ПРАКТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Полонская Ирина Ивановна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Полонская И.И.

СПб ГБПОУ «Акушерский колледж», Россия

Охрана здоровья граждан является одной из важнейших государственных задач, которая диктует необходимость совершенствования медицинской помощи, повышения её качества и доступности. Обеспечение данных направлений развития медицины во многом зависит от качества подготовки квалифицированных специалистов.

Концепция модернизации Российского образования определяет основную задачу профессионального образования как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. качественного образования, основанного на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе обучения. В осуществляемой в настоящее время модернизации системы среднего профессионального образования большое внимание уделяется практической подготовке студентов.

В связи с происходящими в нашей стране процессами реструктуризации и реформирования здравоохранения роль и значение специалистов сестринского звена, их ответственность за результаты своей работы существенно возрастают. Все это усиливает спрос на высококвалифицированные кадры и повышает актуальность проблемы управления качеством и эффективностью сестринской помощи. Сестринская служба современного времени - самостоятельная отрасль медицины с четко обозначенными функциональными обязанностями.

Основными задачами студентов во время прохождения практики являются закрепление и расширение теоретических знаний, отработка практических умений и приобретение профессиональных навыков; знакомство с будущим рабочим местом. Практика позволяет студенту почувствовать себя способным к профессиональной деятельности, к решению многочисленных вопросов, возникающих на рабочем месте будущего специалиста.

Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям «Акушерское дело» и «Сестринское дело» учреждений среднего профессионального образования построены на основе компетентностного подхода, который обозначен как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной области. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по направлению подготовки конкретно обозначен перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Компетентность – интегральное качество личности, характеризующее готовность человека к эффективной реализации той или иной жизненной роли (профессионала, члена общества, гражданина и т.д.). Компетенция показывает связь между формированием знаний и профессиональной деятельностью, и связана с деятельностным результатом.

Кроме того, ФГОС среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» и «Акушерское дело» делая акцент на практическое обучение, включает обязательный симуляционный курс, что позволяет обучающимся более качественно подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности.

В результате освоения той или иной дисциплины или профессионального модуля студент должен не просто получить определенный уровень знаний, а эти знания должны реализовываться в понятиях «знать, уметь, иметь практический опыт». Программа практики определяет круг компетенций обучающегося, которые будут сформированы в результате её прохождения.

Работодатель также становится активным участником образовательного процесса. Должно прийти общее понимание того, что в новых условиях на смену традиционному образованию, ориентированному на приобретение знаний, приходит практико-ориентированное образование, нацеленное на приобретение, кроме знаний, опыта практической деятельности. Формирование мануальных навыков, их закрепление в реальных условиях является фундаментом деятельности среднего медицинского персонала и способствует успешному дальнейшему профессиональному росту.

С 1 января 2016 г. вступила в силу ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в этой статье приведено определение аккредитации специалиста: «Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончанию им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

В самой процедуре аккредитации большое значение уделяется оценке освоения практических навыков.

Таким образом, первичная аккредитация выпускников медицинских образовательных организаций определяет их готовность к осуществлению профессиональной деятельности в реальных условиях, а практико-ориентированный компетентностный подход в обучении позволяет максимально подготовить студента к данной деятельности.

Литература:

Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61 (4): 253-256.

Кузнецова О.В., Самойлов А.С., Романов С.В., Абаева О.П. От сертификации работников здравоохранения к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО. Медиицна экстремальных ситуаций. 2018; 20(4): 551-558.

Титор С.Е., Линькова И.В. Управление формированием профессиональных компетенций в сфере здравоохранения. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):88-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Доклад по теме: Портфолио обучающегося – показатель результативности формирования компетенций

Цель данной работы: показать возможности формирования компетенций посредством применения накопительного портфолио обучающегося....

Статья в сборнике материалов "Роль специалистов со средним медицинским образованием в оказании первичной медико-санитарной помощи"

Интерактивные методы преподавания в Тюменском медицинском колледже по специальности "Фармация" Авторы - Т.И.Епанчинцева, Т.В.Киреева, Т.И. Мордвинова (ТМК, г.Тюмень)...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования компетенции обучающихся в системе профессионального образования с использованием метода анализа ситуаций и инструментальных средств MS Excel на примере и...