Педагогическая профессия и её роль в современном обществе
учебно-методический материал

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Педагогическая профессия и её роль в современном мире»

План:

1.Своеобразие педагогической профессии.

2.Профессиональная характеристика педагога.

3.Педагогические специальности и направления.

1. Своеобразие педагогической профессии.

          Задание 1:  Прочитайте блок информации и заполните таблицу:

Педагогическая профессия

Отличие от других профессий

Основное содержание

Ведущая задача

педагога

Своеобразие

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.

Главное ее отличие от других профессий типа «человек- человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

        Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились 2 социальные функции – адаптивная и гуманистическая.

  1. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.
  2. Гуманистическая функция связана с развитием личности воспитанника, развитием его творческой индивидуальности.

Коллективный характер. Если в других профессиях группы «человек-человек» результат,  как правило, является продуктом деятельности одного человека- представителя профессии, в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности- воспитанника.

Творческий характер. Педагогическая  деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей её особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.

В современной  научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

     

2. Профессиональная характеристика педагога.

           Задание 2: Прочитайте информацию.  

Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.

 Реализация этих функций  требует от педагога следующих личностных параметров:

  1. потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
  2. тактичности, чувства эмпатии, терпеливости терпимости, готовности принимать и поддерживать, и если нужно защищать;
  3. понимания, своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
  4. умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в коллективе;
  5. знания особенностей психического развития и стремление вместе с детьми создавать условия для их саморазвития;
  6. способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

       Задание 3:  На основе изученного материала составьте «Заповеди учителя».

 

Педагогические специальности и направления.

           Задание 4: Прочитайте информацию.

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии.

Обстоятельства, приводящие к появлению новых педагогических специальностей:

  1. «Усложнение» характера воспитания, которое вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.
  2. Увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание.

Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому  виду  социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием дифференциации педагогических специальностей является:

  1. Специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъективно-субъективные («человек— человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
  2. Это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
  3. Особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

           Задание: 5.  Представитель гуманистической психологии ХХ века Карл     Роджерс ( 1902-1987) выступил с докладом «Вопросы, которые я бы себе   задал, если бы был учителем». А какие вопросы задали бы Вы?. Сформулируйте письменно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...

Роль среднего профессионального образования в современном обществе

За последние десятилетия в нашей стране сложился четкий стереотип: хочешь быть успешным – получи высшее образование, и перед тобой откроются все двери.В современном обществе, не без участия сред...

Роль информационной деятельности в современном обществе.

План1.Основные этапы развития информационного общества.2.Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.3. Значение информат...

Роль самообразования в современном обществе

quot;Всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, -это залезает в голову всего крепче" (Н.А. Рубакин)В ...