Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками.
презентация к уроку

Гордеева Юлия Андреевна

В презентации "Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками" вы ознакомитесь с понятием КТД, его структурой, формой и примером КТД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коллективное творческое дело2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками» Выполнила : Воспитатель МКУ «Центра помощи детям» КГО Гордеева Ю.А.

Слайд 2

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, родилась в середине 60-х годов ХХ века в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого .

Слайд 3

Коллективно-творческое дело это : дело , так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге; коллективное дело , так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой; коллективно-творческое дело , так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Слайд 4

Структура коллективно-творческого дела ( определяется шестью стадиями коллективного творчества) Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств. Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе. Вторая стадия – коллективное планирование. Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела. Пятая стадия – коллективное подведение итогов. Шестая стадия – ближайшее последействие.

Слайд 5

Требования к КТД КТД должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, полученные ранее. Каждый должен найти себе место в деле. Необходимо соблюдать последовательность действий. Любой этап – творчество ребёнка, которое нужно заметить. Форма КТД Общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и другое). Трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и другое). Познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тусовка мечтателей). Спортивные (весёлые старты, день здоровья, другое). Художественные (карнавал мод, театр пантомимы). Досуговые (аукцион забав, живые картины, рыцарский турнир).

Слайд 6

Познавательные КТД . Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Цель познавательных коллективных творческих дел - развитие у учащихся интереса к таким сторонам жизни, которые пока еще недостаточно исследованы и полны своих тайн и загадок; формирование у них потребности в познании окружающего мира, а также сознательного, увлеченного и действенного отношения к его непосредственным ис­точникам: книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные коллективные творческие дела обладают огромными возможностями для развития у ребят и таких качеств, как целеустремленность и настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская взаимопо­мощь и душевная щедрость.

Слайд 7

В процессе познавательных «экспедиций» учащиеся вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими за время учебы по предметам гуманитарного и естественно-математического направления, из радио- и телепередач, а также приобретенные в ходе самостоятельного чтения и в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно-политической жизни, увлекаться искусством, примеряя к себе различные профессии и стремясь проникнуть в «тайны» человеческой психики. Все это способствует становлению их духовных потребностей, расширению культурного кругозора и интеллектуальному развитию.

Слайд 8

«ЭСТАФЕТА «РОМАШКА » И гра-обозрение , участники которой придумывают друг для друга какие-то веселые задания на импровизацию и по очереди их выполняют. Игроки могут представлять собой небольшие коллективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды (не более 10-15 человек в каждой). В последнем случае организаторы игры должны будут заранее приготовить из бумаги или картона такое количество значков-жетонов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Участвуя в лотерее, каждый игрок вытаскивает какой-либо значок, означающий его принадлежность к определенной команде.

Слайд 9

Организаторы игры изготавливают «ромашку» - картонный круг желтого цвета диаметром 15-20 см с лепестками из белой плотной бумаги и булавками в основании каждого из них. Число лепестков должно совпадать с числом команд или быть вдвое больше, если участники игры пожелают выполнить по два задания. Затем организаторы игры выбирают (с учетом состава участников) какие-либо веселые задания, помещая на каждом лепестке «ромашки» начало одного из них, например : • Придумайте и покажите несколько сценок на тему...; • Сочините и исполните рассказ, который бы начинался так...; • Изобразите с помощью пантомимы следующие пословицы и поговорки... . Многоточием обозначается та часть задания, которую необходимо будет придумать уже во время самой игры.

Слайд 10

Ход игры Игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед ее началом участники садятся в круг по командам, каждая их которых выбирает себе капитана и придумывает какое-то шутливое название. В центр образовавшегося круга ведущие кладут (на стол или стул) «ромашку» - ее лепестки (не скрепленные с желтой сердцевиной) обращены вверх стороной, на которой нет текста.

Слайд 11

Первый этап. По сигналу ведущих капитаны команд разбирают по лепестку (или по два), а участники каждой из них заканчивают текст задания и вписывают его вместо многоточия, оставленного организаторами. На это отводится 5-10 мин. Первый этап завершается тем, что капитаны вновь составляют из лепестков «ромашку» в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изменить их расположение. Второй этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда выполняет (вместе с другими, но в тайне от них) доставшееся ей задание (или два). На это дается 20-30 мин. Затем ведущие собирают команды, чтобы те снова заняли свои места в круге. Третий этап. Ведущий вручает одному из капитанов желтую сердцевину «ромашки». Капитан объявляет задание. После того, как команда его выполнит, капитан прикладывает лепесток к сердцевине и передает эстафету другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по два задания, эстафету можно провести в два тура.

Слайд 12

Советы организаторам Необходимо помнить, что эстафета «Ромашка» - это игра, которая носит непринужденный и веселый характер, демонстрирующая находчивость, фантазию и юмор, выявляя индивидуальные творческие способности ребят младшего и старшего возраста и объединяя своих участников в разного вида коллективном поиске и решениях. Не стоит вводить оценку выполнения заданий в очках или баллах - пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок, приносящий всем радость. Эта игра для всех. Не нужно бояться участия ребят разного возраста, т. к. решения веселых заданий тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд, эстафета «Ромашка» способствует сближению детей младшего и старшего возраста подобно общей игре в кругу семьи. Это - отличное средство сплочения коллектива класса, преодоления разобщенности ребят и их объединения со своими учителями на классных и школьных вечерах.

Слайд 13

Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности работы; в детском коллективе существует формула четырех «само»: « сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем ». КТД , как система, исходит из того, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, досуговую), что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти свою нишу. Форма КТД подразумевает общее обсуждение (придумывание), выполнение и анализ деятельности коллектива. Для такой деятельности ребенок должен быть подготовлен. Слабо верится, что 40 человек вдруг сразу научились не просто не перебивать друг друга, а к тому же совместно производить некий продукт, к тому же еще и творчески... Для этого совсем недостаточно посадить ребят в круг и сказать: "Давайте вместе что-нибудь придумаем...". Точнее посадить и сказать-то можно, только отношение к КТД это будет иметь мало. Для использования всех преимуществ КТД необходим вводный этап, на котором ребенок будет замотивирован на творческую, коллективную деятельность, как на самую интересную и эффективную. А для этого ему должно стать тесно в рамках индивидуальной деятельности, должен возникнуть узкий круг его непосредственных контактеров , с которыми хочется и не страшно!!! поделиться идеей.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Технология организации коллективных творческих дел в начальной школе.

Материал содержит статью и презентацию по теме.В публикации читатель найдёт:историческую справку;перечень задач, решаемых в ходе организации КТД;подробное описание этапов коллективного творческого дел...

Методическая разработка коллективного творческого дела посвящения в студенты «Гордись, первокурсник! Теперь ты студент АМК!»

Цели данной методической разработки:1. Сохранять и укреплять лучшие традиции колледжа, направленные на привитие любви, уважения к избранной профессии, гордости за свое учебное заведение.2. Помочь студ...

Коллективное творческое дело: «Создание сайта образовательного учреждения»

Научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое испо...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – досуговой деятельности детей и подростков

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК 02.02. Методика организация  досуговых  мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные  направления культурно – дос...

Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...