Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Куклин Вадим Вячеславович,

преподаватель,

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»,  г. Нижневартовск,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югры

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий.  Обучающиеся, с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Новация представляет собой средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.),  инновация - процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Развитие среднего профессионального образования должно быть осуществлено через освоение нововведений, через инновационный процесс. Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.

Преподаватели колледжа при проведении учебного процесса сочетают как традиционные, так и инновационные методы обучения при изучении студентами дисциплин и профессиональных модулей. Анализ результатов их использования показал, что каждая дисциплина и каждый профессиональный модуль должны иметь разнообразные инновационные методы.

Инновационные образовательные технологии помогают обучающемуся качественнее усвоить материал в полном объеме, позволяют обеспечить доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, способствуя творческому усвоению материала. Все это помогает формированию профессионального потенциала будущих средних медицинских работников.

При подготовке научных докладов на конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ к защите, обучающиеся совместно с преподавателями разрабатывают презентации своих работ на базе информационно-коммуникационных технологий.

Инновационные педагогические технологии используются не только в аудиторной работе с обучающимися, но и при организации самостоятельной работы обучающихся в форме ситуационных задач, тестов с целью развития и углубления теоретических знаний и практических навыков обучающихся.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Классификация педагогических систем: классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», обучение с помощью учебной книги, компьютерное обучение, система «репетитор» - индивидуальное обучение, «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа по целям обучения.

Под инновационными методами в среднем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины и профессионального модуля;

- использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины и профессионального модуля;

- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и  Интернет;

- проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

- проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

- решение задач с применением справочных систем «Гарант», «Консультант плюс»;

- консультирование обучающихся с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний обучающихся и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения:

- интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов;

- методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

- исследовательские методы;

- тренинговые формы;

- проведение деловых и ролевых игр, круглых столов  на базе современных информационных технологий;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса и др.

В число дидактических материалов, используемых для различных видов учебного процесса, могут входить: сборник задач, сборник упражнений, сборник иностранных текстов, практикум, сборник тестов, хрестоматия, атлас, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь.

Проведенные исследования показали, что инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего медицинского работника, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения им профессией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волочков А.А. Вопросник учебной активности - Пермь, 2002.

2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности - М.: Дом педагогики.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в процессе обучения - Томск: Пеленг, 1995.



Предварительный просмотр:

Межрегиональный заочный конкурс «Лучшая методическая разработка внеаудиторного мероприятия по химии и биологии для студентов средних медицинских образовательных организаций»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по биологии

Аннотация

Данная  методическая разработка по теме: «Здоровый образ жизни в системе семейных ценностей» представлена для обучающихся медицинских колледжей. Методическая разработка может быть использована на факультативных курсах, конференциях и как материал для внеаудиторных  мероприятий.

Здоровый образ жизни в системе семейных ценностей

Актуальность: в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что уровень здоровья на 50% зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.  Формирование здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современной науки и практики.

Цель исследования: выяснение значимости здорового образа жизни  в системе семейных ценностей.

 Задачи:

1. Выяснение представлений у молодых людей о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, какое место занимает здоровье в  системе ценностей.

2. Выявление  уровня  мотивации в  формировании  здорового образа жизни.

Предмет: уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Объект:  система семейных  ценностей молодежи.  

Гипотеза: Постепенно здоровье начинает занимать первые позиции в системе семейных ценностей. Молодое поколение имеет представление о модели поведения, которая соответствует  здоровому образу жизни, принимает ее и действует в контексте этих представлений.

Практическая значимость:

Результаты исследования могут быть положены в основу организации работы с молодежью, форм и направлений работы с ней, а также быть использованы для дальнейшего изучения этого вопроса.  

Семья - ячейка, мини-модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась.

Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов, то есть от семьи зависит будущее общества, в котором мы живем.

Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака.

 В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Перемены, произошедшие в России в последнее время, безусловно, отразились на мировоззрении современных людей. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции, привнесенные из родительских семей в молодую семью. Сегодня важные для молодежи ценности самореализации перерастают в формирование и сохранение материального благополучия своей семьи.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир человека необъятен. Однако существуют стержневые ценности такие, как трудолюбие, образованность, доброта, честность порядочность, терпимость, человечность.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Здоровье не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий

Опираясь на данные, полученные в ходе социологического  исследования молодых семей, был представлен анализ особенностей семейных ценностей  молодых семей. Рассматривались такие параметры отношения респондентов к семейным ценностям, как ценностям, которые можно условно разделить: на материальные и духовные (здоровье, ценность семьи, детей, духовности). По данным социологического опроса, здоровье занимает 3-ю позицию в числе жизненных ценностей после семьи, карьеры.

Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложные перемены в экономических, социально-политических и духовных основаниях своего бытия. Эти противоречивые изменения проявляются и в здоровье людей. Население России и продолжительность его жизни уменьшаются, смертность растет, заболеваемость увеличивается, возможности для лечения и укрепления здоровья для большинства россиян снижаются. Формируется негативная тенденция перемещения государства по характеристикам здоровья в разряд деградирующих социальных систем.

В связи с этим возникает проблема поиска эффективных путей повышения ценности здоровья населения, и в первую очередь молодежи. В социологической науке ценность это «свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального объекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально - историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности».

К такой ценности в полной мере относится здоровье человека, отношение к собственному здоровью как фактору достижения успеха в современном обществе, а также здоровый образ жизни как способ сохранения и укрепления здоровья индивида.

Выводы:

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современной молодежи и большую роль в этом процессе играет семья. Необходимо усилить пропаганду образцов здорового образа жизни среди молодых семей. Большинство респондентов имеют представление о ЗОЖ и стараются вести здоровый образ жизни. В условиях социально-экономического реформирования в молодой семье, поставленной в трудное материальное положение, начинают превалировать ценности материального плана, а не духовного.

Ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своей жизненной цели даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.

На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев В.Г., Офрихтер Е.Г. и др. Курс лекций по общей валеологии. Пермь,2000
  2. Букин В.П. Здоровье в системе жизненных ценностей молодежи: региональный аспект. Журнал Гуманитарные науки. Социология, № 4, 2008



Предварительный просмотр:

Развитие одаренной молодежи

Кабардаева Айщат Асламбековна,

методист высшей квалификационной категории

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»

Одним из приоритетных направлений развития учебно-воспитательной и научно-методической деятельности колледжа считаем разработку и развитие мероприятий, направленных на выявление и поддержку обучающихся, имеющих признаки одаренности, а также высокий уровень развития учебной мотивации и мотивации саморазвития.

Реализацию данного направления необходимо производить через следующие виды работы:

- учебно-исследовательская работа студентов (УИРС): проектная деятельность, научно-практические конференции по результатам исследовательских работ и т.д.;

- интеллектуальные марафоны;

- семинары для преподавателей и обучающихся.

     Целью данного направления является выявление, поддержка и развитие одаренности молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса колледжа.

Для реализации поставленной цели необходима разработка комплексно-целевой программы «Одаренная молодежь».

Основными направлениями реализации работы с одаренной молодежью являются следующие комплексы мероприятий:

  1. Разработка и создание научной и методической базы по теме «Работа с одаренной молодежью».
  2. Повышение квалификации преподавателей по теме «Одаренная молодежь» через систему семинаров, конференций, проблемных групп и т.д.
  3. Создание системы целенаправленного выявления одаренной молодежи.
  4. Создание и введение банка данных, отслеживание развития одаренности каждого обучающегося.
  5. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального творческого и морально-физического развития одаренных обучающихся.
  6. Разработка и поэтапное внедрение современных технологий в работе с одаренной молодежью.
  7. Обеспечение целенаправленной поддержки одаренных обучающихся.
  8. Создание условий одаренным обучающимся для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой, учебной деятельности.
  9. Создание условий для комфортного развития и становления одаренного обучающегося как социально адаптивной и ответственной личности, обладающего общими и профессиональными компетенциями.

     Важным направлением  работы в направлении создания условий для поддержки и развития одаренной молодежи является согласованная работа всех систем структурных подразделений колледжа, а именно учебной, воспитательной, психологической, методической и других, а также активная работа УИРС.

Организация работы по направлению УИРС:

- разработка критериев результативности УИРС обучающихся;

- определение принципов построения и создание в колледже поисковой модели обучения;

- внедрение форм предъявления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

С целью формирования творческой личности, обладающей навыками научно-исследовательской работы, знакомства с современными научными достижениями, пропаганды  исследовательской работы в колледже ежегодно   обучающиеся участвуют в  научно-практических  студенческих конференциях,  проводимых в колледже и в городе, дебатах, интеллектуальных конкурсах, проектах др. Необходимо:

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных обучающихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность обучающихся к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- учитывать интересы одаренного обучающегося и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим обучающимся;

- содействовать изучению способов получения знаний;

- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими обучающимися с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных аудиторий с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий;

- обучать студентов оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного обучающегося.

     Приоритетными задачами при работе с одаренными обучающимися  являются: развитие личных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному обучающемуся, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных студентов, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации;

3) анализ поведения обучающегося в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности обучающихся - специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

5) выявление признаков одаренности обучающегося не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных занятий по особой программе; использование тренинговых методов и т.п.;

6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного обучающегося;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют обучающемуся проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений обучающихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.



Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кабардаева Айщат Асламбековна,

методист высшей квалификационной категории

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»

Универсальные учебные действия подразделяются на 4 группы: познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Обучающийся овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Для повышения коммуникативной компетентности обучающихся необходимо определить комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать высшие уровни коммуникативной компетентности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- определение уровней коммуникативной компетентности обучающихся в учебной деятельности;

- выделение качественных критериев сформированности уровня коммуникативной компетентности обучающихся;

- организация необходимых условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности;

- создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения студентов.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.

Преподаватели отмечают низкий уровень сформированности у обучающихся индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, внешне-речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Становится очевидной актуальность работы, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы развитию навыков работы с текстами, формированию коммуникативной компетентности обучающихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры обучающихся. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности. Динамика уровневых показателей сформированности коммуникативной компетентности обучающихся является одним из основных условий социализации личности. При этом определяющим способом формирования коммуникативной компетентности становится диалог, для организации которого преподаватель предлагает к решению учебные задачи разных уровней, а поэтапные совместные (партнерские) учебные действия обеспечивают динамику мыслительных операций и становление новых генетических форм мыслительной деятельности обучающихся.

Для формирования коммуникативной компетентности обучающихся необходимо комплексное использование педагогических и дидактических условий, а также наличие высокого уровня коммуникативной компетентности у самого преподавателя, что позволяет осуществить подбор оптимальных методов обучения, создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых обучающиеся осуществляют коммуникативное взаимодействие. Формирование социальной ответственности наиболее благоприятно при наличии высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Осваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Также обучающийся учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В тоже время обучающийся, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к занятиям. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Нам, преподавателям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Список литературы

  1. Абульханова, К.А., Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива Проблема субъекта в психологической науке - М.: ИП РАН, 2000.
  2. Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий - Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2003.
  3. Волочков А.А. Вопросник учебной активности - Пермь, 2002.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности - М.: Дом педагогики.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в процессе обучения - Томск: Пеленг, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...