образами, представлениями, но и целостным восприятием, осмыслением окружения.

В основном мышление дошкольников проходит три этапа развития:
− наглядно-действенное мышление позволяет решать возникающие задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг;
− наглядно-образное мышление позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме с помощью имеющихся в памяти образов;
− словесно-логическое мышление дает возможность ребенку размышлять с помощью словесных обозначений предметов, даже не видя их.

Трактование основных приемов логического мышления, представленных в Таблице 1, было взято из книги Веклеровой, Х.М. «Формирование логических структур у старших дошкольников»[4].

Таблица 1 - Приемы логического мышления

Приемы

Определение

Анализ

Логический прием, заключается в разделении предмета на отдельные части. Анализ выполняется для выделения признаков, которые характеризуют предмет или группу предметов.

Синтез

Прием мысленного соединения частей предмета в единое целое при условии их правильного расположения в предмете.

Сравнение

Установление сходства или различия предметов по признакам.

Классификация

Логический прием распределения предметов по группам на основании общих признаков. Данный навык полезен при решении различных проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает два действия: выделение общего признака — основание классификации; деление на классы по основанию признака классификации.

Обобщение

Мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Абстрагирование

Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Конкретизация

Противоположен процессам абстрагирования и обобщения процесс конкретизации. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание

Смысловые соотнесения

Поиск связей между существенными признаками, свойствами предметов и явлений.

Закономерность

Определенное правило, по которому в каком-либо ряду элементов происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в соответствии с заданным правилом.

По владением логическим мышлением предполагается ряд таких умений:

  • умение находить состав, структуру и организацию элементов и частей целого и выделять значимые признаки объектов и явлений;
  • умение находить взаимосвязь предмета и объектов, представлять их изменение во времени;
  • умение понимать законы логики, на этой основе находить закономерности и характер развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных предпосылок;
  • умение производить логические операции, сознательно их аргументируя .

В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Применяя образы из своего прожитого опыта, дошкольник начинает мыслить внеситуативно, выходя за пределы воспринимаемой ситуации, что расширяет границы его познания.

Развитие мышления у детей происходит не само собой. В этом ему помогают взрослые, которые воспитывают и обучают ребёнка, передавая ему знания и сообщая понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате опыта и исследований многих людей. Если правильно организовать воспитательную работу, то область познания дошкольником окружающего значительно расширится и углубится.

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания, строится фундамент интеллекта. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемы и постановки вопроса для ее решения.

Развитие логического мышления происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, в тот момент, когда дети начинают анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы из собственных соображений.

Логическое мышление проявляется при решении любых задач, у которых нет готового решения. А толчком к развертыванию логического мышления является возникновение задачи, в которой будет разногласие уже известного ребенку принципа и каким-либо новым условием, исключающим применение такового принципа.

Был проведен опыт, в котором детям предлагалось закончить фразу словами «потому что» (выявить причинно-следственные связи). Многие дети объясняли свойства объекта другими его свойствами. Например: «Лодка не тонет.... потому что она маленькая/большая/красная». Такой недостаток в логическом мышлении может перейти и во взрослую жизнь, а чтобы этого не произошло – нужно избавляться от него еще в детстве.

Большинство исследований психологов по теме развития логики у детей говорят о том, что руководство данным процессом с помощью специальных методик не просто возможно, но и будет высокоэффективным. Организуя развивающие работы по формированию и развитию логического мышления повышается результативность этого процесса вне зависимости от изначального уровня развития детей.

Давыдов В.В. говорил, что развитие у детей в большинстве своем зависит от выполняемой деятельности в процессе обучения. Из этого следует, что обучающая деятельность, организованная педагогом, очень значительно может повлиять на развитие детей в целом.

Гальперин П.Я. выяснял правильность усваиваемых логических операций и доступность логического мышления при управляемом обучении у детей 5-6 лет. Он установил, что нормальные дети без отклонений в развитии не просто способны усвоить и использовать информацию, но и применить ее к незнакомому материалу (правда с подсказкой отличительных признаков объектов). Важный факт состоит в том, что у старших дошкольников при различном обучении воспитываются разные интеллектуальные возможности по количественному и качественному показателю, общему ориентиру, действиям и отношению к вещам. В тех случаях, когда обучение старших дошкольников проходит поэтапно и в соответствии с закономерностями умственного формирования, у детей складываются сложные понятия и умственные процессы, позволяющие перевести их от интуитивной стадии к логическому мышлению с конкретными операциями, хотя при обычных условиях такая стадия формируется у детей младшего школьного возраста.

Выготский Л.С. считал, что обучение дает развивающий эффект лишь при активном усваивании новых знаний в процессе материальной и практической деятельности, а не пассивном изучении.

Значительные трудности у детей младшего школьного возраста возникают в связи с недостаточным развитием в старшем дошкольном возрасте мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, рассуждения, абстрагирования и др.), лежащих в основе логического мышления.

Как показывает практический опыт многих учителей – ученики в начальной школе испытывают сложности в понимании инструкций, установлении причинно-следственных связей, решении логических задач и других аналитических заданий, данных учителем. Этих проблем можно избежать, если своевременно развивать логическое мышление у детей.

Исходя из всего вышесказанного, развитие логического мышления ребенка можно определить как процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень, с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где таковыми выступают приемы логического мышления, которые обеспечивают его целостное функционирование. Овладев логическими операциями, ребенок становится внимательным, научается мыслить ясно и четко, может сконцентрироваться на сути проблемы.

Роль дидактической игры в развитии логики

Исследования в области развития логики у детей дошкольного возраста проводятся уже несколько десятилетий и показывают, как развитие логического мышления может повлиять на успехи детей в школе, научное мышление, а также на их возможности построить успешную жизнь и карьеру в будущем.

В дошкольном возрасте дети еще не имеют развитого логического мышления и не могут анализировать информацию и принимать решения, основанные на логических принципах. Поэтому, проведение игр и занятий, которые развивают логическое мышление, является важной задачей для родителей и педагогов.

Важно заметить, что развитие логического мышления у детей должно быть в рамках разумного и не должно заменять другие важные аспекты воспитания, такие как социальные навыки, эмоциональное развитие и т. д. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как развитие логического мышления может происходить в различных формах и в различном темпе.

Одним из примеров, как можно развивать логическое мышление у детей, является проведение дидактических игр на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Дидактические игры - это развивающие игры, которые предназначены для обучения или совершенствования определенного навыка, например такого как логическое мышление. Эти игры часто являются интерактивными и увлекательными, что делает их эффективным способом обучения и развития новых навыков.

Большую роль в дошкольной педагогике играет дидактическая игра как средство обучения. Дидактические игры могут использоваться в качестве основной части занятия, которая поможет усвоить и закрепить ранее полученные знания, а также овладеть познавательной деятельностью.

Особенность дидактических игр заключена в названии – это игры, созданные для воспитания и обучения детей, но в таком виде, чтобы ребенка не привлекало воспитательно-образовательное значение, а оно могло бы реализовываться через игровую задачу и действия. Взрослые создают и руководят той или иной дидактической игрой, облекая ее в интересную для детей форму. Содержанием для игры является окружающая действительность (природа, быт, люди, труд, жизнь общества и т.д.).

А.Н.Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм» и представляют собой переходную форму неигровой деятельности. Такие игры развивают познавательную деятельность и интеллектуальные операции, представляющие собой основу развития логического мышления.

Дидактические игры дошкольников можно условно разделить на:

  • игры с игрушками и предметами;
  • словесные;
  • музыкально-дедактические;
  • настольно-печатные.

Каждая дидактическая игра состоит из четырех элементов: дидактической задачи, содержания, правил и игровых действий.

В основе дидактической игры конечно же лежит дидактическая задача, которая связана с программой занятия. Все остальные элементы помогают ее выполнять. Сразу хочется отметить, что знания и умения, которые ребенок приобретает в процессе игры, являются для него вспомогательным продуктом деятельности, поскольку ребенка будет привлекать не сама обучающая задача игры, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но если дети не овладеют знаниями, умственными операциями, которые определены дидактической задачей, то они не смогут выполнить игровые действия и добиться успешного результата.

Немаловажную роль играют и правила дидактической игры, которые определяют действия детей и помогают найти путь к достижению цели. Правила способны помочь ребенку развить умение управлять своим поведением, сдерживать себя, притормаживать свои действия и эмоции.

Игровые действия или активность детей в игровых целях в дидактических играх занимают не последнее место. Так для детей старшего дошкольного возраста они должны быть более сложными во взаимоотношении участников игры. В основном игровое действие – это выполнение какой-либо роли, где ребенок действует как персонаж по своему соображению, проживает все связанное с образом.

Широкое использование дидактических игр при обучении детей сложилась еще в народной педагогике, а позже нашла свое применение в трудах многих ученых и практической деятельности у педагогов. Дидактическая игра занимала и продолжает занимать особое место в педагогическом воспитании дошкольников.

Чем выше уровень развития дошкольников, тем более ценным будет становление самостоятельной формы поведения.

Дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника, так как такие игры, способствуют развитию познавательных способностей, получению, обобщению и закреплению новых знаний, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность, путем расчленения сложных явлений на более простые или наоборот. Дидактические игры приносят пользу тем, что учат дошкольников применять имеющие знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт, пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребенка, развивая связную речь. Социально-нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и со взрослыми.

Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что:

  • перед дошкольниками ставятся задачи, требующие внимания, сосредоточенности, последовательности действий, умственных усилий и умения осмыслить правила;
  • дидактические игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятия, усвоению знаний и формированию представлений;
  • данные игры обучают детей разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач, в чем и заключается их развивающая роль.

Более того, развивающие игры могут быть разработаны с учетом конкретных областей логического мышления, таких как пространственное мышление, распознавание образов и дедуктивные рассуждения.

Участвуя в дидактических играх, дети могут улучшить свою способность обрабатывать информацию, сохранять знания и применять навыки критического мышления в реальных ситуациях. Также такие игры могут помочь детям развить любовь к учебе и интерес к таким темам, как наука, технология, инженерное дело и математика.

Дидактическая игра имеет важную роль в развитии логики, поскольку она позволяет детям повышать свои когнитивные способности и улучшать аналитические навыки, не осознавая того. Игры, которые требуют от детей решения логических задач и принятия решений на основе определенных правил, помогают развивать мышление и логику.

Дидактические игры развивают у детей умение сосредотачиваться на задаче, принимать решения на основе логических законов, отслеживать последовательность действий и умение анализировать причины и следствия. Также они помогают развить у детей способность к самоорганизации и самостоятельному поиску решений, способствуют формированию компетенций в области научного мышления.

Для развития логического мышления старших дошкольников можно использовать такие дидактические игры:

  1. "Лабиринт". Игра, в которой дети должны пройти через лабиринт, решая различные задачки и головоломки. Она помогает развивать у детей логическое мышление, аналитические и пространственные способности.
  2. "Шашки". Игра, которая развивает логическое мышление, терпение и сосредоточенность. В этой игре дети должны учиться предвидеть ходы противника, анализировать ситуацию и принимать правильные решения.
  3. "Конструктор". Игра, которая помогает детям развивать творческое мышление и улучшать их пространственное восприятие. В этой игре дети должны собирать различные конструкции, следуя инструкциям или используя свою фантазию.
  4. "Логические игры". Это различные головоломки и задачки, которые помогают развивать у детей логическое мышление и аналитические способности. Такие игры могут включать в себя складывание геометрических фигур, решение головоломок и т.д.
  5. "Мозаика". Игра, которая развивает у детей пространственное восприятие, логическое мышление и воображение.
  6. "Загадки и головоломки" - дети должны отгадать загадки и решить головоломки, используя свое логическое мышление.
  7. "Сортировка" - дети должны разделять предметы по цвету, форме, размеру или другим признакам.
  8. "Угадай число" - дети должны отгадать число, используя свое логическое мышление и математические знания.
  9. "Домино" - игра для развития логического мышления, памяти и сообразительности.
  10. "Расстановка фигур" - нужно расставить фигуры на игровом поле, используя логическое мышление и пространственное восприятие.
  11. "Найди отличия" - дети должны находить отличия между двумя картинками, используя логическое мышление и внимание.
  12. "Пазлы" - игра для развития логического мышления, пространственного восприятия и терпения.

Дидактические игры активизируют интерес к познанию, облегчают усваивание информации, привлекают необычной постановкой задачи и способом ее решения. Игра пробуждает любопытство и потребность в действиях, обогащая знаниями, также учит применять эти знания в условиях игры, эмоционально удовлетворяет детей.

Дидактические игры – незаменимый инструмент для обучения детей. В них заложена большая возможность для воспитания и воздействия. Чем более содержательна игра и правила, тем активнее ребенок будет действовать. А итогом обучающих действий станет формирование логического мышления.

Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Характеристика логического мышления детей старшего дошкольного возраста

В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).

В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и существенных новообразованиях. Каждый возрастной период отличается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. Возрастную характеристику определяют такие факторы, как изменение положения ребенка в семье и школе, новые формы его деятельности, изменение форм воспитания и некоторые особенности созревания его организма.

Логическое мышление детей старшего дошкольного возраста характеризуется:

  1. Развитой способностью к абстрактному мышлению. Дети могут анализировать информацию и делать выводы о предметах и явлениях, которые не находятся непосредственно перед ними.
  2. Способностью к классификации объектов и явлений по различным признакам. Дети могут разбивать группы объектов на основе их сходства и различий.
  3. Развитой логической памятью. Дети могут запоминать последовательность действий и операций, чтобы решить задачу.
  4. Умением рассуждать по причинно-следственной связи. Дети могут понимать, что одно явление может вызывать другое, и делать выводы на основе этого.
  5. Способностью к решению задач. Дети могут применять логические операции, чтобы решить проблему или задачу.
  6. Развитым мышлением по аналогии. Дети могут применять знания и опыт из одной области к другой, связанной с этой областью.
  7. Умением определять противоположности и сравнивать объекты. Дети могут сравнить два объекта или концепции и понимать, что они противоположны друг другу.

Умственное выполнение работы ребенком обосновано пониманием процесса путем анализа и синтеза. С развитием мышления анализирование становится детальным, а синтез обобщенным и точным. Ребенок уже понимает связь между явлениями, их причинами, взаимодействие окружающих предметов и особенностями таковых. Главной целью умственной деятельности является стремление узнать что-то новое, приобрести знания.

Динамика перемен в логическом мышлении дошкольника в основном связаны с более тесными взаимосвязями, которые устанавливаются между мышлением и речью. Данные взаимосвязи ведут:

  1. К рассуждению – возникновение развернутого мыслительного процесса.
  2. К планирующей функции речи – перестройке отношений практической и умственной деятельности.
  3. К стремительному формированию мыслительных операций.

Ребенок находится в необходимости поиска целесообразности устройства реальной действительности, стремится к определению назначения предметов, к установлению взаимосвязей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, нарастает в течение всего дошкольного возраста. Переходный период наступает примерно в пять лет. Развитие осознания причинности идет по нескольким направлениям:

  1. Ребенок переходит к выделению скрытых, внутренних причин.
  2. Глобальное понимание причин переходит в более дифференцированное и точное объяснение.
  3. Ребенок выражает обобщенную закономерность, а не отдельную причину события.

Мышлению дошкольника присуща определенная образность. В объектах он акцентирует внимание на более ярких, однако не всегда значимых признаках, что по мнению взрослого, приводит к специфическим умозаключениям. Неординарность рассуждений и объяснений связана с тремя главными причинами:

  1. Дефицит знаний или их ограниченность, нечеткость, отсутствие, когда многое недоступно пониманию дошкольника.
  2. Несформированность способов умственной деятельности.
  3. Недостаточная критичность мышления.

Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как:

  • сравнение,
  • обобщение,
  • классификация,
  • систематизация
  • смысловое соотнесение.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей. В старшем дошкольном возрасте происходит систематизация представлений детей, совершенствуется образное мышление. Дети способны решать задачи наглядного плана, совершать преобразования объекта, указывать, в какой последовательности объекты вступают во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения оказываются верными только в том случае, когда дети применяют соответствующие мыслительные приемы. Практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что дошкольники часто не в состоянии выявить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная инициатива часто снижена, что сдерживает полноценное развитие личности.

Целостное развитие дошкольника старшего возраста напрямую связано с его способностями — особенностями личности, которые предоставляют возможности к высоким достижениям, определяют задатки человека к тому или иному виду деятельности. Многие из них уже ощутимо выражаются к 6 годам. К таким относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов) и интеллектуальные умения. Последние гарантируют сравнительно легкое и продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.

У старшего дошкольника преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Ребенок легко и основательно запоминает то, что вызвало его внутренний интерес, что завлекло его своей яркостью, новизной, динамикой; запоминает лучше то, с чем он активно действовал (играл, перекладывал и т. д.). Значительную роль при этом играет слово. Если к предметам, с которыми контактирует ребенок, проговаривается название, то он запоминает их лучше.

Но механизмы памяти старшего дошкольника не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование — дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого условия еще недостаточно.

Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети могут думать о том, что произойдет, если произойдет какое-то событие, и строить гипотетические сценарии.

Таким образом, основными психологическими особенностями развития логического мышления детей дошкольного возраста можно определить следующее: в дошкольном возрасте дети выполняют действия, носящие исполнительный характер, так как поставленное задание решается ребенком мысленно, то есть до начала действий решают словесным путем. Соответственно происходящим модификациям изменяется и суть процесса мыслительной операции. Мышление из действенного, трансформируется в словесное, планирующее, логическое. Но при этом действенная форма мыслительных операций не откидывается и не замирает, она остается в запасе и в ходе столкновения со свежими умственными заданиями ребенок заново обращается к действенному методу их решения.

Подобные трансформации в процессе мыслительных операций обусловлены:

  1. расширяющимся количеством операций, производимых ребенком, усваивающим более глубоко и разносторонне опыт взрослых;
  2. нарастающими потребностями адекватными возможностям ребенка, которые побуждают его к поиску и решению более многообразных задач и выполнению сложных заданий;
  3. установлением взаимосвязей между мышлением и речью, восприятие интеллектуализируется.

Вывод по 1 главе

Подводя итог всего вышесказанного, можно сказать, что развитие логического мышления у детей является важной задачей, которая требует внимания и усилий со стороны родителей и педагогов. Игры и занятия, направленные на развитие логического мышления, помогают детям научиться анализировать информацию и принимать решения на основе логических принципов, что может повлиять на их успехи в будущем.

Основными психологическими особенностями развития логического мышления детей дошкольного возраста было определено следующее: дети выполняют действия, носящие исполнительный характер. Мышление из
действенного, трансформируется в словесное, планирующее, логическое.
Такие изменения в процессе мыслительных операций обусловлены: увеличением количества операций, производимых ребенком; нарастающей потребностью ребенка в поиске и решении наиболее многообразных задач и
выполнению заданий; установлением взаимосвязей между мышлением и речью, восприятие интеллектуализируется.

Эффективным инструментом развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста являются дидактические игры, с помощью которых повседневной жизни детей мы можем улучшить их способности к решению проблем и когнитивному развитию, а также привить любовь к учебе и творчеству.

Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят
от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые
диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть
внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои
знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой
непринужденной форме.

Дидактическая игра предполагает под собой взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности и является для него и игрой и интересной деятельностью. Она позволяет расширить представления, закрепить и применить уже имеющиеся знания. Дидактическая игра позволяет сделать обучение более легким и интересным: мыслительная задача в игре, решается в виде доступной и занимательной для детей деятельности. Все знания, которые ребенок получит посредством игры, пригодятся ему при обучении в школе, ведь ему будет необходимо не просто много знать, но и муслить последовательно и доказательно, догадываться, анализировать и проявлять свои умственные способности.

Глава 2. Практическая работа по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Свою практическую работу я проводила на базе Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Кизильский детский сад №2 в старшей группе в период с по Участие в работе принимали 10 детей.

Работа проходила в три этапа:

  1. Диагностика уровня уже имеющегося развития логического мышления детей;
  2. Организация и проведение занятия по развитию логического мышления с использованием дидактических игр;
  3. Анализ результатов практической работы.

Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Целью диагностики является выявление уровня имеющегося развития логического мышления детей старшей группы.

Чтобы реализовать цель, мною были поставлены такие задачи:

  1. Отобрать диагностические методики и необходимый материал для определения уровня развития логического мышления;
  2. Провести исследование для оценки развитости логики;
  3. Проанализировать полученные результаты.

Для достижения поставленных задач мною были выбраны две диагностические методики: «Недостающие детали» Д. Векслера [31], «Невербальная классификация» Т.Д. Марцинковской [19]. Обе диагностики проводилась с детьми старшей группы индивидуально.

Суть методики WPPSI Дэвида Векслера: предложить ребенку найти на картинках (Приложение А) недостающую деталь или элемент на время. Всего 20 картинок. Методика WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) предназначена для изучения интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста (4–6,5 лет).

Субтест «Недостающие детали» направлен на выявление и измерение логических способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в видимых образах. Успешность выполнения заданий зависит от объема наблюдательности и сосредоточенности испытуемого, а также от целостного представления об объектах.

Используемый материал: 20 картинок с предметами, на которых недостает деталей, секундомер.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты мне попробуй сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь не дорисовано?»

Показать картинку №1 и включить секундомер. Начинать нужно с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При повторном отсутствии ответа снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать с заданиями! Прекратить диагностику при 3-х неудачах подряд. Время для выполнения каждого задания - 15 сек.

Общие правила

1. Для получения положительной оценки не обязательно правильно называть обнаруженную недостающую деталь. Достаточно, если испытуемый покажет на нее пальцем.

2. При указании на другие отсутствующие детали быстро уточнить у ребенка: «А чего еще не хватает?»

3. При ответе: «Здесь все есть», сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».

Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество возможных баллов 20. Результаты заносились в индивидуальные для каждого ребенка бланки (Приложение Б). Для оценки уровня развитости логического мышления были определены три категории: высокий уровень – 90-100% (18-20 верных ответов), средний уровень – 60-90% (16-18 верных ответов), уровень ниже среднего – 40-60% (8-12 верных ответов), низкий уровень – до 40% (ни одного или до 8 верных ответов).

После оценки диагностики были выявлены следующие результаты: 20% испытуемых показали высокий уровень развития логического мышления, 60% имеют средний уровень, а еще у 20% оказался результат ниже среднего. Низкого уровня развития логического мышления не было выявлено. Результаты диагностики представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень развития логического мышления по итогам диагностики методом «Недостающие детали»

Суть методики «Невербальная классификация» Марцинковской Т.Д. заключается в том, что она предназначена для диагностики словестно-логического мышления детей 5-7 лет. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладываются две карточки из разных групп (в моем случае платье и сапоги), а третья кладется под первой карточкой правильной группы (например блузка). Передав картинки ребенку, нужно молча наблюдать за его деятельностью. Если ребенок ошибся, требуется без комментариев переложить карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отчужденности и неуверенности, поэтому поведение педагога не должно быть отстраненным. Можно улыбнуться ребенку, погладить его, сказать «Будь внимательнее». После окончания работы, надо спросить, почему же ребенок разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

Используемый материал: 20 рисунков предметов (Приложение В), относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (одежды и обуви). Могут быть использованы картинки из лото, вырезки из журналов и рисунки - важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 из одной группы и 10 из другой.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь ты раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

Оценка результатов. Тест выявляет уровень развития словестно-логического мышления детей, поэтому важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности, время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития можно в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки как можно быстрее. Однако в случае, если ребенок допускает больше 5 ошибок, можно говорить о том, что он не смог понять принципа, по которому ему надо разложить картинки. Об этом же говорит и хаотичный расклад, когда дети, не задумываясь, кладут карточки то в одну, то в другую группу. В этом случае работа может быть прервана, и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дают другой набор карточек, и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.

Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок (в таком случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения диагноза через некоторое какое-то время ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.

Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, то есть не раскладывая перед ребенком картинки, поделив их на две группы. При таком задании детям, просто дают все картинки и просят разложить их на две группы. Следует обращать внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (то есть, как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3—4 картинок.

Результаты были выведены по четырем категориям - высокий, средний, ниже среднего и низкий уровень решения задачи. Высокий уровень – 100% (все карточки разложены верно), средний уровень – 85-95% (1-3 карточек неверно), уровень ниже среднего – 75-80% (4-5 карточек неверно), низкий уровень – до 70% (5 и больше карточек неверно). Все результаты были занесены в бланк для диагностики (Приложение Б).

После оценки проведенной диагностики были выявлены следующие результаты: 60% испытуемых показали высокий уровень развития логического мышления, 20% имеют средний уровень, а еще у 20% оказался результат ниже среднего. Низкого уровня развития логического мышления не было выявлено. Результаты диагностики представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 - Уровень развития логического мышления по итогам диагностики методом «Невербальная классификация»

По итогам двух первичных диагностик были сделаны следующие выводы: из 10 испытуемых 40% имеют высокий уровень развития логического мышления, 40% средний уровень, 20% уровень ниже среднего (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Итоги первичной диагностики

В ходе проведения диагностики было выявлено, что некоторые дети затрудняются в классификации и обобщении предметов, что приводит к неумению выявлять общие функциональные признаки. Также сложности вызывает анализ целостности объекта – дети не могут оценить отсутствующую деталь из-за неполного понимания составляющих предмета.

Использование дидактических игр в целях развития логического мышления старших дошкольников в МДОУ Кизильский детский сад №2

Организация каждой из дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению, проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей группы;
  3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  4. выбор места для игры (как правило, в групповой комнате или на участке);
  5. определение количества играющих (все дети, подгруппы, индивидуально);
  6. подготовка необходимого дидактического материала для игры;
  7. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает в себя:

  1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
  2. объяснение хода и правил игры, где обращается внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  3. показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действие;
  4. определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  5. подведение итогов игры — по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, что поможет правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В настоящее время в методических пособиях и литературе педагогам предлагается широкий спектр методик, программ и занятий для развития логического мышления дошкольников. Но, не смотря на это, достаточно сложно найти абсолютно подходящий готовый материал именно для своей темы, группы и т.д. Поэтому, исходя из диагностики уровня развития логики детей старшей группы и обильного количества доступных средств для обучения, я разработала занятие (Приложение Г) по развитию логического мышления с использованием дидактических игр.

Целью моего занятия является развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи занятия:

  1. Подобрать необходимые дидактические игры соответствующие возрастной группе.
  2. Провести занятие в старшей группе, которое будет способствовать в развитии логического мышления.
  3. Проанализировать влияние дидактических игр на развитие логического мышления.

Для достижения поставленных мною задач я подобрала следующие дидактические игры для старшей группы: «Загадки», «Будь внимательным», «Продолжи предложение», «Небылицы», «Бывает – не бывает». Из них было сформировано занятие с дополнением физминутки и рефлексии. По доступным общеизвестным данным применяемые мною игры способствуют развитию логического мышления и его составляющих приемов.

Занятие проводилось в групповой комнате со всеми детьми старшей группы.

Анализ результатов практической работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Главная цель повторной диагностики - определить влияние проведенного занятия по развитию логического мышления с использованием дидактических игр на детей старшего дошкольного возраста и выявить уровень развития логики. Для оценки эффективности предложенного занятия я поставила следующие задачи:

  1. Провести повторную диагностику уровня развития логического мышления;
  2. Сравнить результаты начальной и повторной диагностики;
  3. Вывести итоги влияния занятия с применением дидактических игр на развитие логического мышления.

Диагностика проводилась по двум методикам: «Нелепицы» Р.С. Немова [25] и «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейна [21]. Ответы детей были занесены в бланк вторичной диагностики (Приложение Д).

С помощью методики «Нелепицы» Р.С. Немова оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Используемый материал: картина с изображением нелепиц (Приложение Е), секундомер.

Инструкция: вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». На задание выделяется 3 минуты.

В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Оценка результатов:

8 – 10 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

4 – 7 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

0 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

По итогам диагностики (рисунок 4) было установлено, что 70% испытуемых имеют высокий уровень развития логического мышления, 30% показали результат равный среднему уровню, низкого уровня не установлено.

Рисунок 4. Уровень развития логического мышления по итогам диагностики методом «Нелепицы»

Методика «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейна позволяет определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.

Используемый материал: сюжетные картинки (Приложение Ж), на которых изображены этапы какого-либо события.

Инструкция. Ребенку показывают картинки и дают инструкцию: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Картинки перепутаны, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено", ребенок раскладывают их по порядку и рассказывает почему он их так разложил.

Оценка результатов:

0 баллов – ничего не рассказал или отказался выполнять задание;

1 балл – даже если последовательность правильная, только перечисляет предметы, изображённые на картинке;

2 балла – составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов, часто предложения не связаны между собой или по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

3 балла – с ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа из 4-5 предложений с помощью наводящих вопросов экспериментатора. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображённые на картинке;

4 балла – составляет развёрнутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображёнными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героя. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа;

5 баллов – по всем картинкам составлен рассказ, отвечает на уточняющие вопросы, четко выполняет логические связи.

Уровни логического мышления: высокий – 5 баллов (100%); средний – 3-4 балла (60-80%); низкий – 0-2 балла (0-40%).

После оценки диагностики были выявлены такие результаты (рисунок 5): 80% испытуемых имеют высокий уровень развития логического мышления, 20% показали средний уровень, низкого уровня не установлено.

Рисунок 5 - Уровень развития логического мышления по итогам диагностики методом «Последовательные картинки»

Подводя итоги вторичных диагностик (рисунок 6) можно сказать, что 75% детей показали высокий результат, 25% имеют средний уровень, а низкого не было обнаружено.

Рисунок 6 – Итоги вторичной диагностики

Если сравнить результаты первичной и вторичной диагностик, то можно увидеть положительное влияние дидактических игр на развитие логического мышления. На рисунке 7 показана тенденция результатов, где синий цвет – показатели до проведения занятия с дидактическими играми , а красный – сразу после занятия. Из рисунка можно понять, что логические способности детей после проведенного занятия с дидактическими играми поднимаются на более высокий уровень, нежели раньше.

Рисунок 7 – Тенденция развития уровня логического мышления

При проведении диагностики было отмечено, что у детей сократилось количество ошибок, они более охотно говорили о причинах своего решения, подкрепляя логичными доводами. Детьми качественнее стали использоваться такие приемы как анализ и поиск закономерности, а так же смысловые соотношения предметов. Ребята начали говорить более развернутыми предложениями. Для выполнения задания теперь требуется меньшее количество времени и ребенок испытывает радостные эмоции ввиду того, что находит решение быстрее.

Такие итоги позволяют сделать вывод: уровень развития логического мышления в старшей группе значительно вырос после использования дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, а значит гипотеза доказана.

Выводы по главе 2

Чтобы выявить уровень развития логического мышления и отследить эффективность работы были проведены две диагностики: до занятия по развитию логики и после него.

Разработанное мною занятие по развитию логического мышления выявило положительную динамику изменения знаний детей старшей группы. Сравнительный анализ диагностических исследований показал, что развитие логического мышления с помощью дидактических игр является эффективным.

Для решения поставленных задач дети прибегали к разнообразным мыслительным операциям (анализ, сравнение, синтез, классификация и т.д.). Они совершенствовали свои способности анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливали причинно-следственные связи, выявлять закономерности. Вместе с логическими умозаключениями дети совершенствовали свои речевые навыки.

Такие результаты дают полное право считать дидактические игры полноценным инструментом развития логического мышления и отличным образовательным инструментом для педагогов.

Заключение

Своей работой на тему «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» мне хотелось показать огромную роль развития логического мышления у детей. В их будущем, а значит и в нашем, данное направление обучения очень важно, поскольку именно логика позволяет правильно пользоваться знаниями, уметь анализировать и применять навыки в необходимой ситуации.

Подводя итог всей работы, можно сказать, что развитие логического мышления у детей является важной задачей, которая требует внимания и усилий со стороны родителей и педагогов. Игры и занятия, направленные на развитие логического мышления, помогают детям научиться анализировать информацию и принимать решения на основе логических принципов, что может повлиять на их успехи в будущем.

Игра является основным видом деятельности детей и через нее они познают окружающий мир. Дидактические игры – это одна из форм эффективного воздействия педагога на детей. Поэтому у дидактической игры две цели: обучающая, преследуемая взрослыми, и игровая, благодаря которой ребенок действует. Очень важным условием является дополнение этих целей друг друга, а также обеспечение усвоения материала.

Эффективным инструментом развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста являются дидактические игры, с помощью которых в повседневной жизни детей мы можем улучшить их способности к решению проблем и когнитивному развитию, а также привить любовь к учебе и творчеству.

Активное применение имеющихся навыков в игре побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой непринужденной форме.

Систематическая и целенаправленная работа по развитию логического мышления с детьми позволит увидеть результаты уже на начальных этапах обучения.

На основе имеющихся у меня теоретических данных было разработано занятие по развитию логического мышления с применением дидактических игр, которое провела в старшей группе МДОУ Кизильского детского сада №2. Результаты диагностики до проведения занятия и после дают понять, что даже самые простые игры на логику способны возыметь эффект.

Чтобы выявить уровень развития логического мышления и отследить эффективность работы были проведены две диагностики: до занятия по развитию логики и после него.

Разработанное мною занятие по развитию логического мышления выявило положительную динамику изменения знаний детей старшей группы. Сравнительный анализ диагностических исследований показал, что развитие логического мышления с помощью дидактических игр является эффективным.

Для решения поставленных задач дети прибегали к разнообразным мыслительным операциям (анализ, сравнение, синтез, классификация и т.д.). Они совершенствовали свои способности анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливали причинно-следственные связи, выявлять закономерности. Вместе с логическими умозаключениями дети совершенствовали свои речевые навыки.

Такие результаты дают полное право считать дидактические игры полноценным инструментом развития логического мышления и отличным образовательным инструментом для педагогов.

Моей целью была проверка работы дидактических игр в качестве развивающего материала для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам всего вышеизложенного, я считаю цель достигнутой.

Гипотеза о том, что логическое мышление детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно развиваться при реализации занятия с использованием дидактических игр подтверждена.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. цент ВЛАДОС, 2013.
  2. Блонский, П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко ; редактор Д. А. Михайлова. - 2-е издание, доработанное. - Москва: Просвещение, 1991
  4. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998
  5. Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110).
  6. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 187-188
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
  8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986
  9. Иванова М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015.
  10. Истомина З.М. Развитие памяти. М: Просвещение, 1978 г.
  11. Истомина, О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6).
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: 2000
  13. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004.
  14. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  15. Кошелева М.А. Новые тесты IQ. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003.
  16. Крутецкая В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980
  17. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе [Текст] / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 1. – С. 59-62.
  18. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
  19. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997
  20. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Академия, 2013. – 208 с
  21. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006
  22. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 128 с
  23. Мухатдинова, С. С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, Е. А. Медведева, О. Л. Точилина, О. И. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 67-69
  24. Немов, Р. С. Общая психология. Воображение и мышление [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Юрайт, 2016. – 226 с
  25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  26. Новикова, О. Н. Логическое мышление старших дошкольников [Текст] / О. Н. Новикова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3.
  27. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]: метод. реком. / С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 2013. – 120 с
  28. Оглоблина И.Ю. Развиваем речь и мышление. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2023
  29. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147)
  30. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с
  31. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). – Методическое руководство
  32. Шипилина, Л. А. Методология профессионально-педагогических исследований : учебное пособие для студентов. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018
  33. Ярошевский, М.Г. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985.

Приложение А

Картины для методики «Недостающие детали Д. Векслера


Приложение Б

Бланк для диагностики логического мышления детей

Фамилия Имя ребенка

Возраст

Диагностика по методу «Недостающие детали»

№ вопроса

Ответ

Балл

№ вопроса

Ответ

Балл

1

Зуб

11

Плавник

2

Ножка

12

Прорезь (резьба)

3

Ухо

13

Усики

4

Рот

14

Шпора (палец)

5

Усы

15

Бровь

6

Петля

16

Спирт

7

Ноготь

17

Поле у шляпы

8

Значка масти

18

Спица у зонта

9

Винтик

19

Копыто

10

Петельки для пуговиц

20

Тень дерева

Сумма баллов

Диагностика по методу «Невербальная классификация»

Неверных ответов


Приложение В

Картины для методики «Невербальная классификация» Т.Д. Марциновской


Приложение Г

Конспект занятия по развитию логического мышления с применением дидактических игр для детей старшей группы.

Цель занятия: повышение уровня логического мышления средствами дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить определять причинно-следственные связи;
  2. Формировать логические приемы мышления.

Развивающие:

  1. Развивать способность анализировать, синтезировать и обобщать, выделяя ключевые особенности;
  2. Стимулировать познавательный интерес у детей.

Воспитательные:

  1. Способствовать коммуникативным способностям детей;
  2. Воспитывать общечеловеческие ценности, такие как тактичность, уважение к старшим, дружелюбие.

Используемые материалы: Цветок с пятью разноцветными листьями с заданиями, мяч.

Ход занятия

I часть. Вводная

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте мы все вместе улыбнемся, поздороваемся и подарим друг другу хорошее настроение.

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень».

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну логических задач. Согласны? (Да). А поможет нам в этом вот такой волшебный цветок. (Показывает).

II часть. Основная

Воспитатель: Тогда в путь. Отрываем лепесток с цифрой 1.

«Загадки».

Воспитатель: Ребята, а тут для вас приготовлены загадки, давайте их отгадаем?

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (Лето)

«Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается». (Кот)

«Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает». (Курица)

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». (Заяц)

«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит». (Река)

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака)

«Делать нужно по утрам, она бодрость дарит нам». (Зарядка)

«Есть педали, руль и спицы, он летит вперед, как птица». (Велосипед)

«И зимой и летом холод в нем и лед. Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет». (Холодильник)

«Могут лет идти хоть двести, всё равно стоят на месте». (Часы)

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Давайте оторвем следующий 2 лепесток.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
1. Стол, стул, кровать, чайник
2. Щука, лошадь, собака, кошка
3. Елка, береза,земляника, дуб
4. Огурец, репа, морковь, заяц
5. Блокнот,портфель, газета, тетрадь
6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч
7. Волк, кошка, лиса, медведь
8. Фиалка, ромашка, морковь, василек
9. Поезд, самолет, самокат, пароход

10. Воробей, орел, оса, ласточка

11. Снег, мороз, лед, жара
12. Вишня, виноград, картофель, слива.
13. Река, лес, асфальт, поле.
14. Пожарный, скорая помощь, космонавт, врач

Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательные и быстро решили задание. А вот и 3 лепесток.

«Продолжи предложения»

Воспитатель: Сейчас я вам буду говорить начало предложения, а вы должны его продолжить и сказать почему происходит действие. Например Мы включили свет, потому что стало темно. Понятно? Тогда продолжим:

  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял ,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .
  • Таня проснулась утром и … .
  • Если песок мокрый, то...
  • Мальчик моет руки, потому что...
  • Если переходить улицу на красный свет, то...
  • Автобус остановился, потому что...

Физминутка

Воспитатель: А давайте мы немного отдохнем и сделаем разминку

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель: Ну что, нас уже заждался 4 лепесток.

«Небылицы».

Воспитатель: Ребята тут стишок написан, но что-то в нем мне кажется странным. Вы поможете мне найти необычное?

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

Воспитатель: А вот и последний 5 лепесточек

Игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель: Сейчас я вам буду называть ситуации и бросать кому-то мяч, а тот кому я брошу мяч должен поймать мяч, если такое бывает, и не ловить, если такого быть не может.

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Яблоко соленое.
  • Дом пошел гулять.
  • Волк бродит по лесу.
  • На дереве выросли шишки.
  • Кошка гуляет по крыше.
  • Собака гуляет по крыше.
  • Девочка рисует домик.
  • Лодка плавает по небу.
  • Ночью светит солнце.
  • Зимой идет снег.
  • Зимой гремит гром.
  • Рыба поет песни.
  • Ветер качает деревья.

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Как хорошо справляетесь с заданиями

III часть. Итоговая

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что для вас было сложно? Что было легко? Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями быстро и правильно.

Приложение Д

Бланк для диагностики логического мышления детей

Фамилия Имя ребенка

Возраст

Диагностика по методу «Нелепица»

Условие

Результат

Все нелепицы замечены, не успел объяснить 1-3 нелепиц

Все замелил, не объяснил 5-7 нелепиц

Не заметил 1-4 нелепиц, ничего не объяснил

Диагностика по методу «Последовательность событий»

Условие

Результат

ничего не рассказал или отказался выполнять задание

даже если последовательность правильная, только перечисляет предметы, изображённые на картинке

составляет 2-3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов, часто предложения не связаны между собой или по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа

с ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа из 4-5 предложений с помощью наводящих вопросов экспериментатора. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображённые на картинке

составляет развёрнутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображёнными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героя. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа

по всем картинкам составлен рассказ, отвечает на уточняющие вопросы, четко выполняет логические связи

Приложение Е

Картины для методики «Нелепицы» Р.С. Немова


Приложение Ж

Картина для методики «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

Курсовая работа "Развитие Коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических   и практических предпосылок, факторов и требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.Среди б...

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музы...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....