Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Доклад

Активные формы обучения

Составил:

преподаватель Пашинская

Дария Ивановна

2019 г

     Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения. Таким образом, выбор форм и методов обучения обязательно ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий более широкое использование активных и интерактивных форм обучения.

     Активные методы обучения:

- проблемное обучение, решение ситуационных задач, тестирование, выполнение мануальных действий на муляжах и тренажерах – ролевые игры (элементы), работа в малых группах, составление и решение кроссвордов, проектный метод, кейс-метод, мозговой штурм, использование видео и аудио материалов с последующим обсуждением, использование электронных образовательных ресурсов (применение интерактивной доски) и другие побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

     С внедрением ФГОС СПО в образовательный процесс изменяются задачи обучения. Во время обучения происходит взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.

     Процесс обучения выполняет три функции: дидактическую (обучающую), развивающую и воспитательную. Формирование общих и профессиональных компетенций осуществляется через образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые преподаватель ставит на каждом учебном занятии.

     Стандарт требует усвоения знаний и приобретение умений с различной степенью глубины. Поэтому преподавателю необходимо иметь четкое представление, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Для решения практических задач планирования и оценки результатов обучения используется классическая иерархию уровней подготовленности Б. Блума. От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Выбор форм и методов соотносится с задачами каждого этапа учебного занятия и основывается на положении о том, что репродуктивная деятельность студента составляет 70%, продуктивная и эвристическая -30%.

     Метод обучения должен отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентирован не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности обучающегося. При выборе метода необходимо помнить, что преподаватель на занятии не столько источник информации, сколько руководитель самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Так, на 1 уровне - обучающийся получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Здесь все основано на воспроизведении запомнившейся информации и действия. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться методики:

- создание опорных конспектов,

- описания фактов, характеризующих развитие того или иного события;

- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- пересказ текста;

- составление плана текста;

- конспектирование;

- графическое изображение структуры текста;

- работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и т.д.;

- ознакомление с нормативными документами;

- наблюдения;

- просмотр учебного кинофильма и др.

     Второй уровень усвоения предполагает осознанное понимание обучающимися тех знаний и умений, которые воспроизводятся: они могут воспроизвести материал своими словамипривести примеры, объяснить последовательность действий учебного материала. Решение большинства задач заставляет обучаемых, применяя изученное, видоизменять его с учетом условий поставленной задачи. Для этого уровня усвоения можно использовать методики:

- выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;

- выполнение практических задач (заданий) по образцу;

- программированное задание;

- проблемные вопросы;

- эвристическая беседа;

- учебная дискуссия,

- рецензирование или взаимопроверка;

- работа в малых группах и ряд других методов.

     Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как:

- решение ситуационных задач;

- имитация деятельности на тренажере (муляжах);

- деловые игры или их элементы;

-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы и др.;

- проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно и др.

     Большинство сложных умений – это межпредметные и внутрипредметные умения.

     Междисциплинарные умения, требуют знаний из различных учебных дисциплин/ профессионального модуля. Следовательно, их нельзя формировать в процессе изучения отдельных учебных дисциплин/ профессионального модуля. Одной из сложных дидактических задач для реализации требований ФГОС СПО является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижнымиНеобходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания. Для решения этой задачи можно использовать структурно-логическую схему, в которой можно отразить связи учебной дисциплины/МДК профессионального модуля с другими учебными дисциплинами/ МДК профессиональных модулей. Пример такой схемы представлен на слайде (приложение 1). Составление структурно-логических схем позволит установить тесную связь содержания вопросов темы с другими учебными дисциплинами/профессиональными модулями, позволит построить оптимально познавательный процесс при изучении темы, учебной дисциплины или ПМ.

     Обучение кроме образовательной функции выполняет - развивающую и воспитывающую функции.

Развивающая цель

Воспитательная цель

- развитие общих компетенций- познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, работать в команде, формирование системного мышления и др.

- формирование ценностных установок и профессиональных качеств, осознанного отношения к профессии, понимания ее значимости.

     Процессы обучения и воспитания находятся в органичном единстве.    Наглядно это прослеживается в «Воспитывающей теории» Гербарта, главная мысль теории приведена на слайде «Я не имею понятия о воспитании без обучения, как и обратно я не признаю обучение, которое не воспитывает».

     Обучение и воспитание объединяют общие цели – формирование не только специалиста – профессионала, но и специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей специальности, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.

     Педагог Гербарт подчеркивал, что «последовательность и логика в обучения» являются той движущей силой, которая заставляет человека любить предмет (многосторонние интересы, добродетель), знания, понимать его ценность, и из «этого знания выходят и умения умственной работы».

     Личность преподавателя также оказывает активное воспитательное воздействие на обучающихся. Преподаватель колледжа своими знаниями, поведением, отношением к делу уже формирует определенное отношение к изучаемой дисциплине, МДК профессионального модуля, к специальности и трудовой деятельности, к жизни в целом. Профессиональные качества преподавателя являются решающими в формировании профессиональных компетенций.

Литература:

1. Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика, выведенная из цели воспитания [Текст]: хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. - М., 1971. - С. 355-384.

2. П.А. Душенков, Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения [Текст]: учебное пособие / П.А. Душенков и др.- М., 2009.-108с.

3. Муравьева А.А.,. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях [Текст]/ А.А. Муравьева, Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н.- М., 2006.- 95с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]. - М., 1999. - Кн. 1. Ч. 2. Тема 1. - С. 302-304.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Инновационные методы обучения

Выступил: преподаватель

высшей квалификационной

категории Пашинская

Дария Ивановна

2018 г.

Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий.

Раньше ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  

Обучающиеся, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем обучающиеся, обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

     Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Об инновациях в российской  образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Новация представляет собой средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.),  инновация - процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Развитие среднего профессионального образования должно быть осуществлено через освоение нововведений, через инновационный процесс. Инновационные образовательные технологии вырабатывают у обучающегося умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.

Инновационные методы обучения разнообразны и включают:

1.    деловые игры;

2.    тренинги;

3.    ситуационные задачи;

4.    мастер-классы;

5.    творческие задания;

6.    пресс-конференции;

7.    научные дискуссии;

8.    тестирование;

9.    защиту рефератов;

10.    составление аналитических записок;

11.    занятия по кейсам;

12.    игровое обучение;

13.    коллоквиумы;

14.    исследовательский метод обучения;

15.    дискуссии;

16.    пост - тесты;

17.    круглые столы;

18.    презентации;

19.    проблемное обучение;

20.    мультимедийные лекции и практические занятия;  

21.    электронные учебные издания и др.

Преподаватели колледжа при проведении учебного процесса сочетают как традиционные, так и инновационные методы обучения при изучении студентами профессиональных дисциплин. Анализ результатов их использования показал, что каждая дисциплина и профессиональный модуль должны иметь разнообразные и, наиболее раскрывающие сущность дисциплины, инновационные методы.

      Так, при изучении всех тем дисциплин и профессиональных модулей наиболее целесообразно использовать научные дискуссии, круглые столы, сопровождающиеся презентацией материала. Одной из основных и часто используемых форм практических занятий выступает «круглый стол», с заранее обозначенными актуальными проблемными вопросами, докладами студентов и дискуссиями.  

      По разделам дисциплин для лучшего усвоения студентами изучаемого материала лучше использовать ролевые и деловые игры, ситуационные задачи, коллоквиумы, круглые столы. Целесообразно использовать ситуационные задачи и тестирование, как по отдельным блокам дисциплины, так и по всему курсу. Наши исследования показали, что наиболее целесообразным является использование ситуационных задач, так как это позволяет студенту не столько заучивать материал, а логически его осмысливать, повышая качество понимания и усвоения материала. Использование видеокурса позволяет обучающимся осуществлять самоконтроль своей работы с пациентами, а педагогам - контролировать качество ее выполнения.  

      На лекционных и практических занятиях широко используются раздаточные материалы индивидуального пользования, видео-, аудио-, компьютерная техника. На практических занятиях широко используется компьютерное тестирование, применяются мультимедийные пособия. Мультимедийные средства носят эффект наглядности, помогают студенту качественнее усвоить материал и в полном объеме, позволяют обеспечить доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам, способствуя творческому усвоению материала. Все это помогает формированию профессионального потенциала будущих медицинских работников.

      При подготовке научных докладов на конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ к защите, обучающиеся совместно с преподавателями разрабатывают презентации своих работ на базе информационно-коммуникационных технологий.

      Инновационные педагогические технологии используются не только в аудиторной работе с обучающимися, но и при организации самостоятельной работы студентов в форме ситуационных задач, тестов с целью развития и углубления теоретических знаний и практических навыков обучающихся.

Проведенные исследования показали, что инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего медицинского работника, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения им профессией.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Памятка для преподавателей

по использованию дидактических принципов,  

 повышающие эффективность обучения

Выступил: преподаватель

высшей квалификационной

категории Пашинская

Дария Ивановна

2018 г.

Цель работы: помочь преподавателям в проектировании учебно-воспитательного процесса, направленного на воспитание высококвалифицированного, инициативного специалиста, специалиста-личности, специалиста-исследователя, способного творчески выполнять свою работу. 

Задачи:

  • Систематизация дидактических принципов обучения и воспитания для разработки и внедрения таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы получение гарантированного результата;
  • Использование дидактических принципов для повышения интереса к учебному занятию, разработки нестандартных типов занятий;
  • Приемы и методы дидактических принципов, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на занятиях;
  • владение методами обучения студентов в формировании профессиональных и общих компетенций
  • привитие навыков самостоятельного учебного труда

Основные направления:


        По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.

        Для формирования у обучающихся высокого уровня профессиональной компетенции будущего специалиста в учебном процессе актуально использовать научные дидактические принципы.

Требования к усваиваемым знаниям:

- должны быть осмысленны;

- должны приобретаться путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Условия для сознательного усвоения знаний обучаемыми:

-    наличие мотивов обучения;

-    уровень и характер познавательной активности обучаемых;

-    организация учебно-воспитательного процесса;

-    управление познавательной деятельностью обучаемых;

-    применяемые преподавателем методы и средства обучения;

-    собственная познавательная активность слушателя.

Принципы и правила педагогической деятельности.

  1. Принцип сознательности и активности
  • Обучаемый должен понимать цели и задачи предстоящей работы. Для этого надо объяснить важность и значение изучаемого учебного материала, где он может быть использован.

  • Понимание обучаемым того, что, почему и как нужно делать. Не выполнять механически учебные действия, предварительно глубоко не осознав их.

  • Обеспечивать понимание обучаемыми смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт обучаемых, использовать образные сравнения.

  • Использовать силу взаимообучения обучаемых. Обеспечивать надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко обучаемыми воспринимается лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить сами обучаемые.

  • На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий

  • Неизвестный материал логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
  • Учить и воспитывать так, чтобы обучаемый не был «дополнением» к учебному предмету, а был субъектом его активного освоения. Не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • Создавать для обучаемых ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.
  • Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
  • Учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделять главное, добиваться, прежде всего, понимания и усвоения главного. Вводить оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
  •  Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет: но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
  •  Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
  •  Контролировать факторы, отвлекающие внимание обучаемых от объекта изучения (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на занятии, опоздания, нарушения дисциплины и т. п.).
  • Чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить обучаемых мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
  • Все, что преподается, должно быть обосновано доказательствами и аргументами, чтоб не оставалось места ни сомнению, ни забвению.
  •  Помнить, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  •  Постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих обучаемых, развивать и направлять их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
  •  Шире использовать в обучении практические ситуации, требовать от обучаемых самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
  •  Обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
  •  Приучать обучаемых думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания.
  •  Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем.  
  •  Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности.

  1. Принцип наглядности обучения

        Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

  • Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  •  Обучаемый мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучаемыми.
  • Видимое надо показывать для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
  • Не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления обучаемых.
  • Понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  •  Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучаемых.
  • Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  •   Рассматривать наглядные средства с обучаемыми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
  •  Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий - это рассеивает внимание обучаемых и мешает воспринимать главное.
  •  Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими обучаемыми.
  • В совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
  •  Применяя наглядные средства, воспитывать у обучаемых внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  •  При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

  1. Принцип систематичности и последовательности

        Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития обучаемых замедляется.

         В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие:

  • Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделять содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги).
  •  Внедрять логику науки и исторического процесса в сознание обучаемых.
  • Составлять с обучаемыми опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
  • Повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
  •  После изложения отдельных частных вопросов прибегать к кратким и обобщающим повторениям.
  •  Проводить повторение изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе занятия.
  •  Преподаватели всех учебных предметов, а не только преподаватели языка должны следить за способом и формой выражения мысли обучаемых на всех занятиях.
  •  Постоянно и терпеливо приучать обучаемых к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменять обучаемых, лучше помогать им.
  • Чаще показывать обучаемым перспективы их обучения.
  •  Обучать энергично, с подъемом, использовать яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
  •  В конце раздела, курса обязательно делать обобщения.
  •  Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки обучаемых, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучать обучаемых к систематическому анализу собственных ошибок.
  •  Не следует возбуждать деятельность уставших обучаемых искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживаться физических норм умственной активности обучаемых, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.
  •  Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс – тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.
  •  Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за одно занятие того, что в условиях естественного обучения обучаемые могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
  •  Требовать от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
  • Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
  •  Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
  • Приучать своих обучаемых постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.

  1. Принцип прочности

        Прочность усвоения обучаемыми учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения обучаемых к данному учебному материалу, обучению, преподавателю. Прочность усвоения знаний обучаемыми обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.  Память обучаемых носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

  • В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы обучаемых, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
  • Препятствовать закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что обучаемый не понял. Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
  •  Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что обучаемый сам легко может прибавить.
  • Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
  • Не давать прямых заданий или указаний запоминать, лучше заинтересовать обучаемых, время от времени «подогревать» возникший интерес.
  •  Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления обучаемых с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью.
  •  Приучать каждого обучаемого работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Бороться с ленью.
  •  Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  • Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
  •  Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Восстановите интерес. Не интенсифицируйте обучение искусственно.
  • При снижении внимания обучаемых вместо очередной «нотации» использовать притчи, легенды, басни, шутки.
  •  Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение обучаемыми, которое можно использовать при взаимообучении. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать преподаватель, легко и быстро формируются путем взаимообучения.
  •  Развивать память обучаемых: учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
  •  Использовать дифференцированный подход к учебному материалу. Постоянно заботиться о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым обучаемым не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения.
  •  Не приступать к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу обучаемого, непрочно.
  •  Следить за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний.
  •  Повторение и закрепление изученного проводить так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширять их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации.
  •  Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставить возможность обучаемым рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
  •  Для прочного усвоения применять яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.
  •  Во время изучения нового всегда связывать его с ранее пройденным, повторять старое в новом.
  •  Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
  •  Перед упражнением четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; провести пробные упражнения.
  •  Во время упражнений предупреждать усталость обучаемых и не доводить их до переутомления.
  1. Принцип доступности

        Чем выше уровень умственного развития обучаемых и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний. Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучаемых и формирование их моральных качеств. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

  • Обучая, исходить из уровня подготовленности и развития обучаемых, учить, опираясь на их возможности. Изучать и учитывать жизненный опыт обучаемых, их интересы, особенности развития.
  •  Обучая, учитывать возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
  •  Для доступности широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
  •  При изучении нового и сложного материала привлекать сильных обучаемых, а при закреплении – средних и слабых.
  •  Облегчайте обучаемым усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
  •   Доступность, так же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи преподавателя: четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, обучать образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  •  Не увеличивать длительность монологов: тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что обучаемые поймут самостоятельно, не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
  • На первом этапе обучения лучше изучать не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы обучаемые основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
  •  Реализуя принцип доступности, главное внимание уделять  управлению познавательной деятельностью обучаемых: плохой преподаватель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
  •  Доступность не означает легкость обучения, и функция преподавателя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд обучаемых по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения.
  •  Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучать обучаемых осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

  1. Принцип научности

        Принцип научности обучения требует, чтобы обучаемым на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

         Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

  • Раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.
  •  Каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
  • Развивать мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
  •  Систематически информировать обучаемых о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывать новые достижения с формируемой у обучаемых системой знаний.
  •  Не упускать возможности ознакомить обучаемых с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
  •  Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами, быть в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
  • Приучать обучаемых следить за научной информацией, поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
  •  Поощрять исследовательскую работу обучаемых.
  • Давать обучаемому возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.

  1. Принцип связи теории с практикой

        Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано.

  • Общественно-исторической практикой доказывать необходимость научных знаний, изучаемых в учебном заведении.
  •  Обучая, идти от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.
  •  Постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории с практикой.
  • Рассказывать обучаемым о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.
  •  Настойчиво приучать обучаемых проверять и применять свои знания на практике.
  • Не должно быть ни одного занятия, на которых обучаемый не знал бы жизненного значения своей работы.
  •  Составлять и решать с обучаемыми задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекать к их анализу и проверке.
  •  Связывать обучение с перспективами развития здравоохранения своего города, села, области, республики, страны.
  •  Проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой.
  • Внедряйте НОТ в учебный процесс. Учить применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.
  •  Воспитывать у обучаемых стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивать соревновательность.
  •  В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80–85% знаний.
  •  Побуждать обучаемых к самостоятельной работе по приобретению знаний; использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Планируемый результат:

  • Помощь преподавателям в планировании и организации учебной и воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...