научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной работы студентов
статья

Макурова Екатерина Григорьевна

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

Тема: Организация самостоятельной  работы студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Макурова Е.Г.

преподаватель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Организация самостоятельной  работы студентов

 

Приступая к изучению конкретной дисциплины, считаю, что студент должен внимательно ознакомиться с требованиями программы по данному курсу, методическими рекомендациями по освоению учебной дисциплины.

 

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

 

• методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям;

• часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов);

 • методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ;

• списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

 

В методических указаниях по организации самостоятельной работы студента предлагается методика самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины (или ее части) во внеаудиторное время. Это помогает студентам подготовиться к аудиторным занятиям и выполнить рекомендованные преподавателем задания.

 

 В методических указаниях должны быть показаны последовательность изучения материала дисциплины, особенности отдельных тем и разделов, даны объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшее затруднения и приводят к ошибкам.

 

 Содержание методических указаний может включать:

 

 - советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины;

- описание последовательности действий студента;

- рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций;

 - рекомендации по подготовке к семинару, написанию реферата, курсовой работы;

- формы отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу;

 - содержание, особенности подготовки и проведения промежуточной аттестации по курсу;

 - разъяснения по работе с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.;

 - перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы с указанием номеров разделов и тем учебной программы, к которым они относятся, сроки выполнения, а также объем самостоятельной работы в академических часах (на каждый контрольный вопрос или задание).

 

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных, курсовых работ и сдаче экзаменов.

 

 Методические указания по изучению теоретического материала курса составляются по каждой теме курса и могут включать следующие элементы:

 - название темы;

 - цели и задачи изучения темы;

 - основные вопросы темы;

- характеристику основных понятий и определений, необходимых студенту для усвоения данной темы;

 - список рекомендуемой литературы;

- наиболее важные фрагменты текстов рекомендуемых источников, в том числе таблицы, рисунки, схемы и т.д.;

 - краткие выводы, ориентирующие студента на определенную совокупность сведений, основных идей, ключевых положений, систему доказательств, которые необходимо усвоить;

- контрольные вопросы (тесты), предназначенные для самопроверки знаний.

 

Вопросы (тесты) должны быть направлены на решение следующих задач:

 

 - проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;

 

- воспроизведение фактического материала;

 

- раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;

 

 - обобщение и систематизация знаний по теме.

 

 Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

 

 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

 

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

 

3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

 

4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

 

При составлении плана самостоятельной работы обязательно указывается количество часов, выделенных на каждую тему. Распределение часов зависит от сложности темы, наличия учебных материалов по данной теме. Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, другие могут содержать минимум самостоятельной работы или вовсе не содержать ее. 

 

Мною  разрабатываются задания для самостоятельной работы студентов. Это может быть ссылка на конкретный учебник, учебное пособие, нормативно-справочную литературу.

 

 Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы проводится  инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

 

В процессе инструктажа предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится  за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

 

Средства для организации самостоятельной работы:

 

  • рабочие тетради
  • бланки заданий
  • тексты
  • аудио-видео-записи
  •  конспекты лекций
  • задачи
  • учебные пособия
  • таблицы
  •  схемы
  • тесты

 

 

 

 

 

 

Методика организации самостоятельной  работы студентов на практических  занятиях

 

 

В системе профессионального образования значительную часть времени, отводимого на самостоятельное обучение, занимают различные виды практической работы.

 

 Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

 

 Цель практических занятий:

 

– помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

 

– научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;

 

– научить студентов работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

 

 – сформировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения и саморазвития.

 

 Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

 

 – подбор вопросов, контролирующих знание и понимание студентами теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно.

 

Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы, в результате ответа на них, у всех обучающихся создалась целостная теоретическая основа, а именно:

 

 – костяк предстоящего занятия;

 

– выбор материала для примеров и упражнений.

 

Подбирая задачи, преподаватель должен знать: почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь студент (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную “ступеньку” обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и нелегко разрешимой);

 

 – решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная студентам, должна быть предварительно решена и методически обработана);

 

– подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, итогового выступления;

 

 – распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

 

– подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

 

Методические указания для студентов являются основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия. Они определяют виды заданий, их содержание, порядок выполнения, требования к оформлению.

 

 Практические занятия рекомендуется проводить следующим образом:

 

 1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

 

2. Актуализация теоретических знаний, необходимых для выполнения практического задания (фронтальный устный опрос, экспресс-тестирование).

 

3. Решение 1-2 типовых заданий у доски.

 

4. Самостоятельное решение заданий.

 

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце занятия или в начале следующего). Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения. Эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

 

В зависимости от дисциплины или ее раздела можно использовать два пути:

 

1. Давать для самостоятельного решения определенное количество заданий равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных задач.

 2. Выдавать задания с задачами разной степени трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

 

Лабораторные занятия – это один из видов самостоятельной практической работы студентов, на которых путем проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний.

 

Проведением лабораторных работ достигаются следующие цели:

 

 – углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения изложенных в лекции законов и положений в лабораторных условиях;

 

– приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

 

– практическое ознакомление с измерительной аппаратурой и методами работы на ней;

 

– формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

 

Для лабораторных занятий  преподаватель отбирает такой материал, на базе которого можно поставить учебный эксперимент. 

 

В естественнонаучных и общепрофессиональных учебных дисциплинах на лабораторные занятия выносят материал, позволяющий иллюстрировать основные закономерности данной науки, применять физические методы измерения для изучения строения вещества и анализа процессов, прививать студентам умение многосторонне описывать и объяснять физические объекты и явления.

 

 По специальным дисциплинам  проводятся такие работы, которые будущим специалистам предстоит выполнять в своей практической профессиональной деятельности. Для подготовки к лабораторному занятию студентам выдаются методические указания по выполнению лабораторных работ, в которых отражены учебные вопросы, краткие сведения по теории, программа выполнения работы, содержание отчета, вопросы для подготовки и литература, рекомендуемая студентам для подготовки к занятию.

 

Одним из видов учебных практических занятий является семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - занятие, в основе которого лежит коллективное обсуждение студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

 

 Ценность семинара как формы обучения состоит в том, что:

 

- студенты имеют возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала;

 

 - происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или  через их проблемную постановку;

 

- происходит обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

 

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;

 

 - студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что важно не только в профессиональной деятельности, но и в целях личностного развития.

 

 Методические требования при определении тематики семинара:

 

 - оптимальное соотношение уже изученного и нового материала.

 

Занятие-семинар требует определенного минимума знаний по обсуждаемым вопросам и потому в большинстве случаев проводится не в начале, а в середине или в конце изучения темы (раздела), что позволяет организовать глубокое, всесторонне и серьезное обсуждение значительного круга вопросов;  - отбор учебного материала, предлагаемого для изучения.

 

Он должен быть посильным для студентов, вызывать интерес, а главное:

 

 - решать наиболее существенные образовательно-воспитательные и развивающие задачи;

 

 - возможность обеспечить литературными источниками всех участников семинара и доступность их содержания для студентов;

 

 - определенный уровень сформированности у студентов умений и навыков самостоятельной и самообразовательной работы: умение анализировать литературные источники, кратко излагать их содержание, обобщать учебный материал, делать краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, рецензировать выступления.

 

Подготовка к семинару и его проведение требует от студентов умения делать выписки, составлять план, пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, доказательно рассуждать, вычислять и формулировать проблемы, пути их решения. 

 

Существует три основных вида семинаров:

 

 - обычные, или систематические, предназначенные для  изучения  курса в целом;

 

  - тематические, обычно применяемые  для углубленного изучения  основных или наиболее важных тем курса;

 

 - спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.  

 

Формами проведения семинарских занятий могут быть:

 

  • обсуждение сообщений и докладов студентов по важнейшим темам учебной дисциплины;

 

  •  обсуждение конкретных вопросов учебной дисциплины согласно плану занятий;

 

  • обсуждение инициативных задач и вопросов, предложенных студентами;

 

  • анализ теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

 

  • семинар-диспут;

 

  • семинар - «круглый стол»;

 

  • семинар - «мозговой штурм»;

 

  •  семинар - экскурсия;

 

  •  семинар – «деловая игра».

 

 Основные задачи семинара:

 

 – углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

 

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом;

 

– привить студентам навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала;

 

– выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

 

Основным документом для организации самостоятельной работы студентов по подготовке к семинару являются методические рекомендации, которые выдаются заранее. 

В методических рекомендациях по подготовке к семинару отражается тема, цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

 

Вопросы семинара должны соответствовать следующим требованиям:

 

 – быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

 

– не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса;

 

– полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы;

 

 –побуждать студентов к работе с первоисточниками.

 

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

 

 Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинару включает четыре этапа:

 

 На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т. п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти. 

 

Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.

 

Третий этап включает глубокое изучение источников. 

 

Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочесть конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т. п.), составить план выступления.

 

Разновидностью практических работ является деловая игра.

 

Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.п.

 

 Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

 

Проведение деловой игры способствует обеспечению комплексной проверки и оценки знаний, полученных студентами, привитию навыков практической работы, способности коллективного принятия решений, формированию близких к реальной жизни взглядов будущего специалиста.

 Преподаватель предлагает студентам специальный сценарий, по которому они выполняют самостоятельные задания.

 

 Методические указания по проведению деловой игры включают:

 

 - цели и задачи деловой игры;

 

 - тематику деловых игр;

 

 - содержание каждой деловой игры и последовательность ее проведения;

 

- определение состава и функций участников игры;

 

- специфику раздаточного материала (таблицы, схемы, графики, расчетно-аналитические записи и т.п.);

 

 - список рекомендованной литературы.

 

При проведении практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполнение проекта рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышает роль самостоятельной работы и стимулирует ее качественное выполнение, позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

 

Возможно использование и другой формы практической работы, когда на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант). При этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи даются лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.).

 

Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов преподаватель приучает студентов грамотно и правильно выполнять манипуляции, расчеты, пользоваться мулежами или вычислительными средствами, атласами, справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НИР28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Научно-исследовательская работа

Тема: Организация самостоятельной  работы студентов

Выполнила:

 Макурова Е.Г.

преподаватель

высшей квалификационной категории

                

Организация самостоятельной  работы студентов

Приступая к изучению конкретной дисциплины, считаю, что студент должен внимательно ознакомиться с требованиями программы по данному курсу, методическими рекомендациями по освоению учебной дисциплины.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

• методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям;

• часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов);

 • методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ;

• списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

В методических указаниях по организации самостоятельной работы студента предлагается методика самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины (или ее части) во внеаудиторное время. Это помогает студентам подготовиться к аудиторным занятиям и выполнить рекомендованные преподавателем задания.

 В методических указаниях должны быть показаны последовательность изучения материала дисциплины, особенности отдельных тем и разделов, даны объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшее затруднения и приводят к ошибкам.

 Содержание методических указаний может включать:

 - советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины;

- описание последовательности действий студента;

- рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций;

 - рекомендации по подготовке к семинару, написанию реферата, курсовой работы;

- формы отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу;

 - содержание, особенности подготовки и проведения промежуточной аттестации по курсу;

 - разъяснения по работе с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.;

 - перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы с указанием номеров разделов и тем учебной программы, к которым они относятся, сроки выполнения, а также объем самостоятельной работы в академических часах (на каждый контрольный вопрос или задание).

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных, курсовых работ и сдаче экзаменов.

 Методические указания по изучению теоретического материала курса составляются по каждой теме курса и могут включать следующие элементы:

 - название темы;

 - цели и задачи изучения темы;

 - основные вопросы темы;

- характеристику основных понятий и определений, необходимых студенту для усвоения данной темы;

 - список рекомендуемой литературы;

- наиболее важные фрагменты текстов рекомендуемых источников, в том числе таблицы, рисунки, схемы и т.д.;

 - краткие выводы, ориентирующие студента на определенную совокупность сведений, основных идей, ключевых положений, систему доказательств, которые необходимо усвоить;

- контрольные вопросы (тесты), предназначенные для самопроверки знаний.

Вопросы (тесты) должны быть направлены на решение следующих задач:

 - проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;

- воспроизведение фактического материала;

- раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;

 - обобщение и систематизация знаний по теме.

 Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

При составлении плана самостоятельной работы обязательно указывается количество часов, выделенных на каждую тему. Распределение часов зависит от сложности темы, наличия учебных материалов по данной теме. Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, другие могут содержать минимум самостоятельной работы или вовсе не содержать ее.  

Мною  разрабатываются задания для самостоятельной работы студентов. Это может быть ссылка на конкретный учебник, учебное пособие, нормативно-справочную литературу.

 Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы проводится  инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится  за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Средства для организации самостоятельной работы:

  • рабочие тетради
  • бланки заданий
  • тексты
  • аудио-видео-записи
  •  конспекты лекций
  • задачи
  • учебные пособия
  • таблицы
  •  схемы
  • тесты

 

Методика организации самостоятельной  работы студентов на практических  занятиях

 

 

В системе профессионального образования значительную часть времени, отводимого на самостоятельное обучение, занимают различные виды практической работы.

 Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

 Цель практических занятий: 

– помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;

– научить студентов работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

 – сформировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения и саморазвития.

 Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

 – подбор вопросов, контролирующих знание и понимание студентами теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно.

Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы, в результате ответа на них, у всех обучающихся создалась целостная теоретическая основа, а именно:

 – костяк предстоящего занятия;

– выбор материала для примеров и упражнений.

Подбирая задачи, преподаватель должен знать: почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь студент (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную “ступеньку” обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и нелегко разрешимой);

 – решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная студентам, должна быть предварительно решена и методически обработана);

– подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, итогового выступления;

 – распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

 

– подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Методические указания для студентов являются основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия. Они определяют виды заданий, их содержание, порядок выполнения, требования к оформлению.

 Практические занятия рекомендуется проводить следующим образом:

 1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Актуализация теоретических знаний, необходимых для выполнения практического задания (фронтальный устный опрос, экспресс-тестирование).

3. Решение 1-2 типовых заданий у доски.

4. Самостоятельное решение заданий.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце занятия или в начале следующего). Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения. Эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

В зависимости от дисциплины или ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать для самостоятельного решения определенное количество заданий равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных задач.

 2. Выдавать задания с задачами разной степени трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

 

Лабораторные занятия – это один из видов самостоятельной практической работы студентов, на которых путем проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний.

Проведением лабораторных работ достигаются следующие цели:

 – углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения изложенных в лекции законов и положений в лабораторных условиях;

– приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

– практическое ознакомление с измерительной аппаратурой и методами работы на ней;

– формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Для лабораторных занятий  преподаватель отбирает такой материал, на базе которого можно поставить учебный эксперимент.  

 

В естественнонаучных и общепрофессиональных учебных дисциплинах на лабораторные занятия выносят материал, позволяющий иллюстрировать основные закономерности данной науки, применять физические методы измерения для изучения строения вещества и анализа процессов, прививать студентам умение многосторонне описывать и объяснять физические объекты и явления.

 По специальным дисциплинам  проводятся такие работы, которые будущим специалистам предстоит выполнять в своей практической профессиональной деятельности. Для подготовки к лабораторному занятию студентам выдаются методические указания по выполнению лабораторных работ, в которых отражены учебные вопросы, краткие сведения по теории, программа выполнения работы, содержание отчета, вопросы для подготовки и литература, рекомендуемая студентам для подготовки к занятию.

Одним из видов учебных практических занятий является семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - занятие, в основе которого лежит коллективное обсуждение студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

 Ценность семинара как формы обучения состоит в том, что:

- студенты имеют возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала;

 - происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или  через их проблемную постановку;

 

- происходит обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;

 - студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что важно не только в профессиональной деятельности, но и в целях личностного развития.

 Методические требования при определении тематики семинара:

 - оптимальное соотношение уже изученного и нового материала.

Занятие-семинар требует определенного минимума знаний по обсуждаемым вопросам и потому в большинстве случаев проводится не в начале, а в середине или в конце изучения темы (раздела), что позволяет организовать глубокое, всесторонне и серьезное обсуждение значительного круга вопросов;  - отбор учебного материала, предлагаемого для изучения.

Он должен быть посильным для студентов, вызывать интерес, а главное:

 - решать наиболее существенные образовательно-воспитательные и развивающие задачи;

 - возможность обеспечить литературными источниками всех участников семинара и доступность их содержания для студентов;

 - определенный уровень сформированности у студентов умений и навыков самостоятельной и самообразовательной работы: умение анализировать литературные источники, кратко излагать их содержание, обобщать учебный материал, делать краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, рецензировать выступления.

Подготовка к семинару и его проведение требует от студентов умения делать выписки, составлять план, пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, доказательно рассуждать, вычислять и формулировать проблемы, пути их решения.  

Существует три основных вида семинаров:

 - обычные, или систематические, предназначенные для  изучения  курса в целом;

  - тематические, обычно применяемые  для углубленного изучения  основных или наиболее важных тем курса;

 - спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.  

Формами проведения семинарских занятий могут быть:

  • обсуждение сообщений и докладов студентов по важнейшим темам учебной дисциплины;

  •  обсуждение конкретных вопросов учебной дисциплины согласно плану занятий;

  • обсуждение инициативных задач и вопросов, предложенных студентами;

  • анализ теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

 

  • семинар-диспут;

  • семинар - «круглый стол»;

  • семинар - «мозговой штурм»;

  •  семинар - экскурсия;

  •  семинар – «деловая игра».

 Основные задачи семинара:

 – углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом;

– привить студентам навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала;

– выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Основным документом для организации самостоятельной работы студентов по подготовке к семинару являются методические рекомендации, которые выдаются заранее.  

В методических рекомендациях по подготовке к семинару отражается тема, цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

Вопросы семинара должны соответствовать следующим требованиям:

 – быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

– не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса;

– полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы;

 –побуждать студентов к работе с первоисточниками.

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

 Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинару включает четыре этапа:

 На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т. п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.  

Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.

Третий этап включает глубокое изучение источников.  

Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочесть конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т. п.), составить план выступления.

 

Разновидностью практических работ является деловая игра.

Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.п.

 Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

Проведение деловой игры способствует обеспечению комплексной проверки и оценки знаний, полученных студентами, привитию навыков практической работы, способности коллективного принятия решений, формированию близких к реальной жизни взглядов будущего специалиста.

 Преподаватель предлагает студентам специальный сценарий, по которому они выполняют самостоятельные задания.

 Методические указания по проведению деловой игры включают:

 - цели и задачи деловой игры;

 - тематику деловых игр;

 - содержание каждой деловой игры и последовательность ее проведения;

- определение состава и функций участников игры;

- специфику раздаточного материала (таблицы, схемы, графики, расчетно-аналитические записи и т.п.);

 - список рекомендованной литературы.

 

При проведении практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполнение проекта рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышает роль самостоятельной работы и стимулирует ее качественное выполнение, позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Возможно использование и другой формы практической работы, когда на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант). При этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи даются лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.).

Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов преподаватель приучает студентов грамотно и правильно выполнять манипуляции, расчеты, пользоваться мулежами или вычислительными средствами, атласами, справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко.