Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса
материал

Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_russkomu_yazyku.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки

по русскому языку

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ

а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж

ь

я

е

ю

е

и

п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И

ЧА – ЩА  - пиши с буквой А

ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У

ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.

    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)

    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

   Дома – домик, носы - нос

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.

Зуб – зубы – зубной.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Разбор предложения.

   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое

 Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода  (он мой)

Женского рода  (она моя)

Среднего рода  (оно моё)

     Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)
  • по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно

    Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)

  •     Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)

  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)

  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

                О, Е – соединительные гласные.

               (водопровод,   самолёт,  вездеход)          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе

урок в 4 классе. Тема урока: "Правописание гласных и согласных в корне слова"...

Презентация по русскому языку для 2 класса Непроизносимые согласные

Презентация к уроку русскогоязыка для 2 класса по программе Начальная школа 21 века...

Презентация по русскому языку для учащихся 3 класса "Правописание приставок"

Презентация для урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок"...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

Программа учебного курса русский язык для 10 класса 10 класс

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения рус...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся СПО -1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью программы по подготовке специалистов среднего звена.1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной ...

Учебное пособие по дисциплине "Русский язык" для учащихся колледжей, студентов университетов

Учебное пособие «Русский язык. Тексты, вопросы и задания» разработано в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, которые должны владеть русским языком в его устной и письменн...