«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
проект

Пименова Елена Николаевна

Концепция совершенствования  системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы направлена на решение кадровых проблем и влияние на формирование  трудовых ресурсов. Результатом  реализации концепции  является  изменение мотивационных устремлений обучающихся при  выборе  профессии, специальности, для профессионального  обучения  и их соответствия  потребностям экономики Ленинградской области.  Особое внимание работодатели  заостряют  на требованиях к  профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим актуализируется  проблема  профессионального становления личности. И на первый план выходят вопросы, связанные с профессиональной ориентацией  и самоопределением обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyi_proekt_redaktirovannyi.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ ЛО «Приозерский политехнический колледж»

ПРОЕКТ

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Выполнила: Пименова Елена Николаевна

мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин

г. Приозерск, 2019

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретическая часть

1.1.Что такое профессиональное самоопределение учащегося ………………………………..5

  1. Содержание профессионального самоопределения на разных стадиях развития личности ………………………………………………………………………………………9
  2. Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения………………...14

Глава 2. Практическая часть

2.1 Уроки производственного обучения – начало любви к профессии ………………….18

2.2 Влияние качества производственного обучения на профессиональное самоопределение обучающихся …………………………………………………………………………………19

2.3 Производственные экскурсии - одна из значимых форм формирования профессионального самоопределения обучающихся …………………………………………………………….24

Заключение ……………………………………………………………………………...........26

Список используемых источников ………………………………………………………….28

Введение

Концепция совершенствования  системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы направлена на решение кадровых проблем и влияние на формирование  трудовых ресурсов. Результатом  реализации концепции  является  изменение мотивационных устремлений обучающихся при  выборе  профессии, специальности, для профессионального  обучения  и их соответствия  потребностям экономики Ленинградской области.  Особое внимание работодатели  заостряют  на требованиях к  профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим актуализируется  проблема  профессионального становления личности. И на первый план выходят вопросы, связанные с профессиональной ориентацией  и самоопределением обучающихся.

Начало  самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, с ориентацией в той или иной сфере общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение. В связи с этим актуализируется  проблема профессионального становления личности. Человек  должен занять свою нишу в обществе, социализироваться в нем, самоопределиться. В связи с тем, что рыночные отношения серьезно изменяют  характер и цели труда, становятся необходимыми такие качества как предприимчивость, инициативность, умение самостоятельно  и оперативно действовать в нестандартных ситуациях, преодолевать значительные трудности, постоянно  совершенствоваться  в своей профессии, а при необходимости  и менять род занятий. Поэтому  важно, чтобы уже в процессе  профессиональной  подготовки  молодой человек осознавал себя  не просто учащимся, а формирующимся специалистом-профессионалом, собственная активность которого, является решающим фактором его профессионального развития.

Выбoр прoфессии - слoжный и oтветственный шаг в жизни каждого человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность выбранной мнoй темы: «Представление о профессии как фактор профессионального  самоопределения  учащихся».

Признание ценности человека,  его роли в развитии общества, свободы выбора и ответственности  личности за построение своего жизненного пути становится важнейшей смыслообразующей.

Правильно выбрать прoфессию - значит найти свое место в жизни. Поспешность, легкомысленность мoгут  расстрoить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

По моему мнению, нет практически ни oдной профессии, в котoрую студент мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельнoсти оказалась бы и в целом и в отдельных функциях сooтветствующей этой деятельнoсти.

Индивидуализирoванная структура спосoбностей, удoвлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

В качестве объекта исследования выступает профессиональное самоопределение учащихся.

Предмет исследования: специфика и динамика формирования профессионального самоопределения  учащихся.

Цель исследования: постепенно сформировать у обучающихся  внутреннюю готовность  самостоятельно  и осознанно планировать, корректировать  и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Основные задачи  проекта:

- изучить литературу по теме: «Представление  о профессии  как фактор профессионального самоопределения учащихся»;

-рассмотреть понятие профессионального самоопределения учащихся;

-определить основные аспекты понятия профессионального самоопределения;

-исследовать изменения становления  профессионального самоопределения  в  ходе профессионального  обучения;

 - сделать определенные выводы.

Гипотеза 1 необходимым условием успешного  профессионального обучения, психологической предпосылкой для перехода на новый этап профессионального самоопределения является воспитание положительного отношения к своей профессии, преобразование представления о «профессии вообще» в конкретную личностную модель, отражающую как теоретические знания по специальности, так и реальный опыт учащегося, полученный им в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

Гипотеза 2 профессиональное самоопределение  важный  и ответственный шаг в жизни  человека, от которого во многом зависит его судьба.

Глава 1.Теоретическая часть

1.1 Что такое профессиональное самоопределение учащегося?

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс, охватывающий весь период  профессиональной деятельности личности: начиная от возникновения профессиональных  намерений до окончания трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представления о своем профессиональном "Я" тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

До 90-х годов в отечественной педагогической теории профессиональное  самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Цели и задачи профессионального самоопределения  и профессиональной ориентации  хоть и перекликаются, но, тем не менее, различаются. Если  профориентация ставит цель помочь человеку в выборе профессии, то целью профессионального самоопределения является готовность и ответственность за сделанный выбор. Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы.

У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:

1. Расхождение понятий "работа" и "профессия".

2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами. В результате в установке современной молодежи "через высшее образование к высокооплачиваемой работе" прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по "престижной" специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и "допуск" к работе с высокой зарплатой.

Современное понимание профессиональногосамоопределения охватывает проблемы взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личностьокружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. 

В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии иобеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.В отечественной психологии в последние годы все большее количество ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Выбирая профессию, человек планирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус со смысложизненными ценностями. В русле данного подхода выполнены исследования К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи и др. Наиболее последовательно и разносторонне вопросы профессионального самоопределения субъекта рассматриваются в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.

Наиболее перспективным, с точки зрения темы исследования, я считаю  изучение  профессионального самоопределения в русле профессионального и личностного саморазвития

(В.И. Белов,  В.А  Бодров, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Л.Д. Курбатова).

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта .
Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. Климову, является формирование профессионального самосознания, в структуре которого выделяются:
1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - инженеры»).
2. Оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов и пр.).
3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).
4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.
5. Представление о себе и своей работе в будущем.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
• гностический (перестройка сознания и самосознания);
• практический (реальные изменения социального статуса человека).

H. С. Пряжниковым предложена модель профессионального самоопределения личности, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.
4. Определение ближайших профессиональных целей как этапов достижения дальней цели.
5. Поиск информации о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о возможных трудностях достижения профессиональных целей, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов.
7. Наличие резервных вариантов выбора в случае неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы, постоянная корректировка планов по принципу обратной связи.
Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.
7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

Э.Ф. Зеер рассматривает проблему профессионального самоопределения личности в контексте новой отрасли прикладной психологии - психологии профессий. Профессиональное самоопределение характеризуется:

• избирательностью отношения человека к миру профессий;

• осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

• постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;

• детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);

• тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности. Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление. Э.Ф. Зеер отмечает, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.

1.2 Содержание профессионального самоопределения на разных стадиях развития личности

 Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:

I группа факторов – социально- экономические:

• Разнообразие профессий;

• Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).

• Способы и орудия производства

• Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству

• Престиж профессии.

• Материальные и моральные стимулы труда.

II группа – социально-психологические факторы:

• Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

• Мотивы выбора профессии:

1. материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

2. социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

3. моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

4. группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

5. профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6. утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

7. мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

8. эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

III группа – психологические факторы:

• Интересы и склонности.

• Общие и специальные способности.

• Уровень интеллектуального развития.

• Самооценка и уровень притязаний.

• Особенности памяти, внимания.

IV группа – психофизиологические факторы:

• Состояние здоровья.

• Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность).

• Особенности темперамента

Восемь  факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

В анализе профессионального  самоопределения возможны различные подходы:

  • социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью);
  • социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества);
  • дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни)

 Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы  профессионального самоопределения:

  • дошкольный –формирование первоначальных трудовых навыков и умений; 
  • начальная школа(пропедевтический)– возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности 

(игровой, учебной, трудовой);

  • первая ступень основной школы (5-7-е классы)- сознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
  • вторая ступень основной школы (8-9-е классы)- начало формирования профессионального самосознания;
  • полное среднее учебное заведение -  профессиональная ориентация на

основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; 

  • профессиональное учебное заведение - овладение профессией; 
  • профессиональная деятельность-повышение квалификации или переориентация надругую профессиональную деятельность.

В профессиональном  самоопределении большую роль играет  взаимодействия семьи, государственно-общественных  структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования  детей и дополнительного образования взрослых , службы занятости и др.).

Психолого-педагогическая  поддержка профессионального самоопределения  направлена на последовательную  реализацию  права подрастающего гражданина и  на сознательный выбор профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется  в процессе преподавания  основ наук, в ходе профессиональной подготовки. Профессиональному самоопределению способствует система дифференцированного обучения  в специализированных классах  школ, вариантность видов и типов учебных заведений различного профиля,  позволяющая  наилучшим  образом удовлетворить  образовательные  и профессиональные потребности  учащихся.

Для практической реализации профессионального самоопределения  важное значение имеет социально–экономическая диагностика динамики профессий, разработка  практических моделей профессионального самоопределения  с учетом различных форм партнерства общеобразовательных  школ  с производством и системой профессиональной подготовки молодежи.

Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.

Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости. Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация,  
  • профагитация,
  • профпросвещение,
  • профдиагностика (профотбор, профподбор),
  • профконсультация.

Эти методы направлены на школьников, подрастающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора, то это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями». (Е.И. Головаха)

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом. Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

1.3 Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения.

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха. С падением моральных устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. (Э.Эриксон)

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом.

Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.)
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в командировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график )
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  • позиция «раба», при которой главный вопрос — «Как выжить?»;
  • позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  • позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  • позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  • позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
 Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни

Поэтому следует вывод,  что для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

Глава 2.Практическая  часть.

2.1 Уроки производственного обучения – начало любви к профессии.

Важнейшей задачей учреждений профессионального образования является подготовка  конкурентоспособных  рабочих и специалистов, которая отвечала бы возрастающим  требованиям рынка труда к качеству трудовых ресурсов,  на основе интеграции  образования, науки  и производства. Период профессиональной подготовки, вхождение  в профессиональную деятельность является одним из важных этапов формирования  личности  и характеризуется не только  активным  овладением профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и существенными изменениями  в сфере самосознания. Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших  факторов, определяющих  многое в жизни современного человека. Ведь  человек, состоявшийся в своей  специальности, как правило  благополучен  в жизни.

Поэтому задачей первого вводного  занятия  учебной практики на первом курсе является раскрытие перед учащимися важности, увлекательности  и востребованности избранной профессии, убеждение их в правильности сделанного ими выбора. Образно говоря, на этом занятии должен быть заложен первый камень в фундамент любви к своей будущей профессии. Ведь довольно часто  подавляющее число абитуриентов, поступающих в училище и колледж, имеет  смутное представление о специфике и содержательном наполнении избранной профессии. Кому-то посоветовали родные, кого-то увлекло желание быть с близким другом. А кто-то не прошел на ту специальность, на которую поступал, и  приходится соглашаться с тем, что предлагает приемная комиссия учебного заведения. Увы, все это реалии  жизни, и каждый педагог – опытный и начинающий- часто сталкивается с подобной ситуацией.

Вот почему методически оправдано, если самые первые слова мастера на занятии будут не о правилах поведения в мастерских, не о требовании к  форме одежды и т.д. Об этом необходимо говорить на этом  же уроке, но чуть позже. Начать следует, например, со слов, воздающих хвалу профессии, которая уже столько времени необходима людям или недавно появилась на волне научно-технического прогресса  и  имеет блестящую перспективу  развития. Не  надо бояться несколько возвышенных слов в рассказе о профессии: он должен убеждать в безошибочности  выбора, сделанного учащимся, вселять  уверенность, что данная профессия позволит высококлассным специалистам обеспечить достойное место в будущей  жизни, высокий  заработок  и благополучие семьи.

Методически грамотным будет предпринятый экскурс  в историю профессии, с яркими примерами специалистов  и выпускников, достигших в ней подлинных высот мастерства. Мастер может показать образцы работ, выполненные  предшественниками  нынешних учеников (чаще всего- хорошо знакомых, ведь большинство учащихся  из одного района), которые тоже приходили ничего не умея, но стали подлинными мастерами в своем деле. И такое по силам каждому  из вновь пришедших. Методически оправдано раскрывать перед учащимися возможности будущего роста: поступление в высшие учебные заведения, работу по специальности на  престижных предприятиях и фирмах и т.п.Живая беседа, многочисленные вопросы, откровенные ответы на них с первых минут создают  в группе атмосферу доверительности и психологического комфорта.

Такой подход к началу водного занятия дает несоизмеримо более высокий результат самоопределения  учащихся, нежели начало занятий с перечня правил по технике безопасности т.д.

2.2Влияние качества производственного обучения  на профессиональное  самоопределение обучающихся.

Одним из факторов, влияющих на профессиональное  самоопределение  обучающихся  является качество производственного обучения.

Важную роль в эффективности обучения играет мониторинг – это процесс отслеживания качества на всех этапах контроля.

Для оценки профессионального становления учащихся можно использовать различные виды мониторинга.

На первом этапе (стартовая диагностика) учащимся, поступившим в колледж уделяют особое внимание мотивации выбора профессии, уровню его общего образования, предъявляемым избранной профессии.
На втором этапе (промежуточный контроль качества), методом сбора информации, т.е. провожу контрольные срезы, тесты, кроссворды по темам программы производственного обучения, самостоятельное выполнение практических работ. Источники информации: зачеты, контрольные работы, итоговые оценки.
На третьем этапе (финишная диагностика, включая адаптацию выпускников на производстве) сопоставление получаемых результатов с первоначальными. На данном этапе контроль качества осуществляю в строгом соответствии с требованиями Госстандарта.
Анализ качества производственного обучения показывает, что для качественного усвоения знаний учащимся необходимого наличие двух факторов – мотив к учению и умение учиться.
Примером учащимся для подражания является мастер производственного обучения грамотный, высококвалифицированный, знающий свое дело, умеющий произвести впечатление на них своим личным примером. Для производственного обучения наиболее важный фактор – это умение учиться.
Выполнение разнообразных практических работ, включающих в себя самые различные способы деятельности избранной профессии, требует от учащихся прочных осознанных знаний, умений и навыков, обеспечивающих их перенос и применение на практике.
Процесс производственного обучения в группе происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Цель производственного обучения – формирование профессиональных умений и навыков у учащихся, основ профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер», вооружение учащихся профессиональными и практическими знаниями.

Производственное обучение провожу в  два этапа - обучение в лаборатории колледжа и  обучение на предприятиях общественного питания.
Я обучаю учащихся по профессии «Повар, кондитер»по приготовлению блюд, кондитерских изделий, мучных изделий, хлебобулочных изделий. В производственной лаборатории колледжа учащиеся отрабатывают первоначальные приемы по нарезке овощей, приготовление первых и вторых горячих блюд, изготовлению мучных кондитерских изделий, хлебобулочных изделий. Отработка первоначальных трудовых приемов в лаборатории проводится согласно программе производственного обучения, модульному обучению и квалификационной характеристике, общий и профессиональной компетенции с применением новых технологий. Каждый вид работы имеет свои сложности. 
Подготовка рабочих высокой квалификации совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от качества урока производственного обучения. Урок производственного обучения – это основная форма обучения и воспитания учащихся. Именно здесь формируются у учащихся умения и навыки, способность анализировать, творчески подходить к решению производственных задач.
Готовясь к проведению занятий, тщательно знакомлюсь с содержанием каждой темы программы, с литературой, определяю, что нового передового можно внести в данный урок, намечаю содержание, порядок и методы проведения вводного инструктажа, формирую  вопросы, тщательно продумываю последовательность личного показа трудовых приемов, методы и приемы контроля, учета знаний, умений и навыков, формы подведения итогов урока, содержание домашнего задания.

Готовлю материально-техническую базу, проверяю пригодность каждого рабочего места учащихся для изучения учебного материала, выполнения практических упражнений, обеспечиваю их необходимыми инструментами, приспособлениями, наглядными пособиями, затем составляю план урока.
На первых занятиях в мастерских знакомлю с будущей профессией, рассказываю о значении ее на производстве, сообщаю основное содержание, требования в отношении знаний, профессиональных умений и навыков, предъявляемые квалификационной характеристикой, общими и профессиональными компетенциями.
Важное знание при обучении учащихся имеет создание дружного, сплоченного коллектива группы, отношение между мной и учащимися, а так же между самими учащимися в процессе производственного труда

Урок состоит из вводной, основной и заключительной части, соответственно в каждой части провожу инструктирование.
При формировании первоначальных умений и навыков по темам программы провожу уроки – упражнения. Обычно первоначальные трудовые умения и навыки могут вызвать у учащихся неприятные чувства: неумение, неуверенность, усталость. Поэтому особое внимание уделяю на текущий инструктаж, стараюсь помочь учащимся овладеть навыками в работе. Веду наблюдения за слабыми учащимися, помогаю им, показываю еще раз тот или иной прием. Стараюсь похвалить, пусть даже за малейшие успехи, а это придает им уверенность в выполнении упражнений.
Правильный текущий инструктаж в процессе производственного обучения чаще всего является решающим фактором обучения.
При закреплении и совершенствовании умений и навыков провожу уроки по выполнению комплексных работ, т.е. учащиеся выполняют разнообразные виды и приемы работ, различные блюда и изделия, применяя новые технологии и переходя от простого к сложному. Изменения к лучшему в отношении к труду становятся заметными, учащиеся видят результаты своего труда и стремятся выполнить работу качественно, когда получают за свой труд хорошую или отличную оценку. 

При фронтальном обучении учащихся использую бригадную форму, благодаря которой имею возможность руководить одновременно работой всей группы, применяя групповое инструктирование учащихся, коллективное обсуждение ошибок, причины и способы устранения их.

Процесс  обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Чтобы успешно выполнить свою задачу на уроках производственного обучения, реализовать поставленные цели в основном использую – словесный, наглядно – демонстративный, практический и активные проблемные методы.
Основным методом производственного обучения являются упражнения.
Структура психологической и практической деятельности учащихся в процессе упражнений не остается неизменной.
Для того, чтобы учащиеся овладели профессиональными навыками так, как ими владеют квалифицированные рабочие, необходимо не только вооружить их различными умениями и навыками, обогатить и конкретизировать их знания, но и научить применять их на практике, развить у них ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координация, быстрота мышления, чувство времени. Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места данной темы в программе и ее содержании.
Поэтому упражнения в процессе производственного обучения провожу по определенной системе, где имеет место взаимосвязь их учебных целей, которые должны постоянно и повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая цель обязательно сохраняет, включает последующую. Каждое упражнение должно подготавливать выполнение следующего, а следующее способствовать усвоению нового и одновременно закреплять предыдущее.
Практика работы показывает, что эффективность обучения возрастает, если учащиеся выполняют сложные работы по приготовлению и оформлению блюд, отсутствует однообразие в производственной деятельности учащихся, применяются новые технологии, блюда зарубежной и национальной кухни, приготовление мучных кондитерских изделий и хлебобулочных изделий.
Поэтому после обучения в лаборатории и учебной кондитерской, отработав все основные приемы и упражнения, распределяю учащихся на производственное обучение по предприятиям общественного питания, где под руководством наставников и под моим контролем учащиеся совершенствуют свое мастерство, получают хорошие навыки в работе, при этом возрастает интерес, повышается производительность труда и выше результаты успеваемости.
По окончании изучения тем программ по теоретическому и производственному обучению по приготовлению всех видов блюд и кондитерских изделий, провожу уроки – конкурсы профессионального мастерства, которые показывают положительные моменты и одновременно выявляют типичные ошибки, недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся. По профессии Повар, кондитер  учащиеся обучаются по стандартам третьего поколения (модульное обучение) – по окончанию изучения каждого модуля провожу пробный экзамен, оценивая знания по общим и профессиональным компетенциям.
Итоги конкурсов рассматриваю, и результаты обсуждаем в группе вместе с учащимися, намечаю меры по ликвидации пробелов в обучении.

Мой учащийся принял участие в областном конкурсе  профессионального мастерства среди студентов профессиональных организаций  высшего образования  Ленинградской области по профессии «Повар, кондитер» и победил в номинации «Лучший дизайн блюда».
Анализ качества производственного обучения за два года показывает, что результаты стали выше, т.к. учащиеся чувствуют себя увереннее приобретая навыки и повышая свое мастерство.

В настоящее время нет проблемы с трудоустройством учащихся на практику, а также наблюдается хорошая закрепляемость на предприятиях.
Профессиональная закрепляемость, адаптация выпускников – это результативность труда (нормы выработки, качество выполняемых работ, профессионально - квалификационная мобильность, разрядность выполняемых работ), также правильность выбора профессии с последующим профессионально-квалификационным продвижением. И все же одним из важнейших условий совершенствования производственного обучения являются изучение и использование в обучении передового производственного опыта, новых технологий по Европейскому стандарту.
Первоначальные приемы и навыки, любовь к профессии прививаю в лаборатории колледжа, где использую новое современное оборудование (в сбивальные машины, электромясорубка,  планетарные  миксеры, пароконвектоматы, электросковорода), которое компактно и удобно в работе. Учащиеся применяют инновационные технологии и ингредиенты с полифункциональными свойствами, что позволяет решать ряд практических задач: 

1. оптимизировать процесс приготовления – время и этапность взбивания (перемешивания) температуру и влажность теста

2. снижать содержание рецептурных компонентов; 
3. замедлять процессы очерствения и усыхания путем использования агентов, удерживающих свободную влагу в выпеченных изделиях.

При распределении учащихся на практику подбираю такие предприятия, где учащиеся могут приобрести навыки, повысить свой профессионализм по новым технологиям приготовления блюд и изделия на современном оборудовании, например, рестораны «Жемчужина», «Точка на карте», кафе «Капитан  Морган», кафе бистро «Евразия», производство супермаркета «Водолей», ООО «Хлебозавод», мини-пекарни.


Проводя диагностику качества производственного обучения в группе, прихожу к выводу, что состав учащихся разный. Программу производственного обучения одни усваивают быстро, с опережением, другие слабее с затруднениями выполняют задания, приходиться больше проводить индивидуальной работы с отстающими, но при этом привлекаю и наиболее сильных, которые помогают мне при проведении практических занятий, вот здесь и хорош бригадный метод обучения. Распределение учащихся проходит равномерно по бригадам, сильные помогают слабым и результат получается хороший, качество в обучении только выигрывает.

Можно сделать вывод: большую роль в приобретении профессионализма  и самоопределения   обучающихся играет качество производственного обучения, котороеопределяет  целенаправленный выбор профессии «Повар, кондитер».

2.3Производственные экскурсии- одна из значимых  форм  формирования профессионального самоопределения  обучающихся.

Среди различных активных форм проведения профориентационных  занятий одна из значимых –это производственные экскурсии, основной  целью которых является  повышения  качества учебного процесса.  Экскурсии  могут иметь различное  назначение  в  зависимости от задач, которые ставятся и разрешаются  при их организации и проведении. Можно выделить общеознакомительные   и целевые экскурсии.

Общеознакомительные  важны на первом этапе профессионального обучения ,так как  для

слабо  мотивированных студентов  в результате посещения предприятия  возникает возможность формирования  первичных основ профессионального интереса  к получению  профессии.

Для более подробного  ознакомления с выбранной профессией повара, кондитера провожу экскурсии на предприятия общественного питания нашего города, для составления общего представления  о его структуре, выпускаемой  продукции,  получение сведений   об истории создания предприятия и его развития, о характере производства. Обучающиеся знакомятся с руководством  предприятия, с коллективом,   с рабочими местами  по   данной профессии, где они будут проходить производственную практику и в дальнейшем трудоустроиться.

В ходе целевых экскурсий происходит детальное знакомство с конкретным оборудованием, и методами его использования, технологическими операциями.

Данный вид экскурсии наиболее целесообразен в связке с определенными теоретическими темами, профессионально значимыми для становления учебно-профессиональной мотивации студента. Целевая экскурсия при этом может   предварить изучение темы или завершить ее ,может являться решением задач разных учебных дисциплин для осуществления межпредметных связей.

Такие экскурсии помогают студентам  раскрыть связь теории и практики в деятельности работающих людей и производства в целом.

Экскурсии эффективны ,  когда качественно выполнены следующие этапы: подготовка к экскурсии, проведения экскурсии и подведение итогов.

При изучении темы «Приготовление дрожжевого тест и изделий из его» по кондитерскому производству  была проведена экскурсия  на ООО «Приозерский хлебокомбинат».

При подготовке к экскурсии по данной теме были  определены учебные цели, подготовлен ряд вопросов, на которые студенты должны получить  ответы в ходе экскурсии, проведен инструктаж по охране труда  и технике безопасности.

В процессе экскурсии познакомились с оборудованием, необходимым для замеса теста, разделки, формовки и выпечки изделий. Студенты смогли наблюдать  весь технологический процесс от  приготовления теста до выпечки изделий, вели записи  наблюдений, делали фотоснимки. Познакомились с ассортиментом изделий из дрожжевого теста.

Подведения итогов   осуществлялось  в виде беседы,  где студенты отвечали  на заданные им  ранее вопросы,  но именно этот  этап  является более важным, так как я имела возможность  акцентировать внимание  студентов на принцип работы оборудования, соблюдения техники безопасности при работе с ним. Также заострить внимание  на соблюдение последовательности технологических операций, необходимых выпуска качественных изделий.

Можно сделать следующий вывод: производственные экскурсии содействуют устранению формализма  в преподавании, осуществляют  связи дисциплин  специального цикла с жизнью, с производством, формируют профессиональное самоопределение обучающихся.

Заключение.

В ходе  выполнения  проектного задания  на тему: «Преставление о профессии как фактор   профессионального  самоопределения учащегося» были  решены следующие задачи:

- изучена  литературу по данной теме;

- дано понятие профессионального  самоопределения учащихся;

-определены основные аспекты понятия профессионального самоопределения;

- сделаны  определенные выводы.

В ходе  работы  были исследованы  изменения становления  профессионального самоопределения  в  ходе профессионального  обучения.

Решая поставленные задачи, было доказано, что необходимым  условием успешного  профессионального обучения, психологической предпосылкой для перехода на новый этап профессионального самоопределения является воспитание положительного отношения к своей профессии, преобразование представления о «профессии вообще» в конкретную личностную модель, отражающую как теоретические знания по специальности, так и реальный опыт учащегося, полученный им в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение  важный  и ответственный шаг в жизни  человека, от которого во многом зависит его судьба. Чем раньше начинается погружение студентов в производственную сферу, тем  легче происходит  адаптация к производственным условиям, тем лучше себя чувствуют себя выпускники колледжа на рабочем месте. Ведь современное общество  требует от каждого своего члена полноценной отдачи, так как придя на рабочее место, он обязан выполнять профессиональные функции без всяких оговорок. При этом ответственность за формирование специалиста  лежит на учебном заведении, давшем ему профессиональное образование.

 Таким образом, от профессионального самоопределения – процесса  определения своего  места в профессиональных  структурах общества, выбора стратегии реализации своего  потенциала  в условиях развивающегося  рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив  и условий построения профессиональной карьеры  в конкретной профессиональной  сфере- студенты через систему профессионального образования приходят к обретению  статуса профессионального  рабочего или специалиста.

Подведя итоги, я с уверенностью могу сказать, что поставленные цели и задачи проектной работы достигнуты.

Данная работа может быть использована при проведений учебных занятий мастером производственного обучения или преподавателем спец. дисциплин.

Список используемых источников:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Просвещение, 1980. - 318 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Просвещение, 1984. - 248 с.
  2. Белов   В.И., Профессиональное самоопределение обучающихся: новые  формы и методы.  СПБ.: ЛОИРО  2016 г
  3. Белов В.И.«Вызовы времени и проблемы  развития  профориентационной деятельности»
  4. Белова В.И., "Система профессионального воспитания в современных  социально-
  5. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 26-28.
  6. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 22-28.
  7. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М., 2005. – 157 с.
  8. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  9. Интернет ресурс:http://открытыйурок.рф
  10. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.
  11. Минск"  Красико- принт"  2014 год
  12. Пряжникова Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М., 2005. – 484 с.
  13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
  14. Хаткевич О.А.   Профессиональная  ориентация учащихся
  15. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / С. Н. Чистякова, Н. Родичев // Народное образование. – 2006. - №9. – С. 152 – 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...

Поэтапная реализация профессионального самоопределения обучающихся в Садово-Архитектурном Колледже

Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни  считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреж...

Методическая разработка о самоопределении обучающихся.

В методической разработке рассмотренны противоречия между недостаточной профессиональной ориентацией, неустойчивыми интересами и низкой осознанностью мотивации обучающихся к обучению по профессии &laq...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентацио...

Мотивация обучающихся на овладение профессией как фактор развития профессионального образования.

Мотивация к овладению профессии на примере одного обучающегося.Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и не...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...