рабочая программа для 4 класса по литературному чтению Школа России
рабочая программа
предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «« 28 » августа» 2020 г. руководитель МО _________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол №1 от «31 » августа 2020 г. | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ № 203 от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
Класс: 4 Г
Учитель: Гарбузюк Юлия Александровна
Количество часов
всего – 136 часов
в неделю – 4 часа
Плановых контрольных работ – нет
Учебная программа: «Литературное чтение» для начальной школы, Л.Ф. Климанова. М.: «Просвещение», 2019.
Учебно – методический комплекс: Литературное чтение, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.,: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: «Просвещение», 2019
Литературное чтение, 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных организаций: М.В. Бойкина, Л.А.
Виноградская – М.: Просвещение, 2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Учащиеся научатся:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся могут научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание | Универсальные учебные действия |
1 | Введение. | 1 час. | Введение. Знакомство с учебником | Первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. |
2. | Летописи, былины, сказания, жития | 11 ч | ||
3. | Чудесный мир классики | 22 ч | Чтение произведений П.П. Ершова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Ю. Лермонтов. | Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. |
4. | Поэтическая тетрадь | 12 ч | Чтение произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, И.С. Никитин, И.А. Бунин | Содержательная линия раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. |
5. | Литературные сказки | 16 ч | Чтение произведений В.Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова | Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция). |
6 | Делу время – потехе час | 9 ч | Чтение произведений Е.Л. Шварца, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина | Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения. |
7. | Страна детства | 8 ч | Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко | Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий). |
8. | Поэтическая тетрадь | 5 ч | В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева | Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения. |
9. | Природа и мы | 12 ч | Д.Н. Мамин – Сибиряк, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. | Расширять читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». |
10. | Поэтическая тетрадь | 8 ч | Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Б.Д. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин | Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. |
11. | Родина | 8 ч | И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин | Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). |
12. | Страна Фантазия | 7 ч | Е.С. Велтистов, К. Булычев, | Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий). |
13. | Зарубежная литература | 18 ч | Дж. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф | Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения. |
136 часов |
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету
«Литературное чтение»
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
1. | 01.09. | Введение. Знакомство с учебником | ||
Летописи, былины, сказания, жития – 11 часов | ||||
2. | 02.09 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | ||
3. | 07.09 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | ||
4. | 08.09 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | ||
5. | 09.09 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | ||
6. | 14.09 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
7. | 15.09 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | ||
8. | 16.09 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | ||
9. | 17.09 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | ||
10 | 22.09 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» | ||
11 | 23.09 | Житие Сергия Радонежского. Проверка техники чтения. | ||
12 | 24.09 | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | ||
Чудесный мир классики – 22 часа | ||||
13 | 29.09 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | ||
14 | 30.09 | Слонимский А. о А.С. Пушкине | ||
15 | 06.10 | А.С. Пушкин «Няне» | ||
16 | 07.10 | А.С. Пушкин «Туча» | ||
17 | 08.10 | А.С. Пушкин «Унылая пора! О чей очарованье!...» | ||
18 | 13.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | ||
19 | 14.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | ||
20 | 15.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. | ||
21 | 20.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. | ||
22 | 21.10 | Внеклассное чтение. Урок КВН по сказкам А.С. Пушкина | ||
23 | 22.10 | «О М.Ю. Лермонтове» А. Шан – Гирей . Проверка техники чтения. | ||
24 | 27.10 | «Ашик – Кериб» Турецкая сказка. | ||
25 | 28.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | ||
26 | 29.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев. | ||
27 | 10.11 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | ||
28 | 11.11 | Л. Н. Толстой «Детство» | ||
29 | 12.11 | Л.Н. Толстой «Ивины». | ||
30 | 17.11 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого | ||
31 | 18.11 | М. Семанова о творчестве А.П. Чехова | ||
32 | 19.11 | А.П. Чехов «Мальчики» | ||
33 | 23.11 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | ||
34 | 24.11 | Оценка достижений. Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» | ||
35 | 25.11 | Поговорим о самом главном. К. Бальмонт «Русский язык». Проверим себя. | ||
Поэтическая тетрадь – 12 часов | ||||
36 | 30.11 | Знакомство с название раздела, прогнозирование его содержания | ||
37 | 01.12 | К. Ушинский «Четыре желания» | ||
38 | 02.12 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид | ||
39 | 07.12 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко….» | ||
40 | 08.12 | А.А. Фет «Весенний дождь» | ||
41 | 09.12 | А.А. Фет «Бабочка» | ||
42 | 14.12 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», «Где сладкий шепот…» | ||
43 | 15.12 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | ||
44 | 16.12 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | ||
45 | 21.12 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина | ||
46 | 22.12 | Внеклассное чтение. Родные поэты. Проверка техники чтения. | ||
47 | 23.12 | Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь» | ||
48 | 28.12 | Оценка достижений. | ||
Литературные сказки – 16 часов | ||||
49 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |||
50 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | |||
51 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | |||
52 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |||
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | |||
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | |||
55 | П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» | |||
56 | П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Герои художественного произведения. | |||
57 | П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Подробный пересказ. | |||
58 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |||
59 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | |||
60 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | |||
61 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | |||
62 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей | |||
63 | Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» | |||
64 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. | |||
Делу время – потехе час – 9 часов | ||||
65 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||
66 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | |||
67 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | |||
68 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» | |||
69 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | |||
70 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | |||
71 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | |||
Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | ||||
Оценка достижений. | ||||
Страна детства – 8 часов | ||||
72 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | |||
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | |||
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |||
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | |||
76 | М.М. Зощенко «Елка» | |||
77 | Обобщающий урок «Страна детства» | |||
78 | Оценка достижений | |||
79 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. | |||
Поэтическая тетрадь – 5 часов | ||||
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | |||
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | |||
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | |||
83 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | |||
84 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | |||
Природа и мы – 12 часов | ||||
85 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | |||
86 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | |||
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | |||
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | |||
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |||
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | |||
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» | |||
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | |||
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | |||
94 | Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» | |||
95 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь – 8 часов | ||||
96 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | |||
97 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | |||
98 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | |||
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | |||
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | |||
101 | С.А. Есенин «Лебедушка» | |||
102 | Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | |||
103 | Оценка достижений. | |||
Родина – 8 часов | ||||
104 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | |||
105 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | |||
106 | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | |||
107 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | |||
108 | Обобщающий урок «Родина» | |||
109 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | |||
110 | Проект «Они защищали Родину» | |||
111 | Оценка достижений | |||
Страна Фантазия – 7 часов | ||||
112 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | |||
113 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | |||
114 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | |||
115 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | |||
116 | Путешествие по стране Фантазии | |||
117 | Оценка достижений | |||
118 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | |||
Зарубежная литература – 18 часов | ||||
119 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свивт «Путешествие Гулливера». | |||
120 | Дж. Свивт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |||
121 | Дж. Свивт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы | |||
122 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |||
123 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | |||
124 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | |||
125 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке | |||
126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | |||
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |||
128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | |||
129 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |||
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |||
131 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство | |||
132 | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда | |||
133 | Внеклассное чтение. Урок – отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» | |||
134 | Контрольная работа за 2 полугодие | |||
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | |||
136 | Урок – игра «Литературные тайны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Рабочая программа 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебному пособию Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008....
Рабочая программа 2 класс. Школа России.
Рабочая программа по русскому составлена на основе Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400107-1391755902.jpg)
Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400107-1391755902.jpg)
Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-948774-1509642407.jpg)
Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"
Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1169051-1634751497.jpg)
Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Литературная гостиная"
Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Литературная гостиная"...