сценарий мероприятия "Голос русской души!"
методическая разработка

Макшаков Бронислав Макеевич

Сценарий праздника русской песни "Голос русской души!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_russkoy_dushi.docx252.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника русской  песни

 «Голос русской души!»

Цель: формирование духовно-нравственной культуры обучающихся с помощью русской народной песни

Задачи: 

- раскрыть значение русской песни в жизни народа

- развивать патриотические чувства у ребят

- прививать любовь к русской песне  

Ход мероприятия.

  1. Звучит «Калинка-малинка»

http://tmregister.ru/base/NEW/4535/453541/1.jpg 

Ведущий        

Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!

  1. Исполнение песни «Гляжу в озёра синие»

https://drinking-songs.ru/wp-content/uploads/2016/10/slova-pesni-glyazhu-v-ozera-sinie.jpg

Ученик (ца)

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

Ученик (ца)

 А собрались мы здесь песни послушать, попеть,

поиграть и про песню русскую узнать.

ВЕДУЩАЯ

Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи.

 Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

Ученик (ца)

 А какие же были песни?

(Дети поднимают по очереди плакаты и называют жанры)

Исторические  

Сиротские   

Урожайные

Солдатские

Свадебные

Частушки

Шуточные

Трудовые

Лирические

 

Плясовые

 

Ученик (ца)

 Вот, к примеру трудовые. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь то охота, подъём тяжестей, или кузнечное дело.

Ученик (ца)

 Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит.

  1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ»

https://pesnipodgitaru.ru/wp-content/uploads/2011/04/Vo-kuznitse-notyi.gif

Ученик (ца)

 Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою. Вот, песни о любви. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому.

  1. «Что стоишь, качаясь…»

Ученик (ца) (по очереди)

 Песню, оставшуюся в народе на века, мог придумать обычный русский крестьянин или ямщик,

Ученик (ца)

   - мастеровой или служивый,

Ученик (ца)

 -  мещанин или дворянин,

Ученик (ца)

Ученик (ца)

  А как популярны юмористические или сатирические народные песни.

Ученик (ца)

В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.

  1. «Раз-два люблю тебя, люблю тебя»

Ученик (ца)

А вот удалые, раздольные,

Как ветер безудержный вольные,

Такие, что сразу – и в пляс!

Вас Русь родила благодатная

И силой своей неохватною

До края наполнила вас.

  1. «Ой снег, снежок, белая метелица»

Стригунов Глеб. От всех них отличаются бытовые песни.  Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью.  Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

  1. «При лужке»

Ученик (ца)

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

  1. Звучит фоном песня «Я на горку шла»

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Ученик (ца)

А как хороши песни ратные!

К России любовь необъятная

Звучит в вас, как грозный набат.

Мы с песнею ратной на смерть в бою

Пойдём, о Россия, за жизнь твою,

Не сделав ни шагу назад.

  1. «Солдатушки, бравы ребятушки»

Ученик (ца)

 Говоря о русских народных песнях нельзя не вспомнить о частушке. Вся жизнь России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. Частушки теснейшим образом связаны с окружающей действительностью. Они проникали во все уголки человеческого быта.

 Ученик (ца)

Вот выдают девушку замуж за немилого, и частушка уже готова, она повествует о девичьей печали:

- Неужели надоела своей матери-отцу?

Неужели я достанусь разнесчастному вдовцу?

Ученик (ца)

 В частушке, как и в песне, можно встретить «то разгулье удалое, то сердечную тоску».

Очень много частушек и о Великой Отечественной войне

10. «ЗВУЧАТ ЧАСТУШКИ"(исполняют девочки, последнюю частушку - мальчик)

1.На фронт милого забрали

Я ходила провожать.

На прощание сказала:

«На границе не дремать!»

2.Три письма дружку писала,

Не спала девять ночей.

Не чернилами писала,

А слезами из очей.

3.Мы с милёночком поедем

Воевать на парочку:

Он пойдет за командира,

Я – за санитарочку!

4.Я к проклятому германцу

На работу не пойду.

Через мох, через болота

К партизанам убегу.

5.Когда кончится война,

Пойдут ребята ротами.

А я милого свово

Встречу за воротами.

Ученик

Сшила бабка мне кафтан,

Из овчины латки.

Променял я тот кафтан

На три шоколадки!

Ученик (ца)

Россия, Россия, края дорогие, 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют просторы родные 
Раздольные русские песни поют.

11.Матрёшечки» 

Мальчики и девочки по очереди (первую часть пословицы мальчики, вторую девочки)

В старину говорили: «Кто с песней живет, того

кручина неймет».

«Как живется, так и поется»

«Где песни, там и молодость»

Беседа дорогу коротает, а песня работу.

Весело поется, весело прядется.

Без частушек прожить можно, да что-то не живут.

Не всяк весел, кто поет и за песней плачется.

Голосу нет, душа поет.

Красна сказка складом, а песня ладом.

Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

Все вместе «Песня - душа народная».

12. «Коромысел золотой»

Ученик (ца)

               Песнями богата родина моя.
               Прославляет песня милые края.
               Звонкая, веселая, грустная порой
               Льется по России вольною рекой.

Ученик (ца)

Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть.

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Всё она своим сердцем объемлет,

Ей и 20, и 1000 лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

13.  «Уж, ты Порушка-Параня»

Ученик (ца)

Испокон веку песня всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе.

 Хором

От самого рождения  и до самой смерти.