МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
методическая разработка

Лука Анастасия Алексеевна

В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации по выполнению самостоятельных (внеаудиторных)  работ по ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право). Тематика и задания для самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой по ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право) по  специальностям:

23.01.07 «Машинист крана (крановщик)»​,

23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»

Разработчик: Лука Анастасия Алексеевна, преподаватель обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichesie_rekomendatsii_obshchestvoznanie_luka.docx73.51 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Костромской автодорожный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ   ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Кострома, 2020

В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации по выполнению самостоятельных (внеаудиторных)  работ по ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право). Тематика и задания для самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой по ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право) по  специальностям:

23.01.07 «Машинист крана (крановщик)»​,

23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»

Разработчик: Лука Анастасия Алексеевна, преподаватель обществознания


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………4

РАБОТА С КНИГОЙ (УЧЕБНИКОМ)………………………………..………...7

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ….....................................................................9

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ………………………………………10

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ, ТЕЗИСНЫХ ТАБЛИЦ…….13

КРОССВОРД ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ……………………………………..13

КАРТОЧКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ……………………………………………………………….……….13

ТЕСТИРОВАНИЕ……………………………………………………………….14

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ……………………………..……………….17

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ……………………..…………………18

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И ИНЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ…………..................................................................19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…24


Пояснительная записка

        Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД 10 Обществознание (включая экономику и право) предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальностям 23.01.07 «Машинист крана (крановщик)», 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Обязательная аудиторная нагрузка (2 курс) – 171 час. Из них внеаудиторная самостоятельная работа – 85 часов.  

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит свое отражение:

  • в рабочем учебном плане – в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, отдельно по каждому из учебных циклов, по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю;
  • в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным  распределением по разделам и темам.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, выполняемая за рамками  расписания учебных занятий  по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия и является обязательной для каждого студента.

Целями самостоятельной работы студентов является:

  • обеспечение профессиональной подготовки студента в соответствии с ФГОС СПО;
  • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО:
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Задачами, реализуемые  в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде техникума являются:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развитие умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных и профессиональных задач.

Самостоятельная работа над учебным материалом состоит из следующих элементов:  

  1. Изучение материала по учебнику, конспекту.
  2. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР).

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине обществознание (включая экономику и право) и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания и умения при выполнении  практических задач;
  • уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

Оценка знаний студентов производится по пятибалльной системе.

Критерии оценки самостоятельных работ.

Отметка «5» ставится, если:

  • - работа выполнена полностью;
  • - в логических  рассуждениях нет пробелов и ошибок;
  • - в решении ситуационных задач (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4»ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • -  правильно выполнено более 75%  заданий.

Отметка «3» ставится, если:

         - допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех  несущественных ошибок, но обучающийся  владеет обязательными  умениями по проверяемой теме;

         - при этом правильно выполнено не менее половины работы. 

Отметка «2» ставится, если:

        -   допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием обучающимися  основных положений теории и с неправильным их применением, предусмотренных программой.

К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.  

При наличии существенной ошибки задание считается невыполненным.


РАБОТА С КНИГОЙ (УЧЕБНИКОМ)

При работе с книгой (учебником) необходимо изучить список рекомендованной преподавателем литературы, научиться правильно её читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса «Обществознание». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного слова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Эссе должно иметь следующую структуру:

1.        Вступление (введение) - определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2.        Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов.

 

Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Наиболее важные философские понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведённые в эссе должны быть доказательны.

3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

Алгоритм написания эссе

1.        Введение

В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования (освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект).Или перефразируйте своими словами высказывание (Смысл высказывания в том, что.)

2.        Основная часть

Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его (тезис - это само высказывание). Записываются термины, употребляемые в работе (лучше их «вклинивать» в свои рассуждения). Также, можно начать с фразы «Я согласен(а) / Я не согласен(а».)

Работа с тезисом должна быть простроена по схеме:

  1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем...?).
  2. Указание причины (потому что...) приводятся факты, возможна ссылка на определение.
  3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами...)
  4. Установление взаимосвязей (в связи с этим...)

3.        Вывод - заключительная часть

Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных учеником положений, если они имеют характер проекта.

ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ!

Критерии оценки эссе:

1.        Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных философов.

2.        Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.

3.        Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать философский текст.

4.        Умение формулировать выводы.

5.        Проявление творческого и самостоятельного мышления. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Мультимедийная презентация - это специальные учебные мультимедийные материалы, созданные с помощью компьютерной программы Power Point, сочетающие различные виды наглядности - текстовую, визуальную и аудитивную. Критерии оценки мультимедийной презентации:

  1. ОФОРМЛЕНИЕ

Титульный слайд (название вуза, название кафедры, тема, Ф.И.О. автора, город и год создания); Минимальное количество - 10 слайдов.

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) Библиография

Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов Графики, импортированные из Excel

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Содержание соответствует заявленной теме. В презентации отсутствуют исторические неточности и ошибки, прослеживается причинно-следственная связь, хронологическая последовательность описываемых событий.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ И ТЕЗИСНЫХ ТАБЛИЦ

Данный вид СРС определяется как частично-поисковый, т.е. часть материала по созданию схем определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим студентом. Студент, применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно-практический и учебный материал с позиции анализа для формирования определенной схемы или таблицы. Кроме этого, данный метод является репродуктивным способствующим формированию монологического высказывания студента определяющего основные моменты, принципы и способы, послужившие основанием для формирования схемы или таблицы, а в дальнейшем для её представления или защиты.

Самостоятельно и индивидуально каждый из студентов выявляет на основе анализа теоретического материала необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения. Педагогическая ценность подобной работы студентов заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности студента, при максимальной индивидуализации задания, с учетом психофизиологических особенностей студентов. Работа каждого из студентов оценивается преподавателем с позиции логического и образного мышления.

Для самостоятельной работы используется также другой вид СРС - создание таблиц на основе сравнительного анализа, когда студент для осуществления самостоятельной работы имеет только объекты сравнения, а выявление сходства и различия определяется им самим. Используя литературу, рекомендованную преподавателем, студент выявляет характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой.

Используется в качестве выполнения самостоятельной работы и заполнение тезисных таблиц. Тезисные таблицы предпочтительны по той причине, что они не только дают впоследствии возможность восстановить содержание и главные моменты изучаемого учебного материала, выделить в нем главное, но также обеспечивают возможность определения их взаимосвязи друг с другом, или сравнения. При этом главные моменты усваиваются намного быстрее, нежели в конспектах. Кроме того, при желании эти главные моменты могут быть поставлены в виде ключевых вопросов для развёрнутого ответа на них своими словами. Наконец, тезисная таблица - самая простая в составлении, что немаловажно в условиях дефицита времени для полных записей студентами.

Заполнение пропусков в схемах, или самостоятельное составление схем также являются одним из видов самостоятельных работ студентов. Эти виды самостоятельных работ можно также определять как частично-исследовательские, способствующие развитию самостоятельного мышления студента и возможности применения творческой инициативы при анализе теоретического материала лекции, семинара. Приветствуется использование студентами возможностей цветовой графики в таблице, схеме. Это способствует лучшему запоминанию, воспроизведению, анализу, творческому толкованию самостоятельно изученного материала.

Завершение выполнения таких видов самостоятельной работы студента - отчет, оформленная схема, заполненная таблица, рассматривается преподавателем как контроль полученных им знаний. Для получения оценки преподавателем определяются соответствующие критерии:

-        выполнение работы на уровне распознавания - знакомство: низкое качество;

-        выполнение работы на уровне запоминания (чтение, пересказ, воспроизведение изученного материала через схему, таблицу, но в полной мере не может воспользоваться результатами своей работы): удовлетворительное качество;

-        выполнение работы на уровне понимания, т.е. студент, используя краткую запись в схеме или таблице способен осуществить процесс нахождения существенных признаков, связи исследуемых объектов, выделение из всей массы несущественного и случайного, установления сходства и различий - в конечном итоге сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями: хорошее качество;

-        использование полученных знаний при выполнении иных заданий по теме, решение типовых практических задач или тестов, творческое применение полученных знаний: отличное качество.

Пример таблицы. Нормы, регулирующие общественные отношения

нравы

мораль

обычаи

право

привычные формы поведения, имеющие нравственное значение.

Нравы – те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следованием нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра им зла.

Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества, социальной группы, касается всех сторон жизни человека

совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия

 Пример схемы. Глобальные проблемы современности

КРОССВОРД ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Учебный кроссворд - это задача, в которой студент должен фигуру из пустых клеток заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд слов, значения которых заданы условиями. Учебный кроссворд составляется по соответствующему параграфу учебника или по теме лекции.

Примерные вопросы к кроссворду

1.Кредитно-финансовое учреждение, важнейшей функцией которого является аккумуляция временно свободных денежных средств и предоставление их предприятиям и гражданам, нуждающимся в деньгах, в ссуду за определённый процент.

2.Разорение, отказ гражданина, фирмы или банка платить по своим обязательствам из-за отсутствия средств.

3.Современная, наиболее развитая форма регулярно функционирующего рынка ценных бумаг и товаров. Бывает товарной, фондовой, валютной, [...] труда.

4.Понижение в законодательном порядке золотого содержания национальной денежной единицы.

5.Ценная бумага, удостоверяющая о внесении части акционерного капитала, дающая право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда.

6.Предоставление имущества какому-либо субъекту во временное пользование за определённую плату.

7.Продажа с публичных торгов некоторых товаров за наиболее высокую цену.

8.Основная денежная единица страны либо иностранные деньги, имеющие хождение на мировом рынке, а также драгоценные металлы и другие ценности, которые могут быть использованы при международных расчётах.

9.Любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсии, пособия и т.д.

10.Раздел рынка между несколькими крупнейшими компаниями.

КАРТОЧКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 Карточка индивидуального задания - это персонализированная форма проверки знаний, включающая несколько видов СРС, например, работа с учебником, составление схемы и подготовка мультимедийной презентации.

Образец карточки индивидуального задания

Карточка № 1

1.Внимательно прочитайте параграф учебника по теме «Президент, парламент и правительство РФ». Выпишите в тетрадь их полномочия.

2.Составьте схему «Разделение властей в Российской Федерации».

3.Подготовьте план ответа на тему «Президент России - гарант Конституции РФ».        

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет преподавателю выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности студента, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. Тесты бывают с одним или несколькими верными ответами.

Образец теста по обществознанию

Вариант № 1

1.        Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к

другому называется

1)        прогрессом;

2)        революцией;

3)        контрреформой;

4)        эволюцией.

2.        Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1)        техника;

2)        общество;

3)        экономика;

4)        культура.

3.        Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

1)        познавательную;

2)        мировоззренческую;

3)        прогностическую;

4)        социальную.

4.        Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об

эффективности его работы?

1)        выручка от реализации;

2)        размер инвестиций в производство;

3)        рост числа работников;

4)        чистая прибыль.

5.        Республика - это форма

1)        государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами;

2)        правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов;

3)        многопартийной политической системы;

4)        правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти.

6.        Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру вы-

боров?

1)        Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2)        Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3)        Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4)        Выборы проводятся на безальтернативной основе.

7.        Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1)        высшая юридическая сила;

2)        обязательность для всех граждан;

3)        государственная обеспеченность;

4)        нормативно-правовой характер.

8.        Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире

используют термин

1)        потребность;

2)        мышление;

3)        истина;

4)        мировоззрение.

9.        Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1)        теоретически обоснованное знание;

2)        исчерпывающее знание о предмете;

3)        вывод, подтверждённый историческим опытом;

4)        знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

10.        Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и

участвующий в борьбе за политическую власть, - это

1)        гражданское общество;

2)        общественная палата;

3)        политическая партия;

4)        профсоюзная организация.

11.        Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на

1)        добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей;

2)        выполнение установленных производственных норм;

3)        соблюдение трудовой дисциплины;

4)        полную достоверную информацию об условиях труда.

12.        Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?

1)        высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство;

2)        правовой обычай, прецедент, нормативный договор;

3)        общественная опасность, противоправность, виновность;

4)        целесообразность, гуманность, справедливость.

13.        Человек воздействует на природу:

1)        благоприятно;

2)        его влияние не имеет последствий;

3)        и благоприятно, и неблагоприятно;

4)        неблагоприятно.

14.        К общественным отношениям не относятся:

1)        отношения в семье;

2)        отношения между работником и работодателем;

3)        отношения между природой и обществом;

4)        связи между социальными группами и внутри них.

15.        Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)        революционный характер перемен;

2)        скачкообразность;

3)        насильственные методы;

4)        постепенность.

16.        Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете,

- это

1)        банковский процент;

2)        прибыль;

3)        бонус;

4)        дивиденды.

17.        Что из перечисленного является формой территориально-государственного

устройства?

1)        федерация;

2)        республика;

3)        монархия;

4)        демократия.

18.        Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1)        наличием судебной системы;

2)        лидерством одной политической партии;

3)        избранием законодательного органа власти;

4)        верховенством закона.

19.        Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя

на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

1)        мобилизация граждан на поддержку правительственных решений;

2)        продвижение членов партии в органы исполнительной власти;

3)        политическая социализация граждан;

4)        расширение социальной базы партии.

20. Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1)        регулируют общественные отношения;

2)        устанавливаются государством;

3)        гарантируют равноправие;

4)        обеспечивают социальную справедливость.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ объекта. Рассматривая учебник как источник знаний, студентам необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Иллюстрации учебника философии специфичны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, портреты социологов, политологов, философов, государственных деятелей, сюжетные картины и фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме занятия, не должна остаться не разобранной, студентам необходимо к ним обращаться. Преподаватель может предложить студентам задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи — процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств.

Решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.

Алгоритм решения задач:

1.        Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.

2.        Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.

3.        Произведите краткую запись условия задания.

4.        Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.

5.        Определите метод решения задания, составьте план решения.

6.        Запишите основные понятия, описывающие процессы, предложенные заданной системой.

7.        Найдите решение в общем виде, выразив искомые понятия через заданные.

8.        Проверьте правильность решения задания.

9.        Произведите оценку реальности полученного решения.

10.        Запишите ответ.

Проблема - вид интеллектуальных задач, характеризующийся отсутствием готовых средств решения.

Алгоритм решения проблемной ситуации:

1.        Осознание проблемной ситуации.

2.        Анализ условий, выделение того, что известно, и того, что неизвестно, в результате чего проблема превращается в задачу.

3.        Ограничение зоны поиска.

4.        Формулирование гипотез как предположения о способах решения задачи.

5.        Реализация гипотезы.

6.        Проверка, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями.

Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если нет — то процесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Пример ситуативной задачи.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И ИНЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ

Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1.        Определение цели доклада.

2.        Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3.        Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4.        Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5.        Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6.        Композиционное оформление доклада.

7.        Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8.        Выступление с докладом.

9.        Обсуждение доклада.

10.        Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада - это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

•        название доклада;

•        сообщение основной идеи;

•        современную оценку предмета изложения;

•        краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

•        интересную для слушателей форму изложения;

•        акцентирование оригинальности подхода.

Очень важно подготовиться к выступления с докладом. Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Регламент устного публичного выступления - не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Реферат - краткое аналитическое изложение студентом изученной им литературы по выбранной тематике. Это один из видов научно-исследовательской работы, выполняемой на основе изучения источников, анализа конкретного материала. В рефератах используются статистические сборники и материалы, монографии, журнальные и газетные статьи, данные социологических исследований.

Работа должна быть написана от первого лица, что подразумевает использование в тексте следующих фраз: «на наш взгляд», «с моей точки зрения», «автор считает, что...», «я согласен (или не согласен)» и др., т.е. в работе должна четко прослеживаться позиция студента по освещаемой проблеме.

После определения темы следует приступить к изучению литературы. Прежде всего, студент должен ознакомиться с имеющимися публикациями по теме с тем, чтобы выяснить степень ее разработки. Эта и другая литература используются в качестве фактического материала. При изучении литературы надо обращать внимание на принципиальные теоретические вопросы, важнейшие положения, понятия, категории, терминологию, суждения, аргументы, формулировки, выводы, статистические данные.

Общим требованием к научному тексту, которому должен отвечать и реферат, является полнота, глубина изложения, точность, краткость, оригинальность. Под полнотой принято понимать изложение проблемы в полном объеме, содержащее в себе необходимые сведения. Глубина изложения - это степень проникновения в сущность явления, идеи. Под точностью текста принято понимать соответствие утверждений автора объективной действительности, четкость терминологии, понятий и категорий, выделение существенных признаков анализируемых явлений или теоретических положений. Под краткостью понимается сжатое изложение. Это отсутствие несущественных фактов, деталей, аргументов, излишних цифр и т. д. Под оригинальностью текста понимается такое изложение материала, которое свидетельствует о самостоятельности мысли, суждений студента.

В работе не должно быть декларативных, бездоказательных положений, «случайного» текста. Не следует злоупотреблять цитатами. Цитата уместна лишь тогда, когда она убедительно подтверждает мысль, высказанную вами, служит исходным пунктом для критических замечаний по тому или иному вопросу, дает точную формулировку или содержит научное определение. Фактов, аргументов в работе может быть немного, но они должны быть точными, яркими, убедительными.

Примерная структура реферата:

Титульный лист - название вуза, название кафедры, дисциплина, тема, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. и должность проверяющего, город и год написания.

Оглавление - название структурных элементов работы (главы, параграфы) и номера страниц в оглавлении должны полностью соответствовать названиям этих элементов в тексте и месту их нахождения.

Введение - дается постановка проблемы, ее актуальность и значение, степень разработки, краткий историографический обзор (обзор литературы по теме). Здесь надо сказать, что в ней достаточно полно раскрыто (или не совсем полно), с чем автор реферата согласен или не согласен и на что он хочет обратить внимание. Затем формируется цель и задачи реферата. Введение отрабатывается после написания всей работы.

Основная часть - содержит не менее двух-трех разделов (глав). В каждом разделе или вопросе выделяются и формулируются подразделы или подвопросы. Они помогают логически последовательно и стройно изложить собранный материал. Теоретический и конкретный материал так же дается в определенной пропорции, необходимой для раскрытия той или иной проблемы. Умение найти правильное раскрытие темы является одним из показателей того, насколько автор хорошо продумал свою работу, насколько глубоко освоил проблему.

Заключение - содержит основные выводы по теме, возможно, указание на направление дальнейших исследований по данной теме.

Список источников и литературы, использованных автором реферата.

Реферат выполняется в печатном виде. Общий объём работы - 20-25 листов. Оформление подчиняется строгим нормативам как технического (шрифты, выравнивание, титульный лист, составление библиографического списка и т.д.), так и литературного характера (структурированные разделы введения, основной части, заключения).

Технические параметры текста:

Параметры страницы: левое поле - 3 см, правое поле - 1,5 см, нижнее поле -2 см, верхнее поле - 2 см. Выравнивание основного текста - по ширине, заголовков - по центру. Шрифт № 14, Times New Roman, для заголовков в тексте и на титульном листе допускается шрифт Arial № 16; междустрочный интервал - 1,5; отступ на абзац - 1,25.

Для выделения в тексте используются стандартные варианты шрифтов - полужирный, курсив, подчеркнутый и их комбинации. Использование иных типов шрифтов в работе не целесообразно.

В тексте допускаются рисунки, схемы, графики, таблицы, обусловленные и подтвержденные содержанием.

Номера страниц проставляются в правом нижнем углу, либо снизу по центру. Нумерация начинается с 3-й страницы (титульный лист и оглавление учитываются, но не нумеруются.)

Работа должна быть сброшюрована (прошита) по левому полю скоросшивателем любого типа либо пластиковой пружиной. Оформление библиографического списка

Для написания работы необходимо использовать не менее 3-х литературных первоисточников (монографии, статьи в сборниках, журналах, интернет-изданиях, электронные версии книг). Это означает, что в тексте должно быть не менее 3-х ссылок на использованные источники. Они могут быть даны сразу в квадратных скобках либо под текстом внизу страницы в виде сноски. Например, [4,15], что означает источник под номером 4 в списке литературы, использована цитата со страницы 15. Неприемлемо обращение к учебникам, учебным пособиям, ранее написанным чужим рефератам.

Список оформляется строго в алфавитном порядке. При обращении к иностранным изданиям последние выписываются отдельным блоком также с соблюдением алфавитного принципа.

Защита реферата возможна в разных формах: доклад на семинаре или на научно-практической конференции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся

1. Обществознание: учебник для обучащихся 10кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова –10 кл. – М., 2012.

2. Обществознание: учебник для 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова – М., 2012.

3. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

5. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

9. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

11. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.

13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

14. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2005.

15. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Для преподавателей

1. Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2002.

2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

3. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

6. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

7. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

8. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

9. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

10. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

11. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

12. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

13. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

14. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2014.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст.

12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

13. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

15. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

16. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

17. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

18. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации -        http://www.gov.ru  
  2. Президент России — гражданам школьного возраста - http://www.uznay-prezidenta.ru
  3. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация - http://www.gks.ru
  4. Информационно-аналитический портал «Наследие» -  http://www.nasledie.ru
  5. Соционет: информационное пространство по общественным наукам - http://socionet.ru
  6. СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ - http://www.smi.ru

  1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт - http://ombudsman.gov.ru
  2. Методические приемы в гражданском образовании - http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41163/tlg04.pdf
  3. Необычный задачник для обычного гражданина - http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16
  4. Занимательное граждановедение - http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Экономика организации"

Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Экономика организации» и предназначена для студентов по профессии 230103.04 Наладчик аппаратн...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Обществознание

Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой  руководство по выполнению практических работ по дисциплине.  Основное...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Обществознание"

Материалы содержат пояснительную записку, перечень самостоятельных работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов по дисциплине, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов по обществознанию

Медодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" предназначены для студентов 1 курса колледжа...