Статья "Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому языку в техникуме"
статья

Синельникова Надежда

Особо хочется обратить внимание на психологическую подготовку учебного процесса. В процессе обучение центральное место занимаетпедагогика сотрудничества , дифференцированное обучение, в которых центральное место отводится индивидуальной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИКУМЕ

Синельникова Н.П., преподаватель

ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

Конкретные требования, которые предъявляет современное общество к будущему специалисту, определяются целями и задачами обучения. Критерий качества подготовки специалиста – способ профессиональной деятельности. Разделение труда всё больше ведёт ко всё большей дифференциации специальностей. А темпы такие, что даже самая узкая специализация не приводит к полному усвоению объёма знаний в сроки, задаваемые жизнью.

         Основная задача педагога – помочь обучающимся посмотреть на себя другими глазами, а это возможно в обстановке творческого взаимодействия. Педагог на уроке должен быть наставником, безукоризненно порядочным, интеллектуальным и, конечно, толерантным. Это мгновенно понимают обучающиеся. Особо хочется обратить внимание на психологическую подготовку учебного процесса (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

В учебном процессе огромное место занимает педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, в которых центральное место отводится индивидуальной работе. Именно она основана на глубоком знании обучающегося.  У них неповторимы личностные качества, различен уровень знаний, перспективные устремления на будущее. Они различны по своим взглядам, характерам, темпераментам, наклонностям и духовным потребностям.  Поэтому и подходы психолого - педагогического воздействия на них не будут одинаковыми, а предопределяются индивидуальными особенностями личности.

Важнейшей формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. От качества его проведения в огромной степени зависит эффективность педагогического труда. Качество в свою очередь зависит от того, как педагог активизирует и направляет положительное отношение обучающихся к учению. Чтобы обучение было действенным, педагог должен знать, кого он учит, чему хочет научить, как воспитывать и кого. Следует заранее подумать о том, как победить на уроке лень и апатию одних обучающихся, озлобленность и агрессивность других, сарказм, недоверие и подозрительность третьих. И при этом учитывать всё те же особенности обучающихся, как рассеянность, пониженное внимание и работоспособность вследствие физического утомления, психической подавленности или перевозбуждения, ограниченность или искаженность нравственных представлений, недостаток основных знаний по учебному предмету.

Как же качественно, за короткий срок дать обучающимся минимум знаний в пределах учебной программы по русскому языку или по литературе?

Главная проблема преподавателя и обучающегося – это проблема перенапряжения в моменты учебной деятельности, которая может быть решена, в первую очередь, через психолого-педагогические подходы в учебном процессе, повышающую производительность педагогического труда.

Основными учебниками для занятий являются те, в которых отсутствуют элементы готовых ответов. При выполнении тренировочных упражнений на уроке  устанавливаю обратную связь. Обучающийся должен от меня получить оценку своего ответа о конструкции и знаках препинания в каждом предложении, о каждом слове, если в нём пропущены буквы и их нужно вставить  или заменить одну на другую, о каждом словосочетании, если в нём пропущен один из элементов.  

Исходя из этого, планирую, уроки по теме, готовлю элементы ответов к каждому заданию. Чётко подбираю предлагаемый в учебнике материал так, чтобы упростить одни и усложнить другие.

        Помимо требований к заданиям чётко формулирую требования к ответам обучающихся, намечая связь ответа с возможными способами выполнения задания.

        Опыт показывает, что только ежедневный контроль за выполнением каждого задания, приводит к прочности знаний обучающихся. На уроках русского языка использую традиционные виды контроля как этапа обучения:

  1. по форме – фронтальный, коллективный, индивидуальный;
  2. по содержанию – теоретический и контроль практических навыков;
  3. по виду действий – пооперационный (выполняется по отдельным операциям);
  4. по времени – итоговый (экзамены и зачёты),

периодический (рубежные проверки, зачётные недели);

текущий (контроль упражнений на уроке).

На начальном этапе в каждой группой нового набора провожу  входной  контроль, который позволяет корректировать процесс обучения как для группы в целом, так и индивидуально.

Периодический контроль организовываю по периодам (например, в две недели раз и это может быть пятница). На мой взгляд, самым интересным вариантом рубежных проверок оказывается периодический контроль по тематическим признакам. Так, например, после изучения группы тем «Правописание приставок без-, воз-, раз-», «Правописание приставок пре- и при-» была проведена коллективная проверка по контрольным картам с готовыми элементами ответов. После этого была выделена группа обучающихся, которая не справилась с заданием. Этой группе были предложены карты индивидуального рубежного контроля. Следующей ступенью для этих отстающих была работа по контрольной карте для коллективного контроля, но это уже другой вариант. Такой дифференцированный рубежный контроль имеет свои преимущества. В процессе обучения в сознании обучающегося объединяются и изменяются различные связи. Среди этих изменений встречаются текущие и регулярные. Проводя дифференцированный рубежный контроль, знаю, что его главная цель – выявление регулярных изменений. Работа, проводимая показала, что обучающиеся, которые не отличались высокими показателями при текущем контроле, получили хорошие результаты при индивидуальных периодических проверках. Эти наблюдения показали, что периодические проверки нужны не для увеличения числа контрольных заданий, а главным образом для знаний на более высоком уровне. Дифференцированный рубежный контроль позволяет вскрывать качественно новые стороны обучения.

Для итогового контроля, который входят зачёты и экзамены,  разработаны контрольные карты с готовыми элементами ответов.

Используя текущий контроль, охватываю учебный материал. Организовываю его в форме самоконтроля, когда сам обучающийся не пассивно переписывает результаты к себе в тетрадь, а производит с учебным материалом все действия, которые необходимы ему лично для чёткого и правильного усвоения.

В работе мне пришлось встретиться со следующими трудностями:

  • контрольные задания при выполнении коллективной работе по разделу «Морфология и орфография» обучающиеся выполняют правильно, но допускают ошибки по пунктуации и в разделе «Синтаксис».
  • другая подгруппа, которая правильно осуществляла все требования контроля, но в письменных работах допускала ошибки.

В связи, с чем были составлены серии контрольных заданий по индивидуальным программам.

Считаю, что основной акцент в учебном процессе необходимо сделать на:

  1. систему работы по оказанию помощи по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, в развитии интереса к знаниям.
  2. внеурочные формы работы по предмету («Брейн-ринги», викторины, литературные гостиные).

Работу по ликвидации пробелов, в знаниях обучающихся рекомендую проводить дифференцированно, в зависимости от причин их возникновения. Например, со слабыми студентами провожу работу с карточками, перфокартами, с карточками взаимного контроля. Много на уроках невнимательных студентов. Они  не понимают до конца излагаемый материал. Здесь практикую парные диалоги с целью проверки теоретических знаний, работу в группах, рецензирование ошибок в тетрадях.

Используя дифференцированное обучение, условно разделяю группу на три подгруппы. В первую зачисляются обучающиеся, хорошо усвоившие учебную школьную программу. Во вторую группу входят студенты, умеющие выполнять задания средней трудности. В третью группу включаю наиболее отстающих студентов, получающих, естественно, простые задания, которые постепенно усложняются.

Готовясь к новой теме, в первую очередь думаю о том, как заинтересовать студентов своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы. Урок русского языка, пожалуй, один из самых сложных уроков. Любой урок начинается с реализации цели – заставить каждого поверить в свои силы и возможность учиться успешно. Для этого подбираю систему упражнений, позволяющих проработать, повторить или закрепить на различных этапах обучения ранее изученный материал.

Хорошие результаты даёт использование таких форм обучения как уроки-зачёты, уроки-практикумы, уроки-соревнования, уроки-конкурсы; а также формы включения в уроки коллективной, групповой и индивидуальной деятельности обучающихся. Это позволяет разнообразить урок, активизировать обучающихся. На уроке работают и слабые, и сильные студенты. Стараюсь, чтобы урок был непринуждённый, раскованный, придаю ему поисковый характер. Выполненные в цвете на компьютере задания, где орфограмма выделяется ярко, что говорит и о зрительном восприятии учебного материала. Использую в процессе обучения приёмы взаимопроверки и самопроверки, что вырабатывает способности самоконтроля.

Необходимо упомянуть и о коррекционно-развивающем направлении на уроках русского языка. Овладев им, можно научить обучающегося приемам запоминания, классификации правил, структурированию задания, его схематизации и ассоциации.  Одним словом, психологическая поддержка на уроке всегда должна иметь место. Благодаря ей, у обучающегося формируется положительное отношение к учёбе, адекватное отношение к сверстникам, уверенное поведение в завтрашнем дне.

Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому языку многообразны. Обучающимся интересно работать только тогда, когда каждый получает посильное для него задание. Заинтересованность в изучении материала, возможность видеть на уроке работающими и сильного и слабого студента - вот успех для педагога.

Информационные источники:

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. с.150.

2. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.

3. Львова С. И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. – РЯШ – 2003. - № 4.

4.. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5