А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения
план-конспект урока

Сливкова Ирина Павловна

данный урок разработан для того, что бы учащийся смог в дальнейшем проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.

Данный урок подойдет для учащихся 3-х классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок 69.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

УМК «Перспектива».

 Учебник: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение» часть 2 стр 4,

Учитель: Сливкова Ирина Павловна

Тема:  Картины зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: Урок – Путешествие.

Форма работы

  • фронтальная

Дидактические средства.

  • портрет А.С.Пушкина:
  • выставка книг о поэте;
  • интерактивная доска

Методическая литература.

  •  «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». М., Детская литература, 1989 г.
  • З.И. Романовская «Методические рекомендации к урокам чтения». М., Просв., 1999 г.

План проведения урока.

  1. Орг. Момент. Речевая разминка
  2. Вводная беседа
  3. Подготовка к первичному восприятию 
  4. Первичное восприятие 
  5. Физминутка.
  6. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро"
  7. Чтение стихотворения "Зимнее утро"
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание

Цель:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;
  • развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Учебные задачи:

Предметные:

  •       прогнозировать содержание произведения;
  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • увеличивать темп чтения  вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
  • воспринимать на слух художественное произведение.

     Метапредметиые:

  • формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности;
  • планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
  • оценивать свою работу на уроке;
  • ориентироваться в учебной и художественной книге;
  • взаимодействовать в группе и паре;

Личностные:

  • осмыслять понятие любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни;
  • проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина.

Технологии:

• здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные

Ход урока

                  I.Организационный момент

  1. Речевая разминка    1 слайд

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок - мой младший брат –

Мне всегда бывает рад.

                     Метель, пурга, вьюга, буран      

II. Вводная беседа  2 слайд

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро», но сначала вспомним основные сведения об авторе 3 слайд

Вопросы небольшой викторины:

Кому посвящены такие строки Пушкина 4 слайд+клик

"Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила"

Кто из женщин, кроме няни, прививал любовь к родному языку? 5 слайд+клик

В каком учебном заведении обучался поэт?  6 слайд+клик

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? 7 слайд+2 клика на каждой картинке

III. Подготовка к первичному восприятию

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам?

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим знакомым Пушкин заехал (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

Обратимся к языку стихотворения. "Зимнее утро" – при всей своей простоте – не такое уж простое.

IV. Первичное восприятие

Просмотр ролика «Стихотворение. Зимнее утро» 8 слайд

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

- Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)

V. Физкультминутка

VI. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро"

Чтение первой строфы: учебник с 6

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

-Обратим внимание на 4-6-ю строчки.

 Во-первых, нас может удивить словосочетание  открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. 

Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза».

Сомкнуты - сегодня оно могло бы означать – закрыты.

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. 

 В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге".

На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Аврора- латинское имя богини утренней зари называет утреннюю зарю.

Словосочетание Звездою севера явись. 

Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

Вторая строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

- Обратим внимание на слова вечор, мгла, нынче.

Вечор  обозначает вчера вечером.

В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее".

Слово нынче означает сегодня.

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

Настроение

радостное              печальное                

бодрое                    тревожное

- Как называется этот приём, используемый автором?

- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу.

Третья строфа

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В третьей нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)

- Приведите примеры.

Четвёртая и пятая строфы

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".

Понятно ли вам это предложение?

Лежанка – невысокий (на уровне современной кровати) выступ у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать.

Во времена Пушкина та и другая форма существовала, и форма запречь появилась у Пушкина для рифмовки со стоящим выше словом печь.

Фраза «Предадимся бегу» означает помчимся.

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

- Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

  1. это стихотворение о красоте зимнего утра;
  2. это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

VII. Чтение стихотворения "Зимнее утро"

Давайте обратимся к прочтению стихотворения. - С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

Прочитайте про себя первую строфу.

Как, с каким настроением надо её читать?

1 строфа – восторженность, призыв.

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

VIII. Итог  9 слайд

Наше знакомство с произведением "Зимнее утро" подходит к концу.  И в заключение нашего урока послушайте высказывание о Пушкине для детей известной писательницы Ирины Токмаковой: « Все созданное А. С. Пушкиным для вас сейчас точно большой, прекрасный, но запертый дом. В будущем вы войдете в этот дом, обойдете все-все его комнаты и залы. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет ваш Пушкин. Сначала это книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом еще и еще... Когда будете большими, не забудьте прочесть книгу писем поэта – это необычайно интересно. Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра и до вечера светит на небе солнце. /И. Токмакова/.

IX. Домашнее задание 10 слайд

  1. Выучить стихотворение наизусть (обязательно).
  2. Сделать рисунок к стихотворению (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимняя погода радует глаз

Wow, this article is fastidious, mу sister is analyzing such thіngs, thеrefore ӏ am going tо let know hеr.| bookmarked!!, I love yоur website!| Wаy cool! Ѕome very valid poіnts! I аppreciate you pe...

конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема: «Зимние забавы»

конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема:  «Зимние забавы»...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.

Методическая разработка урока литературного чтения4Д класс...

Презентация к уроку А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

Цель:продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать...

Зимняя природа. Глагол.

Тема:Зимняя природа. Глагол.Цели урока:актуализация  знаний о глаголе как как части речи.;уточнить и расширить знания  детей о признаках зимы, совершенствовать диалогическую речь;умение учас...