Эффективность использования педагогических технологий для профессиональной подготовки агрономов и технологов по спец дисциплинам.
статья

В настоящее время в современном обществе происходят перемены социально-экономического характера, которые не могут не касаться системы образования и его содержания. Меняются методологические основы самого образования вследствие формирования образовательных моделей, стандартов, которые ориентируются на личность, где значимы индивидуальные психологические и личностные характеристики человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования педагогических технологий для профессиональной подготовки агрономов и технологов по спец дисциплинам.

В настоящее время в современном обществе происходят перемены социально-экономического характера, которые не могут не касаться системы образования и его содержания. Меняются методологические основы самого образования вследствие формирования образовательных моделей, стандартов, которые ориентируются на личность, где значимы индивидуальные психологические и личностные характеристики человека.

Уже несколько лет происходит модернизация на всех уровнях профессионального образования. Компетентностный подход в образовании активизирует поиск современных образовательных методик и технологий обучения будущих специалистов.

Понятие «технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

На наш взгляд, наиболее приемлемо такое определение как: «Педагогическая технология — область знания, исследующая методы, средства обучения и теорию их использования». Педагогическая технология отображает путь освоения конкретного понятия в рамках определенного предмета, темы, вопроса программы и избранной методики преподавания. Технология комплексного использования может быть разной в зависимости от формы организации учебного процесса, целей и задач данного этапа обучения, возрастных особенностей студентов, а также от теоретической или практической направленности содержания изучаемого материала.

Формулировки стандартов указывают реальные виды деятельности, которыми обучающиеся должны овладеть к концу обучения. В современном обществе нужны уже не только знания, умения, но и компетенции, их добывать и применять в различных производственных ситуациях.

Главная цель любой педагогической технологии – при минимуме затрат получит максимальный гарантированный положительный результат.

В условиях реализации требований ФГОС СПО наиболее актуальными являются технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Проектная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Технология решения конкретной ситуации
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Модульная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Кейс – технология и т.д.

Мы пришли к выводу, что наиболее продуктивными являются активные методы, позволяющие обеспечить максимум возможностей как для самостоятельной деятельности обучающихся, так и для обучения «преподаватель – студент».

Каждый преподаватель, в учебном процессе используя известные технологии, проектирует собственную педагогическую технологию на базе имеющегося опыта, использует различные приемы и элементы из разных технологических систем.

Преподавательский коллектив Славянского с/х техникума продолжает работу по внедрению в учебный процесс современных технологий, в том числе и информационных (компьютерных и мультимедийных).

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт (он у обучающихся имеется) и выявить его результативность.

Наши студенты сами находят информацию из разных источников для написания и защиты рефератов, докладов, проектов, курсовых, выпускных квалификационных работ, это не только сама работа, но и составление презентации. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне.

Используя в работе технологию критического мышления, мы пользуемся следующими приемами: «Взаимоопрос», «Составление синквейнов», стратегия «Фишбон», метод контрольных вопросов, таблица, учебно-мозговой штурм и т.д. В ходе использования этой модели технологии обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, на основе осмысления различного опыта учатся вырабатывать собственное мнение, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Применение технологии решения конкретных ситуаций основывается на моделировании ситуации или использовании реальной производственной ситуации, в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы. Ситуаций известно несколько видов: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, классическая ситуация или ситуация-оценка. Например, при подготовке специалистов по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки с.-х. продукции, мы используем ситуацию – «оценка», когда находим естественную убыль при длительном хранении зерна в хранилищах и оцениваем «правильно-неправильно» технологии хранения. Используя ситуацию – «проблема», мы учим агрономов и технологов оперативно находить решения, чтобы у них выработалось умение по поиску оптимального  решения производственной ситуации.

Используя проектную технологию, мы достигаем определенной цели – стимулируем интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что обучающийся сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данном этапе. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе.

Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Особенно актуальным это стало после перехода учреждений СПО на проведение итоговой государственной аттестации в виде выпускной квалификационной работы. Безусловно, каждый студент сегодня должен проводить исследовательские работы в форме курсовых и дипломных работ, в процессе изучения профессиональных модулей.

Но существует и иное направление использование проектной технологии – «внеучебные самостоятельные исследования студентов». Не каждый студент из группы готов к такой деятельности. Обучающийся, решивший заняться самостоятельной исследовательской работой, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; оценивать их эффективность и качество; принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста и т.д. Из собственного опыта могу сказать, что к такой исследовательской деятельности готово 2 – 3 студента из группы.

Безусловными достоинствами организации такой деятельности со студентами, обучающимися на специальностях Технология производства и переработки с.-х. продукции и Агрономия являются:

- отсутствие необходимости в высокотехнологичном оборудовании для проведения исследования. Большинство выполняемых студентами работ могут быть выполнены в обычных домашних условиях, на территории учебных хозяйств;

- наглядность и привлекательность продукции, выступающей результатами исследования. Эта продукция может быть не только представлена в готовом виде, но и продегустирована.

Оба этих обстоятельства обеспечивают яркость и привлекательность при организации защиты исследовательских проектов.

В процессе обучения с использованием различных педагогических технологий и методик, студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями, развивают творческие способности. Сегодня работодателю необходимы именно такие работники, которые выполняя функциональные обязанности, умеют прогнозировать результаты принимаемых решений, планировать свое будущее профессиональное развитие. Для того чтобы таких специалистов было больше, преподавателям необходимо применять различные технологии и методики на аудиторных занятиях, в воспитательной работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при систематическом совершенствовании традиционных и современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки....

Рабочая программа по учебной дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "техник - технолог"

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальност...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

Проект «Использование квест-технологии в профессиональной подготовке студентов-будущих педагогов»

Проект подготовлен студентами 3 курса специальности "Преподавание в начальных классах" под руководством О.А.Сашневой...

Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

hellip;Человечество победит раньше или позже и слепоту иглухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победитих в социальном и педагогическом плане, чем в планемедицинском и биологическом.Л. С. Выготск...