Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы с использованием предметно-практической деятельности.
статья

Юн Ок Сун

Статья для публикации в журнале

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы с использованием предметно-практической деятельности

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии глухого ребёнка, и от того, насколько эффективно организуется процесс трудового воспитания в младшем школьном возрасте, будет зависеть в целом всё обучение и воспитание ребёнка.

   Внеклассная работа непосредственно связана с учебной деятельностью, но на занятиях задачи учебной деятельности решаются в специфических условиях, отличающихся от урока: в новых видах деятельности, в иной предметной сфере на основе принципа добровольности и расширенной свободы действий. Занятия программой жёстко не регламентированы, поэтому в ряде случаев возможно опережение программных требований.

   При проведении  внеклассной работы с использованием предметно-практической деятельности должно уделяться внимание формированию познавательных и мотивационных аспектов, потребностей в реализации деятельности, а также усвоению основных структурных компонентов деятельности и их значения в общей структуре.

 

   Для того чтобы практическая деятельность с её структурными компонентами выступила для младших школьников в наиболее рельефном виде, целесообразно использовать личностно-ролевую форму организации работы, когда вся деятельность делится между группами учеников, которым вручаются определённые значки, соответствующие их ролям. Одни ученики руководят деятельностью детей, другие осуществляют исполнительную часть - изготовляют предмет. Третьи контролируют работу первых двух и оценивают её. Причём для осознания структуры деятельности важно, чтобы каждый ученик побыл в одной из ролей.

   Подобная работа интересна глухим учащимся и не вызывает больших затруднений. Формирование представлений о структуре деятельности целесообразно начинать с моделирования действий контроля и оценки, как наиболее доступных для детей младшего школьного возраста. Эффективным приёмом является так называемый парный контроль: при работе парами один ученик пооперационно контролирует работу другого, указывает на недостатки (неверно вырезаешь, неаккуратно наклеил), даёт советы, выслушивает ответ о каждом этапе и прикрепляет флажок, показывающий окончание того или иного этапа работы. Важно, чтобы он следил за структурой самой деятельности. Параллельно вводится роль « оценщика», который по окончании работы оценивает как качество выполнения, так и процесс работы в целом (речевые высказывания, активность, самостоятельность и т . п ) каждого ученика, бригады или пары.

   В целях организации ролевой деятельности учащихся необходимо применение учебных или предметных карт, на основе которых ученики могут осуществлять планирование и самоконтроль каждого конкретного задания.

   По мере освоения указанных функций, руководящие и контрольные действия( исполнительные и контрольные) могут совмещаться в одной роли. В ряде случаев вместо роли «маленького учителя» можно использовать новую роль « главный помощник ». Сущность работы  остаётся прежней  (на главного помощника

возлагаются контрольные или руководящие функции),  небольшой элемент новизны вызывает интерес у учащихся, активизирует их деятельность, повышает мотивацию.

   На некоторых занятиях контрольно-оценочная деятельность может осуществляться группой контроля. Такая группа в конце занятия принимает и оценивает работу каждого. Все замечания должны быть рассмотрены, а основные недочёты устранены изготовителями.

     При работе с детьми зачастую требуется специальная подготовка главного помощника: он заранее инструктируется педагогом.

    Этот вид занятий особенно эффективен и успешно применялся нами. Главный помощник работает с расположенными предметными картами, отражающими последовательность изготовления поделки, дает инструкции ребятам: «Сложите бумагу пополам. Загните два угла, сложите углы вместе. Размягчите пластилин. Скатайте шар». Его деятельность в данном случае сводится к организации деятельности учащихся, а контроль может осуществляться другим учеником.

   Для формирования умения планировать свою деятельность можно использовать карточки, в которых последовательность изготовления предмета представлена в обобщённой форме.

1. Характеристика изделия в целом.

2. Части изделия, их соединение.

3. Материалы и инструменты, необходимые для работы.

4. Последовательность операций по изготовлению изделия.

5. Контроль за ходом работы.

6. Оценка результата труда.

   При коллективной оценке мы с учащимися находили похожие работы, работу с ошибкой, работу с определённой ошибкой, незаконченную работу, выделяли две - три самые красивые (аккуратные) работы. Такие виды работы развивают конструктивное мышление ребёнка, дают в дальнейшем возможности использовать усвоенные схемы в различных ситуациях.

Для привлечения учащихся к выполнения работы мы организовывали выставки готовых работ. В отдельных случаях целесообразно продемонстрировать возможные варианты изготовленных предметов: поделки, рисунки, аппликации.

   Чтобы обеспечить положительную мотивацию, следует учитывать:

практическую значимость изготовляемого предмета ( открытка к 23 февраля, к 8 марта, новогодние поделки, и т.д);

новизну объекта (он должен отличаться от того, который изготовляли на уроке);

эстетичность изделия (большое значение имеет качество образца);

разнообразие и чередование видов деятельности, применение новых.

    Во внеклассной работе мы используем разнообразные виды деятельности. Можно выделить несколько видов работ с бумагой: моделирование (прыгающая лягушка, лодочка); силуэтное вырезание («Грачи прилетели»); аппликация (в том числе мозаика), плетение ( коврик, закладка); конструирование игрушек ( львёнок, собака) создание изображений цветов, птиц, животных, оригами; симметричное вырезание ( растение, птицы ); изготовление ёлочных украшений ( гирлянд ) по типу щелевого соединения, квиллинг.

Возможны и другие виды работ: с пенопластом  (кораблик, котёнок, веточка в инее);

Мозаика из яичной скорлупы (цыплёнок, ёжик); работа со спичечными коробками (фигурки животных, архитектурные изделия); работа с тканью, цветной бумагой, природным материалом, лепка из соленого теста, поделки из помпонов.

  Важно развивать у детей интерес к занятиям  предметно - практической  деятельностью, которая способствует развитию мелких мышц рук, координации движения рук и пальцев, что особенно важно, если учитывать взаимосвязь развития ручных кинестезий с речевыми. К тому же требует терпения и воспитывает умение доводить начатое до конца.

   Занятия начинаются с того, что педагог знакомит детей с тем или иным предметом, который они должны изготовить. Это либо само  изделие  либо его рисунок, макет. Во всех названных видах деятельности развиваются мыслительные операции у детей: анализ, синтез, сравнение, обобщение, что влияет на восприятие, запоминание и воспроизведение объектов; учащиеся начинают отмечать наиболее существенные особенности объектов.

   Большое внимание как при ознакомлении с объектами деятельности, так и в процессе их изготовления нужно уделять развитию логической грамотности. Предметно-практическая деятельность создаёт наиболее естественные и мотивированные условия для усвоения предложений, включающих логические союзы и логические слова.

   На занятиях так же используются предметные и технологические карты. С их помощью учащиеся устанавливают правильную последовательность действий.

   ((((Технологическая карта содержит общий вид, рисунок или фотографию изделия, чертёж, технологию сборки изделия. Расположение сведений соответствует этапам выполнения работы. На картах помещаются также указания о том, как выполнять каждую операцию. Они могут быть словесными или в виде эскизов. Применение в картах графических элементов обеспечивает наглядное инструктирование учащихся, что очень важно для формирования у них правильного представления о содержании работы. Технологическая карта способствует формированию у глухих детей навыков планирования, технического мышления, помогает в овладении элементами технической грамоты.))))

   Глухие дети, как и слышащие, неистощимы на выдумку, особенно если им помогает педагог, наделённый вкусом и фантазией. Такой педагог может превратить занятия в настоящий праздник для детей. А если на занятиях царит атмосфера творческой приподнятости, если в процессе внеклассной работы учащиеся знакомятся с творчеством народных мастеров или перед занятиями посещают выставки народного творчества, то всё это будет способствовать и воспитанию у глухих детей эстетического вкуса.

   Таким образом, каждое внеклассное занятие по  предметно - практической деятельности может и должно решать воспитательные задачи.

   В целом работа с использованием предметно - практической деятельности расширяет кругозор учащихся: дети узнают много нового о материалах, которыми  пользуются, сравнивают их свойства, способы обработки. На занятиях формируются практические  навыки,  связанные с применением в изделиях различных материалов (резание, складывание, скрепление, склеивание, сшивание, обмётывание); вырабатываются графические умения (знакомство с чертежами, технологическими картами, чтение их). Эта работа способствует овладению и общетрудовыми умениями и навыками, таким, как предварительное планирование по образцу и по предметной карте; формирует конструкторские способности учащихся, даёт возможность увидеть окружающий мир другими глазами, почувствовать радость труда, в процессе которого они могут осуществлять, даже свои собственные

замысли.

   В условиях мотивированного поведения повышается интеллектуальная активность учащихся, создаются условия для обучения их произвольному конструированию речевых моделей высказываний; отмечаются высказывания, показывающие личностное отношение к процессу работы, к работе  товарищей.

    В процессе внеклассной работы происходит воспитание эмоционального и волевого отношения к продуктивному, созидательному общественному полезному труду, как к потребности, т.е. создаются условия для развития личности ребёнка в целом.

            

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Статья. Электронные технологии в профессиональном образовании глухих учащихся

Электронные технологии в профессиональном образованииглухих учащихсяАннотация:В работе изложен опыт Экспериментальной площадки СПб ГБПОУ Невский колледж им. А.Г.Неболсина по использованию электронных ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Одна из   развивающих стратегий, которую  используется мною в  работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического экспе...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. ...