афо пищеварительного канала
учебно-методический материал

пищеварительный канал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_teor_19.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ТЕКСТ лекции

Внутренние органы – органы, расположенные в полостях. Они обеспечивают обмен веществ между организмом и внешней средой и размножение. Учение о внутренностях –спланхнология.

Пищеварительная система – комплекс органов, обеспечивающих пищеварение. Состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез, расположенных в стенках его или за пределами. Пищеварительный канал имеет длину 8 – 10 м и части:

1.  полость рта

2.  глотка

3.  пищевод

4.  желудок

5.  тонкий кишечник

6.  толстый кишечник

Все отделы пищеварительного канала являются типично полыми органами. Строение стенки пищеварительной трубки:

1.  внутренняя оболочка – слизистая с подслизистой основой

2.  средняя оболочка – гладкомышечная

3.  наружная оболочка – серозная – адвентиция

Важными органами пищеварительной системы являются пищеварительные железы, выделяющие пищеварительные соки в разные отделы системы. Соки содержат пищеварительные катализаторы, ускоряющие расщепление белков до аминокислот, жиров до глицерина и жирных кислот, углеводов до моносахаридов (глюкоза, фруктоза, галактоза). Эти вещества всасываются слизистой оболочкой в кровь и лимфу. Пищеварительные соки содержат пи-щеварительные ферменты. Свойства ферментов:

1.  гидролазы (гидролиз)

2.  специфичность

3.  для работы требуют температуры (36 – 37 градусов) и среды –щелочная, кислая, нейтральная)

Функции пищеварительного канала:

  моторная

  секреторная

  инкреторная (выработка гормонов)

  экскреторная (выделение пищеварительными железами продуктов обмена, воды, солей)

  всасывающая

  бактерицидная (за счет лизоцима, соляной кислоты желудочного сока, молочной кислоты кишечника)

Полость рта (cavitas oris, stoma) – начальный отдел пищеварительного тракта. Функции:

1. механическая обработка пищи

2. начало ее химической переработки (расщепление углеводов)

3. формирование пищевого комка

4. артикуляция речи

С помощью зубов и десен полость рта разделяется на преддверие и собственно полость рта. Преддверие отграничено снаружи губами и щеками, изнутри зубами и деснами. Полость рта снаружи отграничена зубами и деснами, сверху – твердым и мягким небом, снизу– дном ротовой полости с языком. Позади через зев она сообщается с глоткой. Твердое небо

образовано небными отростками верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей и переходит в мягкое, образованное мышцами и фиброзной тканью. Свободная задняя его часть – небная занавеска, имеющая выступ – язычок. При спокойном дыхании через нос занавеска свисает косо вниз и отделяет полость рта от глотки. По бокам она переходит в небные складки –дужки: небно - язычные и небно – глоточные. Между ними находятся в углублениях небные миндалины - органы иммунной системы, выполняющие защитную функцию за счет лимфоцитов. Воспаление небных миндалин - тонзиллит (ангина). Слизистая оболочка полости рта покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием, содержащим большое количество желез. Часть ее вокруг шейки зубов – десна (gingiva).

Воспаление десен – гингивит, слизистой оболочки рта – стоматит. Язык (lingua, glossa) – подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. Функции:

1.  оценка вкуса пищи

2.  жевание

3.  глотание

4.  сосание

5.  речеобразование

Основой языка являются мышцы:

  скелетные (подбородочно – подъязычная, подъязычно – язычная,

шилоязычная)

  собственные (верхняя продольная, нижняя продольная, попереч-

ная, вертикальная)

Части языка:

1. передняя – верхушка (кончик)

2. средняя – тело

3. задняя – корень (соединяется с нижней челюстью и подъязычной

костью)

4. спинка языка (верхняя часть)

5. дно языка (нижняя часть)

Слизистая оболочка спинки шероховатая, имеет сосочки:

1.  общей чувствительности (нитевидные, конусовидные, грибовидные)

2.  рецепторы вкусового анализатора (желобовидные, листовидные)

Нижняя поверхность языка сосочков не имеет. Между нижней поверхностью и дном языка имеется узкая полоска слизистой оболочки – уздечка языка. Воспаление языка – глоссит.

Зубы:

1.  откусывание пищи

2.  измельчение пищи

3.  образование членораздельной речи

Зубы расположены в зубных альвеолах нижней и верхней челюстей. Зуб образует с альвеолой непрерывное соединение – вколачивание.

Части зуба:

1.  коронка (выступает над десной)

2.  шейка (покрыта десной)

3.  корень (в ячейке)

На верхушке имеется отверстие, ведущее в канал корня и полость коронки. Они заполнены зубной пульпой – рыхлая соединительная ткань, кровеносные сосуды и нервы. Зубы построены из дентина, который в области коронки покрыт эмалью, а в области шейки и корня – цементом. Дентин напоминает костную ткань, но прочнее ее. Эмаль тверже дентина и приближена по прочности к кварцу – это самая прочная ткань в организме (95% минераль-

ных солей).

Зубы состоят из призматических кристаллов гидроксиапатита кальция, которые не соединены между собой. Между призмами находится мягкий поглотитель – сеть мельчайших пор, заполненных жидкостью. При нагрузке жидкость выдавливается из пор и становится более вязкой - магнитное поле.

Фиксирующим аппаратом зубов является тонкая пластинка между зубом и внутренней поверхностью альвеолы – периодонт. Он содержит большое количество нервов и кровеносных сосудов, воспаление его – периодонтит (приводит к расшатыванию и выпадению зубов). Виды зубов:

1. молочные (2 резца, 1 клык, 2 больших коренных – моляра) – 20 штук

2. постоянные (2 резца, 1 клык, 2 малых коренных – премоляры, 2 больших коренных - моляры, 1 зуб мудрости) – 32 зуба

Зубы рассматривают в половине зубного ряда – альвеолярный отросток челюсти. Молочные зубы появляются с 6 – 8 месяцев до 2,5 лет. С 6 – 14 лет происходит замена молочных зубов на постоянные. Зубы мудрости вырастают с 17 – 40 лет, Могут не появиться. С ними связано большое количество стоматологических операций по удалению и исправлению раз-

личного вида заклинивания зубов.

Слюнные железы расположены в слизистой оболочке губ и щек. Они мелкие и подразделяются на:

1. белковые (серозные) – много белка, нет слизи- муцина

2. слизистые (нет белка, много муцина)

3. смешанные

Околоушная слюнная железа – самая крупная парная железа (20 гр). Расположена в позадичелюстной ямке спереди от наружного уха. Ее выводной (стенонов) проток открывается в преддверие рта на уровне 2 большого коренного зуба. Выделяет серозный (белковый)секрет. Павлов и Глинский получали чистую слюну путем наложения фистулы в разрез

щеки у собаки из околоушной слюнной железы (главная железка).

Поднижнечелюстная слюнная железа (15 гр). Расположена в поднижнечелюстной ямке, парная. Выводные протоки открываются под языком. Смешанная.

Подъязычная слюнная железа (5 гр). Расположена под языком и отделена от него слизистой оболочкой. Имеет 10 – 12 выводных протоков, открывающихся под языком. Смешанная. Каждая слюнная железа получает иннервацию от симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Парасимпатические волокна идут в составе лицевого и языкоглоточно-

го нервов, симпатические волокна – из сплетений вокруг наружной сонной артерии. Подкорковые центры парасимпатической иннервации находятся в продолговатом мозге, симпатической – в боковых рогах 2 – 6 грудных сегментов спинного мозга. При раздражении парасимпатических нервов выделяется большое количество жидкой слюны, при раздражении симпатических небольшое количество вязкой слюны. Слюна – смесь секретов желез слизистой оболочки полости рта, это первый пищеварительный сок. Представляет собой прозрачную жидкость, тянущуюся в нити, pH – 7,2. Суточное отделение у взрослого – 2 литра. Со-

став: 99% воды, 1% - неорганические (калий, хлор, натрий и кальций), органические (муцин – слизистое вещество, склеивающее пищевой комок – бонус) и ферменты:

1.  амилаза (птиалин) – расщепляет крахмал до мальтозы

2.  мальтаза - расщепляет мальтозу до глюкозы

3.  лизоцим – обладает бактерицидным свойством

Амилаза и мальтаза работают только в слабощелочной среде. Функции слюны:

1.  пищеварительная (углеводы)

2.  экскреторная (выделительная)

3.  защитная (муцин)

4.  бактерицидная (лизоцим)

5.  кровоостанавливающая (тромбопластические вещества, особенно

много у кошек и собак)

Прием пищи вызывает рефлекторное отделение слюны. Оно осуществляется весь процесс приема пищи по принципу условных и безусловных рефлексов. Безусловнорефлекторное отделение слюны происходит при попадании пищи в рот, когда раздражаются рецепторы ротовой полости. Условнорефлекторное отделение слюны происходит в ответ на звуковое

сопровождение приема пищи и запахи пищи ( немаловажным для пищеварения является вид и запах приготовленной пищи).

Глотка (pharunx) – непарный полый мышечный орган, длиной 12 – 14 см. расположена позади полости носа, рта и гортани. Сверху она крепится к основанию черепа, снизу на уровне 6 – 7 шейных позвонков переходит в пищевод. Глотка проводит пищевой комок из полости рта в пищевод и воздуха из полости носа в гортань и обратно. В глотке происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей. Части глотки:

1.  носовая

2.  ротовая

3.  гортанная

Носовая часть (4 см) через хоаны сообщается с полостью носа, через слуховые трубы с полостью среднего уха. На боковой и задней стенках носоглотки расположены скопления лимфоидной ткани – миндалины: трубные, глоточная (адеиноидная), язычная (корень языка) и небные – при входе в глотку имеется полное кольцо лимфоидных образований – лимфо-

идное кольцо Пирогова – Вальдейера (защита от проникновения инфекции). Ротовая часть

(4 см) через зев сообщается с полостью рта. Гортанная (5 см) часть сообщается с гортанью и переходит в пищевод. Строение стенки глотки:

1.  слизистая оболочка

2.  фиброзная оболочка – мягкий скелет глотки (плотная волокнистая соединительная ткань)

3.  мышечная оболочка

4.  соединительно – тканная оболочка

Слизистая оболочка носоглотки покрыта мерцательным эпителием, а в рото – и гортанной частях – неороговевающим многослойным плоским эпителием. Мышечная оболочка образована поперечно – полосатыми мышцами, они собраны в 3 мышечных слоя – верхний, средний и нижний констирикторы глотки – проталкивание пищевого комка в пищевод. Они работают произвольно. Воспаление слизистой оболочки глотки – фарингит.

Пищевод ( gaster, esophagus) – цилиндрическая, сплющенная спереди назад трубка длиной 25 – 30 см диаметром 25 мм. Он сообщает глотку с желудком. Начинается на уровне 7 шейного и заканчивается на уровне 11 грудного позвонка.

Части:

1.  шейная

2.  грудная

3.  брюшная

Пищевод имеет 3 анатомических сужений:

1.  фарингеальное (у начала в месте перехода глотки в пищевод)

2.  бронхиальное (в месте бифуркации трахеи – 5 грудной позвонок)

3.  диафрагмальное ( в месте прохождения через диафрагму)

У взрослого человека расстояние от передних зубов до входа в желудок – 40 – 45 см, из которых 30 см падает на длину пищевода. Стенка пищевода состоит:

1.  слизистая оболочка с подслизистой основой

2.  мышечная оболочка

3.  адвентициальная ( в брюшном отделе – серозная - брюшина)

Слизистая оболочка выстлана многослойным неороговевающим эпителием, имеющим глубокие продольные борозды, способствующие продвижению бонуса; подслизистая основа выражена хорошо. Мышечная оболочка в верхней трети состоит из поперечно – полосатой мышечной ткани (произвольная), в нижней – из гладкой. Мышечная оболочка содержит 2

слоя:

  наружный – продольный

  внутренний – круговой

В конце пищевода круговой слой пищевода имеет сфинктер, препятствующий обратному продвижению пищи. Основная функция пищевода – активное продвижение пищевого комка перистальтическим сокращениями его мышечной оболочки. Воспаление слизистой пищевода - эзофагит.

Желудок (ventriculus, gaster)- расширенный отдел пищевого канала, в котором происходит механическая обработка пищи и химическое воздействие на нее желудочного сока. В желудке происходит малое всасывание воды и алкоголя. Форма пустого желудка непостоянна и зависит от телосложения (конституции) человека. У полных и маленьких по росту

людей желудок напоминает мешок, у высоких и худощавых людей желудок напоминает чулок. У людей среднего роста и нормального телосложения желудок похож на рыболовный крючок. Длина желудка 18 – 26 см, ширина – 7 -12 см, вместимость до 4 литров. Желудок расположен в верхней части брюшной полости под диафрагмой и печенью. Входное (кардиальное) отверстие находится слева на уровне 10 – 11 грудных позвонков. Выходное отверстие (привратник) расположено справа на уровне 12грудного 1 поясничного позвонка. В желудке различают переднюю и заднюю стенки и верхний и нижний края. Верхний край желудка вогнутый – малая кривизна, нижний край – выпуклый – большая кривизна. Отделы желудка:

1.  кардиальная часть (вход в желудок) – кардиальный сфинктер

2.  дно (свод) – всегда имеет скопление воздуха (образуется при

брожении воздуха или при проглатывании воздуха с пищей)

3.  тело

4.  привратниковая (пилорическая) – возле перехода желудка в 12 –перстную кишку

На месте перехода желудка в 12 – перстную кишку имеется сфинктер привратника – заслонка, регулирующая продвижение пищи в 12 – перстную кишку. Стенка желудка:

1.  наружная оболочка – серозная (брюшина)

2.  средняя – гладкомышечная:

  наружный – продольный

  средний – круговой

  внутренний – косой

3.  внутренняя – слизистая с подслизистой основой: образует складки, выстланные цилиндрическим эпителием

Слизистая оболочка содержит большое количество пищеварительных желез, состоящих из клеток:

1.  главные – пепсиноген

2.  обкладочные – соляная кислота

3.  добавочные – муцин

4.  эндокриноцитов – гастрин, гистамин, серотонин

Секрет желез желудка – желудочный сок. Методы изучения секреции желудочного сока:

1.  методы наложения фистулы желудка: впервые выполнил Басов, сок всегда с примесью пищи

2.  метод эзофаготомии – перерезка пищевода с выводом обеих его

концов наружу в сочетании с фистулой желудка: Павлов – кормление таких собак –мнимое, всегда получают чистый сок, но недостатком является то, что пища не попадает в желудок

3.  метод изолированного малого желудочка Павлова: желудок разделяют на 2 неравные части, в большую поступает пища, в малый вставляют фистулу: пища поступает в желудок и сок получают чистым

4.  исследование с помощью зонда (человек)

Чистый желудочный сок бесцветный, кислой среды – 1,5 – 2,5. суточное количество – 2,5 литра. Состоит из воды на 99% и на 1% сухой остаток: неорганические вещества (соляная кислота, сульфаты, фосфаты, бикарбонаты натрия, калия, кальция, магния), органические вещества - азотсодержащие соединения – мочевина, аминокислоты, полипептиды. Ферменты желудочного сока:

1.  пепсиноген (профермент): взаимодействует с соляной кислотой и

превращается в пепсин, воздействующий на белки

2.  липаза - расщепляет жиры

3.  лизоцим – оказывает бактерицидное действие

4.  гастромукопротеин – внутренний фактор Кастла

5.  гастрин – стимулирует отделение соляной кислоты

6.  муцин – слизь, защищает слизистую желудка от механических

воздействий

7.  химозин – сычужный фермент – казеин – способствует створа-

живанию молока (вырабатывается у детей)

Значение соляной кислоты желудочного сока:

1.  активизирует пепсиноген

2.  вызывает набухание белков

3.  способствует створаживанию молока

4.  активизирует гастрин из прогастрина (профермент)

5.  обладает противомикробным действием

6.  участвует в эвакуации пищи из желудка в 12 – перстную кишку

Регуляция желудочной секреции была исследована Павловым. Период желудочной секреции длится 6 – 10 часов и делится на 3 фазы:

1.  сложнорефлекторная (40 мин): осуществляется на базе условных

и безусловных рефлексов; вид и запах пищи вызывает отделение желудочного сока, богатого ферментами; с момента попадания пищи в желудок начинается безусловно-рефлекторное отделение сока; его выделяется очень много, как при мнимом кормлении

2.  желудочная (6 – 8 часов) – пока пища находится в желудке; наступает при соприкосновении пищи со слизистой желудка; осуществляется рефлекторным и гуморальным механизмами; гуморально повышает секрецию желудочного сока гастрин, гистамин, ацетилхолин, спирт

3.  кишечная (3 часа): начинается с момента поступления пищи в

кишечник; осуществляется рефлекторно (пищевая кашица раздражает рецепторы слизистой оболочки) и гуморально (продукты расщепления пищи, гормоны 12 – перстной кишки, которые всасываются в кровь, стимулируют отделение желудочного сока)

Механизм перехода пищи из желудка в 12 – перстную кишку.

В норме среда в привратниковом отделе желудка кислая (соляная кислота), а в 12 – перстной кишке – щелочная (панкреатический сок и желчь). При переваривании пищи в желудке она собирается в пилорическом отделе и начинает раздражает рецепторы слизистой оболочки. Импульсы поступают в мозг, и привратник рефлекторно открывается. Пища переходит малой порцией в 12 – перстную кишку и меняет там среду на кислую. Она начинает раздражать слизистую привратника с другой стороны, и он рефлекторно закрывается. Щелочная среда восстанавливается, и процесс повторяется. Таким образом, открытию и закрытию привратника способствует наличие кислой среды в желудке и щелочной среды в12 – перстной кишке.

Приложение.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Общая характеристика ССС.
  2. Виды сосудов.
  3. Строение артерий.
  4. Строение вен.
  5. Строение капилляров.
  6. Значение  для организма малого круга кровообращения.
  7. Значение для организма большого круга крувообращения.
  8. Значение для организма системы вороной вены.
  9. Лимфатическая система.
  10. Значение лимфатической системы для организма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"

ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме Пищеварительная система

Рекомендуется для студентов медицинскихз училищ по специальности лечебное дело , сестринсеое дело ....

Методическая разработка по теме «Пищеварительная система»

Методическая разработка содержит материал по теме "Пищеварительная система человека". В ней сприсутствует лексический материал, тексты и грамматические упражнения по теме занятия....

Изучение пищеварительной системы

Методическое пособие к открытому уроку по теме: Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Для среднего медицинского образования по специальности Сестринсое дело...

Первая медицинская помощь при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления; Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем.

Данная разработка предназначена для преподавателей с целью разьяснения поэтапного проведения занятия по двум дисциплинам: "Безопасность жизнедеятельности" и "Проведение лабораторных био...

Методическая разработка . "ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КАНАЛА МЕТОДОМ "ПОДУШКИ"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по МДК01.02 технология и организация работ по строительству объектов природообустройства....

Праздник 8 марта для детей старшего возраста «Детский канал»

Сценарий праздника 8 марта для детей старшего возраста....