Статья "ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
статья

Голубничая Наталья Викторовна

Особенности ансамблевого исполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovy_ansamblevogo_muzitsirovaniya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Голубничая Наталья Викторовна,

 педагог дополнительного образования

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали многие выдающиеся композиторы.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления. Ансамбль радует своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.

 В отличии от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной «специальности» (одного инструмента), что в значительной степени облегчает взаимопонимание партнеров.  

Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание одной партии с другой, совместное достижение общей цели в воплощении художественного образа - все это способствует воспитанию чувства взаимной поддержки, товарищества и ответственности.

          Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Партнёрами могут быть педагог-ученик, кто-либо из членов семьи (родитель) - ученик, два ученика одного класса, два ученика разных классов, но примерно одинакового уровня подготовки, два ученика разного возраста и разной подготовки.  Привлекательность ансамблевого музицирования на первых занятиях фортепиано очевидна: совместная игра с педагогом, родителем или со старшим товарищем компенсирует недостаток выразительных средств ребёнка, а достигаемый совместными усилиями результат оказывается наиболее впечатляющим.

К первым шагам «ансамблевого музицирования» относятся:

  • особенности посадки за одним инструментом;
  • способы достижения синхронности при взятии и снятии звука;
  • согласование приёмов звукоизвлечения;
  • передача голоса (мелодии) от партнёра к партнёру;
  • равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнёрами;
  • совместное динамическое и драматургическое развитие произведение.

С усложнением художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры:

  • преодоление ритмических трудностей;
  • педализация;
  • создание единого художественного образа, использование тембральных возможностей фортепианного дуэта и т.д.

При четырёхручной игре за одним инструментом, партнёры должны так «поделить» клавиатуру, чтобы не мешать друг другу, так как каждый имеет в своём распоряжении только ее половину.  Также нужно уметь уступать место, при перекрещивании рук исполнителей, руководствуясь бережным сохранением мелодической линии.

Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры.  Нужно объяснить учащимся применение дирижерского замаха -ауфтакта.  С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.  Не менее важно значение имеет и синхронное окончание «снятие звука». 

Чтобы добиться равновесия звучания отдельных звуков, участникам ансамбля необходимо договориться о приёмах извлечения звука. Ученики должны уметь передавать друг-другу «из рук в руки» пассажи мелодий, аккомпанемента, контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру, при этом, не разрывая музыкальную ткань.       

Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения - динамическое однообразие.  Динамический диапазон четырёхручного исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру.  Рассказав об общем динамическом плане и драматургии произведения, нужно определить его кульминацию, продумать, рассчитать подходы к ней, распределить энергию.

Также можно посоветовать Fortissimo играть «с запасом», а не на пределе.  Необходимо помнить, что все относительно и до нужного нюанса есть ещё множество градаций. Также следует обращать внимание на динамическое равновесие.  Партнерам необходимо чутко вслушиваться в сочетание горизонтально-мелодического и вертикально-гармонического строения.

Итак, ещё не начав совместного исполнения, партнёры договариваются: кто будет показывать вступление, каков должен быть характер звучания и каким приёмом, с какой энергией и силой звука будет начата и закончена пьеса.  Также заблаговременно должен быть определён и темп.  Партнёры должны его одинаково чувствовать, ещё не начав играть.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.  Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями. Специфическая задача ансамблевых классов - воспитание коллективного ритма.  Она может быть решена только путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения.

В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности.  Секвенционные построения, которые в большинстве случаев в сольных партиях исполняются одинаковой аппликатурой в ансамблях не всегда возможны. 

Педализирует исполнитель партии Secondo, так как она служит фундаментом.  Ему необходимо внимательно слушать своего товарища.  Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом партии Primo.

Часто непрерывность четырёхручного исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз.  Учащиеся должны установить кому из партнёров в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу.  Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой. 

Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержании произведения, требует в фортепианном ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей.  Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации.  При воплощении коллективно созданной интерпретации, нужно говорить о «творческом сопереживании исполнителей». 

Умение «общаться» с партнёром - обязательный элемент ансамбля.  В музыкальном диалоге «произнесение» реплик партнёрами взаимосвязано.  Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа как согласия, сомнения, отрицания - и есть процесс общения.  Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя, расширяет границы его фантазии.

Совместное исполнение требует одинаковой технической подготовки, интеллектуального уровня развития.  Содержание изучаемых произведений должно соответствовать интересам учеников, от этого зависит активность и продуктивность работы.

Ансамблевый репертуар для фортепиано очень обширен. Все сборники для начинающих включают раздел ансамблевой игры.

Репертуарный список включает произведения всех существующих стилей: от барокко до музыки джазового направления; различные музыкальные формы и жанры: танцевальные и вокальные; полифонические произведения; сочинения сонатного вариационного цикла; переложения инструментальных сочинений; обработки народных песен, популярной музыки, отрывки из опер, балетов, симфоний.

В годовой индивидуальный план каждого учащегося должно быть включено не менее 2-4 произведений.

Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодие.

   Если есть возможность познакомить ученика с другим музыкальным инструментом или певцом – прекрасное средство приобщения учащихся к ансамблевому музицированию.

        Учащийся ближе знакомится с другими инструментами, певческим голосом, с их тембрами, особенностями звукоизвлечения и т.д.

        В отличие от фортепиано у большинства инструментов низкие регистры приглушены, а высокие – более пронзительны, например, у блокфлейты. Динамика фортепианного звучания должна постоянно приспосабливаться к этому.

        Сопровождение исполнителя, солиста– это другой вид фортепианной игры (аккомпанемент), отличный от сольного исполнения, требующий других навыков, другого хода занятий и другой оценки. Ученик должен научиться играть свою партию и при этом следить глазами за партией солиста. Для этого необходимо:

  • изучить партию солиста или хотя бы знать ее наиболее значимые места;
  • уметь приспосабливаться к исполнению солиста, его агогическим и динамическим изменениям в процессе исполнения;
  • ощущать фразировку солиста, воспринимать цезуры, знать возможности инструмента (голоса), дыхания солиста;
  • осознавать роль ритмического и гармонического фундамента;
  • уметь приводить к единому темпу все отклонения, которые допускает солист;
  • уделять особое внимание фортепианному вступлению и заключению, обычно выражающим основное настроение произведения, а также сольным фортепианным эпизодам.

        Такие занятия аккомпанементом расширяют кругозор учеников, подготавливают их к самостоятельному практическому поиску. Игра с другими инструментами (солистами) обогащает пианистов, развивает слуховой контроль, музыкальность, тембровый слух, гибкость. Работа над аккомпанементом благотворно влияет как на сольное исполнение, так и на работу в фортепианном дуэте, обогащая партитуру новыми красками.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...

Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.

Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству." ...

Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий

Данное учебно-методическое пособие  создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб  ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одн...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...