Методические указания для выполнения практических работ для обучающихся с нарушениями слуха.
методическая разработка

 Методические указания для выполнения практических работ для обучающихся с нарушениями слуха по дисциплине ОП.01 «Организация туристской индустрии» специальности 43.02.10 «Туризм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Методические указания для выполнения практических работ для обучающихся с нарушениями слуха по дисциплине ОП.01. «Организация туристской индустрии» специальности 43.02.10 «Туризм»

Терегулова Айгуль Айратовна

Нижневартовск, 2019

Особое место среди нозологических групп детей с нарушениями развития занимают дети с нарушениями слуха. Законодательно закреплено определение «инклюзивное образование», приняты федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возросло число учреждений с опытом инклюзии и интеграции, в том числе инклюзивного образования обучающихся с нарушенным слухом.

Психолого-педагогическая особенностей познавательного развития обучающихся с нарушениями слуха

Как известно, к категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции. Понятие «нарушение слуховой функции человека» подразумевает, в первую очередь, снижение его способности обнаруживать и понимать звуки, а также трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Нарушение слуха у детей оказывает значительное влияние на все процессы психического развития, в результате чего возникают специфические особенности в познавательной деятельности и личностной сфере.

Обобщая выделенные ведущими специалистами в области сурдопсихологии особенности протекания психических процессов, следует отметить те специфические особенности развития познавательной сферы при нарушениях слуха, которые в первую очередь должны учитываться при организации процесса обучения и воспитания.

1. У глухих детей восприятие и узнавание протекает более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требуется больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия.

2. В развитии памяти у детей с нарушениями слуха отмечается преобладание образной памяти над словесной. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее.

3. В развитии речи глухих детей важной особенностью является почти одновременное овладение ими несколькими различными видами речи – словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой.

4. Глухие и слабослышащие в зависимости от своих возможностей

воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слухозрительно. Основным способом восприятие устной речи для детей с нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов.

Специфика построения учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими нарушенный слух, в рамках личностно ориентированного подхода заключается в умении построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить обучающемуся чувство психологической защищѐнности, радости познания, развитие его индивидуальности.

Пояснительная записка

  1. Общие положения практической работы обучающихся

1.1. Положение о практической работе составлено в соответствии с: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 43.02.10 Туризм, в соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн.

1.2. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

В работе со слабослышащими обучающимися наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.

Дети с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. Длительные устные объяснения педагога требуют от глухого/слабослышащего ребенка максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих детей из учебного процесса.

Оптимальное восприятие, осмысление, усвоение материала возможно обеспечить только при расширении сенсорной основы обучения, подключении у детей с нарушенным слухом максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный и др.) при работе с информацией.

2.2 Основные виды практической работы студентов при изучении дисциплины «Организация туристской индустрии».

-систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

-углубления и расширения теоретических знаний;

-формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

-развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развития исследовательских знаний.

2.2. Основные виды внеаудиторной работы по данному курсу.

- составление схем;

- подготовка реферата.

3. Методические рекомендации по составлению схем по дисциплине «Организация туристской индустрии».

3.1 Вид практической работы: составление схемы структуры туристской индустрии.

Целью этого вида практической работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними связь. Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы — это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Составление структурной схемы изучения знаний является системно-структурным подходом обучения из технологии системного усвоения знаний. Это подход, связанный с анализом общей структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их функций, систематизацией по общности функций и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий. Системными называются знания, адекватные структуре научной теории.

3.2. Цель практической работы: изучить и схематично представить состав туристской индустрии.

3.3. Задачи практической работы:

- изучить информацию о структуре туристской индустрии;

- определить главные составные элементы туристской индустрии;

- систематизировать по общности функций и классификацией в соответствии со структурой задания.

3.4. Содержание практической работы:

  1. Используя литературные источники, разработать схему, отображающую структуру туристской индустрии.
  2. Раскройте значение каждого перечисленного в схеме компонента системы туристской индустрии.

3.5. Требования к составлению логических схем:

Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей). Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.). Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

3.6. Методические рекомендации по составлению логических схем

Алгоритм составления схемы:

1. Подберите учебный материал для составления схемы.    

2. Выделите основные, обще понятия.  

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.    

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.    

5. Дайте название выделенным группам.    

6. Исходя из методических рекомендаций, составьте схему «Туристская индустрия и ее структура».

7. Раскройте значение каждого перечисленного в схеме компонента системы туристской индустрии

Методические рекомендации по составлению логических схем :

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

3.8. Рекомендуемая литература.

1.Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».

2.ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования.

3. Организация туристской деятельности: учебник / А.Б. Косолапов. Москва: КНОРУС, 2018. — 304 с

Список используемой литературы.

1.Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха / автономное учреждение дополнительного профессионально гообразования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» / под общ. ред. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, ИРО, 2017. – 48 с.

2 Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. / С. В. Алехина. – М.:ЮНИТИ,2014. – 680 с.

3. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. / И. А. Баева.– СПб.: Азбука, 2016. – 94 с.

4. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзиции. / Л. Ю. Беленкова. – М.: Интеграция образования,2015.- 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ЕН 02 Информатика предназначены для обучающихся 2 курса специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ЕН 02 Информатика предназначены для обучающихся 2 курса специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ЕН 02 Информатика предназначены для обучающихся 2 курса специальностей 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщений»

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ЕН 02 Информатика предназначены для обучающихся 2 курса специальностей 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городски...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Методические указания по выполнению  практических работ обеспечивают реализацию  рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.   Реализация программы обеспечит компетентност...

Бухгалтерский учет Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для обучающихся СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» всех форм обучения

Методические указания содержат основные вопросы по темам дисциплины, рекомендованные для самостоятельного изучения, ситуационные задания для проведения практических занятий и организации самостоятельн...

Основы экономики: методические указания к выполнению практических работ для обучающихся по специальности 18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений»

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 18.02.12 «Технология аналитического контроля химических соединений». Предназначены  для закре...

Основы экономики, менеджмента и маркетинга: методические указания к выполнению практических работ для обучающихся по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело». Предназначены  для закрепления теоретических знаний...

Основы экономики: методические указания к выполнению практических работ для обучающихся по направлению 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Предназначены  для закрепления теоретических знаний и практ...