РП по ОУД.08 Родной язык
рабочая программа

Карагодина Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по ОУД.08 Родной язык для групп заочного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.08_rodnoy_yazyk.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.08 РОДНОЙ ЯЗЫК

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

г. Маркс,

 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «МПК»

 _________________/Е. В. Гребнева/

«___» _______________2020  г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего  общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012 г.  

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла, правовых дисциплин

Протокол № 1 от «___» ____________ 2020 г.

Председатель ______/Краснова  Л. А./

СОГЛАСОВАНО методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Протокол № 1 от  «___» ____________ 2020 г.

Председатель ___________/Гостева И. Ю./

Составитель (автор):

Рецензент внутренний:

                 

внешний:

Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории.  

Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории

Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Маркса


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                   4

                                                                 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              7

               

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    12        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                   13

ДИСЦИПЛИНЫ          


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 08. РОДНОЙ ЯЗЫК

  1. 1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, реализующей образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 08 Родной  язык составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (инструктивно - методическое письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения  России от 20.07.2020 № 05-772).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  1. Учебная дисциплина ОУД.08 Родной язык является учебным предметом   обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС среднего общего образования. Учебная  дисциплина  ОУД.08 Родной язык изучается в общеобразовательном цикле в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для программы подготовки специалистов среднего звена.
  2. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Родной язык ориентирована на достижение следующих целей:

- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой;

- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД. 08 Родной язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказывания языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

− владение языковыми средствами

— умение ясно, логично и точно излагать вою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми  процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

• предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной  литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

  1. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки обучающегося -108 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем  - 8 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 100 часов.    

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля  - дифференцированного зачёта.  


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем нагрузки (ч)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

в том числе:

          теоретических занятий

          практических занятий

6

2

Самостоятельная работа обучающегося

100

в том числе:

работа со словарями;

изучение теоретического материала с конспектированием;

составление таблиц;

подготовка справочного материала;

подготовка сообщения;

написание реферата.

2

86

2

2

6

2

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля - дифференцированного зачёта.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.08 Родной язык

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Общие сведения о языке.

1

Содержание учебного материала 

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

1

2

Самостоятельная работа

1

Русский язык как развивающееся явление.

2

3

2

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

2

3

3

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

2

3

4

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой».

2

3

5

Выдающиеся ученые-русисты (В. Г.Костомаров, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).

2

3

6

Труды ученых Саратовской лингвистической школы.

2

3

7

Работа с орфографическим, орфоэпическим и толковым словарями: проанализировать устаревшую лексику в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

2

3

8

Составление таблиц.

2

3

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тема 2.1. Орфоэпические нормы современного литературного языка.

1

Содержание учебного материала 

Активные процессы в области произношения и ударения.

1

2

Самостоятельная работа

9

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

2

3

10

Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова.

2

3

11

Подготовка справочного материала по темам: «Русская графика», «Русская фонетика».

2

3

12

Подготовка сообщения по теме «Орфоэпические нормы русского языка».

2

3

13

Работа в образовательной среде Интернет по теме: «Стремительный рост словарного состава языка».

2

3

Тема 2.2. Лексические нормы современного литературного языка.

2

Содержание учебного материала 

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

3

Самостоятельная работа

14

Речевая избыточность и точность. Тавтология.

2

3

15

Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

2

3

16

Современные толковые словари.

2

3

17

Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

2

3

18

Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения.

2

3

19

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.

2

3

20

Словари языка писателей.

2

3

21

Подготовка рефератов по теме: «Неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов»

2

3

22

Подготовка сообщения по теме «Создание новой фразеологии».

2

3

Тема 2.3. Морфологические нормы современного литературного языка

2

Содержание учебного материала 

Морфологические нормы употребления форм числа имен существительных.

1

2

Самостоятельная работа

23

Морфологические нормы употребления форм падежа имен существительных.

2

3

24

Морфологические нормы употребления форм рода имен существительных.

2

3

25

Склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов.

2

3

26

Склонение составных количественных числительных.

2

3

27

Склонение составных порядковых числительных.

2

3

28

Нормы употребления собирательных числительных.

2

3

29

Склонение местоимений.

2

3

30

Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

2

3

31

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме.

2

3

32

Морфологические нормы употребления форм глаголов.

2

3

Тема 2.4. Синтаксические нормы современного литературного языка.

3

Содержание учебного материала 

Словосочетания и предложения.

1

2

Самостоятельная работа

33

Нормы построения словосочетаний.

2

3

34

Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).

2

3

35

Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

2

3

36

Простое предложение, осложненное однородными членами и обобщающим словом при однородных членам.

2

3

37

Простое предложение, осложненное обращением, вводными словами и вставными конструкциями.

2

3

38

Нормы построения предложения с причастным оборотом.

2

3

39

Нормы построения предложения с деепричастным оборотом.

2

3

40

Синтаксические нормы согласования.

2

3

41

Синтаксические нормы управления.

2

3

42

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

2

3

43

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

2

3

РАЗДЕЛ 3. ТЕКСТ

Тема 3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

3

Содержание учебного материала 

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

1

2

Самостоятельная работа

44

Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

2

3

45

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

2

3

46

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.

2

3

47

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат.

2

3

4

Практическое занятие № 1.

Анализ текста. Заполнение карточек-заданий по всем темам программы.

2

3

РАЗДЕЛ 4. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Тема 4.1. Национальные особенности речевого этикета.

Самостоятельная работа

48

Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.

2

3

49

Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

2

3

50

Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

2

3

ВСЕГО:

108

                                                                                 

3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет русского языка и литературы, делового общения.

 

  Оборудование учебного кабинета: 

парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники, комплект портретов учёных-лингвистов.

   

Технические средства обучения: 

компьютер, электронный словарь русского языка.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий:

Основная:

Для студентов:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. «Русский язык и культура речи», 2017, ОИЦ «Академия».

Дополнительная:

1. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М., 2002

2. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. – М., 2010

3. Войлова К.А. 90 основных правил русской орфографии. – М., 2008

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2007

5. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 2003

6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 – М., Л., 2005


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

1

2

В результате освоения дисциплины студент

должен продемонстрировать предметные

результаты освоения учебной дисциплины

ОУД. 08 Родной язык:

- сформированность понятий о нормах

русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

Фронтальный опрос, тестирование, анализ текста, словарный диктант

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Анализ текста, индивидуальная работа в карточках, практические задания

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

Тестирование, индивидуальный опрос, практические задания

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Фронтальный опрос, анализ текста

- владение умением представлять тексты

в виде тезисов, конспектов, аннотаций,

рефератов, сочинений различных жанров

Практические задания, индивидуальная работа в карточках, анализ текста

- сформированность представлений об

изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Анализ текста, практические задания, тестирование

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

Тестирование, индивидуальная работа в карточках, анализ текста

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

Анализ текста, практические задания, опрос

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного

восприятия и интеллектуального понимания

Индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, анализ текста

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Индивидуальная работа в карточках, практические задания, тестирование.

Промежуточная аттестация в форме итогового контроля –  дифференцированного зачёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработку по теме: Употребление приставок с глаголами движения. В помощь студентам с родным языком нерусским.

Пространственные приставки, значения которые они вносят в глаголы движения  Вы Направление движения изнутри                      ...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: " Защитим родной язык"

Богатство народа - его язык.Русский язык сегодня свои плацдармы он теряет не только за границей - в самой России сегодняшние школьники в большинстве своем безграмотные.Мероприятие посвящено проблеме с...

Внеклассное мероприятие на тему :" Защитим родной язык" Занятие второе.

Защита родного языка -тема очень важная , так как русский язык постепенно теряет свои позиции среди языков народов мира.Втророй проблемой  обозначена безграмотность взрослых и детей.Занятие позво...

Сценарий Декада Родного языка и письменности

Сценарий проведения декады родного языка и письменности...

Презентация к уроку 10 класса по родному языку

Тема "Прилагательное" на аварском языкеОбобщающий урок....

Возрождение родного языка и применение современных инновационных подходов в преподавании родного языка и литературы

В статье затрагиваются проблемы возрождения родного языка и создание языковой среды путем применения инновационных подходов....

Проектная работа по русскому родному языку «Заимствованные слова в русском языке»

Оглавление:Введение1Причины заимствований2.Положительные и отрицательные стороны заимствований.3.Источникизаимствования.ЗаключениеЛитература...