МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Грязнова Зульфия Хабибрахмановна

Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry_v_smart_notebook.docx30.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

А.О.Китаева,

ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Научный руководитель  З.Х. Грязнова, преподаватель высшей квалификационной категории

Понимание музыкального искусства, как  целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается  актуальным и в современном музыкальном воспитании.

Исследования показали, что развитию музыкально-сенсорных способностей способствуют музыкально - дидактические игры. Организация музыкально - дидактических игр требует от педагога понимания значимости и целостности музыкального развития детей, большого творчества и мастерства.

Использование информационно - коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность,  развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Музыкально - сенсорные способности  – это различие свойств звуков и качеств, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В.П. Анисимов, О.П. Радынова) [2].

О.П. Радынова, анализируя работы Б.М. Теплова, Н.А.Ветлугиной дает характеристику музыкально-сенсорным способностям:

  • высота – высота звуков, образующих некоторое музыкальное движение, стоящих друг к другу в том или другом высотном соотношении;
  • чувство тембра – различение окраски звука;
  • чувство динамики – это различение силы звучания: громче -  тише;
  • длительность звука лежит  в основе музыкального ритма [4].

Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

В старшем дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности продолжается развитие музыкально - сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру.  В старшем дошкольном возрасте дети улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную - мелодию и гармонию - воспринимают хуже [2].

Проблема музыкально - дидактической игры и ее роли в развитии музыкально - сенсорных способностей ребенка подробно разработана Н.А. Ветлугиной.  

Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности (Н.А. Ветлугина) [2].

Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина предложили различные варианты классификаций дидактических игр, дали характеристики их структурам, определили содержание и требования к эстетическому оформлению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [6].

Для разработки музыкально – дидактических игр мы выбрали программу SMART Notebook, которая представляет собой часть пакета программ, которые можно использовать с интерактивным продуктом SMART. 

При работе с ИКТ оборудованием необходимо соблюдать технику безопасности и требования  СанПиН.

В ходе исследования были подобраны и разработаны музыкально - дидактические игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей. В сборник вошли следующие музыкально-дидактические игры: «Ритмические кубики», «Лесенка», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики». При отборе игр мы опирались на инновационную программу дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией  Н. Е. Вераксы [1], а также сборники музыкально-дидактических игр авторов  З.Я. Роот, М.Б. Зацепиной [5].

Все игры определили в один электронный сборник. На первой странице поместили информацию о содержимом и авторе - разработчике музыкально - дидактических игр с ИКТ.

На второй странице поместили инструкцию. В инструкцию разместили значки, по которым дети будут ориентироваться в выборе игр,  переключение игр. Нажав на значок, ребенок услышит голосовую инструкцию.

На третьей странице следует меню игр. Нажимая на интересующую игру, ребенок слышит название игры. Инструкцию записали с помощью диктофона, затем использовали «вставка звука». После того, как ребенок прослушал название игры, он может перейти на нее с помощью гиперссылки. В каждой игре ребенок может прослушать инструкцию, как играть в эту игру.  Ребенок также может вернуться назад, в главное меню или перейти по стрелке далее и играть в другие игры.

Для того, чтобы дети имели возможность развивать музыкально - сенсорные способности, мы создали несколько страниц, но при этом разнообразили тематику. Разработанные игры можно использовать на разных тематических занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, проведя исследование, можно сказать, что использование музыкально - дидактических игр с ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников способствует развитию музыкально - сенсорных способностей, делает процесс и развития ребенка эффективным.

Список литературы:

  1. Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы  [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. –336 с.
  2. Ветлугина, Н. А.  Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. Дошкол. Воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с.
  3. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
  4. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. - 222с.
  5. Роот, З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для муз. руководителей / З. Я. Роот. - М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2004. - 58 с.
  6. Чистякова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]  / Т. С.  Чистякова, О. Н. Цветкова.  // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 9. С. 93 - 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте

В  выпускной квалификационной работе по теме: "Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкол...

Музыкально - дидактические игры (из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)

Музыкально - дидактические игры(из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)...

ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Дорогие друзья!        Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети ус...