рабочая программа для 4 класса по литературному чтению Школа России
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от  ««  28 » августа» 2020 г.

руководитель МО _________

Принята

на Педагогическом совете школы протокол №1

от «31 »  августа 2020 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 203

от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа

по литературному чтению

Класс:  4 Г

Учитель: Гарбузюк  Юлия  Александровна

Количество часов

                               всего – 136 часов

                               в неделю – 4 часа

Плановых контрольных работ – нет

Учебная программа: «Литературное чтение» для начальной школы,  Л.Ф. Климанова. М.: «Просвещение», 2019.

Учебно – методический комплекс: Литературное чтение, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.,: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: «Просвещение», 2019

        Литературное чтение, 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся  

              общеобразовательных организаций: М.В. Бойкина, Л.А.

              Виноградская –  М.: Просвещение, 2019

Планируемые результаты освоения  учебного предмета «Литературное чтение»

Учащиеся научатся:

  • владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;
  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному;
  • вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся могут научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание

Универсальные учебные действия

1

Введение.

1 час.

Введение. Знакомство с учебником

Первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

2.

Летописи, былины, сказания, жития

11 ч

3.

Чудесный мир классики

22  ч

Чтение произведений П.П. Ершова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Ю. Лермонтов.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

4.

Поэтическая тетрадь

12 ч

Чтение произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, И.С. Никитин, И.А. Бунин

Содержательная линия раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

5.

Литературные сказки

16  ч

Чтение произведений В.Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция).

6

Делу время – потехе час

9 ч

Чтение произведений Е.Л. Шварца, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.

7.

Страна детства

8 ч

Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).

8.

Поэтическая тетрадь

5 ч

В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения.

9.

Природа и мы

12 ч

Д.Н. Мамин – Сибиряк, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев.

Расширять читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

10.

 Поэтическая тетрадь

8  ч

Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Б.Д. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

11.

Родина

8 ч

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

12.

Страна Фантазия

7  ч

Е.С. Велтистов, К. Булычев,

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).

13.

Зарубежная литература

18 ч

Дж. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения.

136 часов

Календарно -  тематическое планирование по учебному предмету

«Литературное чтение»

№ урока п/п

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1.

01.09.

Введение. Знакомство с учебником

Летописи, былины, сказания, жития – 11 часов

2.

02.09

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

3.

07.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

4.

08.09

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

5.

09.09

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

6.

14.09

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

7.

15.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

8.

16.09

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

9.

17.09

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

10

22.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

11

23.09

Житие Сергия Радонежского. Проверка техники чтения.

12

24.09

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики – 22 часа

13

29.09

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

14

30.09

Слонимский А. о А.С. Пушкине

15

06.10

А.С. Пушкин «Няне»

16

07.10

А.С. Пушкин «Туча»

17

08.10

А.С. Пушкин «Унылая пора! О чей очарованье!...»

18

13.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

19

14.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

20

15.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев.

21

20.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части.

22

21.10

Внеклассное чтение. Урок КВН по сказкам А.С. Пушкина

23

22.10

«О М.Ю. Лермонтове»  А. Шан – Гирей .

 Проверка техники чтения.

24

27.10

«Ашик – Кериб» Турецкая сказка.

25

28.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

26

29.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев.

27

10.11

Жизнь и творчество Л.Н.  Толстого.

28

11.11

Л. Н. Толстой «Детство»

29

12.11

Л.Н. Толстой «Ивины».

30

17.11

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого

31

18.11

М. Семанова о творчестве А.П. Чехова

32

19.11

А.П. Чехов «Мальчики»

33

23.11

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

34

24.11

Оценка достижений. Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

35

25.11

Поговорим о самом главном. К. Бальмонт «Русский язык». Проверим себя.

Поэтическая тетрадь – 12 часов

36

30.11

Знакомство с название раздела, прогнозирование его содержания

37

01.12

К. Ушинский «Четыре желания»

38

02.12

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид

39

07.12

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко….»

40

08.12

А.А. Фет «Весенний дождь»

41

09.12

А.А. Фет  «Бабочка»

42

14.12

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», «Где сладкий шепот…»

43

15.12

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

44

16.12

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

45

21.12

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина

46

22.12

Внеклассное чтение. Родные поэты. Проверка техники чтения.

47

23.12

Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь»

48

28.12

Оценка достижений. 

Литературные сказки – 16 часов

49

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

50

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

51

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

52

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

53

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

55

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

56

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Герои художественного произведения.

57

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Подробный пересказ.

58

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

59

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

60

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

61

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

62

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей

63

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики»

64

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.

Делу время – потехе час – 9 часов

65

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

66

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

67

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

68

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка»

69

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

70

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

71

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

Обобщающий урок «Делу время – потехе час»

Оценка достижений.

Страна детства – 8 часов

72

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

75

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

76

М.М. Зощенко «Елка»

77

Обобщающий урок «Страна детства»

78

Оценка достижений

79

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

Поэтическая тетрадь – 5 часов

80

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

81

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

83

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

84

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Природа и мы – 12 часов

85

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

86

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

87

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

89

М.М. Пришвин «Выскочка»

90

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

91

Е.И. Чарушин «Кабан»

92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

93

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

94

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы»

95

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь – 8 часов

96

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

97

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

98

С. А. Клычков «Весна в лесу»

99

Д.Б. Кедрин  «Бабье лето»

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

101

С.А. Есенин «Лебедушка»

102

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

103

Оценка достижений.

Родина – 8 часов

104

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

105

И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

106

С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

107

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

108

Обобщающий урок «Родина»

109

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

110

Проект «Они защищали Родину»

111

Оценка достижений

Страна Фантазия – 7 часов

112

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

113

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

114

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

115

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

116

Путешествие по стране Фантазии

117

Оценка достижений

118

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

Зарубежная литература – 18 часов

119

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свивт «Путешествие Гулливера».

120

Дж. Свивт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

121

Дж. Свивт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы

122

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев

127

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

129

С. Лагерлеф «Святая ночь»

130

С. Лагерлеф «Святая ночь»

131

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство

132

С. Лагерлеф  «В Назарете». Иисус и Иуда

133

Внеклассное чтение. Урок – отчет «Путешествие по дорогам любимых книг»

134

Контрольная работа за 2 полугодие

135

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

136

Урок – игра «Литературные тайны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Рабочая программа 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебному пособию Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008....

Рабочая программа 5 класс

Рабочая программа 5 класс...

Рабочая программа 2 класс. Школа России.

Рабочая программа по русскому составлена на основе Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"....

Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"...

Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Литературная гостиная"

Рабочая программа дополнительного профессионального образования  "Литературная гостиная"...