ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
статья по теме
В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii_v_professionalnoy_podgotovke_pedagogov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
В.Е.Попова,
учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П.Константинова
В профессиональной подготовке современного педагога большое значение имеет широкое применение компьютерных систем, предназначенных для автоматизации профессиональной деятельности.
Набирающая темпы «информационная революция», связанная, в частности, с внедрением цифровых информационно-коммуникационных технологий, затрагивает все виды деятельности и сферы жизни общества. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что современные информационные технологии уже изменили методы ведения научной и деловой деятельности, привели к переменам в стиле и методах государственного управления. Если ещё несколько лет назад владение компьютером, умение работать в сети Интернет оценивались как полезные, но факультативные знания и навыки, то в настоящее время специалисты, не владеющие этими технологиями, рассматриваются как недостаточно квалифицированные. Так, в Концепции государственной информационной политики Российской Федерации отмечается, что достижение целей этой политики требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века; что информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств – она должна вести к радикальному изменению организации и сущности процессов обучения и развития человека, к формированию творческой личности[1]. Применение компьютерных технологий ведёт к существенной перестройке науки и образования, открывая для них новые перспективы. По-прежнему важна роль общеобразовательной школы, где закладывается фундамент информационной компетентности будущих студентов, а также высокая миссия вузовского образования, где должно происходить дальнейшее развитие информационной компетентности.
Суть информатизации профессионального образования заключается в создании условий учащимся и педагогам для свободного доступа к большим объемам информации в базах данных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, которые используются для реализации обучающей деятельности в профессиональной подготовке педагога.
Интенсивное развитие, грамотное использование и распространение информационных технологий в профессиональной подготовке педагога в значительной мере зависят от решения вопросов подготовки преподавательских кадров. Новые информационные технологии бесполезны, если преподаватели не имеют достаточной технической и методической подготовки, действенных стимулов для использования ЭВМ[3].
Педагогическое освоение информационных технологий в профессиональной подготовке современных педагогов включает:
- “компьютерную грамотность” и накопление опыта практического использования компьютеров;
- методическую подготовку по использованию информационных технологий в профессиональной подготовке педагогов.
Наибольшее распространение применения компьютерных технологий в образовании сегодня получил процесс использования ресурсов сети Интернет. Здесь есть большие возможности для творчества преподавателя и прежде всего, для организации под его руководством творчества учеников. Именно на этой стадии обучаемым необходимо овладеть фактически безграничными возможностями сети Интернет. Написание докладов и рефератов превращается для обучаемых не в обыкновенную отписку, а в чрезвычайно увлекательный творческий процесс. Наряду с этим одной из составляющих современной организации образовательного процесса является создание веб-сайтов образовательной тематики. Овладение компьютерной грамотностью – первый шаг на пути методической подготовки педагогов к использованию новых информационных технологий в подготовке учащихся. Средства НИТ представляют неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и педагогов.
Новые информационные технологии предъявляют более серьезные требования к качеству преподавания и уровню квалификации педагога как по объему знаний, так и по педагогическому мастерству. Компьютер позволяет автоматизировать работу и при этом увеличить объем перерабатываемой информации. Использование этих технологий в профессиональной подготовке учащихся стало не только возможным, но и необходимым условием для полноценного получения знаний. Повышение эффективности познавательной деятельности учеников посредством применения новых информационных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции педагога на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учеником, к обоснованию своих взглядов, к самооценке своей педагогической деятельности. Важную роль приобретает методическая подготовка педагога: подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых и т.д.
Успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Основными способами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения новых информационных технологий, на наш взгляд, являются: стимулирование коллективных форм работы; опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности; включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, в процессе поиска и решения научных и практических проблем. Учитывая перечисленные факторы, педагог может повысить эффективность познавательной деятельности обучаемых, так как различный подход к занятиям повысит интерес к ним как со стороны педагога, так и со стороны учеников, особенно если педагогом будут применены новые информационные технологии.
Например, на уроках геометрии использование средств ИКТ помогает совершенствовать у школьников умения:
- самостоятельно и мотивированно реализовывать свою познавательную деятельность;
- осуществлять поиск актуальной информации из различных источников;
- успешно взаимодействовать в групповой проектной работе;
- выполнять отчеты проектной деятельности с использованием современных ИКТ;
- представлять защиту проектов решения учебных задач;
- объективно оценивать свои учебные достижения;
- соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Тем самым ИКТ оказывают огромное влияние на развитие личности, её профессиональное самоопределение и самостановление.
Ни техническое, ни программное обеспечение само по себе не решает проблемы внедрения информационных технологий в жизнь профессиональной подготовки педагогических кадров. Для того чтобы компьютер стал необходимым инструментом в профессиональной деятельности педагога, требуется специальная подготовка преподавателей к работе в новых условиях[2]. Работа по внедрению информационных технологий – длительная, кропотливая, связанная с психологической перестройкой людей, выросших в условиях ручных технологий, требует максимальных творческих усилий всех участников процесса информатизации.
Все это требует того, чтобы в целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки.
Список литературы
- Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей А.В. Смирнов. – М., 2005. – С. 61-63.
- Русина, И.П. Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». – Троицк, 2004. – C. 204-206.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2004. – С.320.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
В целях развития информационной компетентности обучаемых необходимо комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения с учётом достижений современной педагогической науки....
Рабочая прогамма ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) по разд
Данные методические рекомендации предназначены для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ЕН 03 Информационные технологии в профессиональной деятельности по программе базовой подготовки специальности38.02.07 Банковское дело.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности » ориентирована на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информационных технологий...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....
Проект «Использование квест-технологии в профессиональной подготовке студентов-будущих педагогов»
Проект подготовлен студентами 3 курса специальности "Преподавание в начальных классах" под руководством О.А.Сашневой...