ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
статья

Муратова Ирина Шарифовна

Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.В статье рассмотрены особенности преподавания анатомии и физиологии человека студентам, обучающимся по направлению «Лечебное дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_prepodavaniya_anatomii_i_fiziologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ   ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Муратова И.Ш.

В статье рассмотрены особенности преподавания анатомии и физиологии человека студентам, обучающимся по направлению «Лечебное дело».

Преподавание анатомии и физиологии человека является приоритетным для дисциплин  медико-биологического цикла  и занимает   значимое место в системе среднего специального образования.

Особую важность приобретает знание анатомии и физиологии студентами, обучающимися по направлению «Лечебное дело». Преподавание такой дисциплин как анатомия и физиология человека студентам предполагает учет специфических особенностей обучения [5, 6]. Будущие специалисты должны обучаться медико-биологическим дисциплинам с учетом профессиональных стандартов. Специфика профессиональной деятельности специалиста требует глубокого понимания морфофункциональных особенностей организма человека, поэтому усиление в образовательной программе  их подготовки не должно идти в ущерб формированию анатомо-физиологических и здоровьесберегающих компетенций выпускников [1, 2, 6].

Дисциплина «Анатомия человека и физиология человека  входит  в основную образовательную программу (ОП) подготовки и составляет теоретико-методологическую основу для других модулей, которые студенты изучают в последующих семестрах.

Изучение этой дисциплины дает основу для понимания, изучения и  обоснования сомато-физиологических изменений организма человека.

Недостаток знаний  фельдшера, касающихся морфофункциональных особенностей органов и систем человека может привести к негативным последствиям для здоровья их подопечных.

Преподавание анатомии и физиологии человека для будущих фельдшеров по сравнению с таковым для студентов отделения «Сестринское дело» имеет свои особенности,

Отличия заключаются  не только в меньшем количестве часов, выделяемых на практические, лекционные занятия и самостоятельную работу, но и в наглядном обеспечении.

 Короткие сроки обучения, большие объемы информации и высокие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов заставляют совершенствовать образовательные технологии, разрабатывать и внедрять новые формы представление

учебного материала.

Важность преподавания дисциплин медико-биологического цикла отражено в основной образовательной программе: дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Анатомию и физиологию человека студенты медицинских колледжей  изучают на первом курсе. Наличие базовых и вариативных дисциплин позволяет обращаться к анатомо-физиологическим знаниям, умениям и навыкам чаще, что стимулирует

запоминание материала студентами [3].

Знания будут эффективнее усваиваться в том случае, если они представляют для студентов практический интерес. Поэтому в ходе преподавания анатомии и физиологии акцентируется внимание на патологические морфофункциональные изменения органов и систем.

На практических занятиях студенты получают навыки определения и оценки основных сомато-физиологических параметров всех  систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной и т.д.. Актуальным

является также освоение студентами психофизиологических тестов,

умение интерпретировать полученные результаты, что позволит в

дальнейшем выпускникам активно использовать полученные навыки в ходе самостоятельной деятельности [1].

Анатомия и физиология считается одним из самых сложных по уровню освоения курсов. В сложившейся ситуации на помощь преподавателю приходят инновационные технологии, которые можно с успехом использовать при изучении данной дисциплины [3, 6]. Усовершенствование и оптимизация существующих традиционных методик обучения и использование новых информационных технологий – это направление, которое позволит студентам усваивать строение или функционирование отдельной системы организма человека за одно академическое занятие и закреплять эти знания в ходе практических занятий.

Наряду с традиционными классическими методами изучения организма человека, такими как применение световой микроскопии, антропометрии, методов функциональной диагностики на занятиях используются интерактивные формы обучения.

При изучении анатомии и физиологии человека важной составляющей является обеспечение наглядности преподавания. Существует достаточное количество компьютерных технологий, позволяющих осуществлять интерактивное обучение. Это облегчает понимание сложных биологических процессов, а так же делает более доступным усвоение больших объемов нового материала путем систематизации

полученных знаний. Объяснение становится более наглядным. Для каждого лекционного занятия подготовлена мультимедийная презентация, в которую включены рисунки из современных атласов нормальной анатомии. В часть презентаций добавлены трехмерные компьютерные реконструкции органов и систем организма человека. Применение компьютерной анимации частично заменяет сложно

реализуемую потребность работы с биологическим материалом.

 С помощью трехмерного моделирования человеческого тела студенты

могут легко ознакомиться не только со строением отдельных органов и тканей, но и с функционированием организма в целом. Общеизвестно, что лекции, подготовленные с применением компьютерных технологий, усваиваются студентами качественнее [3,4,5].

В настоящее время значимые методические приемы обучения связаны с внедрением интерактивных технологий обучения. Избежать проблемы нехватки нужной узкоспециализированной литературы можно используя электронные атласы. Они устанавливаются на планшет или ноутбук, которые есть практически у всех студентов.

 Использование интерактивных энциклопедий и атласов «Анатомия и физиология человека» позволяет дополнить информативную базу в рамках изучаемого курса

и расширить методические возможности преподавателя за счёт различных составляющих (видеороликов, анимаций и т.д.). Демонстрация не должна подменять самостоятельное изучение  и превращаться в микролекцию. Поэтому демонстрация  не должна занимать больше одной четверти или одной пятой времени, отведенного на практическое занятие.

Показ деталей продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Далеко не все практические занятия на готовых препаратах должны начинаться с демонстрации. Так, например, нет смысла демонстрировать такие кости, как плечевая, бедренная, лобная, затылочная и т.д. Эти кости с успехом изучаются самостоятельно даже по атласу. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных вопросов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это приносит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готового ответа у преподавателя.

Учебно-методические материалы по анатомии и физиологии человека разработаны с учетом вероятности отсутствия студентов на аудиторных занятиях (дистанционное обучение в период пандемии), в них подробно представлены рекомендации по изучению отдельных разделов и тем дисциплин. Даны пояснения по

теоретическому материалу, вынесенному на самостоятельное изучение. Подробно описана структура выполнения и оформления лабораторных работ. Разработаны рекомендации по подготовке к экзамену.

Еще одним положительным аспектом в изучении предмета с использованием альтернативных методов являются компьютерные тесты по пройденному материалу. С их помощью студенты могут самостоятельно оценить свои знания и быстро получить результат без помощи преподавателя. В обучении также используется кейс-

технология («case-study»), с применением ситуационных задач, которые способствуют усвоению знаний и формированию умений и навыков в результате активной самостоятельной деятельности студентов по решению проблемных вопросов.

 Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека повышает эффективность восприятия студентами учебного материала.

Список литературы

1.  Еланцев А.Б., Маутенбаев А.А. Особенности преподавания физио-

логических предметов студентам, обучающимся по специальности

«Физическая культура и спорт». Казахский Национальный Универ-

ситет имени Аль-Фараби. Алматы. Казахстан.

2.  Методологические принципы и инновационные методы преподавания

дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик

Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Мат-

веев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016.

3.  Опыт реализации ФГОС ВПО в преподавании анатомии / Жуков

А.В., Байбаков С.Е., Вологина Н.И., Чигрин С.В., Север И.С., Ва-

ньянц А.Б., Матвиенко О.Н. // Международный журнал экспери-

ментального образования. 2014. №4-1. С. 104–106..

4.  Резник Н.А., Черношеина Л.А. Что мы видим в учебных книгах

и на обучающих CD-дисках, изучая анатомию и физиологию тела

человека? // Образовательные технологии и общество. Т.12. №3.

2009.

5.  Интерактивные образовательные технологии в преподавании ана-

томии / Кацук Л.Н., Каргалова Е.П., Ботвич Т.А., Момот Л.Н. //

Инновационные технологии в высшем медицинском образовании.

Проблемы. Анализ. Суждения. 2013.

6.  Методологические принципы и инновационные методы преподавания

дисциплины анатомия человека / Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик

Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Мат-

веев С.В. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии

Преподавая предмет «Анатомия и физиология человека», я разрабатываю и использую комбинированные виды контроля по каждой теме. При этом я обязательно использую МПС, без применения которых невозможно ос...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании анатомии и физиологии человека

В статье говорится о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на практических и теретических  занятиях дисциплины "Анатомия и физиология человека"...

«Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека»

Краевое  государственное  бюджетное  образовательное  учреждениесреднего профессионального образованияМинусинский  медицинский  техникум   Докладдля  ...

Особенности преподавания массажа в педиатрической практике у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

  В статье описаны основные особенности преподавания массажа в педиатрической практике и даны краткие рекомендации для успешного освоения профессионального модуля....

Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжа

ГБ ПОУ «Армавирский медицинский колледж»Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжаПреподавательМалахова.Ф.А....

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02.

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и  Специальность: Сестринское дело 34.01.02. -2023г....

Личностные результаты обучения в преподавание анатомии и физиологии человека

Результатом образования является не только получение знаний, а так же познавательное и личностное развитие студентов. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными р...