Интегративный подход к обучению русскому языку
статья

Интегративный подход в обучении представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования.

Под интеграцией предметов понимается процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными дисциплинам, что способствует развитию интереса к ним, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал обучаемых. Проблемой интеграции знаний занимались Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев и другие. В современной педагогике этому вопросу придается большое значение.

Касаясь проблемы интеграции наук, В.И. Вернадский писал: «...рост научного знания в ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой – расширять охват его со всех точек зрения».

Исследования психологов показывают, что межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве активатора учебно-познавательной деятельности обучаемых. Решая межпредметные познавательные задачи, обучаемый направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула (Максимова 1988: 92).

Известно, что многие обучаемые, а позднее специалисты, затрудняются применять «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике: им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Необходимо развивать у обучаемых умение осознанно использовать полученные знания для целостного решения профессиональных задач. А это возможно только на основе объединения знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста (Данилюк 1997: 26).

В интеграции учебных предметах широко применяются технологии электронного обучения, что позволяет провести интеграцию на самом общем уровне, сделать урок эмоционально богаче, насыщеннее, зрелищнее, что, конечно же, повысит учебную мотивацию учащихся. Формой подачи материала является мультимедийная презентация, так как позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучаемых. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка – это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом. Уроки с использованием интерактивной доски развивают мотивацию обучаемых, предоставляют больше возможностей для коллективной работы. Отсутствие необходимости в клавиатуре повышает вовлечённость обучаемых в учебный процесс.

Использование на уроке рейтинговой накопительной системы позволяет относиться к интегрируемым дисциплинам не как к отдельным блокам, а как к единому пространству, в котором формируются профессионально значимые виды деятельности и качества. Таким образом, повышается мотивация обучаемых к освоению дисциплин путём дифференциации оценки их учебной деятельности, повышается уровень организации учебного процесса в целом.

Накоплен большой опыт интегрированного подхода в преподавании учебных дисциплин. Не первый год функционирует проект «Интеграция дисциплин на уроках и внеклассных занятиях на основе использования технологий электронного обучения». Целью проекта является повышение компетенции преподавателей и студентов в области эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.

В рамках проекта интегрировались различные дисциплины, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми, в частности, такие предметы, как русский язык и математика.

Русский язык как предмет – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете (Генелин 1961: 58). Таким предметом для русского языка является, например, математика. Связь русского языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция предметов русского языка и математики – очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко.

В рамках проекта был разработан интегрированный урок по теме «Имя числительное», который включал в себя следующие дисциплины: русский язык, методику преподавания математики, русский язык и культуру речи, информатику. Основное внимание уделялось интеграции русского языка с методикой преподавания математики. Цель интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и математика. Необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить у студентов интерес к изучению данных предметов.

Урок разработан на основе использования информационно-коммуникативных технологий (мультимедийной презентации и интерактивной доски), что расширяет возможности современного обучения. Так, например, обучаемые работали с деформированным текстом, а проверка осуществлялась на SMART доске при помощи инструмента «Шторка». С помощью мультимедийной презентации предлагалось прослушать записи и исправить ошибки, связанные с неправильным употреблением имён числительных в средствах массовой информации. Были использованные и другие формы работы.

Интегрированный урок по русскому языку и математике проведён с использованием рейтинговой накопительной системы. С целью выявления комплексной оценки качества учебной работы обучаемых была предложена технологическая карта урока, в которой были обозначены дисциплины: русский язык, русский язык и культура речи, методика преподавания математики. Каждый вид деятельности оценивался определённым количеством баллов по строго разработанным критериям.

Интеграция учебных дисциплин становится все более востребованной в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.

Список литературы

1. Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. - М.: Просвещение. - 1961. - С. 139.

2. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.

3. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988. - 191 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon integrativnyy_podhod_k_obucheniyu_russkomu_yazyku.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегративный подход к обучению русскому языку: интеграция дисциплин на уроках на основе использования технологий электронного обучения Преподаватель русского языка, русского языка и культуры речи, методики преподавания русского языка высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Некрасовского педагогического колледжа №1 СПб Малыхина С.А.

Слайд 2

Цель проекта «Интеграция» повышение компетенции преподавателей и студентов в области эффективного использования технологий электронного обучения, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.

Слайд 3

Задачи проекта создать единую образовательную среду, которая обеспечит эффективное взаимодействие преподавателей и студентов; создать рабочую атмосферу, которая стимулирует мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность преподавателей и студентов (учителей и школьников); распространять передовой педагогический опыт; организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения; повысить уровень информационной культуры всех субъектов образовательного процесса.

Слайд 4

ТСО и МАТЕМАТИКА Уважаемые студенты! Предлагаемый вам интегрированный курс «ТСО и математика» является практико-ориентированным. Цель интеграции курсов ТСО и Математика Повышение компетенции студентов в области эффективного использования ТСО, интерактивных технологий и частных методик в создании и развитии интегрированной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления. Технологическая карта Тематическое планирование Модули Инструкции Контакты

Слайд 5

К ак м ы чи та ли « Мух у -Цокот уху »

Слайд 6

Мир, который можно прочитать и сосчитать, или Васина Е.А., Науменко Е.С., Панферова Е.Ю., Полякова Т.Н., Мкртчян Л.А. О ЧЁМ РАССКАЗАЛА СКАЗКА ПУШКИНА математика + литература + русский язык + информатика

Слайд 7

Дедуктивные рассуждения математика +литература

Слайд 8

«Имя числительное» Малыхина С.А., Хлебникова Л.И., Мкртчян Л.А., Васина Е.А, Науменко Е.С. русский язык культура речи методика преподавания математики информатика

Слайд 9

Почему возникла необходимость интеграции русского языка и математики? На основе объединения знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста у обучаемых развивается умение осознанно использовать полученные знания для целостного решения профессиональных задач.

Слайд 10

Интегрированный урок проведён на основе использования ИКТ Применение информационных технологий позволяет провести интеграцию на самом общем уровне, сделать урок эмоционально богаче, насыщеннее, зрелищнее, что, конечно же, повысит учебную мотивацию учащихся.

Слайд 11

Цель: «Уметь правильно произносить и записывать имена числительные». Знать названия 12 классов чисел, определение понятия « имя числительное», разряды числительных по строению и значению. Понимать правила склонения имен числительных. Применять: читать тексты, содержащие имена числительные; употреблять имена числительные в устной и письменной речи; решать примеры с использованием приема устного умножения на 5, 50 и 11. Анализировать: находить и исправлять речевые ошибки в текстах СМИ. Синтезировать: восстанавливать деформированный текст. Оценивать составить рассказ для внеклассного занятия в начальной школе по предложенным материалам.

Слайд 12

Интегрированный урок проведён с использованием РНС Русский язык Знать: Я знаю определение числительного, разряды по значению и могу сформулировать определение и назвать разряд числительного по значению Понимать: Я понимаю, как употреблять в речи имена числительные Применять: Я правильно записываю имена числительные Анализировать: Я объясняю правописание имён числительных Синтезировать: Я образовываю сложные слова, первой частью которых являются имена числительные Оценивать: Я составляю рассказ по заданной теме, верно записывая имена числительные самостоятельно – 3 б., пользуясь справочным материалом – 2 б., с помощью преподавателя – 1 б.

Слайд 13

Интегрированный урок проведён с использованием РНС Русский язык и культура речи Знать: Я знаю понятие числительного, разряды по строению и могу сформулировать определение и назвать разряд числительного по строению Понимать: Я понимаю правила склонения имён числительных и могу просклонять правильно имена числительные Применять: Я правильно читаю тексты, содержащие числительные, и употребляю числительные в речи Анализировать: Я нахожу и исправляю речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением имён числительных Синтезировать: Я восстанавливаю деформированный текст, используя имена числительные Оценивать: Я составляю рассказ по заданной теме, правильно используя имена числительные самостоятельно – 3 б., пользуясь справочным материалом – 2 б., с помощью преподавателя – 1 б.

Слайд 14

Интегрированный урок проведён с использованием РНС Методика преподавания математики Знать: Я знаю названия разрядов и 12-ти классов чисел и могу назвать их Понимать: Я понимаю отличие между числом и цифрой Применять: Я умею читать тридцатизначные числа и выполняю арифметические действия над количественными числами Анализировать: Я умножаю на 5, 50 и 11 удобным способом Синтезировать: Я восстанавливаю деформированный текст, используя количественные числительные Оценивать: Я составляю рассказ по заданной теме для внеклассного занятия по математике в 4 классе, используя имена числительные самостоятельно – 3 б., пользуясь справочным материалом – 2 б., с помощью преподавателя – 1 б.

Слайд 15

Оцените свою деятельность, составив рассказ 1. Сегодня я узнал(а) 2. Мне было интересно 3. Я испытывал(а) затруднения 4. Теперь я могу 5. На практике в школе я 6. Я довольна (-ен)/ недовольна(-ен) собой, потому что 7.Ещё я хочу сказать:

Слайд 16

Обведите цифровой рейтинг для каждого критерия оценки Критерии оценки Соответствие занятия заявленной теме и форме Рациональность интеграции учебных дисциплин Новизна и привлекательность информации для студента Эффективность использования информационно-компьютерных технологий Возможность использования идей занятия в своей будущей профессиональной деятельности

Слайд 17

На интегрированных занятиях осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Слайд 18

« Нужно учить не рассказом, а работой и показом!» Наш девиз:

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные подходы к анализу урока русского языка....

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку

Какой подход в обучении инностранному языку выбрать? Этот вопрос задают все преподаватели сегодня!           Мой опыт работы в «Петровском колледже»  12 лет. Препода...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Статья "Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому языку в техникуме"

Особо хочется обратить внимание на психологическую подготовку учебного процесса. В процессе обучение центральное место занимаетпедагогика сотрудничества , дифференцированное обучение, в которых центра...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Напичканный знаниями, но не умеющий их  использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать....

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...