Мотивация 25.01.21г.
статья

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

С.Н.Чугунова, преподаватель ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта», г.Рузаевка, Республика Мордовия

 

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и  качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. 

В настоящее время в условиях экономического развития и мегаполиса, и малых городов, безусловно, возрастает роль  профессионального образования.

Система среднего профессионального образования являются одним из важнейших факторов устойчивого  развития всей социально-экономической структуры и нашего региона.

Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребности рынка труда, конкретных работодателей, что обусловлено рядом причин:

- ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;

-ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий;

-изменением характера экономических и социальных факторов;

-несоответствием действующих образовательных стандартов   современным тенденциям развития производства, требованиям работодателей  к уровню подготовки специалистов.

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений, содержание профессионального образования не успевает за изменениями региональной экономики. Социальное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики.

Поэтому, как никогда, возрастает наша роль, роль педагогов.

На сегодняшний момент главным для нас с вами становится  вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи . Особую роль в этих условиях приобретают повышение качества профессионального образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения и развитие форм социального партнерства между работодателями и учреждениями  профессионального образования. И здесь большая нагрузка здесь ложится на преподавателей спецпредметов. Но разработчики стандартов также напоминают и преподавателям общеобразовательных предметов, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [1].  И в этом контексте общеобразовательные предметы ни в коей мере не должны приумалять своего значения: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой, успешной в своих начинаниях личности, обладая такими качествами  как коммуникативность, целеустремленность.

Чаще всего мы  сталкиваемся  в своей повседневной профессиональной деятельности с такими проблемами как:

-недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;

-низкий потенциальный уровень обучающихся;

-недостаточный материально-технический ресурс и др.

Задача преподавателя заключается в стимулировании студентов и поиске способов мотивации на занятии для наиболее эффективного преподавания общеобразовательного предмета.

Проблема мотивации учащихся – это вечная тема, которой посвящены труды многих педагогов.

Российский основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил следующее по поводу мотивации: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Распространёнными способами мотивации являются поощрение обучающихся, распределение обязанностей, проявление энтузиазма и проведение занятия в свободной форме. Однако практика показывает, что проявление энтузиазма и распределение обязанностей не дают желаемого эффекта, так как студенты настроены достаточно скептично к общеобразовательным дисциплинам. Распределение обязанностей они могут расценивать, как попытку «спихнуть» на них лишнюю работу. В такой ситуации преподавателю приходится искать оригинальные способы мотивации обучающихся.

На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо повышения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.

В своей практике я стараюсь использовать метапредметный подход, а конкретно – изучение двух предметов на одном занятии. Например, изучение истории железнодорожного транспорта в рамках истории страны (для специальности «Машинист локомотива»).

Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. Таким образом, необходимо так строить преподавание, чтобы учащийся постоянно ощущал, что изучая общеобразовательную дисциплину, он приближается к более глубокому пониманию своей специальности. Поэтому подчеркивание информации, необходимой в будущей профессии, несомненно активизирует действия учащегося, так как он понимает, что она дается ему не для общей эрудиции, не как информация, которая может где-то пригодиться, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля. При этом имеет большое значение профессионально направленные дидактические материалы, использование которых способствуют повышению роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально важных качеств у учащихся [3].

 

 

Литература

 

1.Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., — 1990.

2.Качанов А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе. Дис.... канд. пед. наук. — Москва, — 2003 г. — 05 с.

3.Алимов Б. Н., Юсупов Р. М. Методика подготовки учащихся к обучению специальных дисциплин в процессе преподавания математик в профессиональных колледжах. — Ташкент. изд. «Наука и технология», — 2012. - 104 стр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад17.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

С.Н.Чугунова, преподаватель ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта», г.Рузаевка, Республика Мордовия

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и  качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. 

В настоящее время в условиях экономического развития и мегаполиса, и малых городов, безусловно, возрастает роль  профессионального образования.

Система среднего профессионального образования являются одним из важнейших факторов устойчивого  развития всей социально-экономической структуры и нашего региона.

Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребности рынка труда, конкретных работодателей, что обусловлено рядом причин:

- ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;

-ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий;

-изменением характера экономических и социальных факторов;

-несоответствием действующих образовательных стандартов   современным тенденциям развития производства, требованиям работодателей  к уровню подготовки специалистов.

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений, содержание профессионального образования не успевает за изменениями региональной экономики. Социальное партнерство в образовании реализуется недостаточно успешно, поскольку объединение работодателей слабо вовлечено в разработку и реализацию государственной образовательной политики.

Поэтому, как никогда, возрастает наша роль, роль педагогов.

На сегодняшний момент главным для нас с вами становится  вопрос о необходимости переосмысления ключевых методологических подходов к организации учебного процесса и профессиональной подготовки молодёжи . Особую роль в этих условиях приобретают повышение качества профессионального образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения и развитие форм социального партнерства между работодателями и учреждениями  профессионального образования. И здесь большая нагрузка здесь ложится на преподавателей спецпредметов. Но разработчики стандартов также напоминают и преподавателям общеобразовательных предметов, что «основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [1].  И в этом контексте общеобразовательные предметы ни в коей мере не должны приумалять своего значения: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой, успешной в своих начинаниях личности, обладая такими качествами  как коммуникативность, целеустремленность.

Чаще всего мы  сталкиваемся  в своей повседневной профессиональной деятельности с такими проблемами как:

-недостаточная мотивация учащихся к учебной деятельности;

-низкий потенциальный уровень обучающихся;

-недостаточный материально-технический ресурс и др.

Задача преподавателя заключается в стимулировании студентов и поиске способов мотивации на занятии для наиболее эффективного преподавания общеобразовательного предмета.

Проблема мотивации учащихся – это вечная тема, которой посвящены труды многих педагогов.

Российский основоположник педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил следующее по поводу мотивации: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Распространёнными способами мотивации являются поощрение обучающихся, распределение обязанностей, проявление энтузиазма и проведение занятия в свободной форме. Однако практика показывает, что проявление энтузиазма и распределение обязанностей не дают желаемого эффекта, так как студенты настроены достаточно скептично к общеобразовательным дисциплинам. Распределение обязанностей они могут расценивать, как попытку «спихнуть» на них лишнюю работу. В такой ситуации преподавателю приходится искать оригинальные способы мотивации обучающихся.

На мой взгляд, для наиболее эффективного и качественного способа мотивации обучающихся преподавателям необходимо в обязательном порядке внедрять в рабочую программу элементы профильных дисциплин в общеобразовательный курс и таким образом готовить будущих специалистов к профессиям уже с первого курса. Помимо повышения мотивации и модернизации рабочей программы мы сможем обеспечить метапредметную связь не просто между общеобразовательными программами, но и между профессиональными дисциплинами, тем самым повысив качество преподаваемого предмета.

В своей практике я стараюсь использовать метапредметный подход, а конкретно – изучение двух предметов на одном занятии. Например, изучение истории железнодорожного транспорта в рамках истории страны (для специальности «Машинист локомотива»).

Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно «построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. Таким образом, необходимо так строить преподавание, чтобы учащийся постоянно ощущал, что изучая общеобразовательную дисциплину, он приближается к более глубокому пониманию своей специальности. Поэтому подчеркивание информации, необходимой в будущей профессии, несомненно активизирует действия учащегося, так как он понимает, что она дается ему не для общей эрудиции, не как информация, которая может где-то пригодиться, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля. При этом имеет большое значение профессионально направленные дидактические материалы, использование которых способствуют повышению роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально важных качеств у учащихся [3].

Литература

1.Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., — 1990.

2.Качанов А. Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе. Дис.... канд. пед. наук. — Москва, — 2003 г. — 05 с.

3.Алимов Б. Н., Юсупов Р. М. Методика подготовки учащихся к обучению специальных дисциплин в процессе преподавания математик в профессиональных колледжах. — Ташкент. изд. «Наука и технология», — 2012. - 104 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

К ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Первое положение теории мотивации гласит: индивидуум – это интегрированное, организованное целое....

Мотивация на уроках английского языка

Материал поможет студентам и молодым учителям повышать мотивацию на уроках английского языка...

Статья "Мотивация в самостоятельной работе студентов"

Одним из рациональных путей повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса можно назвать процесс творческой инновационной и самостоятельной деятельности студентов. Предоставляя личнос...

методическая разработка по дисциплине "Менеджмент". Тема "Мотивация сотрудников в учреждениях здравоохранения"

Занятие проводится в форме практического семинара. Семинар посвящен составлению задач поискового, творческого и исследовательского  характера. Студенты на занятии анализируют различные ситуации, ...